Лабораторная работа №2. Расчет категории опасности улицы (автомобильного транспорта и дороги)
Цель работы
Овладение методикой расчета категории опасности улицы (автомобильного транспорта и дороги).
Общие положения
Эксплуатация автомобилей связана со значительным загрязнением окружающей среды отработавшими газами. Доля вредных компонентов отработавших газов в общем объеме атмосферных загрязнений газами в различных регионах России достигает 90 %. Особенно негативное воздействие автомобильного транспорта проявляется в крупных городах.
Вклад автотранспорта в городе Оренбурге от суммарного выброса загрязняющих веществ составляет 46,2 %. По сравнению с 1995 годом его выбросы за счет увеличения пробега автобусов (в 1,43 раза) и легковых автомашин (в 1,18 раза) увеличились на 5,8 тыс. т. В городе Орске - 7,2 %, Новотроицке - 3,5 %, Кувандыке - 47,8 %.
В состав отработавших газов входят токсичные и поэтому наиболее опасные для здоровья человека вещества: окись углерода, окислы (окись и двуокись) азота, углеводороды, альдегиды (формальдегид и акролеин), соединения серы, ядовитый свинец и его соединения, сажа и канцерогенное вещество бенз(а)пирен.
Транспортные источники загрязнения атмосферы обладают рядом специфических особенностей, учет которых необходим на любом уровне рассмотрения проблемы. По существующей классификации их можно отнести к линейным наземным непрерывно действующим источникам с переменной мощностью выброса, расположенных непосредственно в селитебных районах города. Особую опасность для окружающей среды эти источники создают тем, что выброс осуществляется в приземном слое воздуха на очень небольшой высоте (до 1,5 метра).
Наиболее опасными для здоровья человека в выбросах автомобильного транспорта являются вещества канцерогенного характера. К ним относятся свинец и некоторые полициклические углеводороды (бенз(а)пирен).
Свинец образуется при сгорании тетраэтилсвинца (ТЭС) в двигателях внутреннего сгорания, который использовался в России как антидетонатор для повышения октанового числа бензина до 2000 г. Максимальное содержание ТЭС в бензине составляет 0,25 г/кг (0,37 г/л).
Если легкие фракции загрязнителей могут перемещаться на дальние расстояния, рассеиваясь на больших площадях, то соединения свинца выпадают локально. Таким образом, в результате движения автотранспорта происходит загрязнение свинцом почвы и растительности придорожной полосы. Многочисленные исследования показывают, что до 70 % свинца накапливается в верхнем 10-сантиметровом слое почвы в полосе до 60 м от полотна дороги. По мере удаления количество свинца в почве постепенно снижается, хотя и прослеживается на расстоянии до 300 м от полотна дороги.
При этом распространение свинца зависит от наличия и плотности зеленных насаждений - чем она выше, тем меньше его в почве, а также от наличия различных препятствий. Несмотря на то, что ТЭС в России не используется уже несколько лет, в почве вдоль дорог концентрация свинца доходит до 10 мг/кг.
Токсичные вещества попадают в атмосферу не только в составе отработавших газов. Токсичными являются и сами углеводородные топлива. Особенно бензин, точнее его пары, выходящие из отверстий топливных баков и карбюратора, а также картерные газы двигателя. Предельно допустимая среднесуточная концентрация паров бензина - 1,5 мг/м3.
Однако автотранспорт является еще и мощным источником выделения аэрозолей, которые формируются по двум разным механизмам:
-первая часть аэрозолей поступает в атмосферу города в результате неполного сгорания топлива в двигателях (особенно в дизелях) транспортных средств. При этом выделяется тонкодисперсный аэрозоль сажи. В составе сажи, выбрасываемой двигателем, есть и полициклические углеводороды, обладающие канцерогенным и мутагенным действием (около 75 % мутагенов адсорбируются именно на саже), что сильно повышает ее агрессивность;
-вторая часть аэрозоля формируется в результате взаимодействия шин автомобиля и воздушного потока, создаваемого им, с поверхностью дороги (соединения цинка и кадмия).
Таким образом, автомобильные дороги крупного города являются мощным источником как первичного, так и вторичного выделения веществ-загрязнителей в атмосферу.