Преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности

9.2.1Статья 189. Воспрепятствование законной предпринима­тельской деятельности

Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности предусмотрена ст. 189 УКРК.

Общественная опасность данного преступления заключает­ся в том, что воспрепятствование законной предприниматель­ской деятельности ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпри­нимательской деятельности, а также наносит ущерб авторитету органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит регулирование экономической деятельности. Совершение этого преступления грубо наруша­ет положения, содержащиеся в ч. 2 ст. 10 ГК РК, согласно ко­торому, государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.

Объектом рассматриваемого преступления являются обще­ственные отношения по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом является право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью. Это право про­возглашено Конституцией РК.

Непосредственным объектом данного преступления явля­ются интересы законного предпринимательства, нормальное со­стояние экономики, интересы потребителей, партнеров и дру­гих лиц, организаций, финансовые интересы государства, по­скольку в результате воспрепятствования законной предпри­нимательской деятельности государство не получает соответствующую прибыль в виде налогов или иных обязательных пла­тежей. Дополнительным объектом выступает авторитет госу­дарственной власти.

Объективную сторону преступления образуют действия, на­правленные на воспрепятствование законной предприниматель­ской деятельности.

В данной статье названы основные разновидности воспре­пятствования предпринимательской деятельности:

ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации вне зависи­мости от организационно-правовой формы или формы собст­венности; ограничение самостоятельности индивидуального предпри­нимателя или коммерческой организации; иное незаконное вмешательство в деятельность индивиду­ального предпринимателя или коммерческой организации.

Уголовная ответственность поданной норме наступает толь­ко в следующих альтернативных случаях:

либо при воспрепятствовании законной предприниматель­ской деятельности должностным лицом с использованием слу­жебного положения;

либо при воспрепятствовании законной предприниматель­ской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта;

либо при воспрепятствовании законной предприниматель­ской деятельности, причинившем крупный ущерб.

Сущность вышеназванного деяния заключается в том, что должностное лицо препятствует индивидуальному предприни­мателю или коммерческой организации (физическому или юри­дическому лицу) полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и границах, установленных для него законом.

Предпринимательство, в соответствии со ст. 10 ГК РК, — это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, неза­висимо от формы собственности, направленная на получение прибыли или иного дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (ин­дивидуальное предпринимательство) либо на праве хозяйствен­ного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство).

Юридическое лицо в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества или производственного коопера­тива может создать коммерческую организацию согласно ч. 2 ст. 34ГКРК.

Предпринимательская деятельность индивидуальных пред­принимателей и коммерческих организаций регламентируется: ГК РК; Законом РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г.; Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 г. Указами Президента РК, имеющими силу Закона, «О защите прав граждан и юридичес­ких лиц на свободу предпринимательской деятельности» и «Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса» от 27 апреля 1998 г.

Нормативным актом, устанавливающим перечень видов де­ятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), является Указ Президента РК, име­ющий силу Закона, «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г.

Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации осуществля­ется в принятии должностным лицом решений или вмешатель­ства в законную предпринимательскую деятельность путем дачи указаний, предъявления требований и т. п., которые создают неблагоприятные условия деятельности индивидуального пред­принимателя или коммерческой организации. Оно может иметь место и при неправомерном отказе в регистрации, в уклонении от регистрации, при неправомерном отказе в выдаче специаль­ного разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности.

Верховный Суд РК в п. 3 нормативного постановления «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» от 18 июня 2004 г. отмечает, что под ограничением прав и законных интересов индивидуально­го предпринимателя или коммерческой организации следует по­нимать принятие решений, дачу указаний, предъявление тре­бований, установление запретов и другие действия должност­ного лица, в той или иной степени препятствующие эффектив­ному осуществлению законной предпринимательской деятель­ности (неправомерный отказ в регистрации, уклонение от регистрации или выдачи лицензии, наложение запрета на занятие не запрещенным законом видом деятельности).

Право самостоятельно принимать решения и вести дела яв­ляется основным экономическим правом предпринимателя. При ограничении самостоятельности индивидуального предприни­мателя или коммерческой организации виновным нарушаются эти права. Эти действия могут быть выражены, например, в тре­бовании исключить из числа соучредителей конкретное лицо, в навязывании банку клиентов для получения кредита без за­лога, в даче необоснованных запретов на занятие определен­ной деятельностью, не запрещенной законодательством, в не­законной передаче правомочий индивидуального предприни­мателя или коммерческой организации другому лицу, в уста­новлении незаконного контроля за их деятельностью и т. д.

В вышеназванном нормативном постановлении по этому поводу Верховный Суд РК дает разъяснение, что под ограниче­нием самостоятельности осуществлять свою деятельность сле­дует понимать ущемление права индивидуального предприни­мателя или коммерческой организации самостоятельно прини­мать решения, оно может выражаться во вмешательстве в фор­мирование списка соучредителей, в принуждении к сотрудни­честву, в том числе к обслуживанию в конкретном банке, в установлении незаконного контроля за деятельностью индиви­дуального предпринимателя или коммерческой организации, в создании иных условий, препятствующих предприниматель­ской структуре в полной мере реализовывать свою правоспо­собность.

Иное незаконное вмешательство в деятельность индивиду­ального предпринимателя или коммерческой организации — это такие виды злоупотребления должностным лицом своими слу­жебными полномочиями или их превышения, которые не от­носятся к перечисленным формам преступного поведения. К ним можно отнести незаконное изъятие помещений, матери­альных средств, наложение ареста на счет в банке и т. п. Неза­конное вмешательство в предпринимательскую деятельность, связанное с ограничением прав и законных интересов индиви­дуального предпринимателя или коммерческой организации, влечет уголовную ответственность, если эти действия соверше­ны должностным лицом с использованием служебного поло­жения. Иные лица за указанные действия могут быть привлече­ны к уголовной ответственности лишь в случае, когда ограни­чение прав и законных интересов предпринимателя совершено ими в нарушение вступившего в законную силу судебного акта либо когда их действиями причинен крупный ущерб.

Наряду с вышеперечисленными признаками, образующими состав рассматриваемого преступления, еще одним условием наступления уголовной ответственности является воспрепят­ствование предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб.

Отказ от государственной регистрации или уклонение от регистрации могут быть оспорены в суде. Оспариванию могут подлежать и другие действия (бездействие), препятствующие законной предпринимательской деятельности. В случае если суд признает незаконный отказ в регистрации или уклонение от регистрации ущемляющими права индивидуального предпри­нимателя или коммерческой организации, то действия винов­ного лица подпадают под признаки воспрепятствования закон­ной предпринимательской деятельности, выраженные в нару­шении вступившего в законную силу судебного акта.

Крупным ущербом, согласно примечанию к ст. 189 УК РК, признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный -показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, ус­тановленный законодательством РК на момент совершения пре­ступления.

По конструкции состав рассматриваемого преступления носит формальный характер. Оно считается оконченным с мо­мента совершения одного из перечисленных в диспозиции ана­лизируемой статьи деяний (действия или бездействия). Вместе с тем законодатель предусмотрел как самостоятельный признак причинение крупного ущерба. Следовательно, по этому при­знаку анализируемое преступление относится к материально­му составу.

Субъект преступления специальный: физическое вменяемое должностное лицо, понятие которого дается в п. 3 примечания к ст. 307 УК РК, или государственный служащий.

С субъективной стороны преступление может быть совер­шено только умышленно. Виновный сознает, что он препятству­ет законной предпринимательской деятельности индивидуаль­ного предпринимателя или коммерческой организации, пред­видит наступление общественно опасных последствий и жела­ет этого. Мотивы преступления могут быть различными (месть, ненависть и т. д.), на квалификацию влияния не оказывают.

Нельзя разделить точку зрения В. В. Роот, который считает, что «в субъективную сторону рассматриваемого преступления можно включить обе формы вины - умышленную и неосто­рожную. По отношению к деянию вина может быть в виде пря­мого умысла, когда виновный сознает, что воспрепятствует за­конной предпринимательской деятельности и желает так по­ступить. По отношению к наступившим преступным послед­ствиям (причинение крупного ущерба) он может состоять в неосторожности»'.

При отграничении преступления, предусмотренного ст. 189 УК РК, от административного правонарушения за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность следует учитывать, что к субъектам данного преступления не относят­ся должностные лица государственных органов, осуществля­ющих надзорные и контрольные функции, а также местных ис­полнительных органов, ответственность которых предусмотрена ст. ст. 151-153 Кодекса РК об административных правонарушениях.

Наши рекомендации