Современная демографическая ситуация в мире
Среди проблем построения общества УР самой важной является ограничение роста народонаселения, т.к. от количества людей в первую очередь зависит давлениена окружающую среду. Первые научные подходы к проблеме динамики народонаселения связывают с именем английского экономиста и священника Т. Мальтуса (1766-1834), который показал, что численность народонаселения возрастает в геометрической прогрессии, а количество пищи, получаемой в процессе производственно-хозяйственной деятельности человека - в арифметической. В итоге при отсутствии факторов, которые замедляют рост народонаселения (болезни, войны), неизбежно перенаселение.
Вопросы регулирования роста народонаселения обсуждались на нескольких Всемирных конференциях ООН (Рим, 1954; Белград, 1965; Бухарест, 1974; Мехико, 1984; Каир, 1994).
3.1. Демографические реалии прошлого и настоящего
Рост народонаселения планеты происходил по экспоненте: периоды удвоения числа людей становились менее продолжительными. Время, которое потребовалось для появления на Земле каждого нового миллиарда людей со второго и до пятого, уменьшалось по ряду: 138-22-15-12 лет. Впрочем, уже очевидно, что проявляется тенденция стабилизации численности населения, и шестой миллиард был достигнут также через 12 лет. Рассмотрим основные параметры демографического процесса.
Синтетический коэффициент рождаемости.
Основным показателем, характеризующим скорость роста народонаселения, является синтетический коэффициент рождаемости (СКР), который равен среднему числу детей на одну женщину. Очевидно, что в мире величина СКР имеет тенденцию к снижению, и если в 1968 г. он составлял 4,6, то в 1987 - 3,6, в на™ стоящее время он составляет 2,9. На сегодня 80% населения планеты проживает в странах, где СКР продолжает снижаться. Так, с 1975 г. по 2000 г. СКР сократился в Южной Корее - с 7 до 1,7, в Бангладеш - с 7 до 3,3, в Индии -.с 4,8 до 3,1, в Китае - с 3,3 до 1,8: Сегодня СКР в развитых странах составляет 1,2-1,6, в африканских (Руанда, Замбия) - превышает 7.
В странах с высоким СКР ухудшаются все другие демографические показатели - снижается средняя продолжительность жизни (до 40-50 лет), высока детская смертность (до 200 смертей на 1 тысячу родившихся). В процветающих и демографически благополучных странах (США, Япония, Европа) средняя продолжительность жизни превышает 70 лет, детская смертность составляет 5-10 смертей на 1 тысячу родившихся.
В настоящее время в развитых странах прирос]1 населения составляет от 0 до 1%, в развивающихся - от 2,5 до 3,5%, и потому к 2000 г. четверо из пяти жителей планеты представляли развивающиеся страны. Ежегодный прирост населения планеты в период с 1950 по 1985 гг. возрастал, а после этого устойчиво пошел па спад. Это дает некоторый повод для оптимизма.
Демографический переход.
Процесс стабилизации роста народонаселения в странах с высоким СКР происходит в результате демографического перехода, т.е. последовательных изменений рождаемости, смертности и естественного прироста населения по мере социально-экономического развития. Этот переход включает три стадии. Первая - примитивная стабильность: высокая рождаемость и высокая смертность, ее практически прошли уже все страны. Вторая - быстрый рост народонаселения: высокая рождаемость, снижение смертности за счет развития медицины. Третья - цивилизованная стабильность: низкая рождаемость и низкая смертность, на этой стадии находятся демографические процессы в развитых странах^
Возрастная пирамида населения.
С коэффициентом рождаемости связана и возрастная пирамида населения. Форма возрастных пирамид при дсмографически благополучной ситуации напоминает ракету, при неблагополучной - муравейник; гипотетическая пирамида при успехе акции «одна семья -один ребенок» похожа на перевернутую бутылку (детей меньше, чем взрослых). Сейчас первый тип пирамиды характерен для Швеции и США, второй - для африканских стран - Кении,
Танзании, Заира. При современных демографических тенденциях неизбежно омоложение населения развивающихся стран, что осложняет и без того трудные проблемы обеспечения населения рабочими местами. Молодежь в таких странах составляет до 60% населения. В развитых странах возникает обратная проблема - старение общества. Большая доля пожилых людей требует больших средств на их пенсионное обеспечение, что тяжким грузом ложится на работающих налогоплательщиков.
Синтетический коэффициент рождаемости.
Основным показателем, характеризующим скорость роста народонаселения, является синтетический коэффициент рождаемости (СКР), который равен среднему числу детей на одну женщину.
Рождаемость — демографический термин, определяется как отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.
Детская смертность, число живорождённых, умерших на протяжении первого года жизни.
Смертность — статистический показатель, оценивающий количество смертей.
Урбанизация, т.е. перемещение населения из сельской местности в города, имеет тенденцию к повышению. Если в 1830 г. в городах проживало около 3% населения, то в 1960 г. - уже 34%. В 2000 г. городское население планеты приблизилось к 50%. Начиная с 1970 г., прирост населения городов значительно опережает прирост народонаселения планеты (соответственно 4 и 1,7%). В разных регионах мира уровень урбанизации различается (от 80% - в Европе и Восточной Азии до 40-35% -в Африке и Южной Азии).
Процесс урбанизации активно протекает в РФ, где в настоящее время зарегистрировано 1059 городов и 2066 поселков городского тина. Уровень урбанизации достиг 73%,а в таких регионах, как Урал,Сибирь и Дальний-Восток, доля городского населения превысила 80%. При этом в 33 крупных городах РФ плотность населения превышает оптимальную величину (300 человек на 1 га). Причем эта опасная тенденция усиливается (для сравнения, Париж - 291 чел./га, Берлин - 189, Лондон - 128 чел./га). Столь высокая плотность населения ухудшает условия жизни горожан.
В Башкортостане с 1960 г. по 2000 г. доля городского населения увеличилась с 34 до 48%. В республике -20 Городов и 41 поселок городского типа.
Центральной проблемой экологии городов является загрязнение атмосферы автотранспортом, вклад которого составляет от 50 до 90%. (В" глобальном"балансе загрязнения атмосферы доля автотранспорта составляет 13,3%.).