Введение. В настоящий момент вопрос размещения отходов давно перерос национальные рамки и принял масштабы глобальной
В настоящий момент вопрос размещения отходов давно перерос национальные рамки и принял масштабы глобальной, общемировой проблемы.
Актуальность ее для Российской Федерации обусловлена тем, что Россия болезненно переживает сложившуюся экологическую ситуацию в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения опасных отходов производства и потребления. Неэффективное обращение с опасными отходами ведет к дальнейшему загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Вопросы охраны окружающей среды и здоровья населения от опасных отходов производства и потребления приобрели характер нарастающей экологической и экономической угрозы.
Несмотря на спад производства, остановку предприятий продолжается увеличение объемов производственных и бытовых отходов. При этом идет накопление опасных производственных радиоактивных отходов. Это обстоятельство объясняется и тем, что производственные отходы не используются в качестве вторичного сырья. Поэтому современная экологическая ситуация в России характеризуется высоким уровнем нагрузки территорий отходами производства и потребления. Все более опасный характер приобретает расширение земельных участков для размещения отходов производства и потребления.
Достаточно привести официальные данные. Ежегодно в Российской Федерации образуется около 7 миллиардов тонн отходов, из которых используется лишь 2 миллиарда тонн. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 миллиардов тонн только твердых отходов производства. При этом в овалах и свалках накоплено токсичных отходов, общее количество которых достигло 1,6 миллиардов тонн. Под полигоны и санкционированные свалки твердых бытовых отходов ежегодно отчуждается около 10 тысяч гектаров пригодных для использования земель, не считая площади земель, загрязняемых несанкционированными свалками.
Организация безопасного обращения с отходами производства и потребления относится к объекту государственного регулирования. Законы и подзаконные акты, принимаемые государственными органами власти и управления создают необходимую правовую основу для целенаправленной управленческой деятельности по организации и контролю, за состоянием окружающей среды при обращении с отходами.
Правовое регулирование обращения с опасными отходами производства и потребления преследует цель предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду, а также рационального использования природных и материальных ресурсов.
До настоящего времени не разработана структура и методы обеспечения эффективного государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, а принятые законы и подзаконные акты носят достаточно противоречивый характер и тем самым создаются условия для экологических правонарушений.
Опасные отходы производства и потребления не только многочисленны, но и разнообразны по своему влиянию на здоровье человека и качество окружающей природной среды.
Поэтому исследование правового регулирования обращения с опасными отходами производства и потребления, стало реальной необходимостью.
Целью данной дипломной работы является исследование правового регулирования отношений по обращению с опасными отходами производства и потребления и внесение предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере.
Для достижения поставленной цели дипломной работы в рамках настоящего исследования необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть понятие опасных отходов производства и потребления;
2) проанализировать законодательство об опасных отходах производства и потребления;
3) изучить классы опасности отходов производства и потребления;
4) рассмотреть классификацию опасных отходов производства и потребления;
5) охарактеризовать органы управления опасными отходами производства и потребления;
6) изучить порядок лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами производства и потребления;
7) рассмотреть меры ответственности за нарушения правил обращения опасных отходов в Российской Федерации;
8) изучить правовой режим отдельных видов отходов;
9) обосновать предложения по совершенствованию действующего законодательства сфере правового регулирования обращения с опасными отходами производства и потребления.
Поставленные цель и задачи определили структуру дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, 3 глав разделенных на параграфы, заключения и списка источников. Каждая глава состоит из параграфов.
Нормативную базу исследования составили такие нормативные акты как: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 89 – ФЗ от 24 июля 1998 года (редакции 21 ноября 2011 года) "Об отходах производства и потребления", Федеральный закон от 30 марта 1999 года (в редакции от 7 декабря 2011 года), № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другие.
При подготовке дипломной работы большую помощь оказали труды таких авторов как, – Б.В Ерофеев, М.М. Бринчук, С.А. Боголюбов, В.В. Петров, И.Ф. Панкратов, и других.
Практическая значимость дипломной работы определяется тем, что ее результаты и выводы могут явиться теоретико-методической основой для совершенствования законодательства в области обращения с опасными отходами производства и потребления.