Правовой режим использования и охраны лесов
1. Леса как объект правовой охраны
2. Принципы лесного законодательства
3. Право и виды лесопользования
4. Право собственности и аренда лесов
5. Правовая охрана лесов
6. Государственный контроль за использованием и охраной лесов (см.лекцию Федеральное агентство по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство лесного хозяйства, Минприроды РФ)
7. Ответственность за нарушение лесного законодательства (см. лекцию Уголовная ответственность и административная ответственность)
1. Лес – природный объект, составляющий целостную совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, иных растений, почвы, объектов животного мира и других природных объектов, находящихся во взаимосвязи между собой и внешней средой.
В зависимости от экологического, социального, экономического значения, места положения и выполняемых функций леса делятся на 3 группы:
1. Защитные леса, в составе которых выделяют следующие категории защитности:
1. Леса, выполняющие функции защиты водных объектов, расположенные в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
2. Леса, выполняющие функции защиты источников питьевого водоснабжения
3. Государственные защитные полосы и противоэрозийные леса
4. Защитные полосы лесов вдоль железнодорожных путей, федеральных автодорог, автодорог в субъектах РФ
5. Лесопарковые части зеленых зон поселений
6. Леса санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
7. Городские леса
8. Особо ценные лесные массивы
9. Леса на пустынных степных и малолесных горных территориях
10. Леса, имеющие научное и (или) историческое значение
11. Орехопромысловые кедровые леса
12. Притундровые леса
13. Леса особо охраняемых природных территорий.
В этих лесах запрещается все виды лесопользования и проведения лесохозяйственных мероприятий, несовместимых с целями категорий защитности лесов первой группы.
К лесам третьей группы относятся:
1. Резервные леса, который не предполагаются вовлекать в эксплуатацию в ближайшие 20 лет.
К лесам второй группы относятся все леса, не относящиеся к 1 и 3 группе.
2. Принципы лесного законодательства.
Принципами лесного законодательства являются:
1. Устойчивое управление лесами
2. Сохранение биологического разнообразия
3. Повышение экологического и ресурсного потенциала лесов
4. Сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойства лесов.
5. Использование лесов с учетом их глобального экологического значения, длительности выращивания, иных свойств лесов.
6. Обеспечение многоцелевого рационального непрерывного неистощительного использования лесов
7. Воспроизводство лесов
8. Обеспечение охраны лесов
9. Рациональное использование и охрана земель лесного фонда
10. Осуществление лесопользования методами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
11. Деление лесов на группы и категории защитности лесов
12. Недопустимость совмещения функций органов госвласти по принятию НПА с функциями по управлению лесами и функциями по контролю и надзору в области использования и охраны лесов.
13. Недопустимость осуществления лесопользования органами государственной власти и МСУ
14. Платность лесопользования
3. Лесопользование – получение лесной продукции, сбор информации для проведения научно-исследовательских работ, образовательных целей, а также извлечение и использование полезных природных свойства леса.
Лесопользователь – гражданин, юрлицо, использующее лесной участок в соответствии с лесным законодательством. Обязанности лесопользователей:
1. Не нарушать прав других лесопользователей
2. Обеспечивать права граждан на общее доступное лесопользование
3. Соблюдать правила пожарной безопасности в лесах
4. Соблюдать санитарные правила в лесах
5. Соблюдать правила заготовки лесной продукции
6. Обеспечивать сохранность лесной флоры и фауны
7. Информировать собственников лесных участков о результатах лесопользования и ведения лесного хозяйства.
Права лесопользователей. Лесопользование осуществляется при наличии:
1. Плана лесного участка, содержащего следующие сведения: местоположение и граница лесного участка (ЛУ), внутрихозяйственная организация ЛУ, транспортная инфраструктура, породный и возрастной состав лесов и их местоположения, группы и категории защитности лесов, расположенных на ЛУ.
2. Лесной декларации – это заявление лесопользователя о соответствии осуществляемой им деятельности, связанной с использованием, охраной, воспроизводством лесов.
3. Лесопользователь вправе приступить к лесопользованию по истечении месячного срока с даты подачи лесной декларации в Росприроднадзор.
Лесная декларация должна содержать сведения:
1. Наименование или ФИО лесопользователя
2. Местоположение ЛУ
3. Реквизиты правоустанавливающих документов на ЛУ
4. Виды и объемы лесопользования, планируемого к осуществлению
5. Объемы планируемой заготовки древесины и их породный состав
6. Объемы планируемой заготовки живицы или иной лесной продукции
7. Меры по сохранению подроста
8. Планы размещения и разработки лесосек
9. Планы лесохозяйственных работ
10. Противопожарные мероприятия, в т.ч. на последующие 5 лет после окончания лесопользования
11. Мероприятия по развитию инфраструктуры лесного участка
12. Перспективные планы лесопользования по видам и объемам на последующие пять лет после окончания лесопользования
Виды лесопользования:
1. Заготовка древесины
2. Заготовка живицы
3. Заготовка второстепенных лесных ресурсов (пни, береста, кора, хворост)
4. Побочное лесопользование (сенокошение, выпас скота, заготовка соков, ягод, орехов, грибов, лекарственных растений)
5. Использование леса для ведения охотничьего хозяйства
6. Использование леса для научно-исследовательских и образовательных целей
7. Рекреационные цели.
4. Право собственности и аренда лесов.
Земли лесного фонда находятся только в федеральной собственности, а ЛУ могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов, муниципальной собственности, граждан и юрлиц. В собственности иностранных граждан и юрлиц не могут находиться ЛУ, перечень которых утвержден Президентом РФ. Лесные участки, принадлежащие на праве собственности граждан и юрлиц переводу в иную категорию земель не подлежат.
Право собственности на ЛУ подлежит обязательной госрегистрации в соответствии с ФЗ от 1997 «О госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Собственник ЛУ вправе:
1. Осуществлять все виды лесопользования при наличии плана ЛУ и лесной декларации
2. Возводить в установленном порядке здания, строения, сооружения, дороги для осуществления лесопользования
3. Осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых на нелесных землях для собственных нужд с обязательной рекультивацией нарушенных земель.
4. Вести лесное хозяйство и вести расходы по его ведению в соответствии с лесным законодательством.
По договору аренды ЛУ арендодатель обязуется предоставить арендатору ЛУ за плату во временное пользование, владение или во временное владение. В аренду могут быть переданы лесные участки как с ведением лесного хозяйства, так и без ведения лесного хозяйства.
Арендатор осуществляет пользование на основании плана и лесной декларации. Лесная продукция и доходы, полученные арендатором ЛУ, является его собственностью. По договору аренды ЛУ с ведением лесного хозяйства арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование ЛУ, где арендатор вправе осуществлять на арендуемом участку все виды лесопользования. По договору аренды ЛУ без ведения лесного хозяйства арендодатель обязуется предоставить арендатору во временной пользование за плату ЛУ, где арендатор вправе осуществлять только виды лесопользования, указанные в договоре.
Размер арендной платы по договору аренды ЛУ, находящегося в государственной или муниципальной собственности определяется по результатам лесного аукциона и ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции. Аренда ЛУ на срок до одного года либо на срок от 10 до 99 лет.
5. Леса подлежат охране от незаконных рубок, самовольного захвата, поджога, загрязнения химическими и радиоактивными веществами, засорения отходами производства и иных нарушений лесного законодательства.
Охрана лесов от нарушения лесного законодательства осуществляется специально уполномоченными госорганами.
Проведение профилактических мероприятий, санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредителей и болезней леса.
Районирование лесного фонда, объединяющего леса с относительно однородными природными и экономическими условиями и определяющего систему ведения лесохозяйственных мероприятий и лесопользования.
Госучет лесов ведется в целях организации рационального лесопользования, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесов, обеспечение достоверными сведениями о лесах органов госвласти, МСУ, заинтересованных граждан и юрлиц. Госучет лесов содержит сведения о количественных и качественных характеристиках лесов, результатах лесопользования и ведения лесного хозяйства.
Госмониторинг лесов – это система наблюдений, оценки, прогноза изменения состояния лесов.
Лесоустройство – система мероприятий, обеспечивающих управление в области использования, охраны и воспроизводства лесов в целях рационального лесопользования и эффективного ведения лесного хозяйства.
Лесоустройство включает:
1. Определение границ ЛУ
2. Внутрихозяйственная организация земель лесного фонда
3. Выполнение геодезических и картографических работ
4. Инвентаризация
5. Выявление реликтовой лесной растительности
6. Выявление лесов, нуждающихся в проведении рубок
7. Мероприятий по лесовосстановлению
8. Образование, отнесение лесов к группам и категориям защитности
9. Подготовка предложений о переводе лесов из одной группы в другую.
10. Определение расчетных лесосек
11. Определение объемов мероприятий по воспроизводству и охране лесов
12. Обоснование возраста рубок.