Юридическая ответственность за нарушение правил охраны и использования объектов животного мира
Составы таких нарушений многочисленны и разнообразны и сформулированы в УК РФ, КоАП, специальном экологическом законодательстве, в первую очередь в Федеральных законах «О животном мире», «О континентальном шельфе Российской Федерации». Для привлечения виновных к юридической ответственности, помимо указанных актов, следует обращаться к нормам других законодательных и подзаконных актов, в которых, собственно, и определены правила охраны и использования животного мира.
УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконную охоту (ст. 258), если это деяние совершено: а) с причинением крупного ущерба; б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или
иных способов массового уничтожения птиц и зверей; в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; г) на территории заповедника, заказника или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Аналогичным образом, с использованием иных , признаков объективной стороны, построена ст. 256 УК, устанавливающая ответственность за незаконную добычу водных животных и растений, а в ч. 2 предусматривается ответственность за посягательства на особый объект — котиков, морских бобров и иных морских млекопитающих в открытом море или в запретных зонах.
Статья 257 УК «Нарушение правил охраны рыбных запасов» вводит целый ряд составов: производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов, если эти деяния повлекли массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия. Суровые санкции установлены за уничтожение критических местообитаний организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшее гибель популяций этих организмов,-ограничение свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок (ст. 259). Другие статьи УК РФ также устанавливают ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира либо как части правил охраны окружающей среды либо путем указания на последствия преступных деяний, например, в ст. 246, 247, 250 в число последствий включена массовая гибель животных, в ст. 248 и 249 —распространение эпизоотии. Статья 245 предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с животными.
КоАП РСФСР регламентирует административную ответственность за нарушения законодательства об охране и использовании животного мира в ст. 48' «Нарушение права государственной собственности на животный мир», ст. 84' «Нарушение правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившее ущерб животному миру», ст. 842 «Нарушение правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно самовольное переселение, акклиматизация и скрещивание животных», ст. 843 «Нарушение порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконный ввоз животных или растений, признанных наносящими ущерб сохранению видов животных, занесенных в Красную книгу», ст. 844 «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных или совершение иных действий, которые могут при-
вести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания таких животных», ст. 85 «Нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром», а также за проступки в отношении живых ресурсов континентального шельфа, в отношении животных в ходе сельскохозяйственной деятельности, при нарушении ветеринарных и других правил, за уничтожение полезной для леса фауны. В проекте КоАП РФ предусматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и путей миграции животных, оборота биологических коллекций, переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, пользования ими, охраны рыбных запасов, а также за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных (ст. 8.33—8.38).
Статья 55 Федерального закона «О животном мире», помимо имеющихся в КоАПе составов, указывает и на такое нарушение, как сокрытие или искажение информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, а также нарушение требований по предотвращению гибели объектов животного мира в процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств.
Анализ норм уголовного, административного и экологического законодательства показывает, что рассматриваемым нарушением является виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на животный мир (или отдельные его объекты), порядок пользования им, и предусмотренное соответствующими законодательными актами. Объективная сторона представляет собой действия или бездействия, состоящие в нарушении установленных правил, и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями (для материальных составов) или угрозой наступления таких последствий. Определение последствий, размеров причиненного вреда представляет собой достаточно сложную задачу и осуществляется с учетом фактических обстоятельств по таксам для исчисления размеров взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного и растительного мира.
Рекомендуемая литература: Гиззатулин Р. X. Правовая охрана животного мира законодательством субъекта Российской Федерации. Уфа, 2000; Дубовик О. Л. Экологические преступления. Комментарии к 26 главе УК РФ. М., 1998, с. 262—321; Комментарий к КоАП РСФСР. 4-е изд., М., 2001.
II