Обработка результатов и выводы. Вычертите схему поступления ПХДД и ПХДФ (полихлорированные диоксины, дибензофураны) в организм человека по пищевой цепи.
Вычертите схему поступления ПХДД и ПХДФ (полихлорированные диоксины, дибензофураны) в организм человека по пищевой цепи.
Сточные воды, содержащие ПХДД и ПХДФ |
Газовые выбросы из источников, связанных с производством продукции, сжиганием отходов и шлаков, содержащих хлорорганические вещества |
Растения (трава, злаковые и др. культуры) |
Почва |
Вода (реки,озера,моря) |
Рыба |
Овощи и фрукты |
Домашний скот |
Молоко, масло, мясо, яйца и др. |
Опишите абиотические, биотические и антропогенные факторы среды 3-х районов или городов с самым высоким уровнем заболеваемости и сделайте соответствующие выводы.
Контрольные вопросы
1. Какие факторы окружающей среды имеют антропогенное происхождение?
2. Каковы характерные признаки (свойства) антропогенных факторов среды?
3. Каковы особенности реакции организма человека на воздействие антропогенных факторов среды?
4. Перечислить токсичные вещества, обладающие способностью накопления в природной среде и в организме человека.
5. Какие токсичные вещества приводят к высокой утомляемости человека, понижению его физической и умственной работоспособности и повышенной чувствительности к инфекциям, особенно при стрессовых воздействиях?
6. Какие источники способствуют накоплению свинца в организме человека?
7. Каковы последствия загрязнения организма человека свинцом?
8. Какие средства следует применять для защиты организма от попадания в него свинца?
9. Какие источники способствуют накоплению ртути в организме человека?
10.Каковы последствия загрязнения организма человека ртутью?
11.Какие средства следует применять для защиты организма от попадания в него ртути?
12.Какие источники способствуют накоплению кадмия в организме человека?
13.Каковы последствия загрязнения организма человека кадмием?
14.Какие средства следует применять для защиты организма от попадания в него кадмия?
15.Какие источники способствуют накоплению алюминия в организме человека?
16.Каковы последствия загрязнения организма человека алюминием?
17.Какие средства следует применять для защиты организма от попадания в него алюминия?
Литература
1. Акимова Т. А., Хаскин В. В. Экология. – М.: ЮНИТИ, 1998.
2. Арский Ю.М., Данилов-Данильян В.И., Залиханов М.Ч., Кондратьев К.Я., Котляков В.М., Лосев К.С. Экологические проблемы: Что происходит, кто виноват и что делать? – М.: МНЭПУ, 1997.
3. Губарева Л.И., Куприй Г.А., Шурупина М.Г. Состояние сердечно-сосудистой системы по показателям вариационной пульсометрии у подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды // XVII съезд Всероссийского физиологического общества им. И.П.Павлова. Тезисы докл. – Р н /Д, 1998.
4. Држевецкая И.А., Каюмова С.С., Джандарова Т.И., Губарева Л.И., Беляев Н.Г., Мишина Н.Ф. Экологическая оценка продуктов химических предприятий г. Ставрополя // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и сопредельных территорий. – Ставрополь, 1991.
5. Зимова Л.Н., Жогина Л.А., Губарева Л.И. Степень загрязнения атмосферного воздуха и влияния химических загрязнителей на физическое развитие и эндокринную систему детей 6 лет // Вестник Ставропольского государственного университета. Вып.2. – Ставрополь, 1995.
6. Ильин В. Б. Тяжелые металлы в системе почва-растение. – Новосибирск: Наука, 1985.
7. Кадмий: экологические аспекты / ВОЗ. – М.: Медицина, 1994.
8. Каюмова С.С., Губарева Л.И., Духно С.М. Реакция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы на раздельное и комбинированное запыление сульфидом кадмия и цинка // Нейроэндокринные механизмы адаптации. – Ставрополь,1985.
9.Таланов Г. А., Хмелевский Б. Н. Санитария кормов: Справочник. – М.: Агропромиздат, 1991.
10. Федоров Л. А. Диоксины как экологическая опасность: ретроспектива и перспективы. – М.: Наука, 1993.
РАЗДЕЛ II: ПИТАНИЕ. ЗАВИСИМОСТЬ ХАРАКТЕРА И КАЧЕСТВА ПИЩИ ОТ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И СПОСОБОВ ХРАНЕНИЯ
ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ
Лабораторное занятие 4
Тема. Продукты питания, их качественная и количественная характеристика
Цель. Определить содержание соланина в картофеле, концентрацию щавелевой кислоты в меде.
Оборудование и реактивы. Клубни картофеля, 96° этиловый спирт, 1% раствор уксусной кислоты, 5% раствор аммиака, 1% раствор аммиака, колбы на 300-500 мл, воронка Бюхнера, обратный холодильник, водяная баня, фарфоровая чашка, мед, 10% раствор хлорида кальция, перманганат калия, 10% раствор серной кислоты.
Теоретическое введение
Среди всей совокупности факторов, определяющих «качество жизни», питанию принадлежит очень важная роль. Человек может защитить себя от экстремального климата и непогоды, может переменить место жительства, сменить работу и семью, но ему некуда уйти от ежедневного потребления пищи. За 80 лет жизни это около 90 000 приемов пищи (60-70 т различных продуктов). Вещества пищевых продуктов составляют основную часть потока структурной информации; они определяют самое интимное общение человека с внешней средой, которая как бы проходит через организм, создавая его внутреннюю экологию. Сложный, как мир, пищевой поток состоит из тех же элементов, что и планета, в нем сотни тысяч или даже миллионы природных веществ.
Нарушение химического равновесия окружающей среды, условий хранения урожая может привести к повышенному содержанию ядовитых веществ в продуктах питания.
Задание 1. Определите содержание ядовитых веществ в картофеле.
Качественную оценку клубней картофеля позволяет сделать проба по В.Н. Ниловой. С клубня картофеля делают несколько срезов толщиной 1 мм: 1) от верхушки до основания по оси, делящей клубень на равноценные половинки; 2) поперечные - у основания и у верхушки клубня; 3) с боков; 4) в участках около глазков. Срезы помещают на часовое стекло или в фарфоровую чашку. На них наносят по каплям сначала крепкую уксусную кислоту (80-90%), а затем концентрированную серную кислоту и несколько капель 5% перекиси водорода. Почти немедленно на местах среза, содержащих соланин, появляется интенсивное темно-малиновое или красное окрашивание.
Количественное определение соланина проводят следующим образом.
Навеску в 30-50 г сухого, тонко размолотого клубня или ботвы картофеля экстрагируют несколько раз 100-150 мл спирта на водяной бане в колбе на 300-500 мл, соединенной с обратным холодильником; кипящим 96° спиртом экстрагируют полчаса при частом взбалтывании. Через полчаса колбу охлаждают и содержимое фильтруют через воронку Бюхнера в бунзеновскую колбу. Осадок вновь помещают в колбу и экстрагируют 100-150 мл спирта. Эту операцию выполняют 3-4 раза. Все спиртовые вытяжки сливают вместе.
Колбу со спиртовой вытяжкой помещают на водяную баню и спирт отгоняют почти досуха. Остаток растворяют в 150 мл воды, подкисленной уксусной кислотой. Получившийся раствор центрифугируют, центрифугат сливают, остаток снова заливают 1% раствором уксусной кислоты, взбалтывают и опять центрифугируют, промывание делают еще раз, центрифугаты соединяют.
К кислому центрифугату постепенно приливают 5% раствор аммиака до щелочной реакции на лакмус и нагревают 30 мин на кипящей водяной бане. Выпадает хлопьевидный осадок соланина. Если за время нагревания аммиак улетучился, то необходимо его добавить.
Выпавший соланин центрифугируют, осадок растворяют в спирте, отфильтровывают, затем отгоняют спирт, осадок растворяют в подкисленной воде и после центрифугирования осаждают аммиаком. Такую чистку делают 2-3 раза. Последний раз соланин фильтруют через маленькие, предварительно высушенные до постоянного веса фильтры. Осадок на фильтре промывают 1% раствором аммиака. Затем фильтры с осадком соланина высушивают в весовых стаканчиках при 100-105°С и взвешивают.