Практическая работа на местности
Ход урока
Организация начала урока
Актуализация изученного
В начале урока с целью актуализации основных природоведческих понятий проводится игры (по возможности с использованием соответствующих рисунков): «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Назови четвертое». Приводим примерное содержание игр.
Назови одним словом:
– Солнце, дуб, клевер, бабочка, облако, белка. Это … (природа).
– Дерево, куст, трава – это … (растения).
– бабочка, щука, лягушка, уж, синица, заяц – это … (животные).
Назови лишнее:
– Солнце, воздух вода, береза, Луна;
– дуб, береза, малина, клен;
– одуванчик, клевер, белый гриб, ромашка.
Назови четвертое :
– бабочка, муравей, оса, …
– заяц, волк, лиса, …
– соловей, синица, ворона, …
Игра «Насекомое, рыба, птица, зверь, дерево, куст, трава».
Учитель называет какое-нибудь из этих слов, бросает мяч кому-то из учащихся. Ученик, поймавший мяч, называет известное ему насекомое, рыбу, птицу и т.д. Соблюдается условие: названия животных и растений не повторяются.
После игр, учитель говорит о продолжении знакомства с миром природы. Далее дети знакомятся с учебником для 3 класса, авторами, основными разделами курса для того, чтобы узнать, что нового узнают дети в этом году. Организуется знакомство также с условными обозначениями учебника, повторяются правила пользования учебником.
3. Физкультпауза «Прекрасные цветочки».
А теперь пора и отдохнуть. Сейчас я вас «превращу» в красивые цветочки на нашей чудесной поляне. Учитель взмахивает руками и говорит: Представьте, что вы цветочки. Но вначале только маленькие семечки (дети приседают, голову опускают, руками обхватывают колени). На землю упал солнечный лучик, пошел теплый дождик и из каждого семечка проклюнулся росток. Сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище. Цветочки растут, растут, все выше к солнышку поднимаются – дети поднимаются, поднимают руки вверх. Какой приятный воздух на лесной поляне, как здесь приятно дышать. Глубоко вздохнем, задержим немного дыхание, глубокий выдох. Еще разок.
Вот распустились красивые бутончики и заулыбались ласковому солнышку. Улыбнемся солнышку, другим цветкам. Можно даже потанцевать – покружиться, покачать свои лепестки под ласковым ветерком. Но вот настала ночь. Цветочкам пора спать. Расслабили мышцы рук, ног, лица.
А сейчас я вас опять превращу в мальчиков и девочек. Понравилось вам быть цветочками? Интересно, а кто каким цветком был?
Знакомство с темой урока, его задачами, планом.
Изучение нового материала
Что же такое горизонт? Действительно ли небо на горизонте сходится с поверхностью Земли? Ответы на эти вопросы поможет дать учебник. Чтение статьи «Горизонт» и ответы на вопросы после текста. После анализа текста, учитель предлагает учащимся в тетрадях нарисовать, как выглядит горизонт на открытой местности; на местности, открытой с одной стороны. Для развития мышления школьников, выполняются задания под рубрикой «Порассуждай».
Что же такое стороны горизонта, для чего их придумали? Ответы учащиеся находят в тексте учебника «Стороны горизонта». После анализа текста выполняется практическая работа, предложенная в учебнике. Кроме практической работы в тетради, полезно провести следующие тренировочные упражнения. Учитель просит детей встать и всех лицом повернуться к доске – это юг. Покажите, где будет север, где будет запад, восток, северо-восток, юго-запад. После этого просит учащихся прокомментировать, как дети определяли стороны горизонта.
Подведение итогов
Что нового сегодня узнали на уроке? Чему учились? Для чего нам нужно знать стороны горизонта? Что было самым трудным? Самым интересным? Почему? Как себя чувствовали дети? В конце урока проводится психогимнастика «На пушистом облачке». Мы хорошо поработали, можно и расслабиться. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что вы плывете на нежном пушистом облачке. Дует приятный теплый ветерок, ласково светит солнце. Подставьте солнышку свою левую щечку, затем правую. Подставьте под ласковые солнечные лучи свои ладошки, погрейте ножки. Приятное тепло разливается по всему телу. Вам очень хорошо. Подарите солнышку свои улыбки. Но пора возвращаться на землю, где вас встречает своими золотыми красками осень. Открываем глаза, подарим радостные улыбки и приятные слова друг другу.
Домашнее задание
Стр. 6, 7 ответы на вопросы
Тема: Ориентирование на местности. Способы ориентирования на местности
Цели: формировать представление о различных способах ориентирования на местности, содействовать осознанию учащимися того, что умения ориентирования на местности с помощью различных способов имеют важное практическое значение; развивать умение работать с учебником, познавательный интерес к изучению предмета, воспитывать желание изучать природу.
Ход урока
1. Организационный моментПсихогимнастика «Солнышко»
Закройте глаза, вытянутее руки. Представьте, что на ладошках лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключим внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Брюшное дыхание: представьте животик как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
Проверка знаний и умений
Если кто-то составил вопросы по теме, все вместе заслушиваем, ученики отвечают на них. Учащиеся выполняют задания (по вариантам) предложенные на доске: На рисунке показана одна сторона горизонта. Обозначьте остальные основные и промежуточные стороны горизонта. Покажите на рисунке точкой расположение дерева, которое находится на СЗ.
После выполнения работы, вызванные учащиеся демонстрируют на доске, как они выполнили задания. Один ученик показывает, все остальные проверяют правильность, сверяя со своим рисунком.
Изучение новой темы
На доске тема урока, план работы. Учитель знакомит с задачами урока. Ребята размышляют, что значит ориентироваться на местности, для чего нужно уметь ориентироваться на местности. Дл создания проблемной ситуации можно предложить следующую ситуативную задачу. Несколько ребят пошли в лес по грибы. Собирая грибы, зашли далеко в лес, туда, где раньше не были. Надо уже возвращаться домой. Ребята пошли, но вскоре поняли, что заблудились и дорогу домой найти не могут. Никто не знал, как ее искать. Как вы думаете, почему ребята заблудились? Почему они не смогли найти дорогу домой? Чему же нужно было научиться, прежде чем идти в незнакомый лес?
Вот на эти вопросы поможет дать ответ наш урок.
Мы уже знаем, что люди придумали стороны горизонта, чтобы ориентироваться. Что же такое ориентирование на местности? После размышлений, школьники сверяют свои суждения с текстом учебника.
4. Физкульпауза «Мы веселые ребята»
Учитель читает одну строчку, дети слушают его и выполняют что, о чем он просит, приговаривая «Солнечным осенним днем».
Мы танцуем возле клумбы (Дети: «Солнечным осенним днем» и делают танцевальные движения)
Так мы кружимся на месте, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и кружатся на месте.)
Так мы топаем ногами, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и топают ногами.)
Так мы хлопаем руками, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и хлопают в ладоши.)
А вот так мы моем руки, (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и «моют руки».)
Так мы руки вытираем
И на солнце загораем!!! (Дети повторяют: «Солнечным осенним днем» и и поднимают головы вверх, навстречу солнцу.)
Мы не случайно говорили о Солнце. Солнце не только дарит нам тепло и свет. Сегодня мы узнаем, как оно помогает нам ориентироваться на местности. Давайте прочитаем об этом в учебнике. После чтения статьи проводится тренировочная практическая работа: Представьте, что настольная лампа показывает положение солнца в полдень. Повернитесь лицом в северную сторону. Покажите рукой, где будет запад, другой рукой – восток, повернитесь лицом к югу. Учитель переносит лампу в противоположную часть класса и просит учащихся, показать основные стороны горизонта. (Практическая работа, предложенная в учебнике, выполняется на местности во время экскурсии.)
Говорят, что определение сторон горизонта по Солнцу ненадежный способ. Как вы думаете, почему?
Самый надежный способ определения сторон горизонта по компасу. В процессе практической работы учащиеся знакомятся с устройством компаса, результаты работы сверяются с текстом учебника. Затем осуществляется практическая работа по определению сторон горизонта и ориентированию с помощью компаса.
Чтобы познакомить школьников с различными способами ориентирования по местным признакам, работа организуется по методике «Обучение сверстников». Класс делится на микрогруппы. Три микрогруппы готовят сообщение, а также рисунок, о том, как можно определить стороны горизонта по одному из местных признаков. Четвертая микрогруппа работает над заданиями под рубрикой «Порассуждай».
При подведении итогов работы в микрогруппах, обращается внимание на значение знаний о правилах ориентирования по местным признакам, когда нет под рукой компаса или пасмурный день.
5.Закрепление знаний проводится в виде игры «Верно - неверно». Учитель зачитывает выражения, если ученики с ним соглашаются, хлопают в ладоши, если нет – машут руками.
– Самый надежный способ ориентирования по компасу.
– В лесу в пасмурный день стороны горизонта можно найти с помощью местных признаков.
– По муравейнику или по стволу дерева всегда можно точно определить стороны горизонта.
– Муравейник, как правило, находится с южной стороны дерева.
– С южной стороны ветви на дереве реже, чем на северной.
– Если идти в лес в южном направлении, то возвращаться нужно в северном.
6. Подведение итогов Итоговую рефлексию можно провести с использованием заготовленных рисунков – мордашек, солнышек, цветочков. Каждый ученик имеет по три рисунка, которые отличаются отраженными на них эмоциями:
хорошо не очень плохо
(доволен своей работой) (не доволен)
На вопросы «Как вы себя чувствовали сегодня на уроке?» или «Довольны ли вы своей работой (нашей совместной работой)?» поднимают один из рисунков, являющийся ответом на заданный вопрос.
7. Домашнее задание: Стр. 11 ответы на вопросы
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА НА МЕСТНОСТИ
Тема: Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование на местности
Цели: актуализировать знания учащихсярастениях и животных ближайшего окружения, создать условия для примененияполученных знаний о способах ориентирования на практике; развивать умения распознавать растения и животные, наблюдать за сезонными явлениями, рефлексивные умения; воспитывать чувство восхищения красотой природы, стремление выполнять правила природоохранного поведения.
Ход экскурсии
Необходимая подготовительная работа проводится в классе, перед проведением экскурсии. Сама экскурсия проводится желательно примерно за полчаса до полдня. Экскурсия проводится в ясную солнечную погоду.
Вначале экскурсии целесообразно остановиться в каком-нибудь красивом уголке школьного двора или недалеко от школы. Эта часть экскурсии посвящается актуализации имеющихся у школьников знаний об осенних изменениях в природе, развитию у них эстетических чувств. Учитель просит учащихся посмотреть вокруг, полюбоваться красками природы, послушать ее звуки, почувствовать ее запахи. Уточняется: Как называется этот период осени? Что свидетельствует о том, что осень уже наступила? Какие растения вы узнали? На каких знакомых вам деревьях уже начали желтеть листья? Почему? Дальше можно предложить детям игру «Загадаю – отгадай», чтобы они проверили себя, как научились распознавать растения ближайшего окружения.
Вначале учитель предлагает краткие описания расположенных в поле зрения деревьев, кустарников, травянистых растений:
– листья похожи на сердечки, края зубчатые, плоды орешки, собраны в пучки, снабженные одним крылышком; (липа)
– листья также похожи на сердечки, но края цельные, листья темнозеленые; (сирень)
– листья плотные, с заостренной верхушкой, основание слегка вытянутое, на длинных сплюснутых с боков черешках; (тополь)
– листья мелкие, зубчатые, плоды орешки, напоминают по форме бабочку; (береза)
– листья крупные, резные, на длинных черешках, плоды двукрылатки; (клен)
– лист состоит из трех листиков, цветки розового или белого цвета, напоминают головку; (клевер).
Фронтальная практическая работа по ориентированию на местности. Затем школьники переходят на открытую или частично открытую местность. Учитель напоминает задачи предстоящей работы, знакомит с планом работы. По заданию учителя школьники, выясняют на какой местности – открытой или закрытой – они находятся, в виде чего (круга, полукруга) он видят горизонт, почему. Учащиеся определяют, где на местности линия горизонта, на каком расстоянии примерно она находится. А если нам нужно увидеть местность дальше этой линии горизонта, что нужно сделать для этого? Есть ли вблизи более высокие места, с которых мы могли бы наблюдать линию горизонта? Учитель обращает внимание детей на то, что если возникнет когда-нибудь необходимость (например, вы заблудились) увидеть местность дальше, нужно вблизи найти более высокое место и подняться на него.
Учитель напоминает, как важно уметь ориентироваться на местности и предлагает сориентироваться на местности с помощью компаса, т.е. определить в какой стороне горизонта находится от нас школа. Учащиеся вспоминают, как это можно сделать, с помощью чего. Учитель принимает предложения детей. Дети пробуют определить стороны горизонта по местным признакам (если есть таковые). Но как узнать, насколько верны они? Каким правилам ориентирования по местным признакам нужно следовать? Затем учитель предлагает проверить правильность определения сторон горизонта по местным признакам с помощью компаса. Обязательно повторяются правила пользования компасом. После определения сторон горизонта по компасу, выясняется, в каком направлении от места нахождения детей находится школа. Учитель уточняет, в каком направлении нужно идти, чтобы вернуться в школу, в каком направлении от школы дети шли на место проведения экскурсии. Затем организуются тренировочные упражнения на местности – определяется, в какой стороне горизонта по отношению к месту стоянки детей находятся некоторые местные предметы (одиноко стоящие деревья, другие школьные сооружения, стоянка автобусов и т.п.).
Учитель подводит учащихся к шесту на площадке (в начале первого). Еще до полдня и в полдень по заданию учителя один из учеников отмечал длину тени, падающей от шеста. Учащиеся выясняют, какой это способ определения сторон горизонта, как этим способом пользоваться. Уточняется время. Что здесь еще не хватает? Кто-то из учащихся сначала отмечает длину тени. Обращается внимание на увеличение длины тени после полудня. (Если экскурсия проводится в другое время, пользуются уже готовым отметками длины тени, сделанные учителем заранее.) Школьники определяют по длине тени стороны горизонта: ищут самую короткую тень, вспоминают, какая сторона горизонта находится в этом направлении (пишут на песке букву «С»), выясняют, как называется противоположная сторона, как найти запад и восток. Все направления прочерчиваются на песке, подписываются стороны горизонта. На песке, таким образом, получаем схему, показывающую стороны горизонта. Затем школьники определяют промежуточные стороны горизонта, показывают их на схеме. Полученные данные сверяем с компасом.
Самостоятельная практическая работа в группах Каждая группа отправляется на свое место работы и выполняет задания по определению местоположения указанных предметов. После выполнения работы нужно проверить полученные результаты, сверить данные по одним и тем же предметам. Выясняется причина различий в полученных результатах (дети находись в разном положении относительно одних и тех же предметов).
Подведение итоговЧему сегодня научились на экскурсии? Где могут пригодиться умения ориентирования на местности? Что было самым сложным в работе? Почему? Что больше всего понравилось? Почему? Как вы себя чувствовали на экскурсии? Что помогало поддерживать хорошее настроение, желание работать? Какое растение вам больше всего понравилось в это время года? Почему? Давайте поблагодарим природу своими улыбками за подаренные нам приятные чувства, за прекрасную погоду, за солнечные лучики, согревавшие нас.
Тема: Глобус. Физическая карта полушарий
Цели: формировать представление о глобусе как модели Земли, о карте как уменьшенном изображении всей Земли или ее больших участков на плоскости, учить читать карту; продолжить формирование умения читать план, сравнивать; воспитывать аккуратность при выполнении заданий, уважение друг к другу в процессе совместной работы.
Ход урока
Организационный момент