Плата за землю. Платежи за пользование землей
Платежи за землю служат одним из важнейших элементов системы экономического стимулирования рационального использования и охраны земель. Цель таких платежей - выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, экономическое обеспечение развития инфраструктуры в поселениях, а также создание благоприятного климата для экономического оборота земли и т.п.
Платежи за землю имеют две формы:
1) плата за пользование земли (взимается в виде арендной платы и земельного налога)
2)плата за землю (выражается в покупной цене)
Арендная плата
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, условия и сроки ее внесения за земли, находящиеся в:
собственности Российской Федерации, устанавливаются Правительством РФ.
субъектов Российской Федерации – органами государственной власти субъектов РФ
муниципальной собственности – органами местного самоуправления;
частной собственности – договорами аренды земельных участков
Порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
Для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Она проводится в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 ( в ред. от 17.09.2007).
Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, например из массовой оценки недвижимости.
Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.
В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.
Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.
По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства государственной регистрации, кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В случаях, если кадастровая стоимость земли не определена, для указанных целей применяется нормативная цена земли.
В случаях, когда рыночная стоимость земельного участка определена, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Земельный налог
Правовое регулирование земельного налога осуществляется главой 31 Налогового кодекса РФ, принятой 29 ноября 2004 г.
Земельный налог относится к местным налогам, поэтому ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Налоговый кодекс определяет налогоплательщиков и налогооблагаемую базу.
Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) земельные участки, ограниченные в обороте и предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
3) земельные участки из состава земель лесного фонда;
4) земельные участки, ограниченные в обороте и, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда