Глобальные проблемы современного мира
Группы глобальных проблем | Примеры проблем |
1 группа | Предотвращение ядерной войны |
2 группа | Экологическая |
3 группа | Демографическая |
4 группа | Региональные конфликты |
5 группа | Освоение Космоса |
130. Д. Медоуз предложил «формулу глобального развития», которая выглядит следующим образом:
I = Р х А х Т,
где I - нагрузка на окружающую среду; Р - население; А- качество жизни (потребление); Т- ущерб от различных технологий. Попытайтесь объяснить, за счет какого параметра может уменьшить нагрузку на окружающую среду: а) Запад,-2 б) Восток, -3 в) Юг.-1
1.Снижение рождаемости.
2.Разумное снижение потребления.
3.Перевод производства на экологические технологии.
4.Возврат в прошлое.
5.Нет правильного ответа.
131. На каком из международных форумов была принята «Повестка дня на XXI век» и концепция устойчивого развитии?
1.Конференция ООН по проблемам окружающей среды (1972, Стокгольм).
2.Венская конференция по охране озонового слоя (1985).
3.Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992, Рио-де-Жанейро).
4.Тбилисская конференция по образованию в области окружающей среды (1977).
5.Международная конференция в Монреале(1987).
132. В становлении математического моделирования конструктивным оказался исторический подход Т. Куна, основанный на понятии «парадигма».
Под парадигмойпонимают общепризнанные научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений.
Сегодня в экологии различают следующие три парадигмы: функциональную, эскизную и имитационную.
Функциональная парадигмаоснована на положении о том, что практически вся информация о моделирующей системе заключена в экспериментальных данных. Функциональные модели выполняют описательную и прогностическую функции.
Эскизная парадигмапредполагает строить модели, в которых структура и механизм функционирования живой системы отражены лишь на макроуровне.
Имитационная парадигмасвоим возникновением связана с применением в экологии системного подхода.
К какой из описанных парадигм относится модель «хищник- жертва» Лотки-Вольтерра:
1) функциональная;
2) эскизная;
3) имитационная.
133. Ученые выделяют следующие состояния природной среды (по С. Б. Лаврову и Ю. Н. Гладкому):
- естественное,то есть не измененное непосредственной хозяйственной деятельностью человека (природа испытывает очень слабое косвенное воздействие от антропогенной деятельности);
- равновесное- скорость восстановительных процессов примерно равна темпам антропогенных нарушений;
- кризисное- скорость антропогенных нарушений превышает темп самовосстановления природных систем, но еще не происходит их коренного изменения;
- критическое- происходит пока обратимая замена прежде существовавших экологических систем на менее продуктивные;
- катастрофическое- имеет место уже труднообратимый процесс закрепления малопродуктивных экосистем.
- состояние коллапса- необратимая утеря биологической продуктивности экологических систем. Какая форма состояния природной среды, с вашей точки зрения, является лучшей?
1) коллапс;
2) катастрофическое;
3) критическое;
4) естественное;
5) кризисное.
134. Согласно правилу А. Уоллеса (1859 г.) биологическое разнообразие увеличивается по мере продвижения:
1) с запада на восток;
2) с востока на запад;
3) с севера на юг;
4) с юга на север.
5) нет правильного ответа.
135. Программа ООН по окружающей среде учреждена в 1972 году, ее штаб-квартира находится в столице Кении - Найроби. Основная задача программы - актуализация и координация деятельности других организаций по охране природы. Эта программа называется:
1) ВОЗ;
2) ЮНЕСКО;
3) МАГАТЭ;
4) Зеленый крест;
5) ЮНЕП.
136. На рисунке представлены два варианта круговорота фосфора: А- нормальный круговорот фосфора в биосфере; Б- круговорот фосфора, нарушенный деятельностью человека.
Внимательно сравните варианты схем и дайте характеристику антропогенного нарушения естественного круговорота фосфора.
137. Вещество, которое вносит наибольший вклад в разрушение озонового слоя Земли:
1) углекислый газ;
2) сероводород;
3) фреоны;
4) угарный газ;
5) сернистый газ.
138. Решите кроссворд.
По горизонтали:
3.Испарение воды растениями, биологический процесс.
7..Особое природное образование, биокосная система.
9.Ядра нестабильных химических элементов.
11.Превращение воды в пар, физический процесс.
14.Единица измерения дозы воздействия излучения на организм.
15.Слежение за состоянием окружающей среды.
17.Активный метод уменьшения количества загрязнений в воде.
По вертикали:
1.Корпускулярно-волновой поток, испускание волн и частиц.
2.Газ, выделяемый растениями, необходимый для дыхания.
4.Крупнейшая экосистема Земли, общий дом всех организмов.
5.Газ, образующий защитный экран в стратосфере.
6.Одна из форм рационального природопользования.
8.Газовая оболочка планеты.
10.Отмершие органические остатки животных и растений.
12.Газ, входящий в состав атмосферы.
13.Один из основных загрязнителей среды.
16.Органическое вещество, определяющее плодородие почвы.
Библиографический список
1. Коробкин В.П. Экология: Учеб. для вузов / В.П.Коробкин, Л.В. Передельский - 5-е изд., перераб. и доп.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.- 576 с.
2. Большаков В.Н. Экология: Учеб. для вузов / В.Н.Большаков, В.В.Качак, В.Г.Коберниченко, В.И.Ловбанов, А.В.Островская, В.Л.Советкин, Г.В.Тягунов, Г.Д.Харлампович, И.Ю.Ходоровская, И.С.Шахов, Ю.Г.Ярошенко – 2-е изд. прераб. и доп.- М.: «Логос», 2005.- 495 с.
3. Акимов Т.А. Экология: Учеб. для вузов / Т.А.Акимов, В.В.Хаскин. – М.: ЮНИТИ, 1998.- 445 с.
4. Гарин М.В. Экология для технических вузов: Учеб. для тех. Вузов / В.М.Гарин, И.А.Кленова, В.И.Колесников – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.- 384 с.
5.Степановских А.С. Общая экология: Учеб. для вузов /А.С.Степановских. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 510 с.
6. Шилов И.А. Экология: Учеб. для биол. и мед. спец вузов / И.А.Шилов. - 4-е изд. стер. – М.: Высш. шк.,2003.- 512 с.: ил.
7.Потапов А.Д. Экология: Учеб. для строит спец. вузов / А.Д.Потапов.- М.: Высш. шк., 2002.- 446с.:ил.
8. Горелов А.А. Экология: Учеб. пособие для вузов / А.А.Горелов. – М.: Юрайт-М, 2002.- 312 с.
9. Гирусов Э.В. Экология и экономика природопользования: Учеб. для вузов / Э.В.Гирусов, С.Н.Бобылев, А.Л.Новоселов, Н.В.Чепурных / Под ред. Проф. Э.В.Гирусова, проф. В.Н.Лопатина.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2002.- 519 с.
10. Челноков А.А. Основы промышленной экологии: Учеб. пособ. / А.А Челноков, Л.Ф.Ющенко.- Мн.: Выш. шк., 2001.- 343 с.: ил.
11.Лямин В.С. Социальная экология: Учеб. пособие / В.С.Лямин.- Ухта.: Изд.Коровкин Д.Б., 2003.- 225 с.
12. Константинов В.М. Охрана природы: Учеб. пособ. Для студ. Высш. пед. Учеб. заведений / В.М.Константинов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 240 с.
13. Кузнецов В.Н., Титов В.Е. Экология: Учебно-методич. пособие для 10 (11) классов.- М.: «Дрофа», 2002.- 170 с
14. Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В. Экология: рабочая тетрадь для 9 классов.- М.: «Дрофа», 1996.- 95 с.
15. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Гущина Э.В. Экология: Информационно-развивающие дидактические задания / Под ред. С.В.Алексеева.- Санкт-Петербург.:СМИО Пресс, 1999.- 192 с.
16. Крикунов Е.А., Пасечник В.В. Экология: Учебно-методич. пособие для 10 (11) классов – 2-е изд., перераб. и доп.- М: «Дрофа», 2001.- 43 с.
17. Скорик А.В., Ларина О.В. Тесты по экологии: Учеб. пособие для вузов.- М.: «Экзамен», 2005.- 223 с.