Глава 1. методологические основы менеджмента

Основные понятия менеджмента

Менеджмент (от англ. Management) – это управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

глава 1. методологические основы менеджмента - student2.ru Английское слово «менеджмент» происходит от латинского «manus» – «рука» и первоначально относилось к сфере управления животными. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.

В современной экономической, особенно переводной, литературе, термины «менеджмент» и «управление» являются синонимами. Вместе с тем следует отметить, что понятие «менеджмент» имеет междисциплинарный характер. Фундаментальный оксфордский словарь английского языка дает четыре определения термина «менеджмент»:

1. Способ, манера общения с людьми.

2. Власть и искусство управления.

3. Особого рода умение и административные навыки.

4. Орган управления, административная единица.

Введенное американцами в научный и практический оборот понятие «менеджмент» в упрощенном понимании означает способность управляющего добиваться преследуемых целей, планируя, организуя, мотивируя и контролируя деятельность других людей.

В России понятия «менеджмент» и «предпринимательство» стали широко употребляться в 80 – 90-х годах ХХ века. Переход от административно-командной системы управления к рыночной вызвал необходимость пересмотра всей сложившейся ранее системы управления, в основе которой лежали принципы централизованного директивного планирования, жесткого распределения материальных, людских и финансовых резервов и ресурсов из центра. Нужно было менять всю систему подчинения и контроля, фундаментом которой являлись централизм, народный контроль и т.д.

Рыночные отношения предполагают иной подход к управлению: более демократические методы работы; новые взаимоотношения «руководитель – подчиненный»; возникновение конкуренции, частного интереса, а также стремление людей извлечь максимальную выгоду от предпринятого дела [1].

Менеджмент как наука и искусство управления. В ХХ веке менеджмент определился как самостоятельная сфера знаний, наука со своим предметом, специфическими проблемами и методами их решения. Были сформулированы концепции, теории, принципы.

Менеджмент с научной точки зрения объясняет природу управленческого труда, формирование причинно-следственных связей, устанавливает факторы и условия, при которых совместный труд людей оказывается менее конфликтным, более эффективным и продуктивным.

Упорядоченные знания об управлении позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления. Важным качеством специалиста-менеджера является наличие у него организаторских способностей, умения оценивать ситуацию, работать как с отдельными людьми, так и с коллективом. Только сочетание высокой профессиональной подготовки, практического опыта и управленческого таланта является залогом успешной работы менеджера. Таким образом, менеджмент соединяет науку и искусство управления в единый динамичный процесс, при котором постоянно обновляемые научные знания внедряются в практику управления.

Менеджмент как практика управления охватывает весь процесс производства и обмена продукцией и информацией и включает: управление производством, управление маркетингом, финансовой деятельностью, кадрами, учет, контроль и анализ хозяйственной деятельности. Данные вопросы составляют предмет учебных дисциплин по менеджменту, входят в учебные программы, рассматриваются на примерах конкретных ситуаций. Здесь прослеживается прямая связь теории и практики.

Таким образом, предмет менеджмента как науки управления охватывает исследование законов и закономерностей жизнедеятельности организаций и отношений между работниками в процессе управления.

Менеджмент, как и любая другая наука, обладает своим особым методом исследования явлений управленческой деятельности.

Менеджмент может быть рассмотренкак вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.

«…Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами, - дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента…».

Так писал Питер Друкер, родоначальник менеджмента как систематизированной дисциплины, который еще в 50-х годах ХХ столетия сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития.

Менеджмент определяется как процесс, в результате которого формируются и функционируют различные организации, а управление ими осуществляют менеджеры, формулируя цели и предлагая способы их достижения.

В ходе управления осуществляется формирование, восприятие, передача, обработка и хранение определенной информации. Следовательно, управление – информационный процесс. Указанные пять стадий информационного процесса реализуются в виде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.

Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые, менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент – это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это и является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей – менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

Менеджмент рассматривается как иерархическая организа-ционная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента.

Менеджмент может рассматриваться и как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации) [1].

Категории менеджмента

Наука и практика менеджмента развивались одновременно с развитием общественного производства и экономикой. Менеджмент сочетает в себе научные и практические основы управленческой деятельности, которые внедряются в общественную и прежде всего в экономическую жизнь, с учетом существующих в ней закономерностей и особенностей [1].

Обычно термины «управление» и «менеджмент» являются синонимами. На самом же деле, термин «управление» применяется к различным видам человеческой деятельности, например, управление любыми техническими средствами и т.п. А термин «менеджмент» означает управление социально-экономическими процессами на уровне организации – управление хозяйственной деятельностью и персоналом.

Как и всякая другая наука, менеджмент содержит присущие только емукатегорииинаучные понятия, отражающие сущность управленческого труда. К ним относятся:

1. Управление — как процесс воздействия на работников в интересах достижения поставленных целей.

2. Объект управления — люди, техника и технологии, предприятие и др. В общем виде объект – это вид деятельности менеджера, в которой он осуществляет планирование, организацию, координацию, мотивацию и контроль, т.е. выполняет свои функции, например:

– техническая деятельность, т.е. процесс производства;

– коммерческая деятельность – закупки, сбыт и обмен;

– финансовая деятельность – привлечение, учет и рациональное расходование денежных средств;

– административная деятельность – организация,планирование,координация, воздействие на работников и контроль.

3. Субъект управления — личность или кибернетическое устройство; на предприятии это, как правило, менеджер.Менеджер – это специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования предприятия. Он занимает постоянную должность и обладает полномочиями принимать управленческие решения в определенной сфере деятельности предприятия.

4. Организация как сфера деятельности менеджера.

5. Функции менеджмента – планирование, координация, мотивация и контроль.

6. Стиль управления и др.

Содержание и формы менеджмента:

Высший менеджмент – это руководители, первые заместители по функциональным областям деятельности: НИОКР, производству, сбыту и т.п.

Средний менеджмент – руководители подразделений, служб и административных органов предприятия; включает до 60% всех менеджеров предприятия.

Низший (низовой) менеджмент – руководители творческих групп и лабораторий, производственных участков и т.п.).

В менеджменте как науке обозначились соответствующие разделы:

– методологические основы научного управления;

– организационные и управленческие структуры;

– процесс управления, кадровый менеджмент;

– стратегическое управление, инновационный менеджмент;

– управление процессом международной экономической интеграции и др.

Виды и методы менеджмента

В той или иной степени подлежат управлению все виды производственной и общественной деятельности человека. Человек управляет прежде всего собой, своими действиями, эмоциями, поведением и т.д. В быту и на производстве он управляет приборами и механизмами, а также деятельностью других людей. Однако в то же время он сам является объектом управления. Например, управление океанским лайнером, подводной лодкой или самолетом осуществляется с помощью управления приборами и устройствами, установленными на них. Действия специалистов, осуществляющих управление техникой, в свою очередь являются объектом управления для других людей, которые работают в портовых или аэродромных службах и занимаются наведением, оповещением, навигацией и метеорологией. Все данные службы также управляются своими руководителями и т.д. Возникает сложная система управления, подчинения низших звеньев управления средним, а средних – высшим. Виды управления различаются по степени его сложности. Например, управление группой людей, занятых уборкой овощей, и управление компьютерной техникой или информационными системами значительно отличаются по степени сложности, специальности и квалификации управляющих.

В сфере материального производства можно выделить следующие виды управленческой работы:

– производственный менеджмент (управление производством) предполагает, что соответствующие службы менеджмента осуществляют управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие виды операций: выбор основных параметров работы техники и применение технологий, определение объема выпуска продукции или оказания услуг, расстановка людей, организация подачи материалов и комплектующих изделий, инструментов, технической документации, обслуживание и ремонт машин и механизмов, контроль качества и т.д.;

– менеджмент снабжения и менеджмент маркетинга (управление снабжением и сбытом произведенной продукции) призваны посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта связать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляются следующие операции: заключение хозяйственных договоров на поставки и сбыт, организация хранения, упаковки, сортировки и работы транспортных средств, ведение учета и контроля. Сюда же необходимо отнести и управление маркетингом, осуществляющее изучение рынков сбыта и поставок сырья, материалов и энергии, конъюнктуру рынка, выработку ценовой политики и организацию рекламы;

– финансовый менеджмент – управление финансовой деятельнос-тью или управление финансовыми потоками организации) – формирование и распределение финансовых ресурсов, составление бюджета и финансового плана, формирование портфеля инвестиций, оценка текущего и перспективного финансового состояния организации, работа с кредиторами и т.д.;

– кадровый, или персональный менеджмент (управление кадрами), связан с использованием возможностей работников для достижения целей организации, то есть решение вопросов подбора, расстановки и обучения работников, улучшение условий их труда и отдыха, управление социально-психологическими процессами, создание необходимого морально-психологического климата на предприятии, организация работы с профсоюзами в разрешении трудовых споров и конфликтов;

– инновационный менеджмент (управление инновациями) – это организация процесса научных и опытно-конструкторских работ и разработок, использование в производстве новой продукции или услуг, новой организации производства и управления. Инновации (нововведения) являются одной из главных проблем менеджмента. Новые системы управления должны быстро и эффективно осваивать новые прогрессивные методы (экономические, организационные, управленческие и т.д.). Любая фирма должна быть ориентирована на постоянное обновление;

– управление эккаутингом («управление издержками») позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности. Это предполагает выполнение следующих операций: сбор и обработка информации, анализ хозяйственной деятельности отделов и служб, а также всей организации, сравнение действительных и плановых показателей, поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала предприятия.

Наши рекомендации