Административно-Правовой механизм охраны окружающей среды
Методы административно-правового механизма управления заключаются в разработке и издании правовых и административных актов, регулирующих организацию и управление в сфере природопользования, права и обязанности руководящих работников, должностных лиц и населения страны по экономному использованию и воспроизводству природных ресурсов и обеспечению равновесия в природной среде. Административные акты имеют обязательную силу и непосредственно воздействуют на коллективы предприятий, организаций, отдельных работников и население данного района.
Закон Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. №1982-XII "Об охране окружающей среды"
6 февраля 2013, 14:44
Закон Республики Беларусь «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы РБ по вопросам охраны окружающей среды и природопользования», подписанный президентом 22 января 2013 года, содержит ряд нововведений и уточнений в Законы об охране окружающей среды, о животном мире и о растительном мире, сообщили в управлении биологического и ландшафтного разнообразия Минприроды.
В целом этот нормативно-правовой акт систематизирует правовое регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды, предполагает сокращение и упрощение административных процедур, сказали в ведомстве.
В частности, Закон «Об охране окружающей среды» приводится в соответствие с Указом президента РБ от 26 июля 2012 г. №332, которым внесены изменения в Указ главы государства от 16 октября 2009 г. №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь», а также с Указами от 17 ноября 2011 г. №528 «О комплексных природоохранных разрешениях», от 26 апреля 2010 г. №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» и Законами Республики Беларусь «Об оценке соответствия объектов требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О республиканском бюджете на 2013 год», «Об обращении граждан и юридических лиц» и др.
Документ дополняется новой статьей 151, регулирующей деятельность общественных экологов.
Существующее понятие «общественные инспекторы охраны природы» заменяется понятием «общественный эколог» в целях приведения в соответствие с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности. Дело в том, что исходя из Указа №510 правом осуществлять проверки наделены только профессиональные союзы. Соответственно, общественные инспекторы в области охраны окружающей среды не могут принимать участие в проверках субъектов хозяйствования. Поскольку инспекторские функции из их компетенции исключены, взамен таких инспекторов введен институт общественных экологов. Общественный эколог – гражданин, который добровольно и безвозмездно изъявил желание оказывать содействие Минприроды по охране окружающей среды, пояснили в ведомстве.
Кроме того, Законом «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам охраны окружающей среды и природопользования» предусмотрено исключение трех административных процедур по вопросам регистрации зоологических и ботанических коллекций. А такие процедуры, как выдача разрешений на регулирование распространения и численности диких животных, на их отлов и на пользование ими в научных целях, объединили в одну - выдачу разрешения на изъятие диких животных из среды обитания с указанием цели.
Из Закона «О растительном мире» исключается административная процедура – установление Минприроды лимитов на пользование объектами растительного мира (грибы, ягоды) в связи с отсутствием необходимости в этом.
С целью пресечения браконьерства, статья 45 Закона «О животном мире» дополняется нормой, касающейся регулирования деятельности по изготовлению чучел животных. В частности, предусматривается, что оказание услуг по изготовлению чучел может осуществляться только при наличии документов, подтверждающих законность владения такими животными.