Понятие и виды экологических преступлений
В УК составы экологических преступлений выделены в самостоятельную 11 главу. Это связано с особой важностью благ и ценностей, охватываемых интересами защиты экологической безопасности в РК.
Экологические преступления посягают на окружающую природную среду, т.е. это одно из бесценных благ, которым человек должен благоразумно и бережно пользоваться, памятуя о том, что природная среда концентрирует в себе естественную основу для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей. Кроме того, это источник благосостояния народа, дальнейшего укрепления и развития социально-экономического фундамента общества, государства. Природные богатства являются достоянием всего народа Казахстана и поэтому нуждаются в защите от посягательства именно в интересах этого самого народа. В связи с этими рассуждениями вполне логично признание экологической безопасности составной частью нашей национальной безопасности в Законе РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г.1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Закон РК «О национальной безопасности»» от 28 апреля 2000 г. № 45-П2): «экологическая безопасность является одним из направлений правовых отношений в области обеспечения национальной безопасности в стране. Под экологической безопасностью следует понимать состояние защищенности жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Бесспорно, разрушительные последствия экологических правонарушений в своей совокупности представляют серьезную угрозу интересам национальной безопасности нашей республики. Сложившиеся в сознании множества наших граждан иждевенческо-потребительское, а порой и варварско - вандальское отношение к окружающей природной среде привели к созданию социальной атмосферы низкой экологической культуры в стране. Экологическая культура есть часть общечеловеческой культуры. В основу экологического воспитания должно быть положено чувство бережного отношения к окружающей природной среде у всех наших граждан с детства на основе неоспоримой заповеди о том, что человек и природа составляют целостное, неразрывное сущностное единство. Человек должен стремиться к сохранению и приумножению природных богатств, а не к разрушению их.
Наблюдающиеся в нашем обществе факты совершений в массовых масштабах различных экологических правонарушений есть свидетельство низкого уровня экологической культуры в обществе, когда считается, что причинение ущерба природе особого значения не имеет и никакой ответственности за это не предусмотрено или когда природоразрушители руководствуются расхожими обывательскими рассуждениями: «После нас хоть трава не расти». Такое отношение к природе, конечно же, бесконечно продолжаться не может. В цивилизованном обществе государство должно взять на себя полностью ответственность за надлежащее обеспечение защиты природной среды от посягательств. Ибо защищая природу, государство тем самым берет под защиту и граждан своей страны, их настоящее и будущее, генофонд страны.
Особого внимания заслуживают выводы профессора И. Ш. Борчашвили: «Любое государство, стремящееся к прогрессу и цивилизации, должно в первую очередь заботиться о физическом, психическом и нравственном здоровье своих граждан, поскольку именно от этих факторов непосредственно зависит качество генофонда населения. Государство, которое устраняется от решения этой проблемы, не имеет будущего»1
Законодательную основу уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за экологические преступления, составляют идеи, заложенные в ст. 31 Конституции РК:
1.Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.
2.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.
Поскольку диспозиции уголовно-правовых норм, помещенных в главе 11 УК РК, бланкетные, их применение требует обращения к экологическому законодательству, к Законам РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. № 160-12 (с изм. и доп., внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного Управления и бюджетными отношениями» от 09 декабря 2004 г.3и от 20 декабря 2004 г.'); «Об особо охраняемых природных территориях» от 15 июля 1997 г. № 162-12 (с изм. и доп., внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территориях» от 26 мая 2004 г. № 5533 и от 20 декабря 2004 г.), «Об экологической экспертизе» от 18 марта 1997 г. № 854 (с изм. и доп., внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охраняемых природных территориях» от 11 мая 1999 г. № 381-15 и от 20 декабря 2004 г.) и другим законодательным актам.
Под экологическим преступлением следует понимать вредительство, проявляющееся в совершении посягательства на установленный законодательством РК экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее существенный ущерб окружающей природной среде или здоровью человека.
Законодатель, сообразуясь с учетом особой значимости отношений экологической безопасности в обществе, интересы охраны окружающей среды от преступных посягательств включил в ст.2 УК РК, то есть в задачи Уголовного кодекса впервые включены интересы окружающей среды по осуществлению борьбы с преступностью, и тем самым возвел отношения по охране экологической безопасности в ранг особых благ и ценностей общества, взятых под самостоятельную защиту государством, уголовным законом.
Экологическими преступлениями признаются общественно опасные, противоправные, виновные, уголовно-наказуемые деяния, посягающие на отношения экологической безопасности, причиняющие существенный ущерб окружающей природной среде, наносящие вред здоровью, а иногда и жизни человека и деформирующие общественные отношения по обеспечению урегулированности и порядка в деле организации охраны окружающей человека природной среды и рационального использования природных ресурсов и богатств в полном соответствии с законодательством РК и международными нормативными актами и соглашениями.
По характеру и степени общественной опасности экологические преступления правомерно отнести к категории одной из весьма распространенных и опасных разновидностей преступлений, хотя в структуре официально зарегистрированных преступлений они составляют небольшое количество. Вместе с тем нельзя умалять степень социальной опасности и социально-опасные последствия экологической преступности.
Впервые понятие «экология» ввел в научное обращение Э. Геккель в работе «Всеобщая морфология», изданной в 1866 г.'. Само слово долгое время употреблялось для обозначения естественно-научной дисциплины — раздела биологии, изучающего взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
За последние годы понятию «экология» начал придаваться социальный смысл. Это связано, прежде всего, с ухудшением среды обитания людей под влиянием их собственной деятельности, с изменением характера производственной деятельности, с разработкой новых взглядов на проблему потребления и использования природных ресурсов и т.п.2 В новом значении экология понимается как наука о взаимодействии общества с окружающей его природной средой. Появились и производные понятия от слова «экология», такие как экология человека, экологические принципы, экологический кризис, экологическая политика и др.1
Общественная опасностьэкологических преступлений заключается в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения биологической основы его существования.
Не явились исключением и общественные отношения, являющиеся объектом преступных посягательств на окружающую природную среду. Такое положение складывается в результате того, что природоохранительные отношения, как совершенно правильно отметил Э. Н. Жевлаков, представляют собой сложное и пока еще малоизученное явление1.
В юридической литературе до настоящего времени нет единого мнения относительно объекта экологических преступлений.
На основании изложенных законодательных актов И. Ш. Борчашвили признает объектом экологических преступлений отношения по поводу конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду2.
Впоследствии, корректируя свой подход к данной категории на основе вступившего в действие УК РК, он определяет родовой объект экологических преступлений как общественные отношения, связанные с охраной, рациональным использованием окружающей природной среды и обеспечением экологической безопасности населения.
С. М. Иманбаев считает, что под объектом экологических преступлений следует понимать совокупность общественных отношений, обеспечивающую нормальное функционирование отдельных природных компонентов в единой экологической системе.
С. М. Куставлетов признает родовым объектом посягательств, описанных в главе «Экологические преступления» УК РК, общественные отношения, направленные на обеспечение нормального естественного функционирования окружающей среды.
Ю. И. Ляпунов понимает под объектом данного деяния отношения собственности, материализованные в природных богатствах.
Правильное определение объекта экологических преступлений возможно только через призму Конституции РК и других национальных законов природоохранного характера.
Исходя из вышеизложенного под родовым объектомэкологических преступлений следует считать группу однородных, тождественных общественных отношений, возникающих и сложившихся в комплексе обширной сферы взаимодействия общества и природы, затрагивающих и охватывающих собой деятельность по рациональному природопользованию, обеспечению охраны окружающей среды, защите экологической безопасности и соблюдению экологического правопорядка в стране.
В уголовно-правовой науке нет единства взглядов по поводу определения непосредственного объекта экологических преступлений. Непосредственный объект по своей социально-политической сущности всегда находится в соответствии с родовым объектом и входит в него в качестве компонента.
По мнению И. Ш. Борчашвили, непосредственным объектом экологических преступлений выступают общественные отношения по рациональному использованию, охране, воспроизводству и сохранению экологического равновесия тех или иных видов природных богатств.
С. М. Иманбаев вкладывает в понятие непосредственного объекта экологических преступлений конкретные общественные отношения, направленные на охрану и рациональное использование отдельных видов природных богатств как составной части природной среды2.
Основным непосредственным объектомпреступлений данного вида являются конкретно определенные общественные отношения, блага, интересы и ценности, подвергающиеся различным вредоносным и ущербным деформациям и разрушениям вследствие посягательств на экологическую безопасность и экологический правопорядок.
Спорным в юридической литературе является и вопрос относительно существа предмета преступления.
Следует отметить, что в уголовно-правовой науке неоднократно поднимался вопрос о разграничении предмета экологических и иных преступлений, в частности преступлений против собственности. Не отражая весь ход дискуссий, отметим, что основная проблема сводилась к вопросу, через призму каких правоотношений должен рассматриваться природный ресурс, в который вложен человеческий труд.
По этому поводу И. Ш. Борчашвили справедливо отмечает, что природный ресурс может быть признан товаром (а значит, и предметом преступления против собственности), если в этот природный ресурс вложено определенное количество конкретного общественно необходимого труда человека, с одной стороны, а с другой - природный ресурс должен быть им извлечен полностью или обособлен от окружающей среды в иной форме1. Именно по предмету экологические преступления отличаются от преступлений против собственности.
Законодательные акты, в частности уголовно-правовые нормы, как мы уже отмечали, строятся таким образом, что направлены на охрану различных благ природы. Вода, земля, воздух, рыбные богатства, животные охраняются и рассматриваются сквозь призму полезности для человека.
УК РК, выделив экологические преступления в самостоятельную главу, безусловно, в некоторой степени, разграничил хозяйственные и экологические интересы человека, однако некоторые нормы этой главы по-прежнему рассматривают посягательства на природные объекты сквозь указанную призму полезности для человека и его хозяйственных и иных интересов.
Например, загрязнение, засорение и истощение вод (ст. 281 УК РК) само по себе не образует состава преступления, если эти деяния не повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Загрязнение морской среды (ст. 283 УК РК) будет преступлением лишь в том случае, если загрязнение происходит веществами и материалами, вредными для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды.
Список аналогично построенных конструкций составов можно продолжить.
С объективной стороныэкологические преступления, как правило, выражаются в нарушении путем действия или бездействия соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды. Диспозиции норм, определяющие признаки таких преступлений, являются бланкетными.
По своей конструкции экологические преступления предполагают материальные составы преступлений, которые требуют наступления определенных в законе последствий. Некоторые из них являются формальными составами. Формальными являются такие составы, как: Нарушение экологических требований при производстве и использовании экологически потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ (ч. 1 ст. 278 УК РК); Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ч. 1 ст. 279 УК РК); Нарушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительной экономической зоне РК (ст. 284 УК РК).
Объективную сторону экологических преступлений нельзя ограничивать лишь указанием на преступное деяние, выражающееся, например, в нарушении каких-либо правил или отношений. Объективная сторона каждого конкретного экологического преступления, исходя из законодательного описания, может включать в себя, как вытекает из приведенных примеров, последствия, что обуславливает установление причинно-следственной связи, а также факультативные признаки.
Например, в п. «г» ч. 1 ст. 288 УК РК «Незаконная охота» имеется прямое указание на особо охраняемые природные территории и территории с чрезвычайной экологической ситуацией, как на место совершения преступления. В этом случае, как и в некоторых других составах экологических преступлений, место совершения преступления переходит из разряда факультативных признаков в обязательные признаки преступления.
С субъективной стороныэкологические преступления могут быть охарактеризованы как умышленной, так и неосторожной виной, а также проявлением двойной формы вины в совокупности со ст. 22 УК РК.
Субъектэкологического преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. По отдельным видам этих преступлений в диспозициях статей законодателем подразумевается специальный субъект преступления.
В отношении специальных признаков субъекта экологических преступлений в юридической литературе нет единого мнения. Считается, что субъектом большинства экологических преступлений может быть как частное, так и должностное лицо1. Однако следует отметить, что большинство экологических преступлений связано с нарушением определенных правил, которые могут нарушить лица, ответственные за их соблюдение и в этой связи в таких составах предусмотрены признаки специального субъекта.
В юридической литературе вопрос о систематизации экологических преступлений учеными-юристами решается по-разному. Наиболее целесообразным представляется мнение ученых-юристов которые, основываясь на особенностях непосредственных объектов экологических преступлений, систематизируют их на общие и специальные составы2.
В соответствии с приведенными положениями к группе экологических преступлений общего характера следует отнести преступления, предусмотренные ст. ст. 277—280 УК РК.
К экологическим преступлениям специального характера надлежит отнести все остальные статьи главы 11 Особенной части УК РК, то есть преступления, предусмотренные ст. ст. 281-294 УК РК.
Экологические преступления имеют трехзвенную классификацию:
1.преступные нарушения экологически значимой деятельности (ст. ст. 277; 278; 279; 280 УК РК);
2.преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (ст. ст. 281;282;283;284;285;286;293;294УКРК);
3.преступления, посягающие на объекты флоры и фауны (ст. ст. 287; 288:289; 290; 291; 292 УК РК).
13.2. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА: ПОСЯГАТЕЛЬСТВА, СВЯЗАННЫЕ С НАРУШЕНИЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ
Кпреступлениям экологически значимой деятельности относятся составы преступлений, предусмотренных ст. ст. 277,278, 279, 280 УК РК.
13.2.1.Статья 277. Нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности
Уголовная ответственность за нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности предусмотрена ст. 277УКРК.
Общественная опасностьданного преступления заключается в том, что в результате его совершения происходит существенное загрязнение окружающей среды, причиняется вред здоровью человека, происходит массовая гибель животного или растительного мира, возникают иные тяжкие последствия.
Объектомнарушения экологических требований к хозяйственной и иной деятельности являются отношения экологической безопасности. В соответствии со ст. 1 Закона РК «О национальной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г. № 233-11 экологическая безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов и нрав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Объективную сторонупреступления образует нарушение экологических требований при использовании природных ресурсов, проектировании, размещении, строительстве и реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов, эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации, строительстве городов и других населенных пунктов, к военным и оборонным объектам, военной и космической деятельности лицами, ответственными за соблюдение этих требований, если это повлекло существенное загрязнение окружающей среды, причинение вреда здоровью человека, массовую гибель животного или растительного мира и иные тяжкие последствия.
Нарушение экологических требований к хозяйственной и иной деятельности может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Экологические требования к хозяйственной и иной деятельности содержатся в законах и специальных подзаконных нормативных актах. Так, к примеру, определенные требования к хозяйственной и иной деятельности изложены в Законе РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997г.2
В соответствии со ст. 47 данного Закона запрещается хозяйственная и иная деятельность, вызывающая разрушение естественных экологических систем, уничтожение генетических фондов человека, растительного и животного мира, изменения окружающей среды, опасные для жизни и здоровья населения.
В соответствии со ст. 48 при проектировании населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, объектов промышленности и сельского хозяйства, систем водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений, средств транспорта и связи, технологических процессов, изделий и оборудования, других объектов должны учитываться нормативы качества окружающей среды, предусматриваться обезвреживание и утилизация вредных отходов, малоотходные и безотходные технологии и производства, эффективные меры предупреждения загрязнения окружающей среды, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Проекты, по которым отсутствуют положительные заключения государственной экологической экспертизы, не подлежат утверждению, а финансирование по реализации этих проектов не допускается.
В статье 49 определяются экологические требования при размещении предприятий, сооружений и иных объектов. Определение мест размещения предприятий, сооружений и иных объектов производятся с соблюдением условий и правил охраны окружающей среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, с учетом экологических последствий деятельности указанных объектов. При размещении предприятий, сооружений и иных объектов устанавливаются охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны.
Статья 50 определяет экологические требования при строительстве и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов в соответствии с данной нормой строительство и реконструкции предприятий, сооружений и иных объектов могут осуществляться при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и в соответствии с нормативами качества окружающей среды. Не допускаются изменения утвержденного проекта или стоимости работ в ущерб охране окружающей среды.
При выполнении строительных работ должны приниматься меры по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей среды.
В соответствии со ст. 54. Закона РК «Об охране окружающей среды» ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды.
Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, не обеспеченных установками и оборудованием по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей среды, без завершения запроектированных работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов.
В соответствии со ст. 55 указанного Закона эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и с использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии и производства, они должны оснащаться эффективными средствами для очистки, обезвреживания и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, применять безопасные виды топлива, экономно и рационально использовать природные ресурсы, принимать меры по экологической безопасности.
Запрещается проектирование, строительство атомных и гидроэлектростанций на территориях с большой концентрацией населения, в сейсмически опасных зонах, традиционных местах массового отдыха и лечения населения.
Проектирование, строительство, реконструкция городов и других населенных пунктов в соответствии со ст. 56 Закона РК «Об охране окружающей среды» должны обеспечивать наиболее благоприятные условия для жизни, труда и отдыха населения с учетом требований экологической безопасности и сохранения окружающей среды.
При планировании и застройке городов и других населенных пунктов должны предусматриваться и осуществляться санитарная очистка, обезвреживание, утилизация, складирование, безопасное удаление, переработка и захоронение промышленных и коммунально-бытовых отходов. При крупных городах и промышленных центрах должны создаваться лесопарковые, зеленые и защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Согласно ст. 61 Закона РК «Об охране окружающей среды» экологические требования, установленные настоящим Законом, в полной мере распространяются на военные и оборонные объекты и военную деятельность, за исключением особых ситуаций, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде существенного загрязнения окружающей среды, в виде причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животного или растительного мира и иные тяжкие последствия.
Рассматриваемое деяние по своей конструкции является материальным составом и считается оконченным с момента наступления хотя бы одного из названных в диспозиции статьи последствий, наступивших в результате совершенных нарушений правил экологической безопасности.
Под окружающей средой в соответствии со ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимается совокупность природных объектов, в том числе природных ресурсов, как живых, так и неживых, включая атмосферный воздух, воду, почву, недра, животный и растительный мир, а также климат в их взаимодействии.
На основании ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» под загрязнением окружающей среды понимается поступление в окружающую среду потенциально опасных химических и биологических веществ, радиоактивных материалов, отходов производств и потребления, а также влияние на окружающую среду шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий.
Под причинением вреда здоровью человека понимается причинение легкого и средней тяжести вреда здоровью человека. В юридической литературе встречаются мнения относительно того, что данная норма охватывает и тяжкий вред здоровью человека1. Анализ санкций ст. ст. 103 и 277 УК РК тяжкий вред требует дополнительной квалификации по ст. 103 УК РК, поскольку санкция ч. 1 ст. 103 УК РК предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 7 лет, а санкция ст. 277 УК РК предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет.
Под массовой гибелью животного или растительного мира понимается гибель животных и растений в большом количестве и, как правило, на значительных площадях.
К иным тяжким последствиям относятся заболевания, отравления или облучение людей, крупные аварии, радиоактивное загрязнение значительных участков территории и т. п.
Субъективная сторонапреступления выражается в совершении деяния с двумя формами вины: в умысле по отношению к деянию и в неосторожности по отношению к последствиям своего деяния (признаки которой изложены в ст.22 УК РК).
Субъектпреступления специальный - лицо ответственное за соблюдение экологических требований к хозяйственной или иной деятельности. Им может быть, к примеру, руководитель строительства промышленного, сельскохозяйственного или иного объекта, лицо проектирующее сооружение различных объектов и т. д.
Под экологическими требованиями, согласно ст. 1 Закона РК «Об охране окружающей среды» понимаются обязательные для исполнения ограничения и запреты хозяйственной и иной деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, содержащихся в законодательных, иных подзаконных нормативных правовых и нормативно-технических актах Республики Казахстан.
По категории рассматриваемое нами преступление относится к преступлению средней тяжести.
13.3.СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОТДЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ст. ст. 281, 282, 283, 284, 285, 286, 293, 294 УК РК)