Проект рассчитан на учащихся 1 – х классов
Тема проекта: «Растения школьного двора».
Автор проекта:Киндякова Елена Викторовна,
Россия, сельское поселение Сингапай,
Нефтеюганское районное муниципальное
общеобразовательное бюджетное учреждение
«Сингапайская средняя общеобразовательная школа»,
учитель начальных классов
Предмет, класс
Окружающий мир - 1 класс
Место выполнения работы:Нефтеюганское
районное муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Сингапайская СОШ»,
Контактные телефоны: 8 (3463) 293094,
8 (3463) 293093, 89044512713
E-mail: Shkola13@pisem. Net
Краткая аннотация проекта
Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа пока не учит вести поиск и отбор информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определенную роль отводит предмету «окружающий мир», который может подвести детей к пониманию основного закона экологии : «все связано со всем», а вслед за этим к осознанию целостности природы и элементарных правил нравственного поведения в ней, как составляющих гражданской позиции и мировоззрения обучающихся; ориентируют учителя на системно - деятельностный подход в обучении, на формирование универсальных учебных действий. Большое значение придаётся учёту возрастных и индивидуальных особенностей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача сложившейся социально – культурной ситуации начала XXI века. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогают ребенку по-новому взглянуть на природу.
Ребенок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, все воспринимает с любовью, испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребенка развиваются самостоятельность, наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………….6
План проведения проекта ………………………………………………………..11
Выполнение проекта
I.Теоретическая часть
1.1.Растения для природы………………………………………………………..11
1.2.Растения для человека………………………………………………………..11
1.3.Разговор в лесу………………………………………………………………..12
1.4.Растения - живые существа……………………………………………………12
II. Практическая часть…………………………………………………………….13
Результаты выполненной работы………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………………….18
Приложения……………………………………………………………………19 - 48
Введение
Проект "Деревья школьного двора" направлен на изучение разнообразия растений (трех ярусов) во дворе нашей школы, а так же пользы растений школьного двора для человека.
Проблема:во дворе нашей школы растет достаточно много растений.Зачем они здесь? Пользу или вред приносят они ученикам?
Целью является формирование интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение.
Погружение в проблему проекта осуществляется на первом уроке окружающего мира по теме «Растения нашего двора», и продолжается активная работа на следующем уроке-экскурсии. Завершающим этапом является создание гербария и выступление перед учащимися класса.
Проект рассчитан на учащихся 1 – х классов
Реализация данного проектавозможна в любом учебном учреждении.
Проект рассчитан на 3 урока: 1 учебное занятие по окружающему миру – теоретическое, 1 учебное занятие – экскурсия, которая предусматривает работу в группе, внеурочная деятельность, 1 учебное занятие – выступление учащихся, отчет групп.
Внешний продукт проекта- созданные материалы: гербарий, альбом зарисовок, слайдовая презентация растений школьного двора.
Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности способствующее формированию интереса первоклассников к изучению окружающего мира, экологической культуры, развитие умений находить информацию и работать с ней, формирование навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества, навыков работы в группе.
Основополагающие вопросы
· Что растет у школы?
· Зачем растения во дворе школы?
· В чем заключается польза для учащихся растений во дворе нашей школы?
Вопросы, направляющие проект
· Какое количество разнообразных растений (ярусы) украшает двор нашей школы?
· Чем отличаются травянистые растения от кустарников, кустарники от деревьев?
· Сколько разных травянистых растений растет во дворе нашей школы?
Проблемные вопросы
· Зачем людям растения?
· Какую пользу приносят травы, кустарники, деревья?
· Какие растения украшают двор нашей школы?
Учебные вопросы:
· Что растет у школы?
· Чем различаются растения?
· На какие группы делятся все растения?
Проблемные вопросы по окружающему миру
· Чем отличаются одни растения от других?
· Какие деревья растут около школы? Как отличить одно от другого?
· Какие кустарники растут около школы?
· Какие травы растут около школы?
· В чем заключается польза для учащихся растений, которые растут во дворе?
Преимущества учебного проекта:
Нетрадиционная форма проведения урока позволяет разнообразить учебный процесс, что вызывает положительные эмоции учащихся. В такой форме дети запомнили большее количество растений каждой группы. Данный вид деятельности заставил воспользоваться дополнительной литературой, связать тему с жизненным опытом первоклассников , развить интерес к окружающей среде.
План проведения проекта
Организационный этап
Выявление интересов детей и формулировка проблемы с использованием стартовой презентации и экскурсии по теме.
Подготовительный этап:
1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.
2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Постановка задач и распределение заданий по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.
3. Определение основных источников информации.
Практический этап:
1. Изучение литературы по интересующей теме: «Польза растений»
2. Экскурсия, работа в группах.
3. Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания гербария; для создания презентации; для создания печатной продукции (альбом растений)
4. Сбор и оформление результатов работы.
5. Защита проекта в форме отчета каждой группы на уроке в классе, перед учащимися начальной школы.
Заключительный этап:
1. Оформление альбома, гербария, презентации проекта.
2. Рефлексия всех участников проекта: учащиеся, родители, учителя
3.Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.
Защита проекта проводилась в форме творческого отчёта на уроке, на котором присутствовали родители.
Этапы работы над проектом
1. Урок по предмету "Окружающий мир" в первом классе, на котором детям были предложены картинки и занимательные задания на выявление отличий между растениями, которые они видят каждый день (двор нашей школы).
2. Изучение трех видов растений (деревья, кустарники, травы). Выявление существенных отличий (на основе жизненного опыта учащихся).
3. Игра «Деревья, кустарники, травы», распределение на группы.
4. Определение темы проекта, целей и задач с учетом индивидуальных предложений и пожеланий.
5. Экскурсия во двор школы. Работа над заданиями по группам.
· группа «Деревья»
· группа «Кустарники»
· группа «Травянистые растения»
6. Беседа с родителями для определения целей и задач предстоящей помощи детям.
7. Самостоятельная подготовка и работа в группах. Внеурочная деятельность.
8. Выступление в классе.
Визитная карточка проекта
Деревья, кусты, травы сбереги – человеку и природе помоги!
Публикация учителя
· Урок окружающего мира - организационный для начала проектной деятельности.
· Рекомендации для родителей
· Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.
· Презентация к уроку.
·