Контроль качества окружающей среды
Под экологическим нормированием понимается научно обоснованное ограничение воздействия хозяйственной и иной деятельности на ресурсы биосферы, обеспечивающие как социально-экономические интересы общества, так и его экологические потребности. Предельно допустимые нормативы – своего рода компромисс между экономикой и экологией, компромисс вынужденный, позволяющий на взаимно выгодных началах развивать хозяйство и охранять жизнь человека. В мировой практике соблюдение экологических нормативов является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность технологий и продукции. Экологическое нормирование качества природной среды – это центральная идея закона Российской Федерации об охране окружающей среды.
Существующие в России нормативы объединены в следующие группы:
– строительные нормы и правила;
– государственные стандарты в области охраны природы;
– санитарно-гигиенические нормативы, регламентирующие содержание загрязняющих веществ в воздухе, воде, почве и продуктах питания;
– производственно-хозяйственные нормативы воздействия отдельных предприятий на природную среду;
– нормы предельно-допустимой нагрузки на компоненты природной среды.
Действующие в железнодорожной отрасли строительные нормы и правила (СНиПы) содержат требования об охране природы. При применении в практике экологического обоснования проектных решений они должны быть дополнены разработками, предусматривающими технические решения и мероприятия по предотвращению или «смягчению» отрицательного воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду.
Государственные стандарты в области охраны природы – нормативно-технические документы, устанавливающие комплекс норм, правил, требований, обязательных для исполнения, широко применяются в железнодорожной отрасли. В Российской Федерации действуют около 80 государственных стандартов в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов.
Санитарно-гигиенические нормативы качества природной среды впервые в мировой практике появились в России: для воды – в 1939 г., для воздуха атмосферы – в 1951 г., для почв – в 1980 г. Они включают в себя несколько видов предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ. Эти нормативы ограничивают выброс во внешнюю среду вредных веществ концентрациями, воздействие которых не вызывает изменений в организме человека. Для всех токсических веществ разработаны ПДК: разовые, среднесуточные в рабочей зоне (при нахождении в ней не более 8 ч).
Физические воздействия, такие, как шум, вибрация, электромагнитное и радиационное излучения, нормируются предельно-допустимыми уровнями (ПДУ).
Производственно-хозяйственные нормативы качества природной среды регламентируют экологически безопасный режим работы любого объекта железнодорожного транспорта. К таким нормативам относятся предельно допустимые выбросы загрязнителей в воздух (ПДВ) и сброс загрязнителей в водную среду (ПДС) со сточными водами. Если в воздухе города или другого населенного пункта фоновая концентрация вредных веществ превышает их ПДК и значение ПДВ не может соблюдаться по причинам объективного характера, железнодорожному предприятию устанавливается временно согласованный выброс вредных веществ (ВСВ). В этом случае намечаются мероприятия, по поэтапному снижению показателей выбросов вредных веществ (ВСВ) до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ.
Предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую природную среду – это размеры антропогенного воздействия на природные комплексы, не приводящие к нарушению экологических функций природной среды. Они отражают в законе РФ «Об охране окружающей среды» новый подход к природопользованию, необходимый с позиций учета возможных экологических последствий хозяйственной деятельности. Однако нормативных и методических документов по определению предельно-допустимых нагрузок пока не имеется. Некоторым приближением к ПДН является проектирование и обустройство санитарно-защитных зон (СЗЗ) для предприятий железнодорожного транспорта и водоохранных зон для водоемов (ВОЗ). Под СЗЗ понимается расстояние между предприятием и жилыми застройками, обеспечивающее защиту населения от влияния вредных факторов производства (химические вещества, пыль, шум, электромагнитные и электрические поля и т. д.). На границе СЗЗ уровни вредного воздействия не должны превышать ПДК и ПДУ. Размер СЗЗ для локомотивных и вагонных депо, шпалопропиточных и щебеночных заводов и других объектов, имеющих выбросы вредных веществ, рассчитывают на основе утвержденных значений ПДВ. Размеры СЗЗ зависят от класса вредности промышленного предприятия.
Для пунктов реостатных испытаний и других объектов железнодорожного транспорта, оказывающих на природу физические (энергетические) воздействия, размер СЗЗ рассчитывают по данным о мощности излучателя того или иного источника энергии, его предельно допустимого уровня для людей и характеристик среды излучения в пространстве. При проектировании и обустройстве СЗЗ (озеленение, защитные стенки и т. п.) учитывают фоновые загрязнения, природно-климатические условия, рельеф местности, силу и направление ветра. Размеры и границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также режим их использования устанавливаются исходя из физико-географических, почвенных и гидрологических условий и в соответствии с положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полос. Некоторым приближением к ПДН является появление экологических нормативов и установление значений предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе зон произрастания лесообразующих древесных пород.Производственный экологический контроль и аудит
Экологический контроль состоит в постоянном наблюдении за состоянием окружающей природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности, в проверке выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды, а также соблюдении требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Экологический контроль осуществляется на государственном, общественном и производственном уровнях.
Государственный контроль осуществляется органами представительной власти, а также специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Общественныйконтроль осуществляется экологическими организациями, трудовыми коллективами и гражданами РФ в рамках природоохранного законодательства.
Производственный контроль на железнодорожном транспорте проводится экологическими службами предприятий, отделами охраны природы (при управлении дорог), отделами охраны природы и лабораториями (при отделении дорог). Порядок проведения производственного экологического контроля на предприятиях железнодорожного транспорта регулируется указаниями ОАО «РЖД», Департамента железнодорожного транспорта; Министерства транспорта РФ, рекомендациями
ВНИИЖТа и Положениями территориальных дорогах, разработанными в соответствии с природоохранным законодательством.
По степени срочности информации о качестве окружающей среды на железнодорожном транспорте различают три категории: экстренная, оперативная и режимная (длительная).
Экстренная информация о возникшем или ожидаемом экстремально высоком загрязнении атмосферы, воды, почвы при аварийных (залповых) выбросах (сбросах) загрязняющих веществ передается в контролирующие органы незамедлительно. Под экстремально высоким загрязнением понимается:
– содержание одного или нескольких загрязняющих веществ, превышающее предельно допустимую концентрацию в 50 и более раз одномоментно; в 30–49 раз от восьми часов и более и в 20–29 раз при сохранении этого уровня более двух суток;
– появление визуальных признаков, т.е. устойчивого, не свойственного данной местности запаха, обнаружение влияния на органы чувств человека (резь в глазах, затруднение дыхания, покраснение или другие изменения кожи, рвота и др.);
– выпадение окрашенных атмосферных осадков, появление в них специфического запаха или вкуса.
Оперативная информация на предприятиях железнодорожного транспорта представляет собой обобщенные результаты наблюдения за месяц, квартал, год в виде справок или таблиц по утвержденным формам. Она содержит оценку состояния атмосферы, воды, почвы, а также данные о средних и наибольших уровнях загрязнения. При контроле за размещением отходов производства осуществляется определение их объемов (массы) и класса опасности.
Режимная (длительная) информация представляет собой систему непрерывных наблюдений за загрязнением атмосферы, воды, почв с целью определения изменения их уровня во времени и пространстве, комплексной оценки состояния природной среды и нанесенного ей ущерба, а также эффективности мероприятий по ее охране.
Полученные при экологическом контроле данные сравниваются с нормативно допустимыми уровнями загрязнения атмосферы, воды, почв, а по отходам – с разрешениями на размещение отходов. Оперативная или экстренная информация на железнодорожном транспорте о возникших в отдельные периоды наблюдений высоких уровнях загрязнения окружающей среды, вызванных нарушением режима работы предприятия или неблагоприятными метеоусловиями, является поводом для принятия чрезвычайных или своевременных мер по прекращению или снижению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Экологический аудит представляет собой не только независимый анализ и оценку состояния окружающей среды, но и разработку соответствующих рекомендаций и предложений по результатам любой экологически значимой деятельности. Экологический аудит является предпринимательской деятельностью, взаимосвязанной с государственным и производственным экологическим контролем. Он проводится в соответствии с утвержденными нормативно-методическими документами физическими и юридическими лицами, имеющими соответствующую лицензию.
Предметом экологического аудита является не столько экологическая отчетность экономического субъекта, сколько его фактическая деятельность по следующим направлениям:
– кратко- и долгосрочные природоохранные цели и задачи, экологические программы аудируемого субъекта;
– мониторинг, регулирование, минимизация выбросов и сбросов загрязняющих веществ от основного, вспомогательного и смежных производств;
– размещение, использование, переработка, ликвидация и захоронение отходов;
– мониторинг, рациональное использование и экологическое управление использованием природных ресурсов, сырья, материалов и реагентов, а также готовой продукции;
– обеспечение безопасности персонала, включая оценку риска возникновения аварийных ситуаций и мероприятий в условиях экологических аварий;
– экологическое информирование, просвещение и образование персонала;
– взаимодействие с органами государственного экологического контроля и управления, включая лицензирование природопользования, экологическое страхование, сертификацию и т. д.;
– взаимодействие с населением;
– эколого-экономическая, административная и уголовная ответственность за нарушение природоохранного законодательства, снижение риска ее возникновения; определение платежей за загрязнение природной среды.
Значительная часть из перечисленных направлений на практике, как правило, не фиксируется документально или фиксируется недостаточно. Между тем они могут играть ключевую роль при создании эффективной системы производственного экологического контроля и управления. Поэтому при экологическом аудите на первом месте должна быть не оценка соответствия деятельности обследуемого субъекта природоохранительному законодательству, а разнообразные консультационные аудиторские услуги. К ним относятся, прежде всего, обоснование экологической стратегии и политики предприятия и определение приоритетов планирования природоохранной деятельности аудируемого субъекта, выявление дополнительных возможностей ее осуществления. Далее ‑ разработка программ экологического аудита, нацеленных на снижение воздействия объекта обследования на среду, рациональное использование ресурсов и т. д. Следующий этап – оказание услуг по развитию производственного экологического мониторинга, контроля и управления, снижению риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций и снятию остроты существующих негативных ситуаций. Наконец, консультационные услуги должны способствовать развитию отношений с органами государственного экологического контроля управления, общественностью и населением, экологическому образованию персонала, его просвещению в вопросах природоохранного законодательства и обеспечению информационного обслуживания.