Оценка шумового режима автотранспорта по эквивалентному уровню звука LА экв расчетным и графоаналитическим методами в условиях городской среды
Цель работы:овладеть навыками оценки уровня шума автотранспорта расчетным и графоаналитическим методами.
Шумы оценивают эквивалентным уровнем звука LА экв. Величину этого показателя замеряют шумомером. Однако такие замеры отражают состояние на момент измерений, а не стабильное значение уровня звука. Поэтому чаще применяют расчет по формулам.
Расчетный метод.
Шумовой характеристикой потоков автомобильного транспорта (включая грузовые автомобили, автобусы и троллейбусы) является эквивалентный уровень звука IАэкв , дБА на расстоянии 7,5 м от оси ближней полосы движения транспортных средств, рассчитываемый по формуле:
LА экв = 10 lg Q + 13,3 lg v + 4 lg (1+p)+Δ LA1 + Δ LA2 + 15,
где: Q - интенсивность движения автотранспорта, ед/час; v - средняя скорость потока, км/час; р - доля средств грузового и общественного транспорта в потоке, Δ LA1 - поправка, учитывающая вид покрытия проезжей части улицы или дороги, дБА (при асфальтобетонном покрытии ΔLA1 = 0, при цементобетонном покрытии ΔLA1 = +3 дБА); ΔLA2 - поправка, учитывающая продольный уклон улицы или дороги, дБА (при продольном уклоне 2-4% и доле грузового и общественного транспорта до 20% ΔLA2 составляет от 0,5 до 2,5 дБА).
Графоаналитический метод
С помощью данного метода эквивалентные уровни звука в точке, расположенной в 7,5 м от ближайшей полосы движения, определяют по номограмме (Рис.1). Здесь велияина LА экв поставлена в зависимость от сочетания парных значений. Вначале скорости движения v, км/ч и процента содержания в потоке грузового и общественного транспорта р (см. шкалы в левой части рисунка). Потом от плотности потока N, авт/ч, и его скорости v (правая часть рисунка).
Задание.Рассчитать эквивалентный уровень звука LА экв в различное время суток по формуле и номограмме, по таблицам 1 и 2. Сделать вывод о зависимости шума от скорости и интенсивности автомобильного потока. Сравнить уровень шума с нормами.
Таблица 1
Загруженность автотранспортом улицы Ленина
Время | Тип автомобиля | Число единиц |
8.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
Автобус | ||
Всего | ||
13.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
Автобус | ||
Всего | ||
18.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
автобус | ||
Всего | ||
00.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | - | |
Автобус | ||
Всего |
Таблица 2
Загруженность автотранспортом Московского проспекта
Время | Тип автомобиля | Число единиц |
8.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
Автобус | ||
Всего | ||
13.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
Автобус | ||
Всего | ||
18.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
Автобус | ||
Всего | ||
00.00 | Легковой | |
Легкий грузовой | ||
Средний грузовой | ||
Тяжелый грузовой | ||
Автобус | ||
Всего |
Рис.1. Графический метод расчета уровней звука
а - номограмма для определения эквивалентного уровня звука в 7,5 м
от ближайшей полосы движения транспорта; б - уровни звука от железнодорожного
транспорта на расстоянии 7,5 м от оси рельсового пути; в - график зависимости
расстояния r, м, проникновения шума на территорию от величины превышения
эквивалентного уровня звука над нормативным