Статья 190. Незаконное предпринимательство
За незаконное предпринимательство предусмотрена уголовная ответственность в ст. 190 УК РК.
Общественная опасность незаконного предпринимательства выражается в том, что в результате его совершения причиняется значительный ущерб экономиике государства. Статья 190 УК РК, предусматривающая ответственность за незаконное предпринимательство, преследует цель предупреждения фактического перехода предпринимательской деятельности в сферу незаконной, «теневой» экономики, а соответственно и ее выхода из сферы контроля государства, что влечет невыполнение законных обязанностей предпринимателей перед государством и гражданами.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе нормальной предпринимательской деятельности.
В соответствии со ст. 10 ГК РК под предпринимательством понимается инициативная деятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы собственности, направленная на получение прибыли или чистого дохода путем удовлетворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на частной собственности (индивидуальное предпринимательство) либо на праве хозяйственного ведения государственного предприятия (государственное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осуществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя.
Предпринимательская деятельность граждан и юридических лиц подлежит обязательной государственной регистрации. Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Регистрация юридических лиц осуществляется на основании Указа Президента РК, имеющего силу Закона, «О государственной регистрации юридических лиц» от 17 апреля 1995 г. Регистрация физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, осуществляется на основании Закона РК «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 г.
Под лицензией понимается выдаваемое компетентным государственным органом разрешение гражданину или юридическому лицу заниматься определенным видом деятельности или совершать определенные действия. Положение о лицензиях регламентируется Указом Президента РК, имеющего силу Закона, «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г.
Право предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении этого срока, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности осуществляется в. целях обеспечения защиты интересов потребителей, повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических и санитарных норм.
С объективной стороны предпринимательство признается незаконным, если осуществляется:
без регистрации;
-без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушениием условий лицензирования;
-путем занятия запрещенными видами предпринимательской деятельности.
Под государственной регистрацией юридических лиц понимается проверка соответствия учредительных документов создаваемого юридического лица законам РК, выдача им свидетельства о государственной регистрации с присвоением регистрационного номера и занесение сведений о юридических лицах в единый Государственный регистр.
Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприниматели, которые отвечают одному из следующих условий:
используют труд наемных работников на постоянной основе;
имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, исчисленный в соответствии с налоговым законодательством в размере, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годового дохода, установленный для физических лиц законодательными актами РК.
Государственную регистрацию юридических и физических лиц осуществляет уполномоченный орган Министерства юстиции РК.
Под осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации понимается занятие ею при отсутствии документа, свидетельствующего о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) имеет место, когда получение такого разрешения обязательно, то есть такая деятельность без получения лицензии запрещена законодательством о лицензировании. К предпринимательской деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, относятся такие виды деятельности:
связанные с объектами повышенной опасности или имеющие особо важное государственное значение (производство и реализация вооружения, боевой техники, использования недр, использования радиочастот и т. д.);
1) связанные с обслуживанием населения (образовательная, медицинская, коммерческая деятельность, а также в сфере азартных игр — лотереи, казино);
2) связанные с концентрацией финансовых ресурсов (банковская, аудиторская, страховая деятельность, операции с валютными ценностями, ценными бумагами, фондовые биржи и т. д.).
Так, например, Костанайским районным судом 17 апреля 2002 г. М. был осужден по ч. 1 ст. 190 УК РК за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации и специальной лицензии, когда такое разрешение и лицензия обязательны. Фактически установлено, что М. 6 марта 2002 г. купил на рынке г. Костаная у неизвестного ему лица 540 литров этилового спирта за 81000 тенге с целью обмена на стройматериалы и продукты питания. При этом он не имел лицензию и не был зарегистрирован в качестве предпринимателя. Указанное количество спирта было изъято у него из гаража работниками финансовой полиции. Полагая обвинение доказанным, суд в приговоре указал, что М. незаконно осуществлял предпринимательскую деятельность без регистрации и специальной лицензии, хотя не было установлено каких-либо фактов приобретения, хранения и реализации спирта. Представляется, что в данном случае судом первой инстанции ошибочно истолковано правовое понятие «предпринимательство». По смыслу действующего законодательства, предпринимательской является осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров или оказания услуг, которую могут выполнять лица, зарегистрированные в установленном законом порядке. В действиях же М. такие элементы предпринимательства, как извлечение прибыли от пользования имуществом, его продажи или оказания услуг, ни дознанием, ни судом не установлены, и поэтому его действия следовало бы расценивать как административное правонарушение, предусмотренное ст. 163 КоАП РК -нарушение правил оборота этилового спирта и алкогольной продукции1.
Предпринимательская деятельность является незаконной не только при отсутствии лицензии, но и при нарушении условий лицензирования. Это может быть осуществление предпринимательской деятельности сверх установленного лицензией срока; занятие иным видом деятельности, чем это предусмотрено лицензией; передача лицензии другому лицу и т. д.
Так, например, Костанайским районным судом по ч. 1 ст. 190 УК РК была осуждена Б. к 2 годам лишения свободы. Суд, квалифицируя действия Б. по ч. 1 ст. 190 УК РК, указал, что подсудимая осуществляла предпринимательскую деятельность, связанную со сбытом товара в значительном размере. При этом суд не указал, в чем именно заключалось нарушение условий лицензирования. Из описательно-мотивировочной части обвинительного приговора следовало, что Б. реализовала алкогольную продукцию ниже минимальной розничной цены всего на общую сумму 79940 тенге. Более внимательный подход к рассмотрению дела позволил бы суду первой инстанции прийти к выводу об отсутствии объективной стороны в инкриминируемом Б. деянии. Так, по делу не были установлены действия, образующие нарушение условий лицензирования. По смыслу законодательства, все условия и нормы лицензирования должны быть прямо предусмотрены в самой лицензии. Поэтому нарушение предпринимателем Б. требований постановления Правительства РК «Об установлении минимальных цен на алкогольную продукцию» от 23 октября 1999 г. должно влечь не уголовную, а гражданско-правовую ответственность. В силу требований ст. 19 Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 16 июля 1999 г. местный исполнительный орган вправе был приостановить действие лицензии Б. сроком до 6 месяцев. Отсюда следует, что привлечение Б. к уголовной ответственности является необоснованным.
Верховный Суд РК в вышеназванном нормативном постановлении от 18 июня 2004 г. дает разъяснение, что при установлении факта занятия запрещенным видом предпринимательской деятельности виновное лицо несет уголовную ответственность по соответствующей статье УК РК, устанавливающей запрет на осуществление определенного вида деятельности, а при отсутствии специальной нормы — по ст. 190 УК РК.
Приобретение, хранение товаров, предоставление помещений, транспортных услуг и иное способствование осуществлению незаконной предпринимательской деятельности влечет уголовную ответственность лишь в тех случаях, когда эти действия совершались с прямым умыслом лицом, осведомленным о незаконности предпринимательской деятельности. Действия такого лица надлежит квалифицировать как пособничество незаконному предпринимательству независимо от того, получало ли оно вознаграждение за оказанные услуги. Если указанные действия совершались с целью получить совместно с предпринимателем прибыль от незаконной предпринимательской деятельности, то их следует расценивать как соисполнительство в преступлении, предусмотренном ст. 190 УК РК (пп. 7—8 нормативного постановления от 18 июня 2004 г.).
Для привлечения к уголовной ответственности по ст. 190 УК РК необходимо установить, чтобы указанные в диспозиции действия причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо были сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением и сбытом подакцизных товаров в значительных размерах.
Крупным ущербом признается ущерб, причиненный гражданину на сумму, в сто раз превышающую месячный расчетный показатель. Если ущерб от незаконного занятия предпринимательской деятельностью причиняется организации или государству, то его сумма должна превышать пятьсот месячных расчетных показателей согласно примечанию к ст. 189 УК РК.
По признаку причинения крупного ущерба правильно были квалифицированы действия А. органами предварительного расследования и судом Казыбекбийского судебного участка г. Караганды, которая реализовала продовольственные товары импортного производства (подсолнечное масло, маргарин и т. д. китайского производства) на сумму в 250 тыс. тенге без соответствующих документов.
Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает пятьсот месячных расчетных показателей (примечание к ст. 190 УК РК).
Уголовным законодательством РК используется понятие дохода, данного в рамках налогового законодательства. Так, ст. 81 Налогового кодекса РК от 12 июня 2001 г. устанавливает доход как сумму, полученную от реализации товаров, работ, услуг, без учета расходов, понесенных в ходе этой деятельности. Статья 79 Налогового кодекса РК закрепляет положение о том, что этот вид дохода входит в понятие совокупного годового дохода и определяет налогооблагаемый доход, то есть разницу между совокупным годовым доходом и предусмотренными вычетами. При определении же совокупного годового дохода в него включаются все доходы, подлежащие получению в РК и за ее пределами в течение налогового периода, за исключением вычетов, например, от передачи активов на безвозмездной основе или их реализации по заниженной стоимости. Говоря о практике расследования уголовных дел о незаконном предпринимательстве, следует иметь в виду заведомо незаконное осуществление предпринимательской деятельности1.
Приведем другой пример из практики. Так, Сары-Аркинским районным судом г. Астаны гражданин Турции Ш. привлечен к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 190 УК РК за то, что, получив на образованное им ТОО «Топкани-Интернейшил» государственную лицензию на право реализации алкогольной продукции, нарушил правила лицензирования, получив таким образом доход в крупном размере. Нарушение заключалось в том, что реализация алкогольной продукции осуществлялась не только по адресу, указанному в лицензии, но и в других местах — в ресторане «Эфес», в гриль-баре. Суд в данном случае правильно определил, что изменение места реализации алкогольной продукции является нарушением условий лицензирования. Названный суд посчитал установленным крупный размер такого дохода, исходя из прибыли предпринимателя (за минусом фактически понесенных расходов), полученный от реализации алкогольной продукции в не предусмотренных лицензией местах. Следует отметить, что органы уголовного преследования и суды по-разному подходят при установлении годового дохода. В одних случаях признают совокупный годовой доход, в других — весь объем реализованных товаров и услуг, в третьих — только чистую прибыль за минусом фактически понесенных расходов и уплаченных налогов.
Верховный Суд РК в п. 9 названного нормативного постановления дает разъяснение, что при определении крупного или особо крупного размера дохода, являющегося обязательным признаком преступления, предусмотренного ст. 190 УК РК, учитываются только средства и имущество, полученные виновным именно в результате осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования, а равно в результате занятия запрещенными видами предпринимательской деятельности. Доход, полученный при осуществлении той части деятельности, которая признана законной, учитываться при этом не должен.
Анализ материалов судебно-следственной практики свидетельствует о том, что по делам данной категории прокурорами не ставятся, а судами не разрешаются вопросы о взыскании неоплаченного налога от незаконно полученного дохода. Так, было установлено, что Ч., не имея патента и лицензии, продал пиво на сумму 332000 тенге. Семипалатинский городской суд осудил Ч. по ч. 1 ст. 190 УК РК к 6 месяцам лишения свободы. Денежные же средства от реализации изъятого пива в сумме 312000 тенге Ч. были возвращены.
В соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 16 июля 1999 г. ч. 1 ст. 190 УК РК дополнена новыми признаками следующего содержания — «или производством, ранением и сбытом подакцизных товаров взначительныхразмерах», которые более подробно рассмотрены при анализе преступления, предусмотренного ст. 208 УК РК.
Под производством понимаются умышленные действия по созданию подакцизных товаров кустарным или заводским способом, переделка каких-либо предметов, в результате которых они приобретают свойства подлинных подакцизных товаров.
Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с нахождением подакцизных товаров во владении лица (при себе, в помещении, в тайнике и др. местах). Продолжительность хранения на квалификацию не влияет.
Сбыт предполагает их отчуждение, а именно, выпуск подакцизных товаров в обращение путем их продажи, дарения, размена, обмена, предоставления взаймы и т. д.
При производстве, хранении или сбыте подакцизных товаров уголовная ответственность по ч. 1 ст. 190 УК РК наступает в случаях, если стоимость этих товаров превышает сто месячных расчетных показателей (п. 2 примечания к ст. 190 УК РК)'.
В судебно-следственной практике допускаются ошибки при квалификации преступлений по делам этой категории. Так, Д. признана виновной в том, что, не имея специального разрешения и без соответствующей регистрации, приобрела и хранила с целью сбыта подакцизный товар в значительном размере -сигареты различных марок общей стоимостью 109000 тенге. Органы уголовного преследования и суд первой инстанции (г. Актобе) квалифицировали действия Д. по ч. 1 ст. 190 УК РК как приобретение и хранение подакцизного товара с целью сбыта. Между тем законодательством о лицензировании не предусмотрено обязательное наличие специального разрешения для розничной реализации отдельных видов подакцизных товаров, в том числе табачной продукции. Таким образом, привлечение лиц к уголовной ответственности за приобретение и хранение с целью сбыта подакцизных товаров без регистрации и лицензии не является обязательным и в этой связи решение суда первой инстанции следует признать необоснованным.
Обязательным элементом объективной стороны рассматриваемого состава преступления является наличие причинной связи между фактом совершения незаконного предпринимательства и наступившими последствиями.
Законом РК «О внесении изменений в Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Республики Казахстан» от 21 декабря 2002 г. в ч. 1 ст. 190 УК РК слова «хранением и сбытом» заменены словами «хранением либо сбытом». Если ранее в действиях лица наряду с осуществлением незаконной предпринимательской деятельности должны были быть как действия, связанные с производством, хранением подакцизных товаров в значительных размерах, так и действия лица, связанные со сбытом. Сейчас же для привлечения виновного лица к уголовной ответственности по данной норме достаточно, чтобы незаконное предпринимательство было сопряжено с производством, хранением подакцизных товаров в значительных размерах без сбыта либо сбыт подакцизных товаров в значительных размерах без его производства и хранения1.
Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны преступление совершается умышленно. Виновный сознает, что осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательна, или с нарушением условий лицензирования, а также запрещенными видами предпринимательской деятельности, предвидит, что в результате его действий возможно или неизбежно будет причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо они (действия) будут сопряжены с извлечением дохода в крупном размере, или будут сопровождаться производством, хранением и сбытом подакцизных товаров в значительных размерах, и желает наступления этих преступных последствий.
Незаконное предпринимательство признается квалифицированным видом преступления, если оно совершено:
а) организованной группой;
б) сопряжено с извлечением дохода в особо крупном размере;
в) лицом, ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность.
Совершение преступления организованной группой, согласно ч. 3 ст. 31 УК РК, предполагает, что устойчивая преступная группа заранее объединилась для занятия незаконной предпринимательской деятельностью.
Под извлечением дохода в особо крупном размере следует понимать доход, сумма которого превышает две тысячи месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК на момент совершения преступления (примечание к ст. 190УКРК).
Ранее судимым за незаконное предпринимательство или незаконную банковскую деятельность следует считать лицо, которое ранее уже было осуждено по ст. 190 либо по ст. 191 УК РК, если при этом судимость за предыдущее преступление не была погашена или не снята в установленном законом порядке.