Статья 209. Экономическая контрабанда
Контрабанда наносит вред экономическим интересам государства, так как в государственный бюджет не поступают пошлины, которые установлены государством на ввозимые и вывозимые товары. Кроме того, из республики вывозятся запрещенные товары.
В сравнении с УК КазССР 1959 г., предусматривавшим ответственность за контрабанду в ст. 64, в действующем законодательстве ответственность за экономическую контрабанду предусмотрена в ст. 209 УК РК, а за контрабанду изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено, — в ст. 250 УК РК.
В юридической литературе существуют различные позиции ученых-юристов относительно определения объекта экономической контрабанды. Так, например, некоторые авторы отмечают, что родовым объектом экономической контрабанды являются общественные отношения в сфере экономических интересов государства. М. М. Алиев полагает, что непосредственным объектом рассматриваемого преступления является установленный порядок таможенного контроля, условия перемещения через таможенную границу, экономические интересы, суверенитет и безопасность РК2. Г. Б. Саматова считает, что непосредственным объектом данного преступления является казахстанский рынок. Дополнительным объектом она предлагает понимать установленный нормативными актами порядок перемещения товаров через таможенную и государственную границу РК3. Аналогичное мнение высказано и авторами учебника «Уголовное право Республики Казахстан. Особенная часть» под редакцией профессоров И. И. Рогова и С. М. Рахметова, которые к непосредственному объекту экономической контрабанды относят рынок Казахстана, дополнительным объектом они называют правила перемещения через таможенную границу РК, а факультативным объектом в зависимости от предмета и субъекта контрабанды являются общественная безопасность, деятельность государственных органов, финансовая система, политические интересы РК, здоровье населения страны, моральные устои общества, историко-культурное наследие народов Казахстана1.
На основе обобщения высказанных мнений полагаем, что непосредственным объектом экономической контрабанды признаются общественные отношения по поводу осуществления основанной на законе нормальной экономической деятельности.
Верховный Суд РК в п. 1 постановления «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» от 18 июля 1997 г. отмечает, что при экономической контрабанде, ответственность за совершение которой предусмотрена ст. 209 УК РК, непосредственным объектом являются экономические интересы государства, а при контрабанде, квалифицируемой по ст. 250 УК РК, — интересы общественной и государственной безопасности. Справедливости ради следует отметить, что в сравнении с редакцией других постановлений только в отмеченном постановлении Верховный Суд РК дает разъяснение по поводу определения объекта посягательства применительно к рассматриваемым составам преступлений.
Предметом преступления являются товары и иные предметы, перечень которых дается в ст. 7 Таможенного кодекса РК от 5 апреля 2003 г. В соответствии с таможенным законодательством РК под товаром понимается любой движимый предмет материального мира, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок. К ним относятся также: культурные ценности, имеющие значение художественного, научного, исторического и археологического достояния народов — произведения искусства; предметы старины, имеющие историческую ценность, и иные, имеющие указанное значение, предметы; объекты интеллектуальной собственности; виды животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их части или производные. В п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РК «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» от 18 июля 1997 г. дается разъяснение, что «ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Республики Казахстан указанных, а также иных, не изъятых из обращения предметов, или предметов, обращение которых не ограничено (например, продукты питания, одежда, обувь, парфюмерные товары и др.), установлена статьей 209 Уголовного кодекса».
Так, например, Б., минуя таможенные посты без соответствующего оформления таможенных документов, ввезла из России в Казахстан продукты питания на общую сумму 1 млн 114 тыс. 500 тенге. По ч. 1 ст. 209 УКРК она была осуждена к штрафу в сумме 9000 тенге, а продукты питания судом первой инстанции ей были возвращены. По мнению коллегии по уголовным делам Восточно-Казахстанского областного суда, продукты питания следовало обратить в доход государства, поскольку они были предметом контрабанды.
На наш взгляд, с такой позицией областного суда трудно согласиться. В период расследования данного уголовного дела, то есть до 25 сентября 2003 г., санкция ч. 1 ст. 209 УК РК не предусматривала конфискацию имущества. Совершенно справедливо отмечает Е. Ж. Исмаилов, что вещественное доказательство, по смыслу ст. 121 УПК РК, может быть конфисковано в доход государства только в случае признания его орудием преступления. Исходя из этого, вряд ли можно согласиться, что орудием преступления являются все товары и продукты, хранившиеся и реализовывающиеся без соответствующего разрешения либо перевозившиеся контрабандным путем. В частности, продукты питания, перевозившиеся Б., даже при признании их вещественными доказательствами, не являются орудием преступления2.
Предметом преступления могут быть также запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу товары и ценности, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, перечень которых установлен Таможенным комитетом РК «О декларировании и порядке перемещения через границу Республики Казахстан». Стоимость предметов контрабанды определяется исходя из государственных регулируемых цен, если таковые цены на эти предметы имеются, в других случаях — из таможенной стоимости на момент совершения преступления. При невозможности определения стоимости в указанном порядке (например, в случаях контрабанды фальсифицированных спиртных напитков, других поддельных товаров) она устанавливается на основании заключения эксперта в соответствии с правилами, установленными таможенным законодательством.
В Таможенном кодексе РК от 5 апреля 2003 г. в главе 34 приводятся условия перемещения товаров и транспортных средств физическими лицами, а в главе 48 названного Кодекса -декларирование товаров.
Перемещение наркотических средств; психотропных; ядовитых; сильнодействующих; отравляющих; радиоактивных или взрывчатых веществ; вооружения, военной техники, взрывных устройств; огнестрельного оружия и боеприпасов; ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для создания оружия массового поражения, течет уголовную ответственность независимо от размера и количества предметов контрабанды по ст. 250 УК РК'.
Под контрабандой понимается незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов через государственную или таможенную границу РК.
В соответствии со ст. 9 Таможенного кодекса РК под перемещением следует понимать совершение действий по ввозу на таможенную территорию РК или вывозу с этой территории товаров или иных предметов. Под ввозом и вывозом следует понимать перемещение предметов контрабанды любым способом (провоз или пересылка при помощи любого вида транспорта, в том числе по воздуху, пересылка по почте, перенос в руках, в карманах одежды, в виде ручной клади и др.). При этом при ввозе на таможенную территорию РК товар признается перемещенным с момента физического пересечения таможенной границы РК, при вывозе — с момента подачи таможенной декларации.
Понятие таможенной территории и таможенной границы определены в ст. 6 Таможенного кодекса РК, а понятие государственной границы отражено в Законе РК «О государственной границе Республики Казахстан» от 13 января 1993 г.
Объективная сторона экономической контрабанды выражается в перемещении вышеназванных предметов через таможенную границу РК, совершенном:
1) помимо таможенного контроля;
2) с сокрытием от таможенного контроля;
3) с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
4) без декларирования запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу;
5) с недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.
Согласно диспозиции настоящей статьи незаконным является:
а) перемещение товаров (предметов) помимо таможенного контроля заключается в их пересылке и провозе вне таможенных постов, пунктов пропуска и иных мест, определенных законодательством и таможенными органами РК для проведения таможенного оформления, или вне установленного для его производства времени;
6) сокрытие товаров (предметов) от таможенного контроля подразумевает любой способ, затрудняющий их обнаружение (например, утаивание, использование при их перевозке тайников либо в придании одним предметам вида других и т. д.);
в) обманное использование документов или средств таможенной идентификации предполагает предъявление таможенным органам, а также лицам, осуществляющим пограничный контроль, недействительных, полученных незаконным путем, поддельных, а также содержащих ложные сведения документов либо предъявление подлинного средства идентификации, относящегося к другим объектам. Под использованием средств таможенной идентификации понимается использование поддельных пломб, печатей, штампов, цифровой, буквенной или иной маркировки, идентификационных знаков, фотографий и т. д.;
г) недекларирование или недостоверное декларирование — это невыполнение либо ненадлежащее выполнение обязанности подать таможенную декларацию в соответствии с правилами, установленными законодательством в отношении запрещенных или ограниченных к перемещению либо изъятых из обращения товаров или иных ценностей и предметов.
В практике судов наблюдаются случаи ошибочного толкования признаков контрабанды. Так, в приговоре по делу С. Мангистауский областной суд необоснованно указал, что использование для контрабанды предметов и емкостей, имеющих хозяйственно-бытовое назначение, не является основанием для признания деяния уголовно наказуемым по признаку сокрытия, тогда как по закону сокрытие не означает наличие только визуальных затруднений для осмотра. Для установления этого признака достаточно неуказания предмета контрабанды в таможенной декларации, так как сокрытие от таможенного контроля заключается в любом утаивании товаров или иных ценностей и предметов, и определяющим моментом здесь является их недекларирование.
При установлении фактов незаконного перемещения контрабандных товаров или иных ценностей и предметов путем их ввоза или вывоза через таможенную границу РК с использованием транспортных средств лицами, признанными виновными в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст.209,250 УК РК, судьбу использованных при контрабанде транспортных средств надлежит разрешать в зависимости от того, признаны ли последние в установленном законом порядке вещественными доказательствами по делу в качестве орудий преступления.
Транспортное средство следует признавать орудием преступления, когда оно служит средством перемещения предметов контрабанды через таможенную границу помимо таможенного контроля, а также в иных случаях его использования для сокрытия предметов контрабанды от таможенного контроля (в
частности, путем изменения технических параметров транспортного средства, его отдельных агрегатов и частей, перевозки предметов контрабанды в бензобаке, под днищем автомашины, устройства скрытых емкостей и оборудования транспортного средства тайниками, иными приспособлениями, затрудняющими обнаружение контрабандных предметов, и т. п.).
Транспортное средство, использовавшееся его собственником в качестве орудия контрабанды и признанное вещественным доказательством (п. 1 ч. 3 ст. 121 УПК РК), подлежит конфискации. В случае, когда умыслом собственника товаров, иных ценностей или транспортных средств, признанных предметами контрабанды либо использованных в качестве орудий преступления, не охватывалось соучастие в контрабанде и перемещение его имущества через таможенную границу контрабандным путем либо использование этого имущества в качестве орудия контрабанды другими лицами, такое имущество конфискации не подлежит1.
Одним из условий наступления уголовной ответственности по ст. 209 УК РК является крупный ущерб. Согласно примечанию к ст. 209 УК РК анализируемое преступление признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, установленных законодательством РК на момент совершения преступления.
Обстоятельствами, отграничивающими уголовно наказуемую контрабанду от контрабанды, наказуемой в административном порядке, а также от нарушений таможенных правил, сопряженных с перемещением товаров и предметов через таможенную границу, является крупный размер экономической контрабанды либо перемещение предметов, в отношении которых установлены специальные правила2.
В ранее действовавшем уголовном законодательстве понятие «крупного размера» не давалось, в связи с чем на практике имелись случаи неправильного определения размеров контрабанды ввиду их неверной трактовки и ненадлежащего обоснования их материалами дел. При предъявлении обвинения органы предварительного следствия включали в содержание понятия «размер контрабанды», помимо стоимости предметов контрабанды, и те суммы, которые поступили бы в государственные фонды в случае законного оформления перемещенных товаров и иных ценностей.
18 июня 2004 г. Верховный Суд РК внес изменения и дополнения в постановление Пленума Верховного Суда РК «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» от 18 июля 1997 г., в частности, оно дополнено п. 8-1 следующего содержания: «При признании деяний, предусмотренных ст. 209 Уголовного кодекса, совершенными в крупном размере, во внимание должна приниматься стоимость только той части товаров или иных предметов, которая перемещена через таможенную границу помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, а также стоимость запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, не декларированных или недостоверно декларированных».
Совершение контрабанды объективно сопряжено с уклонением от уплаты обязательных платежей и налогов, взимаемых таможенными органами, которое охватывается прямым умыслом виновного одновременно с незаконным перемещением товаров или иных ценностей и является, как правило, целью этого перемещения, поэтому эти действия не подлежат дополнительной квалификации за уклонение от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет.
Такая квалификация может иметь место лишь в тех случаях, когда действия, образующие составы контрабанды и преступного уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, совершаются в разное время.
Не требуют дополнительной квалификации также действия, которые представляют собой элементы обманного использования таможенных и иных документов (служебный подлог, подделка знаков оплаты, подделка документов).
В случаях совершения, наряду с контрабандой, иных преступлений, в частности, связанных с валютой, наркотическими средствами, огнестрельным оружием, боеприпасами и т. п., либо
с нарушением государственной границы, которые являются объектом иного контроля, нежели таможенного (соответственно пограничного, валютного, над наркотиками и т. д.), содеянное должно квалифицироваться по совокупности совершенных преступлений, предусмотренных соответствующими нормами уголовного закона.
Данное преступление признается оконченным:
1) при ввозе и вывозе, осуществляемом нелегально, — с момента непосредственного пересечения границы;
2) при ввозе, осуществляемом под видом легального перемещения, — с момента завершения таможенного оформления, а в отношении предметов, для которых установлены специальные правила, — с момента окончания процедуры пограничного контроля;
3) при вывозе, осуществляемом под видом легального перемещения, — с момента завершения таможенного оформления.
Субъектом преступления выступает физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.
С субъективной стороны анализируемое преступление характеризуется наличием только прямого умысла. Виновное лицо осознает, что оно нелегально (запрещенным способом) перевозит товар, предвидит наступление общественно опасных последствий и желает этого.
По данному вопросу Верховный Суд РК в указанном нормативном постановлении от 18 июня 2004 г. дает разъяснение, что «лицо, умысел которого направлен на незаконное перемещение товаров или иных ценностей и предметов, принадлежащих разным лицам, в том числе и ему самому, должно нести ответственность за контрабанду всего вместе взятого (совместно перемещаемого) объема предметов контрабанды. Владелец же отдельной части такого заведомо для него незаконно перемещаемого товара или иных ценностей и предметов, умыслом которого не охватываются действия других лиц по незаконному перемещению остальной части предметов контрабанды, несет уголовную ответственность только за контрабанду ему принадлежащего имущества. Так же должны быть квалифицированы действия лиц, хоть и не являющихся владельцами предметов контрабанды, но виновных в заведомо незаконном перемещении таких предметов через таможенную границу за плату, в качестве курьера».
Законодатель определил единый перечень квалифицирующих признаков для экономической контрабанды (ст. 209 УК РК), для контрабанды изъятых из обращения предметов и предметов, ограниченных в обращении (ст. 250 УК РК).
К ним, в частности, относятся следующие:
а) совершенные неоднократно;
б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;
в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.
Контрабанда признается совершенной неоднократно, если она совершена одним лицом два и более раза (ст. 11 УК РК). При этом необходимо обязательно установление факта, что предыдущая судимость за нее не снята или не погашена в установленном законом порядке либо за ранее совершенную контрабанду лицо не было освобождено от уголовной ответственности или не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности за предыдущее преступление.
В качестве постановки вопроса полагаю, что в понятие неоднократности, предусмотренное ч. 2 ст. 11-УК РК, законодатель заложил тождественные преступления, которые нашли непосредственное отражение в п. 3 примечания к ст. 175 УК РК. В частности, сюда отнесены такие нормы, как ст.ст. 175—181, 248, 255 и 260 УК РК. Учитывая данное положение, считаем целесообразным дополнить примечание к ст. 209 УК РК п. 2 следующего содержания: «Неоднократным в статьях 209 и 250 УК РК признается совершение преступления, если ему предшествовало совершение одного или более преступлений, предусмотренных ст. 209, а также ст. 250 УК РК».
Под экономической контрабандой, совершенной должностным лицом с использованием своего служебного положения, Верховный Суд РК в своем постановлении «О практике применения законодательства об уголовной ответственности за контрабанду» от 18 июля 1997 г. дает разъяснение, что таковым следует считать такое лицо, которое по долгу службы обязано осуществлять таможенный или пограничный контроль, соответствующие действия по досмотру перемещенных через государственную или таможенную границу РК товаров или иных ценностей или предметов и давать разрешение на пересечение этой границы. При совершении контрабанды такими должностными лицами не требуется дополнительная квалификация по статьям уголовного закона о должностных преступлениях. Вместе с тем иные лица, совершившие контрабанду с использованием своего служебного положения, несут ответственность по совокупности преступлений, предусмотренных подлежащей применению нормой уголовного закона о должностных преступлениях и соответствующей части ст. 209 УК РК, без ссылки на данный квалифицирующий признак.
В. А. Владимиров, С. В. Дьяков и другие считают, что должностные лица, совершившие контрабанду с использованием служебного положения, — это те, служебное положение которых дает им право осуществлять таможенный контроль либо провозить товары через границу без таможенного досмотра2. Деятельность таких лиц должна отвечать двум условиям:
1. должностное положение лица;
2. использование им своего служебного положения при незаконном перемещении товаров или предметов через таможенную границу РК.
Совершение экономической контрабанды с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, следует квалифицировать по п. «в»ч. 2 ст. 209 УК РК только в том случае, когда примененное насилие выразилось в причинении легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью. Наступление более тяжких последствий, то есть смерти, требует квалификации по совокупности ст. ст. 209 и 96 УК РК. Применяемое насилие по характеру может быть и физическим, и психическим.
Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией» от 25 сентября 2003 г. в ч. 3 ст. 209 УК РК законодатель включил п. «а» следующего содержания: «а) лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций, либо приравненным к нему лицом, если они сопряжены с использованием им своего служебного положения». Деяние, подпадающее под п. «а» ч. 3 ст. 209 УК РК, относится к коррупционному преступлению, перечень которых законодательно закреплен в п. 1 примечания к ст.41 УК РК. Понятие субъекта данного преступления аналогично понятию, изложенному при квалификации преступления, предусмотренного п. «а» ч. 3 ст. 193УКРК.
Экономическая контрабанда признается совершенной организованной группой и квалифицируется по п. «б» ч. 3 ст. 209 УК РК, если она совершена устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения данного преступления (либо нескольких таких преступлений). Об устойчивости организованной преступной группы могут свидетельствовать, в частности, такие признаки, как стабильность ее состава, тесная взаимосвязь между ее членами, согласованность их действий, постоянство форм и методов преступной деятельности, длительность ее существования1.
Так, например, еще не всегда суды правильно усматривают в действиях виновных совершение контрабанды организованной группой лиц. Приговором Талдыкорганского областного суда в 1996 г. Э., К., Л., Ч. и Н. осуждены по пп. «б», «г» ч. 2 ст. 64 УК КазССР (ст. 209 УК РК). Верховный Суд РК определением от 12 июня 1996 г. изменил данный приговор, исключив из их обвинения п. «б» ч. 2 ст. 64 УК КазССР, отметив, что в деле нет данных, которые свидетельствовали бы о создании и совершении осужденными контрабанды организованной группой лиц либо об их участии в ней. Как установлено судом, эти лица совершили преступление лишь по предварительному сговору между собой.
В другом примере Западно-Казахстанский областной суд в приговоре по делу Л. и других лиц обоснованно признал наличие признака организованной группы, установив, что Л. и остальные участники, договорившись о совершении контрабанды, тщательно ее готовили, заблаговременно приискали транспортные средства, имели согласованный план действий с распределением ролей.