Преступления, посягающие на объекты флоры и фауны (ст. ст. 287, 288, 289, 290, 291, 292 ук рк)
13.4.1.Статья 287. Незаконная добыча водных животных и растений
Уголовная ответственность за незаконную добычу водных животных и растений предусмотрена ст. 287 УК РК.
Следует отметить, что для более детального ознакомления с объективными и субъективными признаками данного состава преступления необходимо обратиться к работам С. М. Иманбаева.
Под незаконной добычей водных животных и растений понимается незаконная добыча рыбы, морского зверя и иных водных животных или растений, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, либо с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока, либо иных способов, массового истребления указанных водных животных и растений, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, либо на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Объектомпреступления является право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Непосредственным объектомнезаконной добычи водных животных и растений являются отношения по охране и рациональному использованию водных живых ресурсов как составной части природной среды.
Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использованию животного мира» от 9 июля 2004 г. определяет животный мир как единый объект, объединяющий все живые организмы — от низших форм до высших, находящихся в состоянии естественной свободы. Морские звери — это животные, средой обитания которых является море (с возможным использованием и побережья). К ним относятся тюлени, нерпы, дельфины и тому подобные. Поскольку говорится об иных водных животных, имеются в виду пресноводные и пушные звери (например, выдра, ондатра, бобер, нутрия). Под растениями в данной статье понимается дикорастущая на дне водоема растительность (например, водоросли), имеющая промысловое значение.
Местом незаконной добычи водных животных и растений в соответствии ст. 1 ст. 287 УК РК являются все водоемы (внутренние моря, реки, озера, пруды, водохранилища и их придаточные воды), которые используются или могут использоваться для рыболовства либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов (ст. 47 Закона).
С объективной стороныпреступление, предусмотренное ст. 287 УК РК, заключается в незаконной добыче рыбы, морского зверя и иных водных животных или растений при условии, если такая добыча:
а) причинила крупный ущерб (крупным ущербом признается ущерб, в триста раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления);
б) велась с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов их массового истребления. Иные способы массового истребления предполагают применение таких средств, которые причиняют вред большому количеству рыбы и животных (например, применение мелкоячеистых сетей). Под вредом имеется в виду как гибель, так и искалечивание:
в) в местах нереста или миграционных путях к ним (принадлежность акватории к этим местам может быть общеизвестным фактом либо доказываться с помощью экспертов);
г) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
В соответствии с п. 16 нормативного постановления Верховного Суда РК от 18 июня 2004 г. № 1 «О применении судами законодательства об ответственности за некоторые экологические преступления», данное преступление считается оконченным с момента начала выслеживания, преследования, добычи, ловли независимо от того, были ли фактически добыты рыба, водные или иные животные и растения. В тех случаях, когда обязательным признаком преступления является причинение значительного или крупного ущерба, оконченный состав преступления может иметь место лишь при фактическом наступлении такого ущерба.
Согласно примечанию к ст. 288 УК РК значительным ущербом признается размер ущерба, в сто и более раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления. Крупным ущербом признается ущерб, в триста и более раз превышающий месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
В соответствии со ст. 1 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 i. и ст. 67 Закона РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. особо охраняемые природные территории - это участки земель, вод, лесов с правовым режимом особой охраны либо регулируемых режимом хозяйственной деятельности, обеспечивающих сохранение и восстановление государственного природно-заповедного фонда.
В Республике Казахстан выделяются в зависимости от целей, режимов охраны и особенностей использования следующие виды особо охраняемых природных территорий:
-государственные природные заповедники, включая биосферные;
-государственные национальные природные парки;
-государственные природные парки;
-государственные памятники природы;
-государственные заповедные зоны;
-государственные природные заказники,
-государственные зоологические парки;
-государственные ботанические сады;
-государственные дендрологические парки;
-леса особо охраняемых природных территорий;
-водоемы, имеющие особое государственное значение или особую научную ценность;
-водно-болотные угодья, имеющие международное значение;
-участки недр, представляющие особую экологическую, научную, культурную и иную ценность.
Законодательством Республики Казахстан могут быть предусмотрены и иные виды особо охраняемых природных территорий
В зависимости от ценности объектов государственного природно-заповедного фонда особо охраняемые природные территории подразделяются по категориям на особо охраняемые природные территории местного и республиканского значения.
Порядок образования, режимы охраны и пользования, условия деятельности особо охраняемых природных территорий устанавливаются законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Отдельные вопросы деятельности особо охраняемых природных территорий определены в вышеназванном Законе РК от 15 июля 1997 г. .№ 162-1.
На основании ст. 68 Закона РК «Об охране окружающей среды» чрезвычайная экологическая ситуация — это неблагополучная экологическая обстановка, возникшая на определенной территории в результате деятельности человека или стихийных сил природы, характеризующаяся глубокими и устойчивыми отрицательными изменениями окружающей среды, опасными для жизни и здоровья людей, сохранения растительного и животного мира.
При чрезвычайной экологической ситуации на отдельных территориях республики могут быть запрещены или ограничены отдельные виды хозяйственной деятельности и природопользования, проводятся оперативные меры по восстановлению (воспроизводству) природных ресурсов, оздоровлению окружающей среды, социальной защите населения в порядке, предусмотренном законодательством.
Чрезвычайная экологическая ситуация на той или иной территории объявляется Правительством. Территории с чрезвычайной экологической ситуацией на основании ст. 69 указанного Закона могут быть объявлены зонами экологического бедствия, если вследствие неблагополучной экологической обстановки нанесен существенный вред здоровью населения и (или) произошли разрушения естественных экологических систем, деградация флоры и фауны. Зоны экологического бедствия объявляются Законами РК.
Незаконной является добыча без надлежащего разрешения компетентных органов, то есть органов рыбоохраны, и добыча в запретное время, в недозволенных местах, недозволенными орудиями и способами.
Наличие разрешительного документа, выданного компетентными органами на добычу водных животных и растений, не исключает ответственности по комментируемой статье, если добыча производилась в запрещенное время, либо в запрещенном месте, либо запрещенными орудиями и способами.
С субъективной сторонырассматриваемое преступление может быть совершенно только умышленно: виновный сознает, что он совершает незаконную добычу водных животных и растений, и желает этого.
Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Часть 2 ст. 287 устанавливает уголовную ответственность за деяния, предусмотренные ч. 1, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Использование служебного положения при совершении преступления может иметь место в форме, например, получения незаконного разрешения на добычу, организации охоты в заповеднике, осуществления незаконной добычи без разрешения (например, в служебной командировке) в расчете на свою должность, авторитет, использование подчиненных при незаконной добыче и т.д.
Во всех случаях служебное положение используется субъектом для того, чтобы обеспечить либо облегчить незаконную добычу рыбы, водных животных и растений для себя или других лиц с помощью своих служебных полномочий. Если должностное лицо вступает в сговор с браконьерами, выступая в качестве пособника, оно несет ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных анализируемой нормой и соответствующей нормой, предусматривающей ответственность за преступления против интересов государственной службы.
На основании ч. 2 ст. 31 УК РК незаконная добыча водных | животных и растений признается совершенной группой лиц по предварительному сговору, если в ней участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.
На основании ч. 3 ст. 31 УК РК незаконная добыча водных животных и растений признается совершенной организованной группой, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.
В ранее действующей редакции ст. 287 УК РК состояла из двух частей.
В части первой ст. 287 УК РК речь шла об уголовной ответственности за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или растений, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба, либо с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока, либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений, либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, либо на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией. Часть вторая ст. 287 УК РК предусматривала то же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. В новой редакции, в соответствии с Законом РК от 9 декабря 2004 г. ст. 287 УК РК отныне состоит из трех частей.
Законодателем в соответствии с внесенными изменениями, из части первой в качестве самостоятельных обстоятельств, отягчающих вину, выделены такие признаки, как причинение значительного ущерба и применение взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений. Санкция ч. 1 ст. 287 УК РК была дополнена новым видом дополнительного наказания — конфискация имущества. Кроме того, Законом РК от 9 декабря 2004 г. часть вторая анализируемой нормы представлена в новой редакции, в которой в качестве отягчающих вину обстоятельств предусмотрены следующие признаки:
а) неоднократно;
б) в отношении осетровых видов рыб;
в) в местах нереста или на миграционных путях к ним;
г) лицом с использованием своего служебного положения;
д) группой лиц по предварительному сговору;
е) с применением самоходного транспортного плавающего средства;
ж) на особо охраняемых природных территориях и на территориях с чрезвычайной экологической ситуацией.
Санкция части 1 ст. 287 УК РК также дополнена новым видом дополнительного наказания — конфискация имущества. Что же касается части третьей, то законодателем впервые предусмотрена уголовная ответственность за совершенное деяние, если оно повлекло причинение крупного ущерба либо совершенное организованной группой. Данное нововведение законодателем говорит о повышенной общественной опасности совершаемого преступления, если эти деяния повлекли крупный ущерб либо совершены организованной группой.[kgl]
[gl]Тема№14 ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ[:]
Цель: Рассмотреть составы транспортных преступлений
Структура лекции: