Глобальные экологические проблемы

Биосфера

I:

S: Заполните пропуск

Формирование железных и марганцевых руд связано с __________ функцией живого вещества биосферы.

+ : окислительно–восстановительной

– : космической

– : эволюционной

– : экологической

I:

S: Заполните пропуск

Вся совокупность организмов является (по В.И. Вернадскому) _______веществом биосферы.

– : биогенным

– : биокосным

– : космическим

+ : живым

I:

S: Биоэкология изучает ...

– : организмы и их строение

– : климат и погоду

+ : экологию систематических групп организмов

– : биологию зверей и птиц

I:

S: Биосфера относится к …

+ : глобальной экосистеме

– : мезоэкосистеме

– : микроэкосистеме

– : макроэкосистеме

I:

S: Верхняя граница жизни в атмосфере определяется …

+ : уровнем ультрафиолетового излучения

– : температурой

– : концентрацией кислорода

– : давлением

I:

S: Экологическое мировоззрение специалистов выражается через профессиональный вклад в ...

+ : оптимизацию взаимоотношений в системе «общество – природа»

– : национальные экологические проекты

– : максимальное использование природы

– : международные экологические проекты

I:

S: Углерод выходит из круговорота веществ, образуя осадочные породы, в форме ...

– : сульфата кальция

– : нитрата кальция

+ : карбоната кальция

– : сульфида кальция

I:

S: Промышленная (инженерная) экология...

+ : изучает влияние производственной деятельности на природу и влияние природных условий на функционирование предприятий

– : выявляет общие закономерности организации жизни

– : исследует основы взаимодействия организма и среды

– : изучает структуру и динамику антропоэкосистем

I:

S: Заполните пропуск

Сокращение площадей, покрытых зеленой растительностью, нарушает круговорот____________ в биосфере

– : фосфора

+ : углерода

– : азота

– : серы

I:

S: Заполните пропуск

Круговорот биогенных элементов охватывает ___________ и ____________ компоненты биосферы

– : информационные

+ : абиотические

+ : биотические

– : рассеянные

– : космические

I:

S: Сущность учения В. Вернадского заключается в ...

– : выделении главных экологических проблем

– : выделении основных функций литосферы

– : признании исключительной роли почвы в преобразовании облика планеты

+ : признании исключительной роли живого вещества, преобразующего облик планеты

I:

S: Заполните пропуск

Совокупность веществ в биосфере, в образовании которых живые организмы не участвуют, получила название ____________ вещества.

+ : косного

– : мертвого

– : биогенного

– : биокосного

I:

S: Заполните пропуск

Через осадочный круговорот веществ в биосфере проходят такие биогенные элементы как _________ и _____________.

+ : сера

– : фтор

– : гелий

– : хлор

+ : фосфор

I:

S: Раздел экологии, в котором рассматривается взаимодействие человека как биосоциального существа с окружающим миром, называется ...

+ : антропоэкологией

– : биогеоценологией

– : аутэкологией

– : синэкологией

I:

S: Одной из особенностей живого вещества по сравнению с неживым веществом является...

– : отсутствие внутренних химических реакций

– : высокая скорость протекания химических реакций

– : отсутствие взаимодействия с окружающей средой

+ : невысокая скорость протекания химических реакций

I:

S: В биосферe выделяют два основных круговорота веществ:...

– : антропогенный (техногенный)

– : энергетический (космический)

+ : большой (геологический)

+ : малый (биогеохимический)

– : приливный и отливный

I:

S: «Стремление» живого вещества заполнить собой все возможное пространство В.П. Вернадский

называл ...

+ : «давлением жизни»

– : биоразнообразием

– : продуктнвностъю

– : автотрофностъю

РАЗДЕЛ 2.

Экосистемы

I:

S: Взаимодействие волка и зайца является примером …

+ : хищничества

– : паразитизма

– : нейтрализма

– : симбиоза

I:

S: Заполните пропуск

Наиболее неустойчивыми являются __________ природные экосистемы.

+: молодые

– : крупные

– : наземные

– : водные

I:

S: Преобладающей экологической группой в степных биоценозах являются …

+ : детритофаги

– : фитофаги

– : сапрофаги

– : копрофаги

I:

S: Популяция – это совокупность особей ...

– : двух близких по требованиям к биотопу видов, проживающих на определённой территории

– : разных видов, связанных пищевыми взаимодействиями

– : разных видов, проживающих в пределах общей территории

+ : одного вида, которая обладает общим генофондом и занимает определённую территорию

I:

S: Заполните пропуск

Вторичная продукция _________ первичной продукции.

– : больше

– : составляет 50%

+ : меньше

– : равна

I:

S: Примером пищевой цепи в экосистеме луга является последовательность …

+ : трава → мышь →лиса

– : лиса → трава → мышь

– : лиса → мышь → трава

– : трава →лиса → мышь

I:

S: Совокупность разнополых и разновозрастных особей уссурийского тигра, обитающих на одной территории, является ...

– : семьей

– : популяцией

+ : прайдом

– : сообществом

I:

S: Процессы, характерные для природных экосистем: …

– : продуцирует и расходует диоксид углерода при сжигании ископаемого топлива

– : потребляет и преобразует энергию ископаемого или ядерного топлива

– : расходует и преобразует органическое вещество без накопления

+ : получает, преобразует, накапливает солнечную энергию

I:

S: Форма взаимоотношений, при которой оба партнера или один из них испытывают отрицательное влияние, называется …

– : зоохорией

– : охотой

+ : антибиозом

– : симбиозом

I:

S: Группа организмов, представители которой в биогеоценозе начинают преобразование солнечной энергии, называется …

– : редуцентами

– : консументами I порядка

– : консументами П порядка

+ : продуцентами

I:

S: Вторичная сукцессия проявляется на сформировавшимся биоценозе после его ...

– : восстановления

– : уменьшения

– : обновления

+ : нарушения

I:

S: Величина прироста биомассы растений называется __________ продукцией.

+ : чистой первичной

– : валовой первичной

– : пищевой

– : валовой вторичной

I:

S: Вечнозеленые тропические дождевые зеленые леса располагаются …

+ : вдоль экватора

– : в Северной Америке

– : в Европе

– : в Австралии

I:

S: Структуру населения государства и информацию о численности каждой возрастной категории людей отражает ...

– : пирамида энергии

– : пирамида Элтона

– : пирамида Хеопса

+ : половозрастная пирамида

I:

S: Процесс почвенной нитрификации осуществляют бактерии …

– : псевдомонас, уробактерии, протей

+ : азотобактер, азоспириллы, клостридии

– : стрептококки, стафилококки, вибрионы

–: нитробактер, нитрозомонас, нитрококкус

I:

S: Заполните пропуск

Внутривидовое разнообразие живых организмов, обусловленное изменчивостью особи, обеспечивается ___________ биоразнообразием.

– : видовым

– : биогеоценотическим

+ : генетическим

– : экосистемным

I:

S: На каждом предыдущем трофическом уровне количество биомассы, создаваемой за единицу времени, ...

+ : больше, чем на последующем

– : меньше, чем на последующем

– : постоянно меняется

– : характеризуется постоянством

I:

S: Пищевая цепь, включающая звенья «береза → гриб–трутовик → личинки насекомых», является цепью ...

– : детритофагов

– : симбионтов

+ : паразитов

– : фитофагов

I:

S: Заполните пропуск

Скорость возрастания численности популяции в конкретных условиях среды обитания называется ______ рождаемостью.

– : теоретической

– : экологической

+ : оптимальной

– : идеальной

I:

S: Трофическая структура экосистемы включает ...

– : доминантов, предоминантов, кодомннантов

– : абиотический и биотический компоненты

+ : продуцентов, консументов, редуцентов

– : ярусность и мозаичность

I:

S: Заполните пропуск

Скорость, с которой продуценты усваивают лучистую энергию в процессе фотосинтеза, образуя органическое вещество, которое затем может быть использовано в качестве пищи, называется __________ экологической системы.

– : гомеостазом

– : климаксом

– : сукцессией

+ : продуктивностью

I:

S: Формирование флоры и фауны на территории поднявшегося в океане острова является примером _______________сукцессии.

– : водной

+ : островной

– : вторичной

– : первичной

I:

S: Заполните пропуск

Организмы, занимающие в пищевых цепях 3–й трофический уровень, характеризуются как _________ и _________

+ : консументы 2–го порядка

– : детритофаги

– : травоядные

+ : плотоядные

– : консументы 1–го порядка

I:

S: Первоисточником энергии в природных наземных экосистемах и агроэкосистемах является(ются)...

– : человек

– : растения

+ : Солнце

– : Земля

I:

S: Заполните пропуск

В пищевой цепи «трава – мышь – змея – еж» змея одновременно является и _________ и _________

– : паразитом

– : продуцентом

+ : хищником

+ : жертвой

– : фитофагом

I:

S: Заполните пропуск

Разная активность растений и животных в течение суток создает в экосистемах __________ динамику.

– : сукцессионную

– : сезонную

+ : суточную

– : многолетнюю

I:

S: Гепарды и львы, обитающие в саванне на одной и той же территории, используют общий пищевой ресурс –антилоп. Такой вид биотических отношений относится к...

– : паразитизму

+ : конкуренции

– : нейтрализму

– : симбиозу

I:

S: Заполните пропуск

Организмы, питающиеся травоядными и занимающие третий трофический уровень пищевой цепи в экосистеме, характеризуется как _________и _________ .

– : продуценты

– : консументы первого порядка

+ : хищники

+ : консументы второго порядка

– : микроконсументы

I:

S: Птицы переносят на лапках и перьях мелких животных или их яйца из одного биотопа в другой. Такой тип взаимодействия называется...

– : мутуализмом

+ : форезней

– : паразитизмом

– : конкуренцией

I:

S: Наиболее приспособлены улавливать и сохранять влагу животные и растения...

+ : пустыни

– : влажного тропического леса

– : степи

– : тайги

I:

S: Заполните пропуск

Органическая масса, создаваемая _____________ в единицу времени, называется первичной продукцией.

– редуцентами

– : консументами

– : сапрофагами

+ : продуцентами

I:

S: Факторами, вызывающими многолетнюю цикличность массового размножения саранчи, являются...

+ : флуктуации климата

– : сезонные изменения среды

– : антропогенные воздействия на экосистемы

– : лунные циклы

I:

S: Заполните пропуск

Белка, использующая пищу растительного и животного происхождения, является ________ и может занимать __________ .

– : консументом 2–го и 3–го порядка

+ : 2–ой и 3–ий трофический уровень

– : продуцентом

+ : консументом 1–го и 2–го порядка

– : 1–ьй трофический уровень

I:

S: Последовательная смена биоценозов, преемственно возникающая на одной и той же территории под влиянием природных факторов или воздействия человека, называется...

– : климаксом

+ : сукцессией

– : изменчивостью

– : цикличностью

I:

S: Построение экологических пирамид подчиняется правилу:...

– : в основании любой экологической пирамиды находятся плотоядные

– : в основании любой экологической пирамиды находятся травоядные

+ : в основании любой экологической пирамиды находятся зеленые растения

– : в основании любой экологической пирамиды находятся редуценты

I:

S: В пищевых взаимодействиях «цветок – бабочка –стрекоза – лягушка – уж» играют роль и хищника и жертвы...

+ : стрекоза и лягушка

– : бабочка и стрекоза

– : бабочка и уж

– : цветок и стрекоза

РАЗДЕЛ 3.

Организм и среда

I:

S: Процесс образования магматических пород из магмы происходит за счет …

+ : метаморфизма

– : выветривания

– : кристаллизации

– : переноса

I:

S: Фотосфера – это …

– : сфера, лишенная света

– : сфера слабого освещения

+ : освещенная часть биосферы

– : газовая оболочка Земли

I:

S: Эдафическим фактором среды является …

– : качество воздуха

+ : плодородие почвы

– : рельеф местности

– : продуктивность водоема

I:

S: Заполните пропуск

Закон ______ гласит: отсутствие или невозможность процветания определяется недостатком или, наоборот, избытком любого из ряда факторов, уровень которых может оказаться близким к пределам переносимым данным организмом.

– : константности В.Вернадского

+ : толерантности В. Шелфолда

– : максимизации энергии Одумов

– : независимости факторов В. Р. Вильямса

I:

S: Химическое воздействие наземно–воздушной среды на живые организмы проявляется через процесс…

– : движения

– : пищеварения

+ : дыхания

– : размножения

I:

S: Наличие плавательных пузырей у рыб, обитающих в толще воды, – это адаптация, направленная на…

– : уменьшение плавучести

– : способность к дыханию под водой

+ : увеличение плавучести

– : обеспечение возможности жить в соленых водах

I:

S: Заполните пропуск

Количество осадков и пищевых ресурсов среды являются ________ факторами.

– : вторично–непериодическими

– : первичными постоянными

– : первично–периодическими

+ : вторично–периодическими

I:

S: Если сообщество существует в оптимальных условиях среды, то оно ...

– : не имеет преимуществ перед другими сообществами

– : не конкурентоспособно в борьбе с другими сообществами

– : характеризуется угнетением жизнедеятельности

+ : имеет преимущества перед другими сообществами

I:

S: Заполните пропуск

Освещенность и температура среды являются ________ факторами.

– : непериодическими стабильными

– : непериодическими случайными

+ : первично–периодическими

– : вторично–периодическими

I:

S: Понятие о лимитирующих факторах разработал

– : К. Тимирязев

+ : В. Шелфорд

– : Н. Реймерс

– : Б. Коммонер

I:

S: Характерной особенностью водной среды жизни является...

– : низкая плотность

+ : высокая аэрируемость

– : незначительное давление

– : течение и волнение

I:

S: Суточные биоритмы и отсчет времени у млекопитающих и птиц осуществляются, благодаря ...

– : влиянию температуры

+ : внутренней генетической программе

– : воздействию осадков

– : сочетанию внешних факторов

I:

S: Вода является ______ экологическим фактором для человека и других организмов биосферы.

– : информационными

+ : незаменимым

– : антибиотическим

– : заменимым

I:

S: Свойство видов приспосабливаться к тому или иному диапазону колебаний фактора среды – это...

+ : экологическая пластичность

– : экологическое требование

– : экологический ряд

– : экологическая ниша

I:

S: Климатическим фактором среды является…

– : газовый состав воздуха

– : прозрачность атмосферы

+ : влажность воздуха

– : рельеф местности

I:

S: Растением–склерофитом пустыни является...

+ : саксаул

– : пальма

– : аспарагус

– : очиток

I:

S: Заполните пропуск

Диоксины относятся к __________ загрязнителям воды.

– : химическим минеральным

– : opганоминеральным

– : металлоорганическим

+ : химическим органическим

I:

S: Заполните пропуск

У всех организмов физиологические процессы наиболее интенсивно протекают при __________ температуре среды.

+ : оптимальной

– : минимальной

– : изменчивой

– : максимальной

– : Заполните пропуск

I:

S: В состав атмосферы входит ...

+ : тропосфера

– : гидросфера

– : педосфера

– : литосфера

I:

S: Заполните пропуск

Меховой покров, перья у животных, обеспечивающие теплорегуляцию. относятся к ____________________ адаптациям.

– : поведенческим

– : механическим

+ : структурно – морфологическим

– : комплексным

РАЗДЕЛ 4.

Глобальные экологические проблемы

I:

S: Заполните пропуск

Для сохранения невозобновляемых ресурсов – нефти и каменного угля – в качестве источника энергии можно применит их замену на _____ или _____.

– : астраэнергетику

+ : гидроэнергетику

+ : гелиоэнергетику

– : сейсмоэнергетику

I:

S: К альтернативным источникам энергии относятся…

– : известняк

– : природный газ

+ : биоэнергия

+ : солнечная энергия

– : нефть

I:

S: Таяние вечной мерзлоты будет усугублять парниковый эффект, так как из оттаявших грунтов в атмосферу будут поступать …

– : оксиды серы

– : оксиды азота

+ : углекислый газ и метан

– : фториды

I:

S: Слабокислая реакция (рН=5,6) природной дождевой воды обусловлена растворением в ней …

– : фреонов

– : инертных газов

– : сероводорода

+ : углекислого газа

I:

S: Интродукция (случайная или целенаправленная) вида в новую экосистему может привести к …

– : вспышке численности аборигенных видов

+ : полному вытеснению аборигенных видов

– : уменьшению количества хищников

– : скрещиванию с аборигенными видами

I:

S: Монреальское соглашение (Канада, 1986) о защите озонового слоя от разрушения направлено на …

– : стимуляцию образования озона в озоносфере

– : создание искусственного экрана для защиты Земли от ультрафиолетового излучения

– : поставки озона в озоносферу с Земли на стратостатах

+ : сокращение производства хлорфторуглеродов

I:

S: Доля вклада фреонов в глобальное потепление составляет ...

– : 80%

– : 24%

– : 15%

+ : 6%

I:

S: Экологическая опасность подкисления водной среды состоит в том, что икра и молодь водных обитателей...

– : мутирует

+ : гибнет

– : видоизменяется

– : быстро развивается

I:

S: Эколого–биологическое значение озона как компонента атмосферы заключается в его способности ...

– : повышать стабильность кислорода

– : нейтрализовать «кислотные осадки»

+ : поглощать ультрафиолетовое излучение Солнца

– : стимулировать образование дождевых облаков

I:

S: Использование энергии, заключенной в растительной биомассе, возможно путем...

+ : получения биогаза

– : использования ветротурбин

– : создания солнечных батарей

+ : прямого сжигания

– : использования гидротурбин

I:

S: Заполните пропуск

Выбросы диоксида серы и оксида азота из стационарных источников относятся к________

загрязнителям.

– : вторичным

+ : первичным

– : третичным

– : комбинированным

I:

S: Установлено, что разрешающее воздействие на молекулу озона оказывает не только хлор, но и ...

– : оксиды железа

– : оксиды свинца

– : диоксины

+ : оксиды азота

I:

S: Антропогенное нарушение биотической регуляции круговорота углерода (из–за быстрого сокращения площади лесов) приводит к ...

+ : усилению парникового эффекта

– : фотохимическим реакциям

– : снижению парникового эффекта

– : похолоданию климата

I:

S: В связи с интенсивным использованием водных ресурсов человечеству в ближайшем будущем угрожает...

– : избыток тяжелой воды

– : недостаток чистой воды

+ : недостаток пресной воды

– : всемирный потоп

I:

S: Заполните пропуск

По возможности замены одних ресурсов другими различают _______ и _______ природные ресурсы.

– : используемые

– : недоступные

+ : незаменимые

+ : заменимые

– : доступные

I:

S: Направления рекультивации: ...

– : естественное, антропогенное, санитарно–гигиеническое

– : плановое, реальное, перспективное

– : экономическое, биологическое, культурное

+ : водохозяйственное, рекреационное, строительное

I:

S: Заполните пропуск

Срок действия АЭС_______лет.

– : 100

– : 150

+ : 30

– : 10

I:

S: Под действием кислотных осадков не разрушаются изделия из ...

– : железа

+ : кирпича

– : известняка

– : алюминия

I:

S: Наиболее распространенным по запасам видом ископаемого топлива является ...

+ : нефть

– : торф

– : уголь

– : уран

I:

S: Для сохранения биологического разнообразия лесных птиц запрещается...

+ : сбор яиц и разрушение гнёзд

– : фотографирование

– : изготовление скворечников

– : видеосъемка

I:

S: Виновником подкисления атмосферной влаги не является ...

+ : оксид углерода

– : оксид азота

– : диоксид азота

– : диоксид серы

I:

S: К исчерпаемым возобновляемым природным ресурсам не относятся (ится) ...

+ : мир животных

– : плодородная почва

– : мир растений

– : энергия приливов

I:

S: К незаменимым природным ресурсам не относится (ится)...

– : генетические ресурсы животных

+ : плодородная почва

– : пресная вода

– : ископаемое топливо

I:

S: Чрезмерная добыча и случайные уничтожения относятся к факторам __________ воздействия ведущим к сокращению биоразнообразия.

– : естественного

– : остаточного

– : косвенного

+ : прямого

I:

S: Резкое уменьшение смертности при сохраняющемся высоком уровне рождаемости приводит к ...

– : снижению суммарного коэффициента рождаемости

+ : быстрому увеличению численности населения

– : уменьшению естественного прироста населения

– : сокращению средней ожидаемой продолжительности жизни

I:

S: Выбросы кислотообразующих веществ не происходят при выработке энергии ...

+ : на гидроэлектростанциях

– : в котельных установках, работающих на угле

– : в котельных установках, работающих на природном газе

– : в котельных установках, работающих на мазуте

I:

S: За время, прошедшее со времени промышленной революции восемнадцатого века, концентрация диоксида углерода в атмосфере...

– : осталась неизменной

– : уменьшилась примерно в два раза

+ : увеличилась примерно в два раза

– : уменьшилась на 20%

РАЗДЕЛ 5.

Наши рекомендации