Экология и экологический подход в изучении окружающего мира

Экологический подход к построению содержания «Окружающего мира» вытекает из предмета изучения. «Окружающая среда» - по­нятие экологическое. Здесь следу­ет различать экологию как научную дисциплину и эко­логический подход к изучению того или иного объекта, явления.

Впервые термин «экология» был введен в научный лексикон в 1866 году. Сделал это немецкий зоолог Э.Геккель (1834-1919). Под экологией он понимал нау­ку, занимающуюся исследованием взаимоотношений растений, животных, их сообществ с окружающей сре­дой. Позднее, в связи с проблемой деградации и разрушения среды обитания человека, содержание понятия «экология» расширилось. На место растений, животных, их сообществ стали ставить и человека, человеческое общество. Таким образом, в широком смысле экологию можно определить как науку, исследующую взаимоотно­шения живых организмов, включая и человека, их сообще­ство и человеческое общество с окружающей средой.Эко­логическая система представлена двумя компонентами: живыми организмами или их сообществом (биоценозом) и окружающей средой.

Термин «экология» и соответствующее понятие за­нимают неодинаковое место в различных курсах «Окружающего мира». В некоторых случаях этот термин вводится уже с I класса («Зеленый мир» А.А. Плешакова) или со II класса («Мир и человек» А.А. Вахрушева), в других этого термина избегают вплоть до завершающих курс уроков в IV классе («Природоведение» З.А. Клепининой). Содержание экологических вопросов в школь­ных курсах «Окружающего мира», методические особен­ности их изучения будут рассматриваться ниже. Здесь же кратко остановимся на сути экологического подхода.

Особенностью изучения экологической системы яв­ляется то, что живой организм или сообщество рассмат­ривается как центр, ядро этой системы. Окружающая же среда расценивается как комплекс факторов, воздейст­вующих на это центральное ядро. В этом и заключается суть экологического подхода. Экологический подход мо­жет быть реализован не только при изучении биологиче­ских объектов, но и любых других. Например, при изу­чении оврага экологический подход заключается в том, что рассматривается не только сам овраг (центральное ядро), но и факторы, которые влияют на его развитие: процессы, происходящие на водосборной площади, вы­падающие осадки, растительность и т.д.

Несмотря на то что экологический подход как раз­новидность системного подхода выделен в методологии науки сравнительно недавно, его проявления прослежи­ваются в школьных курсах естествознания, природоведе­ния прошлых лет. Школьное природоведение с момента его становления включало не только вопросы собственно природоведческие (изучение тех или иных объектов при­роды), но и вопросы использования человеком природ­ных ресурсов, влияния природной (географической) сре­ды на жизнь человека, то есть в той или иной мере соот­носило объекты изучения с человеком.

Еще в большей степени экологический подход дол­жен присутствовать в нынешних курсах «Окружающего мира». Исходя из определения предмета изучения (сис­тема «человек - окружающая среда»), весь курс должен строиться на основе экологического подхода, то есть пу­тем соотнесения изучаемых объектов и явлений с чело­веком. Человек здесь выступает в качестве центрального ядра. Такой подход отражен в названии уже упомянутых тем окружающего мира: «Я и моя семья», «Сохраним удивительный мир растений» и др.

Реализация экологического подхода в рассмотрении тех или иных вопросов окружающего мира, выработка привычки именно таким образом подходить к изучению природы, общества способствуют формированию у школьников экологического мышления. Экологическое мышление - это мысленное установление связей между предметами и явлениями, при котором один из объектов (явлений) рассматривается как центральный, соотнесение исследуемого феномена с человеком.

ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ В ПРОГРАММАХ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Изучая курс «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» в начальной школе ребенок усваивает некоторые сведения об окружающем мире, при­роде, о необходимости и целесообразности бережного от­ношения к растениям, животным, о сохранении чистоты воды, воздуха, Земли. Здесь должна быть создана атмосфе­ра благожелательности по отношению к природе, чтобы у ребенка сформировалось миропредставление, включающее его в окружающий мир не как хозяина, а как участника ес­тественного его развития. Программой природоведения предусмотрено научить детей приемам наблюдения за жи­вой природой, умению фиксировать эти результаты, делать на их основе выводы и обобщения.

Учитывая актуальность проблемы экологического об­разования и воспитания, в современные программы по естествознанию для начальной школы включено значи­тельное число понятий и представлений по экологии.

Система учебных программ «Зеленый дом» А.А.Пле­шакова, обеспечивая ознакомление младших школьников с окружающим миром, одновременно включает вопросы экологического характера. Наряду с общеобразовательны­ми курсами «Мир вокруг нас» и «Природоведение» в ней имеется факультативный курс «Экология для младших школьников».

В курсе «Мир вокруг нас» начинается формирование бе­режного отношения учащихся к богатствам природы и об­щества, навыков и правил поведения в природе. При изуче­нии этого курса раскрываются доступные пониманию уча­щихся взаимосвязи, существующие в природе, уделяется вни­мание воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры лич­ности. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного пред­ставления об окружающем мире, о месте в нем человека.

При изучении курса «Природоведение» (11-111 класс) раскрываются сложившиеся противоречия между обществом и природой, пути их разрешения. Учащиеся узнают о реальных экологических проблемах, к которым относятся: защита неживой природы и почв от загрязнений, разруше­ния и истощения почв, сохранение многообразия видов организмов и целостности сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения жизни людей.

Важная задача курса - преодоление утилитарного, по­требительского подхода к природе, порождающего безот­ветственное отношение к ней. В процессе изучения у уча­щихся формируются убеждения о необходимости охраны природы как в своем крае, так и в родной стране и на всей планете. Учащиеся приобретают определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельно­сти по охране природы.

Широко используется моделирование: создание графи­ческих и динамических схем, отражающих те или иные взаимосвязи в природе, как, например, простейшие пище­вые связи между организмами, взаимодействие человека и природы. Для лучшего усвоения правил поведения в при­роде используются знаки, содержащие выраженные в гра­фической форме запреты и предписания, касающиеся тех или иных действий человека.

В процессе изучения природоведения учащиеся на кон­кретных примерах знакомятся с экологическими проблема­ми планеты, возможными путями их решения, узнают об экологических проблемах различных природных зон, при­родоохранной работе. Этот курс максимально экологизи­рован. Каждая тема содержит большой природоохранный материал, что позволяет за три года дать учащимся элемен­тарные научные экологические знания, сформировать эко­логическое мышление и определенные нормы поведения.

Факультативный курс «Экология для младших школь­ников» призван расширить экологические представления младших школьников, формируемые в основном курсе, конкретизировать их; углубить теоретические знания учащихся в области экологии, сформировать ряд осново­полагающих экологических понятий, соответствующих возрастным возможностям младших школьников. Кроме того, в этом курсе предусмотрена разнообразная практи­ческая деятельность учащихся по изучению окружающей среды и ее охране.

Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. При изучении каждои темы учащиеся знакомятся с мероприятиями по охра­не природы, привлекаются к посильному участию в этой работе: заготовка корма для птиц, подкармливание птиц поздней осенью, зимой и ранней весной, сбор семян цве­точно-декоративных растений, сбор колосков на полях после уборки урожая для подкормки птиц и т.д.

Особое внимание уделяется рациональному использо­ванию человеком природных богатств. Учащимся дается представление о том, что уничтожение одного компонента природы влечет за собой гибельные последствия для других (вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.д.). Такое знакомст­во с законами охраны природы очень важно для учащихся младших классов, так как именно в этом возрасте начи­нается формирование экологически грамотной личности.

В программе по естествознанию Н.Я.Дмитриевой и И.П.Товпинец (по системе Л.В.Занкова) рассматривается жизнедеятельность растений и животных в связи с сезонны­ми изменениями в природе. Основное внимание обращается на осмысление того, как протекает жизнь в природе, как она постоянно изменяется. Сезонные изменения в природе воспринимаются как закономерные и необходимые в жизни растений и животных. Природа рассматривается как дина­мическая, развивающаяся система. В программе значитель­ное внимание уделено многообразным и сложным взаимо­связям, существующим в растительном и животном мире, имеется материал об экологическом равновесии в природе, о губительных последствиях нарушения природных связей благодаря необдуманной деятельности людей. Вопросы охраны природы пронизывают содержание всего курса естествознания. Особое внимание в программе уделено экскурсиям в природу, во время которых явления и предме­ты рассматриваются в естественной обстановке. Однако насыщенность экологическими понятиями значительно меньше, чем в программе А.А.Плешакова.

В программе по природоведению З.А.Клепининой во­просам охраны природы также уделено большое внимание. Содержание учебного предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьни­ков в природоохранительной работе. В программе предло­жены мероприятия по охране природы, к которым по мере изучения курса привлекают учащихся. Много внимания уделено экскурсиям в природу, где дети не только знако­мятся с окружающим миром, но и на конкретных примерах получают представления о взаимосвязях, знакомятся с деятельностью человека и влиянием антропогенного фактора на природную среду. Однако следует отметить, что вопро­сы охраны природы включены фрагментарно в каждый из изучаемых разделов, но основные экологические представ­ления в программе отсутствуют.

Программа Н.Р.Виноградовой и других «Окружающий мир» направлена на формирование социального опыта школьника, осознание связей в системе «человек - при­рода - общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Преимущество программы заключается в том, что устанавливается более тесная связь между познанием природы и социальной жиз­нью. В содержании программы обеспечивается более четкая преемственность изучения окружающего мира между на­чальной и средней школой. Однако доля непосредственно экологических понятий весьма незначительна, хотя и в ней достаточное место отведено экскурсиям в природу.

В программе А.А.Вахрушева, А.С.Раутиан «Мир и чело­век» экологическим вопросам уделено большое внимание. Начиная с I класса учащиеся знакомятся с основными эко­логическими представлениями, природоохранными меро­приятиями. Природа и общество рассматриваются в нераз­рывной взаимосвязи, органическом единстве. Это позволя­ет достаточно рано начать формирование у детей целостно­го представления о природе, о роли и месте в ней человека. Идея «все связано со всем» как бы цементирует разнообраз­ные элементы в содержании курса, усиливает его воспита­тельную и развивающую направленность. Здесь на конкрет­ном материале раскрывается эстетическое, практическое, познавательное и оздоровительное значение природы для человека. Учащиеся знакомятся с теми изменениями, кото­рые возникают в природе в результате деятельности чело­века, убеждаются в необходимости природоохранных меро­приятий. Следует отметить наиболее высокую экологичес­кую направленность этой программы по сравнению с други­ми, за исключением, пожалуй, программы А.А.Плешакова.

Таким образом, можно сделать вывод, что во все про­граммы по естествознанию для начальной школы в той или иной степени включены вопросы по охране природы и эко­логии.

Содержание экологического образования можно в пол­ной мере реализовать только на основе тесной связи уроч­ных и внеурочных форм обучения. Подобная взаимосвязь обеспечивает, помимо получения знаний, также и форми­рование опыта принятия решений и привычек поведения, В процессе общения детей с окружающей природой у них формируется определенный опыт. Для этого необходимо делать их участниками реальной практической природо­охранной деятельности. Младшие школьники могут прово­дить фенологические наблюдения, работать на экологиче­ской тропе, оценивать состояние ближайшей к школе лесо­парковой зоны и т.д. Поэтому во всех программах большое внимание обращают на необходимость проведения экскур­сий в природу, что позволяет на конкретном материале показать учащимся воздействие человека на окружающую среду и необходимость ее охраны от загрязнений.

Традиционный блок обучения естествознанию также представ­лен альтернативными по отношению друг к другу программами и факультативными курсами экологической напрвленности.

Программа начального курса естественно-научного и экологи­ческого воспитания «Зеленый дом» А.А.Плешаковапредставляет собой систематический взгляд на мир. Экологическую направленность программы «Зеленый дом» определяют идеи многообразия, экологической целостности и необходимости уважения к миру, единства природы и человека. Экологическая направленность программы А.А. Плешакова прояв­ляетсяся в ознакомлении с волную­щими проблемами современности, в ра­боте по изучению экологических вопросов на глобальном, феде­ральном, региональном и краеведческом уровнях, понимание идеи целостности мира. К отличительным особенностям системы курсов «Зеленый дом» относятся следу­ющие:

1) экологический характер системы в целом, объединяющей азы биоэкологии и созологии: триада «человек—природа — обще­ство» рассматривается с позиции взаимосвязи; доминирование именно природоохранных моментов. Хорошо представлен экологи­ческий материал, особенно трофический уровень (пищевые связи, цепи, сети, пирамиды); все организмы рассматриваются с точки зрения их значения;

2) возможность педагога, учащихся получить информацию из иллюстраций, схем, моделей, чертежей. Реализация принципа доступности: простыми словами объяснен достаточно сложный материал. Автором используются приемы, доступные для понимания (наглядного подтверждения) младшему школьнику, на­пример, при классификационной характеристике животных и растений на основании связи их фенотипических особенностей, размножения и среды обитания.

3) выполнение учащимися различных видов работ: наблюдений за явлениями природы и общественной жизни; демон­страции и изучения материала по наглядным пособиям; практи­ческих работ, опытов; учебных прогулок, бесед, встреч с людьми разных профессий, учебных дискуссий, дидактических и ролевых игр, допол­няемых раскрашиванием, рисованием, конструированием, про­смотром диапозитивов и видеофрагментов, самостоятельным чте­нием дополнительной природоведческой литературы и поиском необходимой информации. Разнообразие форм организации работы: уроки в классе и природе, экскурсии, поле­вые практикумы, практические и домашние работы (в программе четко обозначен их минимум).

4) введение новых видов практической деятельности - распознавания природных объектов с помо­щью разработанного для начальной школы атласа-определителя, моделирования экологических связей (графики, ди­намические схемы — модели), эколого-эстетическая деятельность (анализ собственного отношения к миру, поведения, оценка по­ступков, выработка правил и норм поведения); в III, IV классах — использование ролевых игр, учебных дискус­сий, практических работ по охране природы, элементов пропагандирования природоохранных идей, самостоятельного чтения литературы по природе и ее защите.

Курс нацелен на развитие у младших школьников эрудиции, лю­бознательности, элементарных навыков исследователя.

В рамках углубления экологической подготовки младших школьников Л. П. Симоновой- Салеевой разработан курс « Человек и окружающая среда»— интегративный учебный предмет, вокруг которого строится смешанная модель экологического образования. Основная идея данной программы отражена в самом названии: «человек» и «ок­ружающая среда» — ключевые понятия, указывающие на направ­ление изучения любого вопроса и окружающей социально-при­родной действительности в целом — с позиции их взаимодей­ствия. В зависимости от детской заинтересованности он может быть назван «Азбука юного эколога», «Основы экологии», «Экология для детей», «Твое окружение», «Земля — твой дом» и т.п. Глобальность рассматриваемых вопросов и минимум отведенного времени обус­ловливают необходимость введения факультативов «Вода и жизнь», «Город и люди» или «Агроэкология для детей» и т. д., предполага­ющих решение следующих экологических проблем: защита и со­хранение видового многообразия растений и животных, места их обитания; сохранение, укрепление собственного здоровья; охра­на среды.

Программа нацелена на становление научно-познавательного, научно-нравственного, деятельностно-практического отношения школьников к окружающей среде, своему здо­ровью на основе единения чувственного и рационального позна­ния природного и социального окружения человека.

Ее основны­ми идеями являются: а) взаимодействие человека с окружающей природной и социальной средой; б) целостность функционально равных природы и общества, для чего людям необходимо посто­янно соотносить свои действия с возможностями природной сре­ды, учитывая законы естественной регуляции биосферы (по Э.Ц.Гирусову).

Поэтому основное внимание в нем сконцентри­ровано на разрешении ряда вопросов: человек, его роль в позна­нии и преобразовании окружающей среды; его место в окружаю­щей среде (человек как часть природы и член общества); позна­ние человеком среды, своей жизнедеятельности (восприятие, спо­собы познания); многообразие предметов и явлений природного и социального человеческого окружения; связи животных орга­низмов с условиями существования; связи здоровья человека с состоянием окружающей среды; труд и его поведение в ней. Это дает возможность говорить о двух уровнях эконаправленности курса: изучение 1) связи живых организмов с условиями существова­ния; 2) связи человека как части природы и составляющей обще­ства со средой, которые реализуются в следующих тематических поклассовых блоках программы, построенных по принципу «человекоцентризма»:

1 класс — «Цели и задачи изучения окружающей среды» — ознакомление с многообразием предметов и явлений окружающей чело­века среды (в том числе водой, почвой, воздухом, растениями, животны­ми), ее связями с человеческим организмом, методами познания; озна­комление со способами гармоничного взаимодействия с окружающей социоприродной действительностью. Темы курса: «Как человек восприни­мает и познает окружающий мир», «Многообразие предметов и явлений окружающей человека среды», «Человек и окружающая среда».

II класс — «Изменение природы человеком» — изучение связей природных компонентов в системе «Городская (сельская) среда и человек». Темы: «Город, в котором вы живете», «Дороги и транспорт в городе», «Дома в городе», «Дом, в котором вы живете», «Квартира, в которой вы живете», «Кто живет в квартире и в доме», «Природа в городе».

/// класс — «Природа — часть среды» — уточнение специ­фики взаимоотношений человека с природными сообществами, взаи­мосвязей в природе, приспособленности организмов к факторам среды, способов влияния человека на окружающую действительность. При этом впервые в рамках одной темы в сопоставлении рассматриваются близкие естественные и искусственные сообщества. Темы курса: «Природные со­общества и человек», «Лес, парк и человек», «Луг, поле и человек», «Водоемы в природе и в жизни человека».

IV класс — «Долг и обязанность — забота об окружающей среде» — выявление общих связей человечества с окружающей его при­родной средой, изучение здоровья человека и уяснения сути понятия «здоровый образ жизни». Темы курса: «Природа — среда жизни челове­ка», «Здоровье человека и окружающая среда», «Труд и жизнь челове­ка», «Земля — космический дом человечества».

Данный курс характеризуют следующие отличительные черты:

1) четко выраженная экологическая направленность, прояв­ляющаяся в ориентации содержания на достижение цели эколо­гического образования в начальной школе и основной идее —неразрывной связи человека и природы;

2) задачи курса: формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельно­сти человека; развитие умений воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, выявлять причины и объяснять про­исхождение познавательного интереса; обучение основным мето­дам познания; воспитание эстетического, нравственно-практического отношения ребенка к окружающей среде;

3) интегративный подход к целям, содержанию, формам, ме­тодам организации деятельности учащихся, обусловленный ком­плексным характером современных экологических проблем взаимодействия общества с природной средой, интегративностью рассмотрения процессов в науках о природе и человеке, особенностями мировосприятия младших школьников, состоянием теории
и практики экологического образования (дифференциацией по предметам), его междисциплинарным характером. Идея целост­ности мира прослеживается в самой структуре изложения материала — налицо четкость связи всех бло­ков курса, где последняя тема предыдущего раздела становится лейтмотивом последующего;

4) отбор содержания курса в соответствии с принципами экологического образования, а именно: единства познания, пере­живания и действия; становления многогранных отношений ре­бенка с окружающей средой; интеграции; междисциплинарности; согласования различных аспектов взаимоотношений челове­ка со средой; педагогической необходимости объединения подходов к содержанию экологического образования, деятельности детей;

5) четко регламентирован минимум «фундаментальных» понятий, необходимых для осознания и понимания младшим школьником: «чело­век», «окружающая среда», «природа», «природные богатства» (ресурсы), «природные условия» (факторы), «влияние человека на окружающую среду», «здоровье человека», «здоровый образ жизни», «защита окружающей среды», а также базовые естественно-научные понятия (например, группы растений и животных);

6) в конце изучения курса ребенок должен иметь знания по линиям: а) «Биосфера — глобальная экосистема» — Земля — дом живых существ, их основные группы и приспособленности к сре­де обитания, Солнце — источник жизни на Земле, влияние расти­тельности на условия жизни; б) «Элементарные экосистемы» — разнообразие организмов, экосистем своей местности, основные среды (вода, воздух, почва), живых организмов, их значение в природе, правила поведения в сообществах, домашних и куль­турных растений и животных (виды), основные растения поля
(сада, огорода), сельскохозяйственных вредителей; в) «Методы исследования» — особенности наблюдения; школьник должен уметь: а) участвовать в оздоровлении окружающей среды; б) вы­полнение правил поведения в природе, обращения с организма­ми, участие в природоохранной деятельности, труде; в) наблюдать по схеме, плану, проводить простейшие опыты с объектами, оформлять результаты наблюдений;

7) разнообразие методов обучения естествознанию: беседы (в том числе экологические), наблюдение, постановка опытов и экспериментов, восприятие произведений искусства, интегративные (моделирование, проектирование, прогнозирование послед­ствий своего поведения, обсуждение-дискуссия, самостоятельный поиск), работа с книгой;

8) расширение спектра форм организации учебного процесса: вводные, обобщающие, смешанные, предметные уроки, комп­лексные экскурсии в социоприродное и природное окружение, полевые практикумы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, фа­культативные занятия, упорядоченная практическая деятельность в природной среде;

9) учебно-методическое оснащение: учебники, книга для чте­ния, практикумы, дидактические карточки, пособия, методичес­кие рекомендации и пособия для учителя по экологическому вос­питанию младших школьников.

Материал программы может быть дополнительно конкретизи­рован в зависимости от интересов и наклон­ностей детей, факультативах, предложенных автором, например «Здоровье человека и окружающая среда», «Лес и человек».

Курс «Природоведение и экология» Е.Н.Дерим-Оглу, Н.А. Фроловой,представлен в виде двух учеб­ников для II, III классов (I —III) или III, IV классов (I —IV). Построенный в соответствии с программными разработками 3. А. Клепининой и Л. Ф. Мельчакова, М. Н. Скаткина, курс в своей структуре имеет ряд особенностей:

1) доминирование принципа сезонности при отборе материала для III класса (I—IV): а) вводный блок, суммирующий имеющий­ся опыт и создающий базу для усвоения последующего материала (темы «Введение» (усвоение сути понятий «природа», «природове­дение», «экология»), «Температура и термометр», «Времена года», «Мир животных», «Наши верные друзья»). В данном разделе пред­варительно вводится систематика основных групп животных с ем­ким перечислением в сжатой форме их существенных признаков: Класс рыб — обитают в воде, плавают при помощи плавников, тело покрыто чешуей, дышат кислородом (растворенным в воде); размножаются икрой, оплодотворенной молокой; температура тела непостоянна и зависит от температуры воды. Класс земноводных — приспособились к жизни в воде и на земле; кожа голая; размножение икрой в воде; темпе­ратура тела зависит от температуры среды. Класс пресмыкающихся — роговые чешуи как основное покрытие тела; размножение — яйцами, защищенными плотной оболочкой (некоторые рождают живых детены­шей); «холоднокровные». Класс птиц — тело покрыто перьями, перед­ние лапы — крылья; размножение — яйцами, покрытыми твердой скор­лупой; температура тела постоянная и не зависит от температуры окру­жающего воздуха.

Класс млекопитающих — тело покрыто шерстью; рождают детены­шей и выкармливают их молоком; «теплокровные»;

б) Материал структурирован в соответствии с классичес­ким эволюционным принципом (материал по неживой и живой природе (растения, грибы, животные), народных представлений о сезоне (в том числе в виде загадок) и итогового закрепления усвоенного на экскурсии. Для каждой экскурсии разработана программа заданий по наблюдению изме­нений в неживой и живой природе. Изучение же темы строится при четком рассмотрении сезонных изменений в жизни каждой группы животных и растений с попутным введением дополни­тельной информации о них, например: о птенцовых и выводко­вых птицах, способах размножения растений, о жизни конкретных видов. В результате блок заканчивается итоговой темой по ох­ране природы;

в) изучение организма человека — глава «Человек и его здоро­вье», что предполагает ознакомление со сферой распространения медицины, анатомии, физиологии, гигиены, терапии и хирур­гии, валеологии, примерным режимом дня школьника и прави­лами гигиены и поведения в природе и городе, закаливанием,
организмом человека (анатомо-физиологический подход).

Курс в целом носит не толькоэколого-природоведческую, но и эстетико-культурологическую на­правленность («Зима в народном календаре»);

2) построение в IV классе (I —IV) материала в соответствии с доминантной страноведческо-краеведческой основой, дополни­тельным введением сведений по экологии и более подробно — анатомии и физиологии человека: а) «Введение»; б) «Природа вокруг нас» — ознакомление с правилами ориентирования на местности, планом и картой; в) «Богатства подземных кладо­вых» — изучение свойств отдельных полезных ископаемых (тра­диционный минимум); г) «Голубое богатство» — изучение агре­гатных состояний воды, ее свойств и видов концентрации в при­роде, а также возможных способов охраны; д) «Наша страна на глобусе и карте» — ознакомление с типами вращения Земли, фор­мами земной поверхности, видами почвы и ее свойствами; е) «Природные зоны нашей страны», где особого внимания за­служивают четко выделенные приспособления животных и расте­ний к конкретной среде обитания (зоне, сообществу), конкрет­ные иллюстрации вторичной сукцессии; ж) глава «Основы эко­логии» выступает как обобщение всех ранее изученных в разроз­ненном виде материалов — суть экологии как «науки об окружаю­щей среде и связях между живой и неживой природой», кругово­рот веществ в природе, природные сообщества, цепи питания и пищевые сети, пирамида, охрана природы края и земли (запо­ведники, заказники, национальные парки);

3) четкость представления информации, нашедшая отражение в структуре глав и тем учебника: название — основной учебный текст (с выделением базовых понятий) — выводы — практичес­кие работы — вопросы и задания репродуктивной и поисковой направленности («Проделайте опыты, доказывающие...», «Срав­ните...»), в том числе на установление причинно-следственных связей («Подумайте...», «Почему люди часто говорят...»). Каждая тема иллюстрируется отрывками из стихотворений. Особого вни­мания заслуживает биологически правильное ознакомление школь­ников с конкретными видами — использование бинарной номен­клатуры (песчаный удавчик, зеленая жаба);

В целом курс «Природоведение и экология» (Е.Н.Дерим-Оглу, Н.А.Фролова) придает новое экологическое звучание старой кон­струкции учебного материала и позволяет планомерно подвести ребенка к осознанию предназначения экологии как науки, имею­щей наддисциплинарный статус, т.е. пронизывающей все сферы знания. В нем весь материал четко подразделен на текстовой, за­крепляющий и практический блок, что предоставляет учителю широкий спектр вариантов его компоновки в рамках конкретного занятия.

В 1990-х гг. в школах Истринского района Московской области были апробированы и приняты районным Управлением образо­вания в качестве базового учебник «Экология» для младших школь­ников и тетрадь по курсу А. Т. Зверева.Разработан в соответствии с программой по экологии в свете внедрения системы непрерывного экологического образования и на современном этапе в ряде школ преподается как альтернативный основной и факультатив­ный курс. Учебник «Экология» содержит интересные рассказы о живой и неживой природе, иллюстрации и фотографии, сведе­ния о необходимости сохранения чистоты воздуха, воды и охра­ны животного и растительного мира. При этом в данном курсе экология играет цементирующую роль, что прослеживается в следующем распределении материала по классам и его блоковому представлению:

Содержание

2 класс — в рамках блоков: «Введение», «Живая и неживая природа», «Неживая природа», «Живая природа» — осуществля­ется ознакомление с сутью эколо­гии как науки, живой / неживой природой, астрономическим мате­риалом, правилами профилактики и оказания первой медицинской по­мощи при ожогах, закаливанием, энергией Солнца, краткой историей Земли, деятельностью воды и воз­духа на планете, царством минера­лов, экологией растений, их строе­нием, особенностями ядовитых / лекарственных / культурных расте­ний, вредителями и защитниками леса, растениями Красной книги

3класс — в целом изучение мате­риала ведется по 2 направлениям: а) «Экология животных», что предпола­гает: ознакомление с миром их ощу­щений и жизнью, приспособленно­стью к среде обитания, пищевыми цепями, этиологией, влиянием че­ловека на условия их жизни, конк­ретными советами по «дешифровке» поведения животных и уходу; фор­мирование представления о Красной книге животных; получение сведе­ний о животных восточного календа­ря и отражении их повадок в поведе­нии конкретного человека; б) «Мик­ромир», или микроэкология, — водо­росли, микроскопические грибы, бак­терии, вирусы, их свойства и нано­симый вред.

Дополнительно вводимые понятия.2 класс - (пропедевтически, на основе лич­ного опыта детей): живые орга­низмы, гиганты / карлики, сол­нечный удар, солнечные батареи и электростанции, парники и пар­никовый эффект, внутренняя эне­ргия Земли, планктон, сила вет­ра (ветряные мельницы и тур­бины), водная (ветровая) эрозия, черные (пыльные) бури, кристал­лы, царство минералов, минера­лы-магниты (магнетит), лазер, го­лограмм, минеральные вещества, ядовитые растения, окультурива­ние, споры, лишайники.

3 класс- Теплокровные, «тепловые глаза» животных, эхолокаторы и радио­локаторы, сигнальный язык жи­вотных, окольцовывание птиц, се­мья (семейные группы), матка / трутни / рабочие пчелы, живот­ные-санитары, заповедники / на­циональные парки; микромир, микроорганизмы (микробы), ви­рус, эпидемия, бактерии, микро­скопические грибы, фитофтороз (фитофтора), водоросли, простей­шие, клетка, малярия.

4 класс — материал структуриро ван вокруг доминантных тем: а) эко логия человека — его происхождение (религиозная, научная, точки зрения различных народов древности), становление культуры, нравы и обычаи народов, предметы быта, описание древних цивилизаций; б) человек и природа — изучение типов загрязнений, способов охраны природы; уяснение сути экологической культуры человека и государ­ства, экологических правил поведе­ния в природе (в том числе общих, в лесу, около водоемов), ознакомле­ние с экологическими движениями, праздниками, с содержанием Конс­титуции РФ об экологических обя­занностях и правах человека. Питекантроп, синантроп, неандерталец, Человек разумный (гомо­сапиенс), кроманьонец, садово-парковое искусство, семья, коллектив, дружба, творческий труд, семь чудес света, красота, поведение человека, духовный мир; окружающая среда, смог, промышленно-бытовые отходы, экологическая культура, экологические правила, экологические движения.

В целом материал учебников отличает гармоничное сочетание научного, науч­но-учебного, научно-популярного стилей и религиозного материала, стихотворений (в том числе многочисленные истори­ческие, фактологические сведения о жизни конкретных организ­мов, версии происходящего), чередующихся с инструкциями по проведению опытов. Его отличительной особенностью является использование двойных биологических, вариативных названий на всех этапах курса (например, вех ядовитый или цикута). Текстовой материал также проиллюстрирован многочисленными рисунка­ми, схемами, фотографиями, рисуночными набросками, а науч­ные данные перемежаются со сказочными вариациями. Повторе­ние и закрепление изученного осуществляется с помощью вопро­сов, носящих репродуктивный характер.

Естествоведческий курс для младших школьников «Экология» (А. Т. Зверев) представляет многоаспектность понимания сути эко­логии как науки на современном этапе. Однако доминирование текстового материала, минимум опытов и практических заданий, репродук­тивный характер вопросов на закрепление свидетельствуют в пользу данной программы как факультатива.

Программа А.А. Вахрушева, О. В. Бурского, А.С. Раутиана «Мир и человек».Концептуальной психолого-дидактической основой програм­мы, разрабатываемой в системе «Школа-2100», явился вариативный личностно-деятельностный подход (руководитель — академик РАО А.А. Леонтьев).

Программа нацелена на воспитание человека, осоз­нающего свое место и место человечества в окружающем его мире, т.е. на воспитание биосферной этики. Внимание уделяется ознакомлению ребенка с элементами целостной картины мира, которая должна стать своеобразным личностным императивом в его поведении. Это находит отражение в своеобразном располо­жении материала: межотраслевое следование от биоэкологии к глобальной с параллельным рассмотрением вопросов экологии человека как части природы.

Формирование картины мира видится авторам в том, чтобы при минимуме сооб­щаемых детям знаний сделать их сознательными участниками жизни. Это предполагает творческо-исследовательский характер работы со стороны и учителя, и учащихся. Необходимо не только познакомить школьников с образом мира, но и научить их пользоваться своим опытом. Поэтому реше­ние проблемных творческих задач рассматривается как главный способ осмысления мира.

Программа «Мир и человек» характеризуется следующим:

1) курс имеет в своем структурировании реаль­ную естественно-научную основу — ноосферную концепцию В.И.Вернадского, обусловливающую необходимость воспитания биосферной этики — отношения к нашей планете как к своему дому, что невозможно без осознанного понимания его целостности;

2) адаптированность материала к возрастным особенностям младших школьников: многие сложные эколого-биологические понятия заменены близкими, понятными детям, при этом в названии учтена функциональная направленность объектов («кормильцы», «мусорщики», «едоки»; «этажи» океана). Расширен основной поня­тийный аппарат, в частности вводятся термины, необхо­димые для понимания материала, но вместе с тем традиционно относимые к средней школе (II класс: оболочки Земли, закон превращения энергии, чистые вещества и смеси; IV класс — зам­кнутая экологическая система).

3) с биологической точки зрения более точно представлена классификация растений и жи­вотных по степени усложнения строения в соответствии с «про­фессиями»;

4) данный курс не предполагает дословное усвоение материа­ла: на первое место выходит понимание — необходимость ребенка разобраться с материалом темы, подготовиться использовать его при поиске ответов на за­дачи (на практике). Часто используются задания: подумать, отгадать, решить; подобрать разрезные кар­точки или их разрезать; дописать, соединить; раскрасить, дори­совать; рассказать, пообщаться; поработать в группе; инсцениро­вать, разыграть роли; сделать опыт или провести наблюдение;

5) экологический характер курса отражен не только в подборе материала, но и в основных приемах его струк­турирования;

7) разнообразие форм организации работы при изучении кур­са «Мир и человек»: уроки в классе и природе, экскурсии, «до­машние работы с родителями»;

8) исследовательско-поисковый характер программы выражается в получении ребенком не готовой информации, а на основе разви­тия своего непосредственного опыта. В процессе работы у учащихся сознательно формируется умение выдвигать гипотезы и дока­зательно отстаивать свою точку зрения, принимать чужую позицию, диагностировать и прогнозировать происходящее;

9) конкретно тематическая направленность в изучении мате­риала, применение классического педоцентрического принципа — познание мира ребенком «от себя» как наиболее известного объекта к уяснению многообразия общего.

Отличительной особенностью курса является четкая диффе­ренциация в учебнике материала для обязательного изучения, обеспечивающего выполнение стандарта, и дополнительного, позволяющего учителю организовать более углубленное изучение курса, а также при необходимости построить учебный процесс.

Курс «Мир и человек» носит экологи­ческую направленность с историко-культурологической ориента­цией, отраженную как в представленном материале, так и в под­ходах по его построению. Он содержит богатый иллюстративный материал, усложненную подборку сведений и опытов, а также базируется на исследова­тельском, проблемном, деятельностно-практическом принципе получения информации.

Экологизацияестественно-научного образования, осуществ­ляющаяся несколькими путями:

а) включение компонентов экологического образования в су­ществующие программы естествоведческого обучения (например, «Природа и люди» (З.А. Клепинина) и «Естествознание» (Н.Я.Д­митриева, И.П. Товпинец) в системе РО Л.В. Занкова), изначально ориентированное на общее развитие детей младшего школьного возраста, но также предполагающее в процессе ознакомления с основными понятиями курса усвоение экологических терминов:
«экология», «цепи питания», «природные сообщества», «приспо­собление организмов к условиям обитания», «влияние человека на окружающую среду», «факторы здоровья человека» и др., вы­явление закономерностей, экологических аспектов, осознание единства человека и природы;

б) разработка как самостоятельных программ («Мир и чело­век» А.А.Вахрушева и др.), так и факультативных курсов экологи­ческой направленности, например «Экология» (А.Т.Зверев). Воз­можен и комбинированный подход — объединение данных на­правлений: например, в системе учебных курсов экологической направленности «Зеленый дом» А.А.Плешакова даны обновлен­ная экологическая версия «Природоведения» и факультатив «Эко­логия для младших школьников»;

в) включение материала экологической направленности в дру­гие предметы начального образования (междисциплинарный под­ход, например математические задачи на экологическую темати­ку, общественно-полезная деятельность по уборке территории школы, лесопарков от мусора и т.п.);

г) усиление роли краеведческого компонента образования — его «регионализация» (курс «Экологическое краеведение» Л.В.Мо­исеевой, О.Н.Лазаревой, О.В.Климентьевой (Департамент педа­гогики и психологии детства Уральского госпедуниверситета)) и локализация (в рамках определенной части города, где располо­жено учебное заведение); д) специализация школ, предполагаю­щая как систематическое проведение экологических рейдов, со­здание отдельных экологических классов, так и включение всего учебного заведения в единую систему работы по охране природы.

К последним относится расширяющаяся в России кампания за глобальную безопасность в дружественных школах (лайф-линк), на­целенная на решение жизненно важных проблем «заботы друг о друге, о биосфере и о природе» посредством создания междуна­родной молодежной сети, которая боролась бы за безопасное бу­дущее в новом тысячелетии, организуя общественные акции и проекты в области защиты окружающей среды (например, «Мои мысли — взгляды — верования — отношение — поведение», «Кон­структивное сотрудничество», «ГОЕА8 — международный день эко­логической акции и дела», проведение экоклуба, фестиваля).

Наши рекомендации