Обеспечение прав граждан на потребление безопасных для здоровья товаров
Закон РФ "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и предпринимателями, устанавливает право потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на их безопасность для жизни и здоровья, получение информации о товарах и их изготовителях, просвещение потребителей, государственную и общественную защиты их интересов, объединение в общественные организации потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав.
Законодательство о защите прав потребителей в России действует с 1992 г. и регулирует отношения между потребителем-гражданином, приобретающим и использующим товары, заказывающим либо имеющим намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) для личных бытовых нужд, с одной стороны, и предприятием, учреждением, организацией либо гражданином-предпринимателем, осуществляющим изготовление и продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, с другой стороны.
Рассмотрим основные понятия, применяемые в Законен (в редакции от 9 января 1996 г.).
П о т р е б и т е л е м является гражданин, который приобретает и использует товары, заказывает услуги и работы .
Степень утраты профессиональной трудоспособности (в %) устанавливает судебно-медицинская экспертиза;
2) возмещение расходов, вызванных повреждением здоровья. К ним относят расходы на усиленное питание, протезирование, уход, приобретение лекарств и т. д. Дополни- тельные расходы возмещаются при условии, если по заключению судебно-медицинской комиссии потерпевший признан нуждающимся в дополнительных видах помощи.
Право требовать возмещения вреда, причиненного недоброкачественными товарами (работами, услугами), имеет любой потребитель вне зависимости от того, состоял ли он в договорных отношениях с продавцом (изготовителем, исполнителем) или нет.
Закон устанавливает срок, в пределах которого потерпевшие могут требовать возмещения вреда, вызванного недоброкачественностью товаров. Вред возмещается, если он возник в пределах срока службы (годности) товара.
Если срок годности (службы) товара не установлен, то законодательством предусмотрен предельный срок, в течение которого причиненный ущерб подлежит возмещению, — 10 лет с момента изготовления товара, производства работ, оказания услуг.
Требования о возмещении вреда предъявляются:
+ если вред возник в результате недостатков товара, требование о возмещении вреда потерпевший вправе предъявить как продавцу, так и изготовителю, при этом, если вред причинен в период действия гарантийного срока либо срока годности, обязанность возместить вред может быть возложена либо на продавца, либо на изготовителя;
+в случаях, когда вред причинен в результате использования товаров, на которые не установлены ни гарантийные сроки, ни сроки годности, к имущественной ответственности и продавец и изготовитель могут быть привлечены лишь при условии, если вред возник в течение 6 месяцев,
+ в отношении недвижимости — в течение двух лет со дня передачи имущества (товара) потребителю.
При причинении вреда за пределами указанных сроков вред возмещает только изготовитель товара.
Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан возместить вред, причиненный потребителю или третьему лицу, независимо от того, по какой причине товары (работы, услуги) оказались недоброкачественными, это может произойти как по вине продавца (изготовителя, исполнителя), так, и независимо от его вины.
Безопасность товаров (работ, услуг) и предотвращение вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя обеспечиваются также производителями, определяющими правила пользования товарами, хранения товаров, их транспортировки и утилизации.
Если для безопасного использования товаров, их хранения, транспортировки и утилизации необходимо соблюдение специальных правил, то в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона о защите прав потребителей изготовитель обязан разработать правила, а продавец. — довести их до сведения потребителя. Разработанные изготовителем правила пользования товаром, хранения товара, его транспортировки и утилизации доводятся до потребителя в доступной форме, не требующей от него специальных знаний. Они должны содержаться в техническом паспорте изделия или инструкции по его эксплуатации, на самом изделии или на этикетке.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона обязательной сертификации подлежат:
+ товары, на которые в законодательных актах, государственных стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей;
+ средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей.
Партия товара, реализуемого через розничную торговлю, или каждая единица товара должны сопровождаться сертификатом соответствия. Продавец по требованию потребителя обязан предъявить сертификат. На товарах, работах, услугах, прошедших сертификацию и удостоверенных сертификатом, в таре, упаковке, товаросопроводительной документации должен быть знак соответствия. Знаки соответствия устанавливаются ГОСТ 28197-90.
Ответственность за наличие сертификата соответствия несет продавец.
В соответствии с Законом о защите прав потребителей потребитель имеет право потребовать сертификат от изготовителей, выполняющих работы (услуги).