Преступления в сфере предпринимательской и банковской деятельности
9.2.1Статья 189. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности
Уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской деятельности предусмотрена ст. 189 УКРК.
Общественная опасность данного преступления заключается в том, что воспрепятствование законной предпринимательской деятельности ограничивает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, а также наносит ущерб авторитету органов государственной власти и местного самоуправления, в компетенцию которых входит регулирование экономической деятельности. Совершение этого преступления грубо нарушает положения, содержащиеся в ч. 2 ст. 10 ГК РК, согласно которому, государство гарантирует свободу предпринимательской деятельности и обеспечивает ее защиту и поддержку.
Объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе предпринимательской деятельности. Дополнительным объектом является право заниматься предпринимательской и иной, не запрещенной законом деятельностью. Это право провозглашено Конституцией РК.
Непосредственным объектом данного преступления являются интересы законного предпринимательства, нормальное состояние экономики, интересы потребителей, партнеров и других лиц, организаций, финансовые интересы государства, поскольку в результате воспрепятствования законной предпринимательской деятельности государство не получает соответствующую прибыль в виде налогов или иных обязательных платежей. Дополнительным объектом выступает авторитет государственной власти.
Объективную сторону преступления образуют действия, направленные на воспрепятствование законной предпринимательской деятельности.
В данной статье названы основные разновидности воспрепятствования предпринимательской деятельности:
ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации вне зависимости от организационно-правовой формы или формы собственности; ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации; иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации.
Уголовная ответственность поданной норме наступает только в следующих альтернативных случаях:
либо при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности должностным лицом с использованием служебного положения;
либо при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности в нарушение вступившего в законную силу судебного акта;
либо при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, причинившем крупный ущерб.
Сущность вышеназванного деяния заключается в том, что должностное лицо препятствует индивидуальному предпринимателю или коммерческой организации (физическому или юридическому лицу) полностью или частично осуществлять свою деятельность в порядке и границах, установленных для него законом.
Предпринимательство, в соответствии со ст. 10 ГК РК, — это инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение прибыли или иного дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (индивидуальное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство).
Юридическое лицо в форме государственного предприятия, хозяйственного товарищества или производственного кооператива может создать коммерческую организацию согласно ч. 2 ст. 34ГКРК.
Предпринимательская деятельность индивидуальных предпринимателей и коммерческих организаций регламентируется: ГК РК; Законом РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г.; Законом РК «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 г. Указами Президента РК, имеющими силу Закона, «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» и «Об Агентстве РК по поддержке малого бизнеса» от 27 апреля 1998 г.
Нормативным актом, устанавливающим перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), является Указ Президента РК, имеющий силу Закона, «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г.
Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации осуществляется в принятии должностным лицом решений или вмешательства в законную предпринимательскую деятельность путем дачи указаний, предъявления требований и т. п., которые создают неблагоприятные условия деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации. Оно может иметь место и при неправомерном отказе в регистрации, в уклонении от регистрации, при неправомерном отказе в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности.
Верховный Суд РК в п. 3 нормативного постановления «О некоторых вопросах квалификации преступлений в сфере экономической деятельности» от 18 июня 2004 г. отмечает, что под ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации следует понимать принятие решений, дачу указаний, предъявление требований, установление запретов и другие действия должностного лица, в той или иной степени препятствующие эффективному осуществлению законной предпринимательской деятельности (неправомерный отказ в регистрации, уклонение от регистрации или выдачи лицензии, наложение запрета на занятие не запрещенным законом видом деятельности).
Право самостоятельно принимать решения и вести дела является основным экономическим правом предпринимателя. При ограничении самостоятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации виновным нарушаются эти права. Эти действия могут быть выражены, например, в требовании исключить из числа соучредителей конкретное лицо, в навязывании банку клиентов для получения кредита без залога, в даче необоснованных запретов на занятие определенной деятельностью, не запрещенной законодательством, в незаконной передаче правомочий индивидуального предпринимателя или коммерческой организации другому лицу, в установлении незаконного контроля за их деятельностью и т. д.
В вышеназванном нормативном постановлении по этому поводу Верховный Суд РК дает разъяснение, что под ограничением самостоятельности осуществлять свою деятельность следует понимать ущемление права индивидуального предпринимателя или коммерческой организации самостоятельно принимать решения, оно может выражаться во вмешательстве в формирование списка соучредителей, в принуждении к сотрудничеству, в том числе к обслуживанию в конкретном банке, в установлении незаконного контроля за деятельностью индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, в создании иных условий, препятствующих предпринимательской структуре в полной мере реализовывать свою правоспособность.
Иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации — это такие виды злоупотребления должностным лицом своими служебными полномочиями или их превышения, которые не относятся к перечисленным формам преступного поведения. К ним можно отнести незаконное изъятие помещений, материальных средств, наложение ареста на счет в банке и т. п. Незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность, связанное с ограничением прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, влечет уголовную ответственность, если эти действия совершены должностным лицом с использованием служебного положения. Иные лица за указанные действия могут быть привлечены к уголовной ответственности лишь в случае, когда ограничение прав и законных интересов предпринимателя совершено ими в нарушение вступившего в законную силу судебного акта либо когда их действиями причинен крупный ущерб.
Наряду с вышеперечисленными признаками, образующими состав рассматриваемого преступления, еще одним условием наступления уголовной ответственности является воспрепятствование предпринимательской деятельности, совершенное в нарушение вступившего в законную силу судебного акта или причинившее крупный ущерб.
Отказ от государственной регистрации или уклонение от регистрации могут быть оспорены в суде. Оспариванию могут подлежать и другие действия (бездействие), препятствующие законной предпринимательской деятельности. В случае если суд признает незаконный отказ в регистрации или уклонение от регистрации ущемляющими права индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, то действия виновного лица подпадают под признаки воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, выраженные в нарушении вступившего в законную силу судебного акта.
Крупным ущербом, согласно примечанию к ст. 189 УК РК, признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный -показатель, либо ущерб, причиненный организации или государству на сумму, в пятьсот раз превышающую месячный расчетный показатель, установленный законодательством РК на момент совершения преступления.
По конструкции состав рассматриваемого преступления носит формальный характер. Оно считается оконченным с момента совершения одного из перечисленных в диспозиции анализируемой статьи деяний (действия или бездействия). Вместе с тем законодатель предусмотрел как самостоятельный признак причинение крупного ущерба. Следовательно, по этому признаку анализируемое преступление относится к материальному составу.
Субъект преступления специальный: физическое вменяемое должностное лицо, понятие которого дается в п. 3 примечания к ст. 307 УК РК, или государственный служащий.
С субъективной стороны преступление может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что он препятствует законной предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя или коммерческой организации, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает этого. Мотивы преступления могут быть различными (месть, ненависть и т. д.), на квалификацию влияния не оказывают.
Нельзя разделить точку зрения В. В. Роот, который считает, что «в субъективную сторону рассматриваемого преступления можно включить обе формы вины - умышленную и неосторожную. По отношению к деянию вина может быть в виде прямого умысла, когда виновный сознает, что воспрепятствует законной предпринимательской деятельности и желает так поступить. По отношению к наступившим преступным последствиям (причинение крупного ущерба) он может состоять в неосторожности»'.
При отграничении преступления, предусмотренного ст. 189 УК РК, от административного правонарушения за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность следует учитывать, что к субъектам данного преступления не относятся должностные лица государственных органов, осуществляющих надзорные и контрольные функции, а также местных исполнительных органов, ответственность которых предусмотрена ст. ст. 151-153 Кодекса РК об административных правонарушениях.