Экология и экологический подход в изучении окружающего мира
Экологический подход к построению содержания «Окружающего мира» вытекает из предмета изучения. «Окружающая среда» - понятие экологическое. Здесь следует различать экологию как научную дисциплину и экологический подход к изучению того или иного объекта, явления.
Впервые термин «экология» был введен в научный лексикон в 1866 году. Сделал это немецкий зоолог Э.Геккель (1834-1919). Под экологией он понимал науку, занимающуюся исследованием взаимоотношений растений, животных, их сообществ с окружающей средой. Позднее, в связи с проблемой деградации и разрушения среды обитания человека, содержание понятия «экология» расширилось. На место растений, животных, их сообществ стали ставить и человека, человеческое общество. Таким образом, в широком смысле экологию можно определить как науку, исследующую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, их сообщество и человеческое общество с окружающей средой.Экологическая система представлена двумя компонентами: живыми организмами или их сообществом (биоценозом) и окружающей средой.
Термин «экология» и соответствующее понятие занимают неодинаковое место в различных курсах «Окружающего мира». В некоторых случаях этот термин вводится уже с I класса («Зеленый мир» А.А. Плешакова) или со II класса («Мир и человек» А.А. Вахрушева), в других этого термина избегают вплоть до завершающих курс уроков в IV классе («Природоведение» З.А. Клепининой). Содержание экологических вопросов в школьных курсах «Окружающего мира», методические особенности их изучения будут рассматриваться ниже. Здесь же кратко остановимся на сути экологического подхода.
Особенностью изучения экологической системы является то, что живой организм или сообщество рассматривается как центр, ядро этой системы. Окружающая же среда расценивается как комплекс факторов, воздействующих на это центральное ядро. В этом и заключается суть экологического подхода. Экологический подход может быть реализован не только при изучении биологических объектов, но и любых других. Например, при изучении оврага экологический подход заключается в том, что рассматривается не только сам овраг (центральное ядро), но и факторы, которые влияют на его развитие: процессы, происходящие на водосборной площади, выпадающие осадки, растительность и т.д.
Несмотря на то что экологический подход как разновидность системного подхода выделен в методологии науки сравнительно недавно, его проявления прослеживаются в школьных курсах естествознания, природоведения прошлых лет. Школьное природоведение с момента его становления включало не только вопросы собственно природоведческие (изучение тех или иных объектов природы), но и вопросы использования человеком природных ресурсов, влияния природной (географической) среды на жизнь человека, то есть в той или иной мере соотносило объекты изучения с человеком.
Еще в большей степени экологический подход должен присутствовать в нынешних курсах «Окружающего мира». Исходя из определения предмета изучения (система «человек - окружающая среда»), весь курс должен строиться на основе экологического подхода, то есть путем соотнесения изучаемых объектов и явлений с человеком. Человек здесь выступает в качестве центрального ядра. Такой подход отражен в названии уже упомянутых тем окружающего мира: «Я и моя семья», «Сохраним удивительный мир растений» и др.
Реализация экологического подхода в рассмотрении тех или иных вопросов окружающего мира, выработка привычки именно таким образом подходить к изучению природы, общества способствуют формированию у школьников экологического мышления. Экологическое мышление - это мысленное установление связей между предметами и явлениями, при котором один из объектов (явлений) рассматривается как центральный, соотнесение исследуемого феномена с человеком.
ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ В ПРОГРАММАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Изучая курс «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в начальной школе ребенок усваивает некоторые сведения об окружающем мире, природе, о необходимости и целесообразности бережного отношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, Земли. Здесь должна быть создана атмосфера благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника естественного его развития. Программой природоведения предусмотрено научить детей приемам наблюдения за живой природой, умению фиксировать эти результаты, делать на их основе выводы и обобщения.
Учитывая актуальность проблемы экологического образования и воспитания, в современные программы по естествознанию для начальной школы включено значительное число понятий и представлений по экологии.
Система учебных программ «Зеленый дом» А.А.Плешакова, обеспечивая ознакомление младших школьников с окружающим миром, одновременно включает вопросы экологического характера. Наряду с общеобразовательными курсами «Мир вокруг нас» и «Природоведение» в ней имеется факультативный курс «Экология для младших школьников».
В курсе «Мир вокруг нас» начинается формирование бережного отношения учащихся к богатствам природы и общества, навыков и правил поведения в природе. При изучении этого курса раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе, уделяется внимание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нем человека.
При изучении курса «Природоведение» (11-111 класс) раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути их разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, к которым относятся: защита неживой природы и почв от загрязнений, разрушения и истощения почв, сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения жизни людей.
Важная задача курса - преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней. В процессе изучения у учащихся формируются убеждения о необходимости охраны природы как в своем крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.
Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные взаимосвязи в природе, как, например, простейшие пищевые связи между организмами, взаимодействие человека и природы. Для лучшего усвоения правил поведения в природе используются знаки, содержащие выраженные в графической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека.
В процессе изучения природоведения учащиеся на конкретных примерах знакомятся с экологическими проблемами планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, природоохранной работе. Этот курс максимально экологизирован. Каждая тема содержит большой природоохранный материал, что позволяет за три года дать учащимся элементарные научные экологические знания, сформировать экологическое мышление и определенные нормы поведения.
Факультативный курс «Экология для младших школьников» призван расширить экологические представления младших школьников, формируемые в основном курсе, конкретизировать их; углубить теоретические знания учащихся в области экологии, сформировать ряд основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям младших школьников. Кроме того, в этом курсе предусмотрена разнообразная практическая деятельность учащихся по изучению окружающей среды и ее охране.
Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. При изучении каждои темы учащиеся знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц поздней осенью, зимой и ранней весной, сбор семян цветочно-декоративных растений, сбор колосков на полях после уборки урожая для подкормки птиц и т.д.
Особое внимание уделяется рациональному использованию человеком природных богатств. Учащимся дается представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечет за собой гибельные последствия для других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Такое знакомство с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начинается формирование экологически грамотной личности.
В программе по естествознанию Н.Я.Дмитриевой и И.П.Товпинец (по системе Л.В.Занкова) рассматривается жизнедеятельность растений и животных в связи с сезонными изменениями в природе. Основное внимание обращается на осмысление того, как протекает жизнь в природе, как она постоянно изменяется. Сезонные изменения в природе воспринимаются как закономерные и необходимые в жизни растений и животных. Природа рассматривается как динамическая, развивающаяся система. В программе значительное внимание уделено многообразным и сложным взаимосвязям, существующим в растительном и животном мире, имеется материал об экологическом равновесии в природе, о губительных последствиях нарушения природных связей благодаря необдуманной деятельности людей. Вопросы охраны природы пронизывают содержание всего курса естествознания. Особое внимание в программе уделено экскурсиям в природу, во время которых явления и предметы рассматриваются в естественной обстановке. Однако насыщенность экологическими понятиями значительно меньше, чем в программе А.А.Плешакова.
В программе по природоведению З.А.Клепининой вопросам охраны природы также уделено большое внимание. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной работе. В программе предложены мероприятия по охране природы, к которым по мере изучения курса привлекают учащихся. Много внимания уделено экскурсиям в природу, где дети не только знакомятся с окружающим миром, но и на конкретных примерах получают представления о взаимосвязях, знакомятся с деятельностью человека и влиянием антропогенного фактора на природную среду. Однако следует отметить, что вопросы охраны природы включены фрагментарно в каждый из изучаемых разделов, но основные экологические представления в программе отсутствуют.
Программа Н.Р.Виноградовой и других «Окружающий мир» направлена на формирование социального опыта школьника, осознание связей в системе «человек - природа - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Преимущество программы заключается в том, что устанавливается более тесная связь между познанием природы и социальной жизнью. В содержании программы обеспечивается более четкая преемственность изучения окружающего мира между начальной и средней школой. Однако доля непосредственно экологических понятий весьма незначительна, хотя и в ней достаточное место отведено экскурсиям в природу.
В программе А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан «Мир и человек» экологическим вопросам уделено большое внимание. Начиная с I класса учащиеся знакомятся с основными экологическими представлениями, природоохранными мероприятиями. Природа и общество рассматриваются в неразрывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволяет достаточно рано начать формирование у детей целостного представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы в содержании курса, усиливает его воспитательную и развивающую направленность. Здесь на конкретном материале раскрывается эстетическое, практическое, познавательное и оздоровительное значение природы для человека. Учащиеся знакомятся с теми изменениями, которые возникают в природе в результате деятельности человека, убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий. Следует отметить наиболее высокую экологическую направленность этой программы по сравнению с другими, за исключением, пожалуй, программы А.А.Плешакова.
Таким образом, можно сделать вывод, что во все программы по естествознанию для начальной школы в той или иной степени включены вопросы по охране природы и экологии.
Содержание экологического образования можно в полной мере реализовать только на основе тесной связи урочных и внеурочных форм обучения. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо получения знаний, также и формирование опыта принятия решений и привычек поведения, В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определенный опыт. Для этого необходимо делать их участниками реальной практической природоохранной деятельности. Младшие школьники могут проводить фенологические наблюдения, работать на экологической тропе, оценивать состояние ближайшей к школе лесопарковой зоны и т.д. Поэтому во всех программах большое внимание обращают на необходимость проведения экскурсий в природу, что позволяет на конкретном материале показать учащимся воздействие человека на окружающую среду и необходимость ее охраны от загрязнений.
Традиционный блок обучения естествознанию также представлен альтернативными по отношению друг к другу программами и факультативными курсами экологической напрвленности.
Программа начального курса естественно-научного и экологического воспитания «Зеленый дом» А.А.Плешаковапредставляет собой систематический взгляд на мир. Экологическую направленность программы «Зеленый дом» определяют идеи многообразия, экологической целостности и необходимости уважения к миру, единства природы и человека. Экологическая направленность программы А.А. Плешакова проявляетсяся в ознакомлении с волнующими проблемами современности, в работе по изучению экологических вопросов на глобальном, федеральном, региональном и краеведческом уровнях, понимание идеи целостности мира. К отличительным особенностям системы курсов «Зеленый дом» относятся следующие:
1) экологический характер системы в целом, объединяющей азы биоэкологии и созологии: триада «человек—природа — общество» рассматривается с позиции взаимосвязи; доминирование именно природоохранных моментов. Хорошо представлен экологический материал, особенно трофический уровень (пищевые связи, цепи, сети, пирамиды); все организмы рассматриваются с точки зрения их значения;
2) возможность педагога, учащихся получить информацию из иллюстраций, схем, моделей, чертежей. Реализация принципа доступности: простыми словами объяснен достаточно сложный материал. Автором используются приемы, доступные для понимания (наглядного подтверждения) младшему школьнику, например, при классификационной характеристике животных и растений на основании связи их фенотипических особенностей, размножения и среды обитания.
3) выполнение учащимися различных видов работ: наблюдений за явлениями природы и общественной жизни; демонстрации и изучения материала по наглядным пособиям; практических работ, опытов; учебных прогулок, бесед, встреч с людьми разных профессий, учебных дискуссий, дидактических и ролевых игр, дополняемых раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром диапозитивов и видеофрагментов, самостоятельным чтением дополнительной природоведческой литературы и поиском необходимой информации. Разнообразие форм организации работы: уроки в классе и природе, экскурсии, полевые практикумы, практические и домашние работы (в программе четко обозначен их минимум).
4) введение новых видов практической деятельности - распознавания природных объектов с помощью разработанного для начальной школы атласа-определителя, моделирования экологических связей (графики, динамические схемы — модели), эколого-эстетическая деятельность (анализ собственного отношения к миру, поведения, оценка поступков, выработка правил и норм поведения); в III, IV классах — использование ролевых игр, учебных дискуссий, практических работ по охране природы, элементов пропагандирования природоохранных идей, самостоятельного чтения литературы по природе и ее защите.
Курс нацелен на развитие у младших школьников эрудиции, любознательности, элементарных навыков исследователя.
В рамках углубления экологической подготовки младших школьников Л. П. Симоновой- Салеевой разработан курс « Человек и окружающая среда»— интегративный учебный предмет, вокруг которого строится смешанная модель экологического образования. Основная идея данной программы отражена в самом названии: «человек» и «окружающая среда» — ключевые понятия, указывающие на направление изучения любого вопроса и окружающей социально-природной действительности в целом — с позиции их взаимодействия. В зависимости от детской заинтересованности он может быть назван «Азбука юного эколога», «Основы экологии», «Экология для детей», «Твое окружение», «Земля — твой дом» и т.п. Глобальность рассматриваемых вопросов и минимум отведенного времени обусловливают необходимость введения факультативов «Вода и жизнь», «Город и люди» или «Агроэкология для детей» и т. д., предполагающих решение следующих экологических проблем: защита и сохранение видового многообразия растений и животных, места их обитания; сохранение, укрепление собственного здоровья; охрана среды.
Программа нацелена на становление научно-познавательного, научно-нравственного, деятельностно-практического отношения школьников к окружающей среде, своему здоровью на основе единения чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.
Ее основными идеями являются: а) взаимодействие человека с окружающей природной и социальной средой; б) целостность функционально равных природы и общества, для чего людям необходимо постоянно соотносить свои действия с возможностями природной среды, учитывая законы естественной регуляции биосферы (по Э.Ц.Гирусову).
Поэтому основное внимание в нем сконцентрировано на разрешении ряда вопросов: человек, его роль в познании и преобразовании окружающей среды; его место в окружающей среде (человек как часть природы и член общества); познание человеком среды, своей жизнедеятельности (восприятие, способы познания); многообразие предметов и явлений природного и социального человеческого окружения; связи животных организмов с условиями существования; связи здоровья человека с состоянием окружающей среды; труд и его поведение в ней. Это дает возможность говорить о двух уровнях эконаправленности курса: изучение 1) связи живых организмов с условиями существования; 2) связи человека как части природы и составляющей общества со средой, которые реализуются в следующих тематических поклассовых блоках программы, построенных по принципу «человекоцентризма»:
1 класс — «Цели и задачи изучения окружающей среды» — ознакомление с многообразием предметов и явлений окружающей человека среды (в том числе водой, почвой, воздухом, растениями, животными), ее связями с человеческим организмом, методами познания; ознакомление со способами гармоничного взаимодействия с окружающей социоприродной действительностью. Темы курса: «Как человек воспринимает и познает окружающий мир», «Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды», «Человек и окружающая среда».
II класс — «Изменение природы человеком» — изучение связей природных компонентов в системе «Городская (сельская) среда и человек». Темы: «Город, в котором вы живете», «Дороги и транспорт в городе», «Дома в городе», «Дом, в котором вы живете», «Квартира, в которой вы живете», «Кто живет в квартире и в доме», «Природа в городе».
/// класс — «Природа — часть среды» — уточнение специфики взаимоотношений человека с природными сообществами, взаимосвязей в природе, приспособленности организмов к факторам среды, способов влияния человека на окружающую действительность. При этом впервые в рамках одной темы в сопоставлении рассматриваются близкие естественные и искусственные сообщества. Темы курса: «Природные сообщества и человек», «Лес, парк и человек», «Луг, поле и человек», «Водоемы в природе и в жизни человека».
IV класс — «Долг и обязанность — забота об окружающей среде» — выявление общих связей человечества с окружающей его природной средой, изучение здоровья человека и уяснения сути понятия «здоровый образ жизни». Темы курса: «Природа — среда жизни человека», «Здоровье человека и окружающая среда», «Труд и жизнь человека», «Земля — космический дом человечества».
Данный курс характеризуют следующие отличительные черты:
1) четко выраженная экологическая направленность, проявляющаяся в ориентации содержания на достижение цели экологического образования в начальной школе и основной идее —неразрывной связи человека и природы;
2) задачи курса: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека; развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, выявлять причины и объяснять происхождение познавательного интереса; обучение основным методам познания; воспитание эстетического, нравственно-практического отношения ребенка к окружающей среде;
3) интегративный подход к целям, содержанию, формам, методам организации деятельности учащихся, обусловленный комплексным характером современных экологических проблем взаимодействия общества с природной средой, интегративностью рассмотрения процессов в науках о природе и человеке, особенностями мировосприятия младших школьников, состоянием теории
и практики экологического образования (дифференциацией по предметам), его междисциплинарным характером. Идея целостности мира прослеживается в самой структуре изложения материала — налицо четкость связи всех блоков курса, где последняя тема предыдущего раздела становится лейтмотивом последующего;
4) отбор содержания курса в соответствии с принципами экологического образования, а именно: единства познания, переживания и действия; становления многогранных отношений ребенка с окружающей средой; интеграции; междисциплинарности; согласования различных аспектов взаимоотношений человека со средой; педагогической необходимости объединения подходов к содержанию экологического образования, деятельности детей;
5) четко регламентирован минимум «фундаментальных» понятий, необходимых для осознания и понимания младшим школьником: «человек», «окружающая среда», «природа», «природные богатства» (ресурсы), «природные условия» (факторы), «влияние человека на окружающую среду», «здоровье человека», «здоровый образ жизни», «защита окружающей среды», а также базовые естественно-научные понятия (например, группы растений и животных);
6) в конце изучения курса ребенок должен иметь знания по линиям: а) «Биосфера — глобальная экосистема» — Земля — дом живых существ, их основные группы и приспособленности к среде обитания, Солнце — источник жизни на Земле, влияние растительности на условия жизни; б) «Элементарные экосистемы» — разнообразие организмов, экосистем своей местности, основные среды (вода, воздух, почва), живых организмов, их значение в природе, правила поведения в сообществах, домашних и культурных растений и животных (виды), основные растения поля
(сада, огорода), сельскохозяйственных вредителей; в) «Методы исследования» — особенности наблюдения; школьник должен уметь: а) участвовать в оздоровлении окружающей среды; б) выполнение правил поведения в природе, обращения с организмами, участие в природоохранной деятельности, труде; в) наблюдать по схеме, плану, проводить простейшие опыты с объектами, оформлять результаты наблюдений;
7) разнообразие методов обучения естествознанию: беседы (в том числе экологические), наблюдение, постановка опытов и экспериментов, восприятие произведений искусства, интегративные (моделирование, проектирование, прогнозирование последствий своего поведения, обсуждение-дискуссия, самостоятельный поиск), работа с книгой;
8) расширение спектра форм организации учебного процесса: вводные, обобщающие, смешанные, предметные уроки, комплексные экскурсии в социоприродное и природное окружение, полевые практикумы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, факультативные занятия, упорядоченная практическая деятельность в природной среде;
9) учебно-методическое оснащение: учебники, книга для чтения, практикумы, дидактические карточки, пособия, методические рекомендации и пособия для учителя по экологическому воспитанию младших школьников.
Материал программы может быть дополнительно конкретизирован в зависимости от интересов и наклонностей детей, факультативах, предложенных автором, например «Здоровье человека и окружающая среда», «Лес и человек».
Курс «Природоведение и экология» Е.Н.Дерим-Оглу, Н.А. Фроловой,представлен в виде двух учебников для II, III классов (I —III) или III, IV классов (I —IV). Построенный в соответствии с программными разработками 3. А. Клепининой и Л. Ф. Мельчакова, М. Н. Скаткина, курс в своей структуре имеет ряд особенностей:
1) доминирование принципа сезонности при отборе материала для III класса (I—IV): а) вводный блок, суммирующий имеющийся опыт и создающий базу для усвоения последующего материала (темы «Введение» (усвоение сути понятий «природа», «природоведение», «экология»), «Температура и термометр», «Времена года», «Мир животных», «Наши верные друзья»). В данном разделе предварительно вводится систематика основных групп животных с емким перечислением в сжатой форме их существенных признаков: Класс рыб — обитают в воде, плавают при помощи плавников, тело покрыто чешуей, дышат кислородом (растворенным в воде); размножаются икрой, оплодотворенной молокой; температура тела непостоянна и зависит от температуры воды. Класс земноводных — приспособились к жизни в воде и на земле; кожа голая; размножение икрой в воде; температура тела зависит от температуры среды. Класс пресмыкающихся — роговые чешуи как основное покрытие тела; размножение — яйцами, защищенными плотной оболочкой (некоторые рождают живых детенышей); «холоднокровные». Класс птиц — тело покрыто перьями, передние лапы — крылья; размножение — яйцами, покрытыми твердой скорлупой; температура тела постоянная и не зависит от температуры окружающего воздуха.
Класс млекопитающих — тело покрыто шерстью; рождают детенышей и выкармливают их молоком; «теплокровные»;
б) Материал структурирован в соответствии с классическим эволюционным принципом (материал по неживой и живой природе (растения, грибы, животные), народных представлений о сезоне (в том числе в виде загадок) и итогового закрепления усвоенного на экскурсии. Для каждой экскурсии разработана программа заданий по наблюдению изменений в неживой и живой природе. Изучение же темы строится при четком рассмотрении сезонных изменений в жизни каждой группы животных и растений с попутным введением дополнительной информации о них, например: о птенцовых и выводковых птицах, способах размножения растений, о жизни конкретных видов. В результате блок заканчивается итоговой темой по охране природы;
в) изучение организма человека — глава «Человек и его здоровье», что предполагает ознакомление со сферой распространения медицины, анатомии, физиологии, гигиены, терапии и хирургии, валеологии, примерным режимом дня школьника и правилами гигиены и поведения в природе и городе, закаливанием,
организмом человека (анатомо-физиологический подход).
Курс в целом носит не толькоэколого-природоведческую, но и эстетико-культурологическую направленность («Зима в народном календаре»);
2) построение в IV классе (I —IV) материала в соответствии с доминантной страноведческо-краеведческой основой, дополнительным введением сведений по экологии и более подробно — анатомии и физиологии человека: а) «Введение»; б) «Природа вокруг нас» — ознакомление с правилами ориентирования на местности, планом и картой; в) «Богатства подземных кладовых» — изучение свойств отдельных полезных ископаемых (традиционный минимум); г) «Голубое богатство» — изучение агрегатных состояний воды, ее свойств и видов концентрации в природе, а также возможных способов охраны; д) «Наша страна на глобусе и карте» — ознакомление с типами вращения Земли, формами земной поверхности, видами почвы и ее свойствами; е) «Природные зоны нашей страны», где особого внимания заслуживают четко выделенные приспособления животных и растений к конкретной среде обитания (зоне, сообществу), конкретные иллюстрации вторичной сукцессии; ж) глава «Основы экологии» выступает как обобщение всех ранее изученных в разрозненном виде материалов — суть экологии как «науки об окружающей среде и связях между живой и неживой природой», круговорот веществ в природе, природные сообщества, цепи питания и пищевые сети, пирамида, охрана природы края и земли (заповедники, заказники, национальные парки);
3) четкость представления информации, нашедшая отражение в структуре глав и тем учебника: название — основной учебный текст (с выделением базовых понятий) — выводы — практические работы — вопросы и задания репродуктивной и поисковой направленности («Проделайте опыты, доказывающие...», «Сравните...»), в том числе на установление причинно-следственных связей («Подумайте...», «Почему люди часто говорят...»). Каждая тема иллюстрируется отрывками из стихотворений. Особого внимания заслуживает биологически правильное ознакомление школьников с конкретными видами — использование бинарной номенклатуры (песчаный удавчик, зеленая жаба);
В целом курс «Природоведение и экология» (Е.Н.Дерим-Оглу, Н.А.Фролова) придает новое экологическое звучание старой конструкции учебного материала и позволяет планомерно подвести ребенка к осознанию предназначения экологии как науки, имеющей наддисциплинарный статус, т.е. пронизывающей все сферы знания. В нем весь материал четко подразделен на текстовой, закрепляющий и практический блок, что предоставляет учителю широкий спектр вариантов его компоновки в рамках конкретного занятия.
В 1990-х гг. в школах Истринского района Московской области были апробированы и приняты районным Управлением образования в качестве базового учебник «Экология» для младших школьников и тетрадь по курсу А. Т. Зверева.Разработан в соответствии с программой по экологии в свете внедрения системы непрерывного экологического образования и на современном этапе в ряде школ преподается как альтернативный основной и факультативный курс. Учебник «Экология» содержит интересные рассказы о живой и неживой природе, иллюстрации и фотографии, сведения о необходимости сохранения чистоты воздуха, воды и охраны животного и растительного мира. При этом в данном курсе экология играет цементирующую роль, что прослеживается в следующем распределении материала по классам и его блоковому представлению:
Содержание
2 класс — в рамках блоков: «Введение», «Живая и неживая природа», «Неживая природа», «Живая природа» — осуществляется ознакомление с сутью экологии как науки, живой / неживой природой, астрономическим материалом, правилами профилактики и оказания первой медицинской помощи при ожогах, закаливанием, энергией Солнца, краткой историей Земли, деятельностью воды и воздуха на планете, царством минералов, экологией растений, их строением, особенностями ядовитых / лекарственных / культурных растений, вредителями и защитниками леса, растениями Красной книги
3класс — в целом изучение материала ведется по 2 направлениям: а) «Экология животных», что предполагает: ознакомление с миром их ощущений и жизнью, приспособленностью к среде обитания, пищевыми цепями, этиологией, влиянием человека на условия их жизни, конкретными советами по «дешифровке» поведения животных и уходу; формирование представления о Красной книге животных; получение сведений о животных восточного календаря и отражении их повадок в поведении конкретного человека; б) «Микромир», или микроэкология, — водоросли, микроскопические грибы, бактерии, вирусы, их свойства и наносимый вред.
Дополнительно вводимые понятия.2 класс - (пропедевтически, на основе личного опыта детей): живые организмы, гиганты / карлики, солнечный удар, солнечные батареи и электростанции, парники и парниковый эффект, внутренняя энергия Земли, планктон, сила ветра (ветряные мельницы и турбины), водная (ветровая) эрозия, черные (пыльные) бури, кристаллы, царство минералов, минералы-магниты (магнетит), лазер, голограмм, минеральные вещества, ядовитые растения, окультуривание, споры, лишайники.
3 класс- Теплокровные, «тепловые глаза» животных, эхолокаторы и радиолокаторы, сигнальный язык животных, окольцовывание птиц, семья (семейные группы), матка / трутни / рабочие пчелы, животные-санитары, заповедники / национальные парки; микромир, микроорганизмы (микробы), вирус, эпидемия, бактерии, микроскопические грибы, фитофтороз (фитофтора), водоросли, простейшие, клетка, малярия.
4 класс — материал структуриро ван вокруг доминантных тем: а) эко логия человека — его происхождение (религиозная, научная, точки зрения различных народов древности), становление культуры, нравы и обычаи народов, предметы быта, описание древних цивилизаций; б) человек и природа — изучение типов загрязнений, способов охраны природы; уяснение сути экологической культуры человека и государства, экологических правил поведения в природе (в том числе общих, в лесу, около водоемов), ознакомление с экологическими движениями, праздниками, с содержанием Конституции РФ об экологических обязанностях и правах человека. Питекантроп, синантроп, неандерталец, Человек разумный (гомосапиенс), кроманьонец, садово-парковое искусство, семья, коллектив, дружба, творческий труд, семь чудес света, красота, поведение человека, духовный мир; окружающая среда, смог, промышленно-бытовые отходы, экологическая культура, экологические правила, экологические движения.
В целом материал учебников отличает гармоничное сочетание научного, научно-учебного, научно-популярного стилей и религиозного материала, стихотворений (в том числе многочисленные исторические, фактологические сведения о жизни конкретных организмов, версии происходящего), чередующихся с инструкциями по проведению опытов. Его отличительной особенностью является использование двойных биологических, вариативных названий на всех этапах курса (например, вех ядовитый или цикута). Текстовой материал также проиллюстрирован многочисленными рисунками, схемами, фотографиями, рисуночными набросками, а научные данные перемежаются со сказочными вариациями. Повторение и закрепление изученного осуществляется с помощью вопросов, носящих репродуктивный характер.
Естествоведческий курс для младших школьников «Экология» (А. Т. Зверев) представляет многоаспектность понимания сути экологии как науки на современном этапе. Однако доминирование текстового материала, минимум опытов и практических заданий, репродуктивный характер вопросов на закрепление свидетельствуют в пользу данной программы как факультатива.
Программа А.А. Вахрушева, О. В. Бурского, А.С. Раутиана «Мир и человек».Концептуальной психолого-дидактической основой программы, разрабатываемой в системе «Школа-2100», явился вариативный личностно-деятельностный подход (руководитель — академик РАО А.А. Леонтьев).
Программа нацелена на воспитание человека, осознающего свое место и место человечества в окружающем его мире, т.е. на воспитание биосферной этики. Внимание уделяется ознакомлению ребенка с элементами целостной картины мира, которая должна стать своеобразным личностным императивом в его поведении. Это находит отражение в своеобразном расположении материала: межотраслевое следование от биоэкологии к глобальной с параллельным рассмотрением вопросов экологии человека как части природы.
Формирование картины мира видится авторам в том, чтобы при минимуме сообщаемых детям знаний сделать их сознательными участниками жизни. Это предполагает творческо-исследовательский характер работы со стороны и учителя, и учащихся. Необходимо не только познакомить школьников с образом мира, но и научить их пользоваться своим опытом. Поэтому решение проблемных творческих задач рассматривается как главный способ осмысления мира.
Программа «Мир и человек» характеризуется следующим:
1) курс имеет в своем структурировании реальную естественно-научную основу — ноосферную концепцию В.И.Вернадского, обусловливающую необходимость воспитания биосферной этики — отношения к нашей планете как к своему дому, что невозможно без осознанного понимания его целостности;
2) адаптированность материала к возрастным особенностям младших школьников: многие сложные эколого-биологические понятия заменены близкими, понятными детям, при этом в названии учтена функциональная направленность объектов («кормильцы», «мусорщики», «едоки»; «этажи» океана). Расширен основной понятийный аппарат, в частности вводятся термины, необходимые для понимания материала, но вместе с тем традиционно относимые к средней школе (II класс: оболочки Земли, закон превращения энергии, чистые вещества и смеси; IV класс — замкнутая экологическая система).
3) с биологической точки зрения более точно представлена классификация растений и животных по степени усложнения строения в соответствии с «профессиями»;
4) данный курс не предполагает дословное усвоение материала: на первое место выходит понимание — необходимость ребенка разобраться с материалом темы, подготовиться использовать его при поиске ответов на задачи (на практике). Часто используются задания: подумать, отгадать, решить; подобрать разрезные карточки или их разрезать; дописать, соединить; раскрасить, дорисовать; рассказать, пообщаться; поработать в группе; инсценировать, разыграть роли; сделать опыт или провести наблюдение;
5) экологический характер курса отражен не только в подборе материала, но и в основных приемах его структурирования;
7) разнообразие форм организации работы при изучении курса «Мир и человек»: уроки в классе и природе, экскурсии, «домашние работы с родителями»;
8) исследовательско-поисковый характер программы выражается в получении ребенком не готовой информации, а на основе развития своего непосредственного опыта. В процессе работы у учащихся сознательно формируется умение выдвигать гипотезы и доказательно отстаивать свою точку зрения, принимать чужую позицию, диагностировать и прогнозировать происходящее;
9) конкретно тематическая направленность в изучении материала, применение классического педоцентрического принципа — познание мира ребенком «от себя» как наиболее известного объекта к уяснению многообразия общего.
Отличительной особенностью курса является четкая дифференциация в учебнике материала для обязательного изучения, обеспечивающего выполнение стандарта, и дополнительного, позволяющего учителю организовать более углубленное изучение курса, а также при необходимости построить учебный процесс.
Курс «Мир и человек» носит экологическую направленность с историко-культурологической ориентацией, отраженную как в представленном материале, так и в подходах по его построению. Он содержит богатый иллюстративный материал, усложненную подборку сведений и опытов, а также базируется на исследовательском, проблемном, деятельностно-практическом принципе получения информации.
Экологизацияестественно-научного образования, осуществляющаяся несколькими путями:
а) включение компонентов экологического образования в существующие программы естествоведческого обучения (например, «Природа и люди» (З.А. Клепинина) и «Естествознание» (Н.Я.Дмитриева, И.П. Товпинец) в системе РО Л.В. Занкова), изначально ориентированное на общее развитие детей младшего школьного возраста, но также предполагающее в процессе ознакомления с основными понятиями курса усвоение экологических терминов:
«экология», «цепи питания», «природные сообщества», «приспособление организмов к условиям обитания», «влияние человека на окружающую среду», «факторы здоровья человека» и др., выявление закономерностей, экологических аспектов, осознание единства человека и природы;
б) разработка как самостоятельных программ («Мир и человек» А.А.Вахрушева и др.), так и факультативных курсов экологической направленности, например «Экология» (А.Т.Зверев). Возможен и комбинированный подход — объединение данных направлений: например, в системе учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А.Плешакова даны обновленная экологическая версия «Природоведения» и факультатив «Экология для младших школьников»;
в) включение материала экологической направленности в другие предметы начального образования (междисциплинарный подход, например математические задачи на экологическую тематику, общественно-полезная деятельность по уборке территории школы, лесопарков от мусора и т.п.);
г) усиление роли краеведческого компонента образования — его «регионализация» (курс «Экологическое краеведение» Л.В.Моисеевой, О.Н.Лазаревой, О.В.Климентьевой (Департамент педагогики и психологии детства Уральского госпедуниверситета)) и локализация (в рамках определенной части города, где расположено учебное заведение); д) специализация школ, предполагающая как систематическое проведение экологических рейдов, создание отдельных экологических классов, так и включение всего учебного заведения в единую систему работы по охране природы.
К последним относится расширяющаяся в России кампания за глобальную безопасность в дружественных школах (лайф-линк), нацеленная на решение жизненно важных проблем «заботы друг о друге, о биосфере и о природе» посредством создания международной молодежной сети, которая боролась бы за безопасное будущее в новом тысячелетии, организуя общественные акции и проекты в области защиты окружающей среды (например, «Мои мысли — взгляды — верования — отношение — поведение», «Конструктивное сотрудничество», «ГОЕА8 — международный день экологической акции и дела», проведение экоклуба, фестиваля).