Понятие и виды экологических преступлений

В УК составы экологических преступлений выделены в са­мостоятельную 11 главу. Это связано с особой важностью благ и ценностей, охватываемых интересами защиты экологической безопасности в РК.

Экологические преступления посягают на окружающую природную среду, т.е. это одно из бесценных благ, которым человек должен благоразумно и бережно пользоваться, памя­туя о том, что природная среда концентрирует в себе естествен­ную основу для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей. Кроме того, это источник благосостояния народа, даль­нейшего укрепления и развития социально-экономического фундамента общества, государства. Природные богатства яв­ляются достоянием всего народа Казахстана и поэтому нужда­ются в защите от посягательства именно в интересах этого са­мого народа. В связи с этими рассуждениями вполне логично признание экологической безопасности составной частью на­шей национальной безопасности в Законе РК «О националь­ной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г.1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О вне­сении изменений и дополнений в Закон РК «О национальной безопасности»» от 28 апреля 2000 г. № 45-П2): «экологическая безопасность является одним из направлений правовых отно­шений в области обеспечения национальной безопасности в стране. Под экологической безопасностью следует понимать со­стояние защищенности жизненно важных интересов и прав лич­ности, общества и государства от угроз, возникающих в резуль­тате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.

Бесспорно, разрушительные последствия экологических правонарушений в своей совокупности представляют серьез­ную угрозу интересам национальной безопасности нашей рес­публики. Сложившиеся в сознании множества наших граждан иждевенческо-потребительское, а порой и варварско - вандальское отношение к окружающей природной среде привели к со­зданию социальной атмосферы низкой экологической культу­ры в стране. Экологическая культура есть часть общечелове­ческой культуры. В основу экологического воспитания долж­но быть положено чувство бережного отношения к окружаю­щей природной среде у всех наших граждан с детства на основе неоспоримой заповеди о том, что человек и природа составля­ют целостное, неразрывное сущностное единство. Человек дол­жен стремиться к сохранению и приумножению природных богатств, а не к разрушению их.

Наблюдающиеся в нашем обществе факты совершений в массовых масштабах различных экологических правонаруше­ний есть свидетельство низкого уровня экологической культу­ры в обществе, когда считается, что причинение ущерба приро­де особого значения не имеет и никакой ответственности за это не предусмотрено или когда природоразрушители руководству­ются расхожими обывательскими рассуждениями: «После нас хоть трава не расти». Такое отношение к природе, конечно же, бесконечно продолжаться не может. В цивилизованном обще­стве государство должно взять на себя полностью ответствен­ность за надлежащее обеспечение защиты природной среды от посягательств. Ибо защищая природу, государство тем самым берет под защиту и граждан своей страны, их настоящее и бу­дущее, генофонд страны.

Особого внимания заслуживают выводы профессора И. Ш. Борчашвили: «Любое государство, стремящееся к прогрессу и ци­вилизации, должно в первую очередь заботиться о физическом, психическом и нравственном здоровье своих граждан, посколь­ку именно от этих факторов непосредственно зависит качество генофонда населения. Государство, которое устраняется от ре­шения этой проблемы, не имеет будущего»1

Законодательную основу уголовно-правовых норм, регла­ментирующих ответственность за экологические преступления, составляют идеи, заложенные в ст. 31 Конституции РК:

1.Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

2.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Поскольку диспозиции уголовно-правовых норм, помещен­ных в главе 11 УК РК, бланкетные, их применение требует об­ращения к экологическому законодательству, к Законам РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. № 160-12 (с изм. и доп., внесенными Законом РК «О внесении изменений и до­полнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного Управления и бюджетными отношениями» от 09 декабря 2004 г.3и от 20 декабря 2004 г.'); «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 15 июля 1997 г. № 162-12 (с изм. и доп., внесенны­ми Законом РК «О внесении изменений и дополнений в неко­торые законодательные акты РК по вопросам охраны окружа­ющей среды и особо охраняемых природных территориях» от 26 мая 2004 г. № 5533 и от 20 декабря 2004 г.), «Об экологичес­кой экспертизе» от 18 марта 1997 г. № 854 (с изм. и доп., вне­сенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охра­няемых природных территориях» от 11 мая 1999 г. № 381-15 и от 20 декабря 2004 г.) и другим законодательным актам.

Под экологическим преступлением следует понимать вре­дительство, проявляющееся в совершении посягательства на установленный законодательством РК экологический правопо­рядок, экологическую безопасность общества и причиняющее существенный ущерб окружающей природной среде или здоровью человека.

Законодатель, сообразуясь с учетом особой значимости от­ношений экологической безопасности в обществе, интересы охраны окружающей среды от преступных посягательств вклю­чил в ст.2 УК РК, то есть в задачи Уголовного кодекса впервые включены интересы окружающей среды по осуществлению борьбы с преступностью, и тем самым возвел отношения по охране экологической безопасности в ранг особых благ и цен­ностей общества, взятых под самостоятельную защиту государ­ством, уголовным законом.

Экологическими преступлениями признаются общественно опасные, противоправные, виновные, уголовно-наказуемые деяния, посягающие на отношения экологической безопаснос­ти, причиняющие существенный ущерб окружающей природ­ной среде, наносящие вред здоровью, а иногда и жизни челове­ка и деформирующие общественные отношения по обеспече­нию урегулированности и порядка в деле организации охраны окружающей человека природной среды и рационального ис­пользования природных ресурсов и богатств в полном соответствии с законодательством РК и международными норматив­ными актами и соглашениями.

По характеру и степени общественной опасности экологи­ческие преступления правомерно отнести к категории одной из весьма распространенных и опасных разновидностей преступ­лений, хотя в структуре официально зарегистрированных пре­ступлений они составляют небольшое количество. Вместе с тем нельзя умалять степень социальной опасности и социально-опасные последствия экологической преступности.

Впервые понятие «экология» ввел в научное обращение Э. Геккель в работе «Всеобщая морфология», изданной в 1866 г.'. Само слово долгое время употреблялось для обозначения есте­ственно-научной дисциплины — раздела биологии, изучающе­го взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

За последние годы понятию «экология» начал придаваться социальный смысл. Это связано, прежде всего, с ухудшением среды обитания людей под влиянием их собственной деятель­ности, с изменением характера производственной деятельнос­ти, с разработкой новых взглядов на проблему потребления и использования природных ресурсов и т.п.2 В новом значении экология понимается как наука о взаимодействии общества с окружающей его природной средой. Появились и производные понятия от слова «экология», такие как экология человека, эко­логические принципы, экологический кризис, экологическая политика и др.1

Общественная опасностьэкологических преступлений зак­лючается в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения био­логической основы его существования.

Не явились исключением и общественные отношения, яв­ляющиеся объектом преступных посягательств на окружающую природную среду. Такое положение складывается в результате того, что природоохранительные отношения, как совершенно правильно отметил Э. Н. Жевлаков, представляют собой слож­ное и пока еще малоизученное явление1.

В юридической литературе до настоящего времени нет едино­го мнения относительно объекта экологических преступлений.

На основании изложенных законодательных актов И. Ш. Борчашвили признает объектом экологических преступлений от­ношения по поводу конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду2.

Впоследствии, корректируя свой подход к данной категории на основе вступившего в действие УК РК, он определяет родо­вой объект экологических преступлений как общественные отношения, связанные с охраной, рациональным использова­нием окружающей природной среды и обеспечением экологи­ческой безопасности населения.

С. М. Иманбаев считает, что под объектом экологических преступлений следует понимать совокупность общественных отношений, обеспечивающую нормальное функционирование отдельных природных компонентов в единой экологической системе.

С. М. Куставлетов признает родовым объектом посяга­тельств, описанных в главе «Экологические преступления» УК РК, общественные отношения, направленные на обеспечение нормального естественного функционирования окружающей среды.

Ю. И. Ляпунов понимает под объектом данного деяния от­ношения собственности, материализованные в природных бо­гатствах.

Правильное определение объекта экологических преступ­лений возможно только через призму Конституции РК и дру­гих национальных законов природоохранного характера.

Исходя из вышеизложенного под родовым объектомэколо­гических преступлений следует считать группу однородных, тождественных общественных отношений, возникающих и сло­жившихся в комплексе обширной сферы взаимодействия об­щества и природы, затрагивающих и охватывающих собой дея­тельность по рациональному природопользованию, обеспече­нию охраны окружающей среды, защите экологической безо­пасности и соблюдению экологического правопорядка в стране.

В уголовно-правовой науке нет единства взглядов по пово­ду определения непосредственного объекта экологических пре­ступлений. Непосредственный объект по своей социально-по­литической сущности всегда находится в соответствии с родо­вым объектом и входит в него в качестве компонента.

По мнению И. Ш. Борчашвили, непосредственным объек­том экологических преступлений выступают общественные от­ношения по рациональному использованию, охране, воспроиз­водству и сохранению экологического равновесия тех или иных видов природных богатств.

С. М. Иманбаев вкладывает в понятие непосредственного объекта экологических преступлений конкретные обществен­ные отношения, направленные на охрану и рациональное ис­пользование отдельных видов природных богатств как состав­ной части природной среды2.

Основным непосредственным объектомпреступлений дан­ного вида являются конкретно определенные общественные отношения, блага, интересы и ценности, подвергающиеся раз­личным вредоносным и ущербным деформациям и разрушени­ям вследствие посягательств на экологическую безопасность и экологический правопорядок.

Спорным в юридической литературе является и вопрос от­носительно существа предмета преступления.

Следует отметить, что в уголовно-правовой науке неоднок­ратно поднимался вопрос о разграничении предмета экологических и иных преступлений, в частности преступлений против собственности. Не отражая весь ход дискуссий, отметим, что основная проблема сводилась к вопросу, через призму каких правоотношений должен рассматриваться природный ресурс, в который вложен человеческий труд.

По этому поводу И. Ш. Борчашвили справедливо отмечает, что природный ресурс может быть признан товаром (а значит, и предметом преступления против собственности), если в этот природный ресурс вложено определенное количество конкрет­ного общественно необходимого труда человека, с одной сто­роны, а с другой - природный ресурс должен быть им извлечен полностью или обособлен от окружающей среды в иной фор­ме1. Именно по предмету экологические преступления отлича­ются от преступлений против собственности.

Законодательные акты, в частности уголовно-правовые нор­мы, как мы уже отмечали, строятся таким образом, что направ­лены на охрану различных благ природы. Вода, земля, воздух, рыбные богатства, животные охраняются и рассматриваются сквозь призму полезности для человека.

УК РК, выделив экологические преступления в самостоя­тельную главу, безусловно, в некоторой степени, разграничил хозяйственные и экологические интересы человека, однако некоторые нормы этой главы по-прежнему рассматривают по­сягательства на природные объекты сквозь указанную призму полезности для человека и его хозяйственных и иных интере­сов.

Например, загрязнение, засорение и истощение вод (ст. 281 УК РК) само по себе не образует состава преступления, если эти деяния не повлекли причинение существенного вреда жи­вотному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Загрязнение морской среды (ст. 283 УК РК) будет преступлением лишь в том случае, если загрязнение происходит веществами и материалами, вредными для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих пра­вомерному использованию морской среды.

Список аналогично построенных конструкций составов можно продолжить.

С объективной стороныэкологические преступления, как правило, выражаются в нарушении путем действия или бездей­ствия соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды. Диспозиции норм, определяющие призна­ки таких преступлений, являются бланкетными.

По своей конструкции экологические преступления пред­полагают материальные составы преступлений, которые требу­ют наступления определенных в законе последствий. Некото­рые из них являются формальными составами. Формальными являются такие составы, как: Нарушение экологических тре­бований при производстве и использовании экологически по­тенциально опасных химических, радиоактивных и биологичес­ких веществ (ч. 1 ст. 278 УК РК); Нарушение правил безопас­ности при обращении с микробиологическими или другими био­логическими агентами или токсинами (ч. 1 ст. 279 УК РК); На­рушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительной экономической зоне РК (ст. 284 УК РК).

Объективную сторону экологических преступлений нельзя ограничивать лишь указанием на преступное деяние, выража­ющееся, например, в нарушении каких-либо правил или отно­шений. Объективная сторона каждого конкретного экологичес­кого преступления, исходя из законодательного описания, мо­жет включать в себя, как вытекает из приведенных примеров, последствия, что обуславливает установление причинно-след­ственной связи, а также факультативные признаки.

Например, в п. «г» ч. 1 ст. 288 УК РК «Незаконная охота» имеется прямое указание на особо охраняемые природные тер­ритории и территории с чрезвычайной экологической ситуаци­ей, как на место совершения преступления. В этом случае, как и в некоторых других составах экологических преступлений, место совершения преступления переходит из разряда факуль­тативных признаков в обязательные признаки преступления.

С субъективной стороныэкологические преступления мо­гут быть охарактеризованы как умышленной, так и неосторож­ной виной, а также проявлением двойной формы вины в сово­купности со ст. 22 УК РК.

Субъектэкологического преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. По отдельным видам этих преступлений в диспозициях статей законодателем подразумевается специаль­ный субъект преступления.

В отношении специальных признаков субъекта экологичес­ких преступлений в юридической литературе нет единого мне­ния. Считается, что субъектом большинства экологических преступлений может быть как частное, так и должностное лицо1. Однако следует отметить, что большинство экологических пре­ступлений связано с нарушением определенных правил, кото­рые могут нарушить лица, ответственные за их соблюдение и в этой связи в таких составах предусмотрены признаки специ­ального субъекта.

В юридической литературе вопрос о систематизации эколо­гических преступлений учеными-юристами решается по-разно­му. Наиболее целесообразным представляется мнение ученых-юристов которые, основываясь на особенностях непосредствен­ных объектов экологических преступлений, систематизируют их на общие и специальные составы2.

В соответствии с приведенными положениями к группе эко­логических преступлений общего характера следует отнести преступления, предусмотренные ст. ст. 277—280 УК РК.

К экологическим преступлениям специального характера надлежит отнести все остальные статьи главы 11 Особенной части УК РК, то есть преступления, предусмотренные ст. ст. 281-294 УК РК.

Экологические преступления имеют трехзвенную классифи­кацию:

1.преступные нарушения экологически значимой деятель­ности (ст. ст. 277; 278; 279; 280 УК РК);

2.преступления, посягающие на отдельные элементы окру­жающей среды (ст. ст. 281;282;283;284;285;286;293;294УКРК);

3.преступления, посягающие на объекты флоры и фауны (ст. ст. 287; 288:289; 290; 291; 292 УК РК).

13.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА: ПОСЯГАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

Кпреступлениям экологически значимой деятельности от­носятся составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 277,278, 279, 280 УК РК.

13.2.1.Статья 277. Нарушение экологических требований к хо­зяйственной и иной деятельности

Уголовная ответственность за нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности предусмот­рена ст. 277УКРК.

Общественная опасностьданного преступления заключает­ся в том, что в результате его совершения происходит суще­ственное загрязнение окружающей среды, причиняется вред здоровью человека, происходит массовая гибель животного или растительного мира, возникают иные тяжкие последствия.

Объектомнарушения экологических требований к хозяй­ственной и иной деятельности являются отношения экологи­ческой безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона РК «О на­циональной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-11 экологическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов и нрав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате ан­тропогенных и иных воздействий на окружающую среду.

Объективную сторонупреступления образует нарушение экологических требований при использовании природных ре­сурсов, проектировании, размещении, строительстве и рекон­струкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов промыш­ленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельско­хозяйственного назначения и мелиорации, строительстве горо­дов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военной и космической деятельности лицами, ответ­ственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного или рас­тительного мира и иные тяжкие последствия.

Нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Экологические требования к хозяй­ственной и иной деятельности содержатся в законах и специ­альных подзаконных нормативных актах. Так, к примеру, оп­ределенные требования к хозяйственной и иной деятельности изложены в Законе РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997г.2

В соответствии со ст. 47 данного Закона запрещается хозяй­ственная и иная деятельность, вызывающая разрушение есте­ственных экологических систем, уничтожение генетических фондов человека, растительного и животного мира, изменения окружающей среды, опасные для жизни и здоровья населения.

В соответствии со ст. 48 при проектировании населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, объектов промыш­ленности и сельского хозяйства, систем водоснабжения, кана­лизации, гидротехнических сооружений, средств транспорта и связи, технологических процессов, изделий и оборудования, других объектов должны учитываться нормативы качества ок­ружающей среды, предусматриваться обезвреживание и утили­зация вредных отходов, малоотходные и безотходные техноло­гии и производства, эффективные меры предупреждения заг­рязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональ­ное использование природных ресурсов.

Проекты, по которым отсутствуют положительные заклю­чения государственной экологической экспертизы, не подле­жат утверждению, а финансирование по реализации этих проектов не допускается.

В статье 49 определяются экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов. Опре­деление мест размещения предприятий, сооружений и иных объектов производятся с соблюдением условий и правил охра­ны окружающей среды, воспроизводства и рационального ис­пользования природных ресурсов, с учетом экологических по­следствий деятельности указанных объектов. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.

Статья 50 определяет экологические требования при строи­тельстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с данной нормой строительство и ре­конструкции предприятий, сооружений и иных объектов могут осуществляться при наличии положительного заключения го­сударственной экологической экспертизы и в соответствии с нормативами качества окружающей среды. Не допускаются изменения утвержденного проекта или стоимости работ в ущерб охране окружающей среды.

При выполнении строительных работ должны приниматься меры по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству тер­риторий и оздоровлению окружающей среды.

В соответствии со ст. 54. Закона РК «Об охране окружаю­щей среды» ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в пол­ном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с уча­стием специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.

Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, не обеспеченных установками и оборудова­нием по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отхо­дов, выбросов загрязняющих веществ до уровня предельно до­пустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов.

В соответствии со ст. 55 указанного Закона эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации долж­на осуществляться с учетом установленных экологических тре­бований и с использованием экологически обоснованных тех­нологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться ма­лоотходные и безотходные технологии и производства, они долж­ны оснащаться эффективными средствами для очистки, обезв­реживания и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, применять безопасные виды топлива, экономно и рационально использовать природные ресурсы, принимать меры по экологической безопасности.

Запрещается проектирование, строительство атомных и гид­роэлектростанций на территориях с большой концентрацией населения, в сейсмически опасных зонах, традиционных мес­тах массового отдыха и лечения населения.

Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов в соответствии со ст. 56 Закона РК «Об охране окружающей среды» должны обеспечивать наибо­лее благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населе­ния с учетом требований экологической безопасности и сохра­нения окружающей среды.

При планировании и застройке городов и других населен­ных пунктов должны предусматриваться и осуществляться са­нитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, безопасное удаление, переработка и захоронение промышлен­ных и коммунально-бытовых отходов. При крупных городах и промышленных центрах должны создаваться лесопарковые, зеленые и защитные зоны с ограниченным режимом природо­пользования.

Согласно ст. 61 Закона РК «Об охране окружающей среды» экологические требования, установленные настоящим Законом, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты и военную деятельность, за исключением особых си­туаций, предусмотренных законодательством Республики Ка­захстан.

Обязательным признаком объективной стороны преступле­ния являются общественно опасные последствия в виде суще­ственного загрязнения окружающей среды, в виде причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животного или рас­тительного мира и иные тяжкие последствия.

Рассматриваемое деяние по своей конструкции является материальным составом и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из названных в диспозиции статьи последствий, наступивших в результате совершенных наруше­ний правил экологической безопасности.

Под окружающей средой в соответствии со ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимается совокупность при­родных объектов, в том числе природных ресурсов, как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, воду, почву, не­дра, животный и растительный мир, а также климат в их взаи­модействии.

На основании ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей сре­ды» под загрязнением окружающей среды понимается поступ­ление в окружающую среду потенциально опасных химичес­ких и биологических веществ, радиоактивных материалов, от­ходов производств и потребления, а также влияние на окружа­ющую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вред­ных физических воздействий.

Под причинением вреда здоровью человека понимается при­чинение легкого и средней тяжести вреда здоровью человека. В юридической литературе встречаются мнения относительно того, что данная норма охватывает и тяжкий вред здоровью че­ловека1. Анализ санкций ст. ст. 103 и 277 УК РК тяжкий вред требует дополнительной квалификации по ст. 103 УК РК, по­скольку санкция ч. 1 ст. 103 УК РК предусматривает максималь­ное наказание в виде лишения свободы до 7 лет, а санкция ст. 277 УК РК предусматривает максимальное наказание в виде лише­ния свободы сроком до 5 лет.

Под массовой гибелью животного или растительного мира понимается гибель животных и растений в большом количестве и, как правило, на значительных площадях.

К иным тяжким последствиям относятся заболевания, от­равления или облучение людей, крупные аварии, радиоактив­ное загрязнение значительных участков территории и т. п.

Субъективная сторонапреступления выражается в соверше­нии деяния с двумя формами вины: в умысле по отношению к деянию и в неосторожности по отношению к последствиям сво­его деяния (признаки которой изложены в ст.22 УК РК).

Субъектпреступления специальный - лицо ответственное за соблюдение экологических требований к хозяйственной или иной деятельности. Им может быть, к примеру, руководитель строительства промышленного, сельскохозяйственного или иного объекта, лицо проектирующее сооружение различных объектов и т. д.

Под экологическими требованиями, согласно ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимаются обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащихся в законодательных, иных подзаконных норма­тивных правовых и нормативно-технических актах Республики Казахстан.

По категории рассматриваемое нами преступление относится к преступлению средней тяжести.

13.3.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ст. ст. 281, 282, 283, 284, 285, 286, 293, 294 УК РК)

Наши рекомендации