Преступления против мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны ( ст.156 УК)

Агрессия (в переводе с латинского - нападение) - незаконное, с точки зре­ния международного права, применение силы одним государством против дру­гого, особенно вооруженное нападение на другое государство с целью захвата его территории, ликвидации независимости, изменения политического или общественного строя.

Агрессия - наиболее опасное международное преступление. Сам термин «международное преступление» возник первоначально для того, чтобы охарактеризовать именно агрессивную войну.

Первым многосторонним актом, запрещающим агрессию и объявляющим ее вне закона, был Парижский пакт 1928 года, предусмотревший международно-пра­вовое обязательство государств об отказе от войны как «орудия национальной политики.

Как видно еще до второй мировой войны, агрессия признавалась тягчайшим преступлением против человечества, а Устав Нюрнбергского трибунала воплотил это положение уже в четкие правовые нормы.

Так, Нюрнбергский Трибунал признал полностью доказанным, что война, начатая Германией против Польши 1 сентября 1939 года, была преступной, агрессивной войной, превратившейся в мировую войну, в ходе которой агрессором были совершены бесчисленные преступления как против законов и обычаев войны, так и против человечности Несмотря на это, понятие агрессии (агрессивной войны) было определено в решениях Генеральной Ассамблеи ООН только 14 декабря 1974 года в Специальной резолюции (3314). В ней агрессия определяется как «примене­ние вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом Организации Объединенных Наций. Аналогичное положение содержится и в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества (ч. 2 ст. 15)

Мир - величайшее благо человечества. В сохранении мира заинтересованы все народы, хотя история пашей цивилизации почти не знает периодов, когда бы одновременно на всей планете сохранялся мир. Число жертв военной агрессии огромно.

В статье 8 Конституции нашей республики закреплено, что « Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг - друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы».

Общественная опасность данного преступления заключается в том, что агрес­сия подрывает мирное сосуществование народов и государств, ведет к многочис­ленным человеческим жертвам, к разрушению или уничтожению народно-хозяй­ственных объектов, окружающей среды, архитектурных и культурных ценностей.

Непосредственным объектом этого преступления являются общественные отношения по охране мира и мирного сосуществования государств.

Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 156 УК, образуют три альтернативные разновидности общественно опасных действий: 1) планирование агрессивной войны; 2) ее подготовка; 3) развязывание агрессивной войны.

Под планированием агрессивной войны понимается деятельность по разработке планов начала и ведения военных действий. На этом этапе первоначально выби­рается предполагаемая жертва агрессии, планируются мероприятия по подготов­ке к агрессии, определяется стратегия и тактика проведения военных действий, устанавливаются сроки развязывания, а в последующем и ведения агрессивных военных действий. Так, например, хорошо известен, разработанный Германским военным командованием летом 1940 года план «Барбаросса», предусматривав­ший полный разгром СССР путем «молниеносной войны».

Подготовка агрессивной войны - это действия, направленные на обеспечение соответствующих планов развязывания и ведения агрессивной войны. На этой ста­дии уже осуществляются конкретные мероприятия организационно-военного, материально-технического и иного характера, направленные на обеспечение готовности к началу развязывания и ведения агрессивной войны. Это, прежде всего, переориентация экономики на военные нужды, т.е. наращивание производства военной техники, создание резерва продовольствия и горючего, а также увеличе­ние численности вооруженных формировании, активизация разведывательной деятельности, проведение военных учений и осуществление иных мероприятий. Применяя положения Общей части УК, подготовку агрессивной войны можно так же определить, как конкретные приготовительные действия, которые (как всякое приготовление к преступлению) создают благоприятные условия для последую­щего развязывания и ведения агрессивной войны. Между тем планирование и под­готовку агрессивной войны нельзя квалифицировать как приготовление к преступ­лению. Здесь на лицо так называемый состав преступления, поэтому и планирование, и подготовка агрессивной войны будут окончательными деяниями с момента их совершения, даже если война и не была начата. Конкретный исто­рический пример позволит закрепить данную разновидность противоправного де­яния. Так, в ходе разработки плана «Барбаросса», фашистским руководством стала осуществляться широкомасштабная подготовка к его реализации. Наращи­валось производство военной техники, увеличивалось количество дивизий (изыс­кание и изготовление орудий и средств совершения преступления), создавались резервы продовольствия и горючего, проводились штабные учения и маневры войск применительно к условиям боевых действий на советской территории. Активизи­ровалась деятельность немецкой разведки по определению дислокации советских вооруженных сил, их вооружения, данных о характере укрепления советских гра­ниц, об основных промышленных центрах и важных стратегических объектах. То есть совершались иные умышленные действия, направленные на создание усло­вий, способствующих совершению агрессии. Следует напомнить, что приговор Нюрнбергского трибунала в особых разде­лах говорит именно о планировании и подготовке агрессии. В заключительной части, например, Нюрнбергского приговора отмечается вина главных немецких военных преступников в подготовке агрессивной войны. В частности, приговор в отношении Геринга гласит: «...Геринг был движущей силой агрессивной войны, уступая в этом только Гитлеру. Он был составителем плана и его главным испол­нителем во время военной и дипломатической подготовки к войне, к которой стре­милась Германия».

Развязывание агрессивной войны - это уже начало конкретных действий по ее ведению, начало самой войны. Генеральная Ассамблея ООН называет такое развязывание актом агрессии. К ним она относит:

- вторжение или нарушение вооруженными силами одного государства территории другого государства или любую военную оккупацию (захват чужой территории военной силой) или аннексию (насильственное присоединение государством территории другого государства или народности);

- бомбардировку вооруженными силами одного государства территории дру­гого государства или применение любого оружия одним государством против территории другого государства;

- нападение вооруженными силами одного государства на сухопутные, морские или воздушные силы или флоты другого государства;

- применение вооруженных сил одного государства, находящихся на террито­рии другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на этой территории по прекращении действия соглашения;

- действия государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалось этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

- засылку государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в нем;

- любые другие деяния, квалифицируемые Советом безопасности ООН в каче­стве актов агрессии в соответствии с положениями Устава.

Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества в ч. 4 ст. 15 содержит аналогичный перечень актов развязывания агрессивной войны.

Как видно, перечень проявлений агрессин не является исчерпывающим и пра­во квалифицировать деяние, как акт агрессии, принадлежит Совету Безопасности ООН. Это означает, что возбуждение судебного преследования физических лиц за агрессию возможно только после вынесения Советом Безопасности ООН опреде­ления о том, что государство совершило акт агрессии. При этом любое его реше­ние о наличии такого акта имеет обязательную силу для национальных судов.

Рассматриваемое преступление является длящимся преступлением, для кото­рого характерно непрерывное осуществление состава данного преступного дея­ния. Длящееся преступление начинается с момента совершения преступного действия и кончается вследствие действия самого виновного, направленного к пре­кращению преступления (прекращение акта агрессии или ведения боевых опера­ции), или наступления событий, препятствующих совершению преступления (на­пример, полный разгром агрессора).

Состав преступления, предусмотренный ст. 156 УК, - формальный. Преступле­ние признается оконченным с момента совершения действий, указанных в диспо­зиции уголовно-правовой нормы.

Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется пря­мым умыслом. Виновные сознают, что совершают действия по планированию аг­рессивной войны, ее подготовке или развязывают войну.

Общим субъектом этого преступления является вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Специальный субъект - должностное лицо, занимающее ответ­ственную государственную должность, в компетенцию которого входит решение вопросов войны и мира.

Часть 2 ст.l56 УК, предусматривает квалифицированный состав данного преступления. Его объективная сторона характеризуется четвертой, наиболее опасной стадией агрессивной войны - ее ведением. В отличие от третьей стадии - развязывания войны, которая представляет собой начало осуществления акта агрессии, ведение - это совершение действий по продолжению агрессивной войны, которая предполагает широкомасштабную агрессию против другого государства.

Рассматривая квалифицированный состав анализируемого преступления, необходимо уточнить, что военнопленные, военнослужащие и другие участники войны за борьбу на поле брани, за непосредственное участие в боевых операциях не могут нести уголовной ответственности по ч. 2 ст. 156 УК, так как не будут являть­ся субъектами этого преступления. Они не подлежат ответственности также на основании ст. 37 УК, согласно которой не признается преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам лицом, действовавшим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Однако, если военнопленный, а также военнослужащий принимал участие в убийствах и истязаниях мирных граждан, допускал иные нарушения законов и обычаев ведения войны, он без сомнения подлежит уголовной ответственности, но не по статье 156. а по ста­тье 159 УК.

Наши рекомендации