ТЕМА: Предмет и задачи экологии
ЛЕКЦИЯ 1
ПЛАН:
1. Определение экологии.
2. Предмет экологии.
3. Структура современной экологии.
4. Связь экологии с другими науками.
5. Задачи экологии.
6. Истрия экологии/
Экология(от греч. «ойкос» — дом, жилище и «логос» — учение) — наука, изучающая условия существования живых организмов и взаимосвязи между организмами и средой, в которой они обитают. Изначально экология развивалась как составная часть биологической науки, в тесной связи с другими естественными науками — химией, физикой, геологией, географией, почвоведением, математикой.
Предметом экологии является совокупность или структура связей между организмами и средой. Главный объект изучения в экологии — экосистемы, т. е. единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).
Основной, традиционной, частью экологии как биологической науки является общая экология, которая изучает общие закономерности взаимоотношений любых живых организмов и среды (включая человека как биологическое существо).
В составе общей экологии выделяют следующие основные разделы:
—аутэкологию, исследующую индивидуальные связи отдельного организма (виды, особи) с окружающей его средой;
—популяционную экологию (демоэкологию), в задачу которой входит изучение структуры и динамики популяций отдельных видов. Популяционную экологию рассматривают и как специальный раздел аутэкологии;
—синэкологию (биоценологию) — изучающую взаимоотношение популяций, сообществ и экосистем со средой.
Для всех этих направлений главным является изучение выживания живых существ в окружающей среде и задачи перед ними стоят преимущественно биологического свойства — изучить закономерности адаптации организмов и их сообществ к окружающей среде, саморегуляцию, устойчивость экосистем и биосферы и т. д.
В изложенном выше понимании общую экологию нередко называют биоэкологией, когда хотят подчеркнуть ее биоцентричность.
С точки зрения фактора времени экология дифференцируется на историческую и эволюционную.
Кроме того, экология классифицируется по конкретным объектам и средам исследования, т. е. различают экологию животных, экологию растений и экологию микроорганизмов.
В последнее время роль и значение биосферы как объекта экологического анализа непрерывно возрастает. Особенно большое значение в современной экологии уделяется проблемам взаимодействия человека с окружающей природной средой. Выдвижение на первый план этих разделов в экологической науке связано с резким усилением взаимного отрицательного влияния человека и среды, возросшей ролью экономических, социальных и нравственных аспектов, в связи с резко негативными последствиями научно-технического прогресса.
Таким образом, современная экология не ограничивается только рамками биологической дисциплины, трактующей отношения главным образом животных и растений, она превращается в междисциплинарную науку, изучающую сложнейшие проблемы взаимодействия человека с окружающей средой. Актуальность и многогранность этой проблемы, вызванной обострением экологической обстановки в масштабах всей планеты, привела к «экологизации» многих естественных, технических и гуманитарных наук.
Например, на стыке экология с другими отраслями знаний продолжается развитие таких новых направлений, как инженерная экология, геоэкология, математическая экология, сельскохозяйственная экология, космическая экология и т. д.
Соответственно более широкое толкование получил и сам термин «экология», а экологический подход при изучении взаимодействия человеческого общества и природы был признан основонолагающим.
Экологическими проблемами Земли как планеты занимается интенсивно развивающаяся глобальная экология, основным объектом изучения которой является биосфера как глобальная экосистема. В настоящее время появились и такие специальные дисциплины, как социальная экология, изучающая взаимоотношения в системе «человеческое общество — природа», и ее часть — экология человека (антропоэкология), в которой рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром.
Современная экология тесно связана с политикой, экономикой, правом (включая международное право), психологией и педагогикой, так как только в союзе с ними возможно преодолеть технократическую парадигму мышления, свойственную XX в., и выработать новый тип экологического сознания, коренным образом меняющий поведение людей по отношению к природе.
С научно-практической точки зрения вполне обосновано деление экологии на теоретическую и прикладную.
Теоретическая экология вскрывает общие закономерности организации жизни.
Прикладная экология изучает механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разрабатывает принципы рационального использования природных ресурсов. Научную основу прикладной экологии составляет система общеэкологических законов, правил и принципов.
Исходя из приведенных выше понятий и направлений следует, что задачи экологиивесьма многообразны.
В общетеоретическом плане к ним относятся:
—разработка общей теории устойчивости экологических систем;
—изучение экологических механизмов адаптации к среде;
—исследование регуляции численности популяций;
—изучение биологического разнообразия и механизмов его поддержания;
—исследование продукционных процессов;
—исследование процессов, протекающих в биосфере, с целью поддержания ее устойчивости;
—моделирование состояния экосистем и глобальных биосферных процессов.
Основные прикладные задачи, которые экология должна решать в настоящее время, следующие:
—прогнозирование и оценка возможных отрицательных последствий в окружающей природной среде под влиянием
деятельности человека;
—улучшение качества окружающей природной среды;
—сохранение, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
- оптимизация инженерных, экономических, организационно-правовых, социальных и иных решений дня обеспечения экологически безопасного устойчивого развития, в первую очередь в экологически наиболее неблагополучных районах.
Стратегической задачей экологии считается развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.
История экологии
Экологиясвоими корнями уходит в далекое прошлое. Потребность в знаниях, определяющих «отношение живого к окружающей его органической и неорганической среде», возникла очень давно. Достаточно вспомнить труды Аристотеля (384—322 до н. э.), Плиния Старшего (23—79 н. э.), Р. Бойля (1627—1691) и др., в которых обсуждалось значение среды обитания в жизни организмов и приуроченность их к определенным местообитаниям, чтобы убедиться в этом.
Гоминоиды и гоминиды - охотники и собиратели.Первым признаком, выделившим человекообразных существ (гоминоидов) из животного мира, было передвижение на задних конечностях - бипедия. В Южной, Центральной и Восточной Африке обнаружены остатки гоминоидов, которым было свойственно передвижение на двух ногах. Их отнесли к роду австралопитеков. Обнаружены окаменевшие отпечатки подошв, оставленные австралопитеками около 3,8 млн лет назад.
Человек разумный.По мнению антропологов, предком всех современных людей (Homo sapiens sapiens) была женщина, жившая в Западной Африке около 200 тыс. лет назад (Дольник, 1994). Неандертальцы встретились с разумным человеком 120 тыс. лет назад на Ближнем Востоке. Первые проникли туда с севера, из Европы, а вторые с юга, из Африки. Неандертальцы не выдержали конкуренции с более прогрессивным видом и вымерли 25 тыс. лет назад.
Гекатей Милетский (546—480 до н. э.) поставил перед собой задачу собрать воедино имеющиеся сведения об окружающем мире и представить их в доступной форме. В своем "Землеописании" он обобщил множество записок о сухопутных и морских путешествиях и постарался как можно полнее и правдивее охарактеризовать известную ему Ойкумену - пространство, заселенное людьми. Живший столетием позже Геродот много путешествовал. В "Истории" в 9 книгах им описана природа многих стран и особенности жизни народов, их населяющих.
Страбон (ок. 63 до н. э. - ок. 24 н.э.) на основании личных наблюдений и по материалам многочисленных источников написал сочинение в 17 книгах "География". Это была сводка всех географических знаний, которыми располагали древние греки.
Будучи прекрасными наблюдателями, греческие ученые высказали гениальную догадку о шарообразности Земли. Аристотелю удалось найти необходимые доказательства этого предположения, а Эратосфен, первым введший в обращение термин "география", сумел с удивительной точностью определить размеры земного шара. Клавдий Птолемей написал "Руководство по географии" в 8 книгах, к которым было приложено 27 карт. Это первый дошедший до нас географический атлас. Широкую известность получила геоцентрическая система мира Птолемея, обоснованию которой он посвятил 13-томное "Великое математическое построение астрономии".
Платон представлял наш "природный дом"— Землю -круглой планетой: "Земля, если взглянуть на нее сверху, похожа на мяч". Она "очень велика, и мы знаем малую ее часть". Ставя вопрос о том, сколько лет существуют на Земле государства, Платон отвечает: "огромный и неисчислимый период времени. Тысячи государств появилось за это время одно за другим и, соответственно, не меньшее число исчезло".
Уже в античную эпоху люди обладали знаниями и пониманием тех проблем, которые мы теперь называем экологическими. Согласно Платону некогда Аттика обладала очень плодородными почвами, обеспечивавшими безбедное существование ее жителей. Горы были покрыты лесами, которые не только кормили обитавших в них зверей, но и задерживали под своей сенью дождевые воды. "Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле, - пишет Платон, - то, что сохранилось, если сравнивать это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши".
Великий Аристотель сформулировал принципы научного познания, позволяющие строить теории путем наблюдения фактов, отвечая при этом на вопрос: "Что это за предмет и почему он существует?". Оставив после себя более 300 сочинений ("Метафизика", "История животных", "Физика", "О Небе", "Метео-рологика" и др.), он по праву считается основателем многих естественных дисциплин - гидрологии, метеорологии, океанологии, сравнительной анатомии, систематики животных и других. Как вдохновенно звучат его слова: "Мышление - доблестнейшее занятие человека, верх блаженства и радость в жизни..."
Преемником Аристотеля был Феофраст. Основной его заслугой была разработка основ ботаники как самостоятельной науки. Им написано "Исследование о растениях" в 9 книгах. При описании разных растений (около 500 видов) Феофраст уделял большое внимание их экологии, т.е. зависимости от теплоты, влажности, освещенности, почв и т. п. "Своеобразие растительности, - пишет он, - создается разницей в месте".
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
Первый этап — зарождение и становление экологии как науки (до 60-х гг. XIX в.). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой tot обитания, делались первые научные обобщения.
В XVII—XVIII вв. экологические сведения составляли значительную долю во многих биологических описаниях. Элементы экологического подхода содержались в исследованиях русских ученых И. И. Лепехина, А- Ф. Миддендорфа, С. П. Крашенникова, французского ученого Ж. Бюффона, шведского естествоиспытателя К. Линнея, немецкого ученого Г. Йегера и др.
В этот же период Ж. Ламарк (1744—1829) и Т. Мальтус (1766—1834) впервые предупреждают человечество о возможных негативных последствиях воздействия человека на природу.