Тесты для контроля знаний по курсу
1.Антропогенная среда состоит:
1.-только из антропогенных систем и элементов;
2.-только из измененных природных систем;
3. -из природных и антропогенных систем.
2.Укажите среди природных компонентов факторы природной среды:
1.-земная кора;
2.-климат;
3.-растительность;
4.-вода;
5.-животный мир;
6.-рельеф.
3.Соотношение географической оболочки и биосферы:
1.-географическая оболочка развивается по законам биосферы;
2.-биосфера развивается по законам географической оболочки;
3.-географическая оболочка и биосфера имеют собственные законы развития.
4.Максимальная верхняя граница постоянного проживания человека:
1. -1000-2000 м над уровнем моря;
2.- 2000-3000 м;
3. -3000-4000 м;
4. -4000-5000 м;
5. -5000-6000 м
5.Какие природные и природно-антропогенные системы можно отнести только к глобальному уровню:
1.-море;
2.-степь;
3.-материк;
4.-биосфера.
6.Экология как самостоятельная биологическая наука появилась в веке:
1. -XIX;
2. -XX;
3. -XVII;
4. -XVIII.
7.В пищевой цепи "осина-заяц-волк" волк является:
1.-продуцентом;
2.-консументом второго порядка;
3.-фитофагом;
4-.консументом первого порядка;
5.-хищником.
8.Озоновый слой представляет собой:
1.-газовую оболочку Земли, состоящую из смеси инертных газов;
2.-широкую область в атмосфере, где концентрация озона максимальна;
3.-наиболее прогретый слой атмосферы;
4.-тонкий слой, отделяющий атмосферу Земли от космического пространства.
9.При попадании в атмосферу …. образуются кислотные осадки:
1.-оксидов серы и азота;
2.-формальдегида и других альдегидов;
3.-фреонов и озона;
4.-оксидов свинца и кадмия.
10.Место вида в биоценозе, включая его положение в пространстве, отношение к абиотическим условиям среды, функциональная роль в сообществе называется :
1.-звеном пищевой цепи;
2.-трофическим уровнем;
3.-местообитанием;
4.-экологической нишей.
11.Международным объектом охраны окружающей среды, входящим в юрисдикцию государства, являются:
1.-редкие и исчезающие растения и животные;
2.-Антарктида;
3.-атмосферный воздух;
4.-Мировой океан.
12.Закон физико-химического единства живого вещества гласит:
1.-все в природе взаимосвязано, и мы живем в ней вместе;
2.-все связано со всем;
3.-организм и его среда едины;
4.-живое вещество физико-химически едино.
13.Главная задача санитарно-гигиенического нормирования состоит в том, чтобы установить санитарные нормы и правила:
1.-обязательные для выполнения на всей территории РФ;
2.-обязательные для выполнения общественными организациями;
3.-для безопасности условий труда, отдыха и оказания медицинской помощи;
4.-действительные на территории станций мониторинга.
14.Охрана и защита атмосферы включает комплекс технических, административных и экологических мер, направленных на :
1.-прекращение или уменьшение загрязнения атмосферы;
2.-увеличение доли оборотного водоснабжения;
3.-уменьшение загрязнения водных объектов и почв;
4.-увеличение атмосферной влажности.
15.Озоновый слой расположен на высоте :
1.-от 50 до 100 км;
2.-от 10 до 50 км;
3.-от 30 до 80 км;
4.-от 5 до 20 км.
16.Превращение природных зон в сельскохозяйственные угодья и урбанизированные территории является одной из причин, ведущих к:
1.-возникновению новых видов растений;
2.-исчезновению природных популяций;
3.-увеличению разнообразия экосистем;
4.-увеличению генетического разнообразия.
17. Пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, обладающие природно-лечебными свойствами, называются:
1.-территориями культурно-эстетического наследия;
2.-зарезервированными территориями;
3.-лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
4.-потенциальными природными ресурсами.
18.Под экологической политикой следует понимать:
1.-политику, содержанием которой является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми;
2.-политику, отражающую отношение государства к научной и научно – технической деятельности;
3.-систему мероприятий, обеспечивающих достижение целей субъектов управления различных уровней в области природопользования и охраны окружающей среды.
19.Экономический механизм природоохранной деятельности включает:
1.-экологические налоги;
2.-системы возврата задатка;
3.-формирование рынка выбросов;
4.-все выше перечисленные рычаги.
20.Наиболее распространенной формой правовой ответственности за экологическое правонарушение является ответственность:
1.-дисциплинарная;
2.-социальная;
3.-уголовная;
4.-административная.
Вопросы для подготовки к зачету по курсу
1.Предмет и методология науки «Экология».
2.Этапы формирования и развития экологии, ее основные задачи.
3.Место экологических проблем в ряду мировых глобальных проблем и возможности их решения.
4.Диалектика взаимоотношений общества и окружающей среды.
5.Характеристика биосферы и её структурных единиц, границы биосферы.
6.Основные понятия экологии: популяции, сообщества, биогеоценоз, экологическая система, экологическая ниша.
7.Экологические факторы и основные экологические законы.
8.Виды загрязнений окружающей среды и их классификация.
9.Показатели, отражающие качество окружающей среды: санитарно-гигиенические (ПДК, ПДУ), производственно-хозяйственные (ПДВ, ПДС), комплексные (ПДЭН).
10.Понятие природных условий и природных ресурсов, их экономическая роль.
11.Классификация природных ресурсов.
12.Значение атмосферы для обеспечения жизнедеятельности. Показатели загрязнения воздушного бассейна.
13.Основные направления защиты атмосферы.
14.Водные ресурсы как источник развития производства, их
распределение по территории РФ.
15.Основные направления использования водных ресурсов.
16.Экологические проблемы водных ресурсов и возможности их решения.
17.Состав и структура земельных ресурсов Российской Федерации. Регулирование земельных отношений.
18.Классификация экологических проблем земельных ресурсов.
19.Способы и пути улучшения землепользования и охраны земельных ресурсов. 20.Экологическая политика России и стратегические цели ее реализации.
21.Проблемы обеспечения экологической безопасности и возможности их решения.
22.Рациональное природопользование в условиях рынка.
23.Необходимость осуществления территориального подхода к решению проблем природопользования.
24.Экономический механизм природоохранной деятельности.
25.Система платежей за природные ресурсы.