Формальные и неформальные организации
В каждом трудовом коллективе наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива. В отличие от официальных отношений, неофициальные ничем и никем не регламентируются. Таким образом, подразумевается, что процесс управления относится к созданию и нормальному функционированию формальной организации.
Неформальные организации образуются внутри любой формальной организации и в какой-то определенной степени влияют на политику первой. Связано это с тем, что каждый член трудового коллектива принадлежит одновременно к нескольким социальным группам.
Механизм образования формальных и неформальных организаций представлен на рис. 1.3 [4].
Группы людей, созданные по воле руководства для достижения целей организации, называются формальными группами. Основной их функцией является выполнение конкретных задач и достижение целей организации. Отношения между людьми регулируются различного рода нормативными документами: постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей, признается неформальной группой (организацией). Отношения между членами такой группы формируются на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласования ролей.
Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения можно сгруппировать следующим образом [6]:
1) чувство принадлежности. Поскольку большинство формальных организаций сознательно лишает людей возможностей социальных контактов, рабочие вынуждены обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;
2) взаимопомощь. По моральным соображениям человеку легче обратиться за помощью к своим коллегам, нежели к начальнику;
3) защита. Важной причиной вступления в неформальное объединение является необходимость в защите;
4) общение. Люди хотят знать, что происходит вокруг них, а так как система внутренних контактов в формальных организациях весьма слаба, а иногда руководство намеренно скрывает информацию от своих подчиненных, то доступ к этой информации возможен только в неформальных условиях;
5) симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам просто для того, чтобы быть рядом с тем, кто им симпатичен.
Неформальные организации могут быть похожими и непохожими на формальные. Поэтому можно выделить некоторые признаки, характерные неформальным организациям [6]:
1) социальный контроль. Речь идет об установлении и укреплении норм – групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Он может оказать как положительное, так и отрицательное влияние на достижение целей формальной организации;
2) сопротивление переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу существованию неформальной организации;
3) неформальные лидеры. Их отличие состоит в том, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. Однако сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции – помогает группе в достижении ее целей; поддерживает и укрепляет ее существование.
Существование неформальных групп в организации – явление вполне нормальное. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив, сплачивают его, и формальный лидер или руководитель организации должен поддерживать такие объединения. Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в формальной организации.
В неофициальной организации коммуникации осуществляются гораздо быстрее, нежели в официальной. Это также и один из способов, при помощи которого неофициальная организация осуществляет свою власть (неформальные коммуникации).
Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть – это ее способность действовать или бездействовать. Например, какое-то решение руководства такая группа может просто бойкотировать или, наоборот, привести к более быстрому исполнению. Сюда не относятся забастовки, т.к. они санкционированы профсоюзами.
Любой менеджер должен принимать во внимание существование неформальных объединений и учитывать возможности воздействовать на них.
Внешняя среда организации
Не существует ни одной организации, которая не имела бы внешнего окружения и не находилась бы с ним в состоянии постоянного взаимодействия. Любая организация нуждается в регулярном получении из внешней среды исходных продуктов для обеспечения своей жизнедеятельности. При этом каждая организация должна отдавать что-то во внешнюю среду в качестве компенсации за ее существование. Как только рвутся связи с внешней средой, организация погибает. В последнее время в связи с усилением и усложнением конкурентной борьбы, а также с резким ускорением процессов изменения в окружающей среде организации все в большей мере вынуждены уделять внимание вопросам взаимодействия с окружением и развивать способности адаптации к изменениям внешней среды.
Ключевую роль в выработке и проведении политики взаимодействия организации с окружением играет менеджмент, особенно его верхний уровень. Вопросы долгосрочной политики взаимодействия организации со средой становятся во главу угла построения всех процессов управления [2].
Внешнее окружение организации, состояние взаимодействия с которым определяется преимущественно качеством управления ею, можно представить в виде двух сфер (рис. 1.4).
Первая сфера, среда косвенного воздействия – это общее внешнее окружение организации. Данное внешнее окружение отражает состояние общества, его экономики, природной среды, не связано с конкретной организацией и включает в себя рынок рабочей силы, новые технологии, общество, политику, конъюнктуру рынка и нормы общественной жизни.
Общее внешнее окружение является более или менее одинаковым для подавляющего большинства организаций.
Включая в себя факторы, влияющие на предприятие не прямо и немедленно, а опосредовано, через сложную систему конъюнктуры рынка, оно формируется под влиянием политических, правовых, социально-культурных, экономических, технологических, национальных и международных процессов, а также процессов природопользования и хозяйственных связей и отношений.
Вторая сфера, среда прямого воздействия – это так называемое непосредственное деловое окружение организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно связаны или непосредственно воздействуют на деятельность данной конкретной организации. При этом надо обратить внимание на то, что и организация в свою очередь может непосредственно влиять на них. Непосредственное деловое окружение организации создают покупатели, поставщики, конкуренты, деловые партнеры, а также государственные организации, регулирующие хозяйственную деятельность (налоговая инспекция, органы лицензирования, страхования, таможенная и правоохранительная службы и т.д.) и такие организации, как административные органы, деловые объединения и ассоциации, профсоюзы и т.п.
Скорость воздействия факторов внешнего окружения не одинакова для различных организаций.
Например, отдел научно-исследовательских и конструк-торских работ (НИОКР) должен находиться на переднем плане открытий и изобретений, он полностью зависит от быстроты их освоения. Производственный отдел в меньшей степени подвержен таким изменениям, поскольку любое новое производство сначала внедряется на опытном участке, а уже потом вводится (или не вводится) на основном производстве [5].
Особенно остро влияет на деятельность предприятия неопределенность ситуации.
Например, события в сфере финансов государства могут развиваться настолько быстро и непредсказуемо, что организация может оказаться в положении, граничащем с невосполнимым ущербом для ее работы. Таким был период нестабильности в российской экономике и финансовой сфере в 90-х годах ХХ века, когда российский рубль находился на грани полного краха.
Принято считать, что взаимосвязь факторов внешнего окружения приобретает особую значимость в условиях мирового рынка. Как правило, организации, поставляющие на него свою продукцию, не могут с этим не считаться.
Например, работники швейной фабрики г. Собинка Владимирской области, вынуждены были внедрить мировые стандарты труда после того, как в 1991 г. стали сотрудничать с немецкими и швейцарскими компаниями. То же самое можно сказать о российско-швейцарской кондитерской фабрике в г.Покров Владимирской области («Штольверк-рус») и ряде других предприятий, поставляющих продукцию на мировой рынок.