Сравнительная характеристика налоговых систем Донецкой Народной Республики и Российской Федерации.

Важным для отечественной налоговой системы является не только ее внутренний анализ, но и сравнение с налоговыми системами других стран с возможностью внесения предложений о применении положительного опыта их развития.

Если рассматривать налоговую систему Российской Федерации (РФ), то согласно Налоговому кодексу Российской Федерации части первой - налоговая система в отличие от двухуровневой налоговой системы Донецкой Народной Республики (ДНР) имеет трехуровневый характер: налоги взимаются на федеральном, региональном и местном уровне. В ДНР предусмотрены два уровня налоговой системы - республиканские налоги, и местные налоги и сборы.

Что касается системы налогообложения РФ, то на федеральном уровне предприятия и организации платят: налог на добавленную стоимость и акцизы, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за использование объектов животного мира и за специальное использование водных ресурсов, государственную пошлину, налог на имущество.

До 2010 года в РФ уплачивался единый социальный налог, но в 2010 году он был отменен, в результате чего произошел возврат к уплате страховых взносов отдельно в каждый из существующих внебюджетных фондов с существенным пересмотром основных параметров взыскания таких взносов.

В ДНР к республиканским налогам и сборам относятся:

­ налог на прибыль;

­ акцизный налог;

­ экологический налог;

­ сбор за транзит, продажу и вывоз отдельных видов товаров;

­ плата за использование недр;

­ сбор за специальное использование воды;

­ налог с оборота;

­ сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства.

К местным налогам и сборам относятся:

­ подоходный налог;

­ плата за землю;

­ упрощенный налог;

­ плата за патент;

­ сельскохозяйственный налог;

­ транспортный налог;

­ сбор за специальное использование рыбных и других водных живых ресурсов;

­ сбор за осуществление валютно-обменных операций.

На региональном уровне юридические лица в РФ платят отсутствующий в налоговой системе ДНР налог на имущество организаций и налог на игорный бизнес.

К местным налогам Российской Федерации также как и в ДНР принадлежит налог на землю, который является аналогом платы за землю в ДНР и транспортный налог, который уплачивается один раз в год (ставки налога устанавливаются в зависимости от объема двигателя, от вместимости в тонах для водного транспорта или на единицу транспорта в твердых ставках).

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации к специальным налоговым режимам относятся упрощенная система налогообложения и налогообложение в виде единого налога на определенный доход для отдельных видов деятельности. Кодексом предусматривается применение системы налогообложения в виде единого налога на определенный доход для отдельных видов деятельности - это такой подход в упрощении налогообложения, согласно которому устанавливаются фиксированные размеры дохода для отдельных видов деятельности по физическому показателю (рабочий, квадратный метр площади, автотранспортное средство, посадочное место, торговое место и т.д.). Налоговая база рассчитывается как произведение базовой доходности на величину физического показателя с возможностью применения корректирующего коэффициента, который учитывает влияние определенных законодательством факторов на результаты предпринимательской деятельности (при этом не нужно платить налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налог на имущество).

В ДНР же плательщики упрощенного налога освобождаются от уплаты налога с оборота (который отсутствует в налоговой системе РФ) и налога на прибыль.

В Российской Федерации налоговый период по налогу на прибыль равен одному календарному году. Для определения и исчисления налога на прибыль в Донецкой Народной Республике налоговым периодом является календарный месяц. Еще одним отличием является то, для налога на прибыль в Российской Федерации при расчете амортизации все основные фонды делятся на 9 групп (в зависимости от срока полезного использования), а амортизация может начисляться линейным и нелинейным методом. В Донецкой Народной Республике выделяют 4 группы основных средств, для которых можно применять исключительно прямолинейный метод начисления амортизации.

Сравнив налоговые системы России и ДНР можно сделать вывод о том, что они имеют ряд общих и отличительных черт. Для ДНР можно было бы применить опыт налогообложения Российской Федерации на местном уровне, и ввести такие налоги как налог на игорный бизнес и налог на имущество организаций, - поскольку эти налоги имеют широкую налоговую базу и обеспечили бы значительный размер поступлений в местные бюджеты.

Для российской системы налогообложения крупнейшим недостатком является то, что наибольшую долю налоговых поступлений в федеральный бюджет составляют поступления от налога на добавленную стоимость, тогда как в большинстве развитых стран мира львиную долю налоговых поступлений составляют прямые налоги.

Наши рекомендации