Роль государства в охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней

В законодательстве всех стран достаточно четко оговариваются обязанности лесовладельца по охране и защите леса от пожаров, вредителей и болезней. Например, в Японии для борьбы с лесными пожарами имеется специализированный государственный совет, который является межведомственным органом. Общим для лесной политики многих стран является то, что обязывает лесовладельцев и лесопользователей собственными силами осуществлять мероприятия, включая профилактику по охране леса от пожаров, вредителей и болезней. Способы проведения мероприятий предписываются лесными органами (например, в Австрии, Франции, Японии) или разрабатываются самими лесовладельцами с последующим рассмотрением и одобрением органами лесного хозяйства, как это практикуется в США. Австрийское лесное законодательство четко определяет круг лиц, обладающих правом разводить огонь в лесу, предоставляет перечень профилактических мероприятий по предупреждению возникновения лесных пожаров. В области охраны леса от вредителей и болезней законодательство Австрии обязывает лесовладельца предписанными ему способами проведение профилактических мероприятий и при необходимости уничтожение вредителей и болезней. Согласно законодательству Франции на частного владельца распространяется применяемая в государственных лесах обязанность очистки мест рубок как профилактическая мера от пожаров. Выводы Таким образом, опыт ряда стран показывает, что во всех случаях, будь это государственная или частная собственность на леса, проведение и финансирование мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, вредителей и болезней возлагается на лесовладельцев. Государственные органы предписывают (или одобряют) необходимые мероприятия и осуществляют жесткий контроль над их выполнением.

53. Лес – основа уникальных природных ландшафтов на территории страны. Естественная растительность Беларуси (леса, луга, болота, кустарники) составляет около 67% ее территории. В нашей стране, расположенной в центре Европы, сохранились уникальные не осушенные болотные массивы. Они занимают около 6% площади земель лесного фонда республики и представляют интерес для туристов как объекты экологических туров, охоты и сбора ягод. В лесах произрастает около 12 тысяч видов растений и грибов. Фауна птиц представлена в основном лесными и околоводными видами, большая часть которых (227 видов) гнездится на территории республики. Млекопитающие представлены 6 отрядами (77 видов). Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 9 июня 2004 г. № 14 утверждены списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и дикорастущих растений, включаемых в 3-е издание Красной книги. Они включают 189 видов (в том числе подвидов) представителей фауны и 274 вида (в том числе 1 разновидность) представителей флоры Беларуси. Много в лесах мест, связанных с историческими событиями, а также жизнедеятельностью исторических личностей и национальных героев. Полесье, Поозерье, Новогрудская гряда, Беловежская пуща оставляют неизгладимые впечатления для побывавших здесь людей. Памятники природы, болотные и водные объекты, богатый растительный и животный мир; места, связанные с историческими событиями, очень притягательны для иностранных туристов. Направления использования лесов в рекреационных целях отражены в Стратегическом плане развития лесного хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 г. В лесном хозяйстве организуются зоны отдыха возле водоемов, вдоль автомобильных дорог, в лесах с высокой посещаемостью населением. Во многих лесоохотничьих хозяйствах республики построены дома охотника и созданы условия для хорошего отдыха и охоты. Помимо охотничьего туризма, в лесах республики имеются довольно широкие возможности для развития экологического туризма, в частности: проведение водных экскурсий, пеших, велосипедных, конных, лыжных походов по экологическим тропам.

55. В лесном фонде могут осуществляться следующие виды лесопользования: - заготовка древесины; - заготовка живицы; - заготовка второстепенных лесных ресурсов - побочное лесопользование (заготовка и сбор древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственного растительного сырья и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, размещение ульев и пасек, сенокошение, пастьба скота и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждается специально уполномоченным республиканским органом государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь); - пользование участками лесного фонда, отнесенными к охотничьим угодьям, для ведения охотничьего хозяйства;

- пользование участками лесного фонда в научно-исследовательских и образовательных целях;

- пользование участками лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических, иных рекреационных и (или) спортивных целях.

Заготовка лесных ресурсов, осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, если иное не установлено настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.

57. Лесные ресурсы - это совокупность материальных благ леса, которые можно использовать без ущерба окружающей среде с наибольшей хозяйственной эффективностью. Все компоненты лесных ресурсов в зависимости от их назначения и особенностей применения объединяют в следующие группы:

- Сырьевые ресурсы древесного происхождения (древесина, древесная зелень, кора);
- Ресурсы недревесных происхождения;

- Ресурсы животного происхождения

- Многоаспектные полезные функции леса и его положительное влияние на природную среду.
Влияние антропогенных факторов на леса проявляется как прямо, так и опосредованно, то есть вследствие изменения экологических условий. В процессе рубки из лесных почв выносится огромное количество азота, фосфора, кальция и др.., Формируются одновозрастные, одновидовые древостои, развиваются лесные монокультуры. При создании завалов из сухих деревьев повышается пожарная опасность. В большинстве европейских стран количество лесов, на которые не воздействовала деятельность людей, составляет не более 1%, за исключением России и северных стран (северная часть Швеции, Финляндии и Норвегии). Около 7% территории лесных угодий в Европе находится под охраной, а почти 3% являются заповедными территориями, строго охраняются.

58. В Беларуси основные принципы организации лесопользования определены следующими нормативными документами:

- Государственной программой развития лесного хозяйства Республики Беларусь на 2011-2015 годы;

- Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь;

- Лесным Кодексом Республики Беларусь.

Названными документами определены следующие цели при организации лесопользования:

- рациональное, неистощительное и непрерывное использование лесов.

- обеспечение относительно постоянного лесопользования в пределах лесного фонда для субъектов ведения лесного хозяйства.

- осуществление экологизированного (природосовместимого) лесопользования.

Для выполнения перечисленных целей решаются следующие задачи:

- организация лесопользования в соответствии с функциональным назначением лесов;

- научно обоснованные методы определения размера лесопользования, обеспечивающие его неистощительность и относительное постоянство;

- соблюдение принципов многоцелевого лесопользования;

- обеспечение надежного восстановления и дальнейшего воспроизводства лесов.

- соблюдение экологических требований при организации многоцелевого лесопользования;

- постепенная оптимизация породной структуры лесного фонда в соответствии с современными и перспективными потребностями народного хозяйства

- оптимизация сортиментной структуры лесосечного фонда в соответствии с потребностями народного хозяйства республики и запросами мирового рынка лесоматериалов;

- постепенная оптимизация возрастов и оборотов рубок как технического инструмента для обеспечения получения наиболее ценных сортиментов;

- рациональное комплексное использование древесины и других продуктов, получаемых при лесопользовании;
- расширенное использование леса для выполнения им рекреационного потенциала;

Реализуя на практике принципы устойчивого лесоуправления и лесопользования, лесное хозяйство обеспечивает не только постоянное лесопользование в пределах ежегодного прироста древесины, но и экономическую безопасность государства, стабильность функционирования народного хозяйства.

59. Устойчивое управление лесами – это целенаправленное, долговременное, экономически выгодное взаимоотношение человека и лесных экосистем. Данные взаимоотношения допускают периодическое изъятие продукции леса с помощью различных технологий, с применением машин и механизмов. Не допускается ведение к деградации и исчезновению как леса, так и отдельных видов по причине лесопользования. Устойчивое управление лесами предполагает многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование лесных ресурсов, функций и свойств лесов, как имеющих рыночную стоимость, так и не имеющих таковой.

60. Продуктивность леса - запас всех компонентов леса на единице площади в определенном возрасте (обычно в возрасте спелости); Устойчивое управление лесами - это формирование и реализация системы мер, регулирующих воздействия на леса, обусловливая достижение и стабильное поддержание их целевой динамики, обеспечивающей непрерывное неистощительное многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение производительности, устойчивости и биоразнообразия лесов. Целью устойчивого лесоуправления является формирование лесной экосистемы, обладающей различными ресурсами и функциями. При этом должно достигаться удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений. Устойчивое лесоуправление базируется на так называемой «парадигме устойчивого развития», которая получила одобрение на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Саммит Земли, 1992). На конференции такие явления, как глобальное изменение климата, рост численности населения, урбанизация, нехватка пресной воды, исчезновение лесов, опустынивание, деградация почв и экосистем, сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, накопление отходов, загрязнение, были признаны важнейшими экологическими проблемами. Оценка устойчивости лесоуправления осуществляется в различных масштабах (отдельного лесного массива, территории арендованных лесов, городских лесов и т.п.) и с учетом разных аспектов: состояния лесов, качества и стоимости продукции, социального значения лесов, обитания редких видов растений и животных и др. В принятии управленческих решений и оценке результатов предусматривается участие местного населения и общественных организаций.

61Структура населения и использование лесов

Лесное хозяйство, наряду с сельским, является главным работодателем в сельской местности. Необходимо отметить, что уровень жизни сельского населения в целом гораздо ниже, чем городского, — на селе низкая заработная плата, слабо развиты инфраструктура, средства связи, система медицинского и социального обслуживания и т. п. Поэтому положение сельского населения, занятого в лесном и сельском хозяйстве, в нашей стране до сих пор оставляет желать лучшего. При социально ориентированном лесоуправлении все это обязательно должно приниматься в расчет, необходимо, чтобы предприятия лесного сектора заботились об улучшении благосостояния и условий жизни своих работников. Региональная специфика проявляется и в том, какие леса произрастают на той или иной территории. От этого зависят и интересы населения, и целевые установки лесоуправления. Леса вблизи крупных городов имеют первостепенную важность как основа поддержания качества окружающей среды и место отдыха населения. Леса в малонаселенной сельской местности, где нет производства, могут быть единственным источником доходов населения. Леса в местах компактного проживания коренных народов — основа их повседневного существования. По настоящему ответственное лесоуправление обеспечивает разумный баланс между интересами различных групп населения.

62 Социальная роль леса

Социально значимые участки леса можно разделить на следующие группы:

•хозяйственные (места сбора недревесных ресурсов, рыбной ловли и охоты, отдыха, делянки для нужд местного населения);

•культурные и религиозные (святые рощи, боры, родники, камни, часовни, кресты и т. д.);

•исторические (памятники, старые кладбища, воинские захоронения, археологические памятники, в том числе курганы, сопки, стоянки древнего человека и т. д.).

Как видно, спектр социально значимых участков леса достаточно широк. Кроме того, он далеко не всегда полностью отражен в нормативных документах лесного хозяйства. Со временем могут быть выявлены и другие типы объектов, важных для местного населения. Наличие или отсутствие тех или иных объектов зависит от конкретной территории. Выявлению таких мест помогают общественные слушания, консультации с местным населением и общинами коренных народов, местными краеведами, сотрудниками музеев и другими специалистами: этнографами, фольклористами, историками, археологами. Также велика социальная значимость леса как источника топлива.

63 Участие населения и общественности в лесоуправлении Важнейшим условием вовлечения общественности в управление лесами является наличие в открытом доступе информации о лесах. Обеспечение граждан страны достоверной и полной информацией о состоянии лесов и о деятельности органов государственной власти и управления, в том числе через интернет сайты, является не только веянием времени, но и требованием законодательства. Крайне редко на сайтах размещаются регулярные информационно содержательные отчеты о состоянии лесов в субъектах РБ, об их использовании, о проведенных лесохозяйственных работах. Недостаточно эффективно ведется работа с обращениями граждан: как правило, отсутствуют разделы, в которых есть ответы на наиболее часто задаваемые вопросы, содержательный (а не формально статистический) анализ обращений, картосхемы проблемных ситуаций и т. д. Широкий спектр возможностей для участия населения в лесоуправлении предоставляет добровольная лесная сертификация по схеме Лесного попечительского совета (FSC). Стандарт FSC предполагает участие всех заинтересованных сторон в процессе лесоуправления. Он содержит ряд положений, обеспечивающих соблюдение интересов местных жителей и коренных народов при промышленном лесопользовании. Основные требования, обеспечивающие участие населения в лесоуправлении, можно разделить на несколько смысловых блоков: 1) обязательства предприятия по информированию и доступу к информации о лесопользовании; 2) обязательства по учету интересов природопользования местного и коренного населения; 3) возможность контроля со стороны местных жителей и других заинтересованных сторон за выполнением требований стандарта FSC. Возможности для контроля со стороны местных жителей за выполнением стандарта существуют, хотя на практике часто не реализуются или реализуются не в полной мере. Они обеспечиваются тем, что сам стандарт доступен в Интернете, также можно получить вариант аудиторского отчета для общественности, иногда предприятия посылают специальные отчеты для общественности заинтересованным сторонам или помещают их на своем сайте.

64 Деятельность неправительственных организаций

Общественные объединения как форма организации населения — один из основных демократических институтов. Большую работу по сохранению лесов и внедрению устойчивого лесоуправления в ведут международные НПО, такие как Всемирный фонд дикой природы (WWF), Гринпис, Международный социально-экологический союз (МСоЭС), Центр охраны дикой природы (ЦОДП) и др.WWF, Гринпис, МСОП, МСоЭС, ЦОДП — все эти организации, не могли обойти стороной вопросы охраны лесов и рационального лесоуправления. Они работают в различных направлениях, к которым относятся:

• организация научной и научно-практической деятельности;

• экологическое информирование органов власти и бизнеса;

• организация общественных кампаний в поддержку экологически ответственных решений

• вовлечение населения в процесс лесоуправления

• экологическое просвещение населения и др.

Таким образом, роль НПО достаточно заметна, однако потенциал общественного участия, особенно на местном уровне, в полной мере все еще не используется. Причин тому много, перечислим лишь основные:

• слабые демократические традиции в стране;

• недооценка роли общественности в решении экологических проблем;

• пассивность общественности и неверие, что ее мнение может что-то изменить;

• недостаточная осведомленность представителей властных и исполнительных структур о технологиях взаимодействия с общественностью;

• недостатки законодательства и отсутствие четко проработанных процедур вовлечения общественности;

65 Социальные аспекты использования недревесных ресурсов леса «Недревесные ресурсы леса — это ресурсы леса, отдельно стоящих деревьев и прилегающих земель, из которых может быть получена продукция биологического происхождения, за исключением древесины, а также различные услуги». Некоторые международные определения относят к недревесным ресурсам леса и древесину малого диаметра, не идущую в промышленную переработку и на дрова, а используемую для изготовления бытовых изделий, сувенирной продукции и т. п. Под это определение подпадают самые разнообразные социально-культурные и экологические полезности лесов:

• промысловые виды животных, дичь;

• медоносные растения;

• пищевые растения и их части (ягоды, орехи

и др.), грибы;

• лекарственные растения;

• технические ресурсы — береста, кора, хворост,

веточный корм, мох;

• рекреационные ресурсы и др.

65 Агролесоводство (agroforestry) — система смешанного выращивания сельскохозяйственных и древесных культур, при которой обеспечивается комплексное использование земельного участка. Варианты агролесоводства различны. Агролесные комплексы предполагают использование территории для совместного производства сельскохозяйственных культур и древесины. В лесопастбищных комплексах наряду с ведением лесного хозяйства осуществляется выпас скота. Многоцелевое лесное хозяйство (в контексте агролесоводства) предполагает не только производство древесины, но и использование всей зеленой массы древесных растений либо в качестве продуктов питания, либо на корм скоту. Агролесоводство помогает решить и энергетическую проблему, снабжая местное население мелкотоварной древесиной и дровами. В частности, во многих странах мира посадка защитных лесных полос производится вдоль дорог, канав орошения/осушения, по межевым линиям и другим рубежам. Протяженность этих лесопосадок ежегодно увеличивается на сотни и тысячи километров. В последние годы наметились новые перспективы развития лесных поселков, особенно расположенных вблизи крупных городов, в живописных местностях. Эти перспективы связаны с развитием туризма и организацией отдыха горожан. В таких поселках можно практиковать агролесоводство, направленное на выращивание экологически чистых продуктов сельского хозяйства, развитие животноводства. Кроме того, заслуживают внимания и другие виды деятельности, являющиеся сферой малого бизнеса: заготовка и переработка недревесных и пищевых ресурсов леса, туризм, частный гостиничный бизнес и др. Все это даст новую жизнь лесным поселкам.

66Сертификация лесов, принципы организации, цели и задачи применения Лесной попечительский совет, ЛПС (Forest Stewardship Council, FSCтм), - это международная организация, которая аккредитует сертифицирующие организации, гарантируя таким образом, что проведение сертификации будет соответствовать ее требованиям. Целью FSCтм является поддержка экологически ответственного, социально выгодного и экономически жизнеспособного управления мировыми лесами путем разработки общепризнанных, заслуживающих доверия стандартов ухода за лесом. Лесная сертификация является одним из актуальных направлений активного влияния на качество управления лесами. При ведении лесного хозяйства в Республике Беларусь должны учитываться экономические, экологические и социальные аспекты развития отрасли. Разрабатываемые и реализуемые в РБ планы развития лесного хозяйства содержат руководящие принципы и критерии, соответствующие положениям международных систем сертификации . Сертификация проводится специально аккредитованным Лесным Попечительским Советом (FSCтм). Сертификация проводится по специальной программе, включающей знакомство с персоналом компании, представителями местного населения и экологических организаций, изучение плана ведения лесного хозяйства и материалов лесоустройства, соотнесение полученной информации с реалиями во время выборочного натурного обследования лесосек прошлых и текущего годов и другие процедуры. Объектом добровольной лесной сертификации при оценке процесса лесоуправления являются участки лесов, где ведутся лесное хозяйство и лесопользование. Сертифицироваться будет также производственная цепь поставок «от заготовителя до потребителя», с тем, чтобы гарантировать достоверность поставки сертифицированных лесоматериалов. Лесной попечительский совет (Forest Stewardship Coucil, FSCтм) - международная организация, с целью которой является поддержка экологически ответственного, социально ориентированного и экономически жизнеспособного управления мировыми лесами путем разработки общепризнанных стандартов ухода за лесом.

67 Система сертификации пользований лесом в Беларуси Лесная сертификация в Беларуси проводится в рамках Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь во взаимодействии с заинтересованными республиканскими органами государственного управления, предприятиями и организациями лесного сектора экономики, научными и учебными учреждениями, общественными организациями. При проведении сертификации системы лесоуправления и лесопользования проверяется соответствие качества управления лесами, лесопользования и лесных ресурсов лесному законодательству, государственным стандартам устойчивого лесоуправления и лесопользования, другим ТНПА, критериям и показателям, регламентирующим воспроизводство, охрану и защиту леса, заготовку древесины и других ресурсов установленным требованиям. При проведении сертификации лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения подтверждается ее (их) происхождение из лесов, сертифицированных в соответствии с требованиями Системы лесной сертификации Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь и то, что в процессе ее (их) изготовления налажена идентификация лесной продукции и продуктов ее переработки по признаку происхождения. Лесная сертификация проводится на добровольной основе по инициативе юридических лиц (заявителей) путем заключения договора между ними и органом по лесной сертификации. Республиканская ассоциация лесной сертификации (РАЛС) создана в целях формирования и осуществления единой политики в области лесной сертификации, повышения уровня ведения лесного хозяйства, развития международного сотрудничества в рамках общеевропейского процесса в июле 2005 г. по инициативе Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь. Учредителями ассоциации выступили Минское ГПЛХО и ОО «Белорусское общество лесоводов».

Целями деятельности Ассоциации являются:

- координация, развитие и дальнейшая реализация лесной сертификации; - содействие достижению целей и выполнению основных задач лесной сертификации в Республике Беларусь; - представление Национальной системы лесной сертификации в Совет PEFC.

Органами управления Ассоциации являются: Собрание Членов Ассоциации, Наблюдательный Совет и Исполнительный директор. Высшим органом Ассоциации является Собрание Членов Ассоциации. Действующими Членами ассоциации являются:

- Республиканский комитет белорусского профсоюза работников леса;

- Общественная организация «Белорусское общество лесоводов»;

- Институт экспериментальной ботаники Национальной академии наук Беларуси;

- Проектно- изыскательское республиканское «Белгипролес»;

- 6 областных производственных лесохозяйственных объединений;

- 95 государственных лесохозяйственных учреждений (лесхозов).и др.

68Лесная политика Республики Беларусь Республика Беларусь последовательно реализует принципы устойчивого управления лесами и выполняет международные соглашения в этой сфере. Национальные лесные программы строятся на основе баланса экономических, экологических и социальных интересов, решают задачи сохранения ресурсного потенциала, биологического и ландшафтного разнообразия лесов. Благодаря целенаправленной лесной политике и поддержке государства за два десятилетия, прошедшие со времени принятия новых принципов лесоводства, площадь лесов в Беларуси увеличилась почти на 1 млн га. Лесистость достигла 39 % – максимального значения за последние сто лет. Широкое развитие получили научные, правовые и культурные аспекты лесоуправления. Развивается малый и средний бизнес в сфере лесных услуг. В сельской местности создаются новые рабочие места, связанные с использованием лесных ресурсов. Независимый контроль за качеством управления лесами осуществляется посредством лесной сертификации. Практически все леса в Беларуси сертифицированы на соответствие национальным и международным стандартам. Глобальная ресурсная, природоохранная и социальная роль лесов неуклонно возрастает. Не менее важен вклад лесов в уменьшение опасности и последствий стихийных бедствий. Перспективной представляется консолидация усилий в области лесной науки и образования, адаптации лесов к изменению климата, «зеленой» экономики, борьбы с лесными пожарами и нелегальными рубками, защиты лесов от вредителей и болезней, антропогенного загрязнения. В Беларуси ежегодно проводится добровольная акция «Неделя леса» под девизом «Новые леса – потомкам в наследство». Опыт проведения аналогичных мероприятий есть в целом ряде стран. Беларусь последовательно реализует принципы устойчивого управления лесами посредством национальных лесных программ. Государственная программа развития лесного хозяйства на 2011–2015 гг. построена на основе баланса экономических, экологических и социальных интересов, учитывает задачи сохранения ресурсного потенциала, биологического и ландшафтного разнообразия лесов, их адаптации к изменению климата. Разработка государственной программы ведется с учетом реализации на национальном уровне международных конвенций, договоренностей по неистощительному использованию лесных ресурсов и реализации положений устойчивого управления лесами. Отвечая актуальным запросам времени, в республике создана современная инфраструктура для производства различных видов древесного биотоплива, ведения охотничьего туризма и рекреационной деятельности.

69 Принципы и критерии устойчивого управления лесами FSC, безусловно, не идеальны. Однако, они представляют собой стандарт. Ниже приводятся десять принципов FSC 1. Управление лесными ресурсами должно соответствовать законодательству страны, международным договорам и соглашениям, а также Принципам и Критериям FSC. 2.Долговременные права на владение и пользование земельными и лесными ресурсами должны быть четко определены, задокументированы и оформлены в установленном законом порядке. 3.Юридические и традиционные права коренных народов на владение, пользование и управление территорией должны признаваться и уважаться. 4.Мероприятия по управлению лесными ресурсами должны быть ориентированы на поддержание и улучшение социального и экономического благополучия работников лесного комплекса и местного населения. 5. Ведение лесного хозяйства должно способствовать эффективному использованию разнообразных функций леса, а также многочисленной продукции для обеспечения его экономической жизнеспособности и широкого использования всего спектра экологических и социальных функций леса.6. Лесопользование должно обеспечивать сохранение биологического разнообразия и связанных с ним различных элементов лесных экосистем.7. План мероприятий по ведению хозяйства должен быть задокументирован, принят к исполнению и неукоснительно соблюдаться в соответствии с графиком лесотехнических мероприятий.8. В соответствии с масштабом и интенсивностью лесотехнических мероприятий должен вестись мониторинг за состоянием леса.9. Лесопользование в хорошо сохранившихся ценных лесах должно приводить к поддержанию или улучшению характеристик, определяющих эти леса.10. Лесные культуры, принося ряд социальных и экономических выгод выполняя функцию по снижению нагрузки на естественные леса и способствуя сохранению и восстановлению естественных природных комплексов. Инициативы по разработке стандартов, принципов и критериев устойчивого управления лесами далеко не исчерпываются межправительственными инициативами и системой принципов

70Лесохозяйственные методы и мероприятия увеличения биоразнообразия в лесах Беларуси Среди основных экологических проблем современности сокращение разнообразия видов и экологических систем занимает особое место. В Красный список Всемирного союза охраны природы включено более 17 000 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных и дикорастущих растений. Сохранение разнообразия живых систем на Земле – необходимое условие для выживания человека и устойчивого развития цивилизации. Республика Беларусь является участницей ряда международных договоров, касающихся сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, в том числе: 1.Конвенции о биологическом разнообразии. 2.Картахенского протокола по биобезопасности к Конвенции о биологическом разнообразии. 3.Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц. 4.Конвенции о сохранении мигрирующих видов диких животных. 5.Конвенции по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения. Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды осуществляет координацию деятельности государственных органов и иных организаций в данной области.Сохранение биологического разнообразия в Республике Беларусь и обеспечение его устойчивого использования являются одними из приоритетных направлений государственной политики в экологической сфере и реализуются путем применения различных механизмов, к числу которых относятся: ведение Красной книги Республики Беларусь; обеспечение функционирования и развития системы особо охраняемых природных территорий Республики Беларусь. эту систему входят 1 заповедник (Березинский биосферный заповедник), 4 национальных парка (Беловежская пуща, Браславские озера, Нарочанский и Припятский), 433 заказника (85 республиканского и 348 местного значения) и 847 памятников природы (305 республиканского и 542 местного значения); выделение природных территорий, подлежащих специальной охране. Общая площадь таких природных территорий – 3000,6 тыс. га, или 14,4 процента территории страны;государственное регулирование пользования объектами животного и растительного; государственная экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду проектов хозяйственной и иной деятельности; компенсационные мероприятия при реализации проектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на биологическое разнообразие; контроль за вселением в угодья республики новых видов диких животных и дикорастущих растений; мониторинг животного и растительного мира; другие механизмы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Наши рекомендации