Законодательство об экологической информации

В состав этого законодательства входят международно-правовые акты, Конституция РФ, федеральные законы и иные норматив­но-правовые акты. В Стокгольмской декларации 1972 г. право на экологическую информацию не было сформулировано, хотя некото­рые позиции косвенно его подразумевали. Но уже Всемирная хар­тия природы 1982 г. указывает, что все лица имеют право участия в процессах принятия экологически значимых решений. Декларация в Рио 1992 г. сформулировала принцип свободного доступа лично­сти к информации о состоянии окружающей среды; Доклад (КзепИш К.ерог1) 1994 г. в числе процессуальных норм, касающихся прав человека на благоприятную окружающую среду, сформулиро­вал право на актуальную, ясную и четкую бесплатную информацию об окружающей среде. Такого рода положения содержатся в Кон­венции 1992 г. об изменениях климата и др.



На европейском уровне значимы многие акты. Предписания о праве на экологическую информацию можно путем толкования вы­вести из положений Европейской конвенции о правах и свободах человека и гражданина (ст. 2, 8, 10); они содержатся в Конвенции об ответственности за вред, причиненный опасной деятельностью окружающей среде (Лугано, 1993), Конвенции о правах человека и биомедицине (Овьедо, 1997); директиве 90/313 Совета ЕЭС, актах ряда организаций, а также в Четвертой программе действия и др. Так, в директиве Совета ЕЭС 1990 г. указывается на необходимость обеспечения свободного доступа всем физическим и юридическим лицам к информации об окружающей среде, которая находится в распоряжении органов публичной власти; устанавливаются формы предоставления информации, процедуры и ограничения, дается ее понятие. Это любая доступная информация о состоянии вод, возду­ха, недр, фауны, флоры, поверхности земли, специальных природ­ных территорий, а также о воздействиях, которые оказывает или мо­жет оказать в будущем неблагоприятное изменение состояния и ка­чества среды. Здесь же определяется процессуальный порядок запроса на получение информации, отказа в предоставлении инфор­мации и другие моменты. Кроме перечисленных, многие положения разрабатываются и реализуются Европейским агентством охраны окружающей среды, в первую очередь касающиеся создания и коор­динации информационной сети, регистрирования, оценки и прочих данных. В литературе указывается также на значение резолюций Конференции в Орхусе 1998 г. и Конвенции о доступе к информа­ции, участии общественности в процессе принятия решений и дос­тупе к правосудию по делам, касающимся окружающей среды. В со­ответствии с содержащимися в ней положениями каждый имеет право на доступ к информации, а на государственную власть возла­гаются обязанности ее сбора, распространения и предоставления.

В России закона о доступе к экологической информации нет1. Конституция РФ в ст. 42 устанавливает право каждого на получение информации о состоянии окружающей среды, многие федеральные законы содержат положения, реализующие наряду с иными и дан­ное право («Об информации, информатизации и защите информа­ции» от 20 февраля 1995 г., «О порядке освещения деятельности ор­ганов государственной власти в государственных средствах массо-

1 5 июня 2001 г. Правительство г. Москвы одобрило проект закона «Об экологиче­ском мониторинге в г. Москве», где регулируются эти вопросы. Проект был разработан Департаментом по природопользованию и охране окружающей среды (Л. Бочин, В. Зи-беров, Е. Симутникова) совместно с группой специалистов (О. Дубовик, О. Кузнецова, О. Радчик, Н. Фурсов).

вой информации» от 13 января 1995 г., «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г., «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. И др). В УК РФ 1996 г. введена но­вая для отечественного уголовного законодательства статья —237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей». Здесь установлена ответственность за сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явле­ниях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечи­вать население такой информацией.

Специальным законодательством урегулированы некоторые во­просы доступа общественных объединений и граждан к отдельным видам экологической информации и установлены ограничения на таковой. Например, доступ к информации о промышленной безо­пасности опасных производственных объектов обеспечивается руко­водителем эксплуатирующей их организации только официальным представителям общественного объединения на основании м<. рованного запроса руководителя такого объединения, согласованно го с руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, при соблюдении установленного порядка обращения со сведениями, со­ставляющими государственную и служебную тайну. Информацион­ный лист (приложение к декларации о промышленной безопасно­сти) предоставляется гражданам, проживающим на территории вблизи опасного производственного объекта, по их обращению. Гриф секретности декларации определяется степенью секретности содержащихся в ней сведений. На руководителей эксплуатирующей объект организации и других лиц, которым были предоставлены декларация (ее копии) и заключение экспертизы о декларации, воз­лагается обязанность обеспечить защиту информации, связанной со сведениями, составляющими государственную или служебную тай­ну, учет и хранение документов1.

Права граждан на доступ к экологической информации регули­руются во многих федеральных законах, например «Об уничтоже­нии химического оружия» —в ст. 16-21 (СЗ РФ, 1997, № 18, ст. 2105), «О защите населения и территорий от чрезвычайных си­туаций природного и техногенного характера» и др.

Несмотря на уже имеющиеся нормы, для России важно обсу­дить вопрос о необходимости принятия специального акта в форме

1 Постановление Правительства РФ «Правила представления декларации промыш­ленной безопасности опасных производственных объектов» от 11 мая 1999 г.— СЗ РФ, 1999, №20, с. 2445.




федерального закона, регулирующего понятие, правовой статус, про­цедуры собирания и предоставления экологической информации, гарантии прав граждан, обязанности органов государственной вла­сти и управления в этой сфере. Полезным для этого может быть ис­пользование международных и зарубежных достижений.

Национальное законодательство иных государств. Для сравнения рассмотрим состояние этого законодательства в ФРГ. Здесь действу­ет Закон об экологической информации от 8 июля 1994 г. Ряд соот­ветствующих предписаний содержится и в иных актах, но упомяну­тый Закон является основным источником права в этой сфере. По объему он невелик и состоит всего из 11 параграфов, где определя­ются основные понятия, регулируются цели, право на получение ин­формации, процедуры и ограничения и пр. Направления дальней­шего правового регулирования этой сферы определены в проекте Экологического кодекса Германии, включающего главу «Экологиче­ская информация». Она состоит из четырех разделов: «Государствен­ная экологическая информация», «Доступ к информации», «Соблю­дение тайны», «Комиссии по доступу к информации». Здесь регули­руются вопросы государственных экологических исследований, наблюдения за состоянием окружающей среды, федеральной систе­мы экологической информации, порядка обработки и предоставле­ния данных, экологической статистики, эколого-экономической от­четности, осведомленности общественности; права доступа к инфор­мации и ограничения этого права, ведения кадастра и учета, цены (стоимости), порядка соблюдения тайны о данных, связанных с лич­ностью, о производственной и коммерческой тайне и т. д. Таким об­разом, проект ЭК ФРГ учитывает тенденции развития немецкого и европейского законодательства, расширяет круг регулируемых во­просов по сравнению с законом, в большей степени согласован с положениями иных актов, что естественно при кодификации.

10. Понятие и содержание экологически значимой информации

Это понятие может быть общим (исходным) и специализирован­ным (профессиональным, правовым и иным). Собственно информа­ция — это сведения об окружающих явлениях и процессах. Экологи­ческой (или экологически значимой) является любая информация (сведения), которая: а) отражает процессы, происходящие в сфере взаимодействия природы и общества; б) необходима для целей охра­ны окружающей среды, т. е. должна быть использована при приня­тии экологически значимых решений во всех сферах и видах деятельности. Содержание и назначение информации делают ее экологической. Такое понимание правильно, но для практики не-

достаточно. Специалисты стремятся конкретизировать его так, что­бы понятие экологической (экологически значимой) информации охватывало как можно более широкий круг входящих сюда сведе­ний и форм их представления. Профессиональное понятие экологи­ческой информации включает те данные, которые, по мнению спе­циалистов, следовало бы иметь для решения задач охраны окружаю­щей среды. Субъекты правовой охраны не должны в каждом случае решать, экологическая это информация или нет. Специалисты-эко­логи проводят исследования, изучают практику и выделяют те виды информации, которые, по их мнению, являются экологическими. Так, М. М. Бринчук обобщил имеющиеся сведения и указал, что экологическая информация включает в себя данные:

- о состоянии воды, воздуха, фауны, флоры, земли, почвы, недр, природных ландшафтов и комплексов;

— об экологической угрозе здоровью и жизни людей или риске

для них;

— о химических, физических и биологических воздействиях на
состояние окружающей среды и их источниках;

— о деятельности, отрицательно влияющей или могущей повли­
ять на природные объекты и человека;

— о мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых,
административных и иных;

— о деятельности государственных органов, юридических лиц и
граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ре­
сурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспе­
чения соблюдения и защиты экологических прав и законных инте­
ресов физических и юридических лиц, если необходимость осущест­
вления такой деятельности установлена законодательством России.

Юридическое понятие экологической информации раскрывает­ся в нормативно-правовых актах. Так, в соответствии со ст. 21 Мо­дельного закона об охране окружающей среды, принятого Советом Европы в 1994 г., экологической признается существующая в пись­менной, визуальной, устной форме или в базе данных информация о состоянии воды, воздуха, почвы, фауны, флоры, земли и отдель­ных природных участков; о деятельности, связанной с вредными воздействиями, или о мерах, вредно влияющих или могущих влиять на эти объекты; о видах деятельности или мерах, направленных на их охрану, включая административные меры и программы управле­ния охраной окружающей среды. Таким образом, юридическое по­нятие информации охватывает те сведения о состоянии окружаю­щей среды, изменениях в ней, воздействиях на нее и мерах по ее ох­ране, которые следует собирать и вводить в оборот и использовать в



соответствии с предписаниями закона, т. е. как обязанность субъек­тов охраны природы.

Наши рекомендации