Второй этап развития экологии


Популяризация экологических знаний в XVIII в. способствовало искусство. Изображение объектов природы приводило к более глубокому пониманию особенностей мира природы. Сельское хозяйство постепенно превращалось в товарное производство промышленного масштаба. С этой целью проводились специальные исследования. Одним из главных положений экологии этого периода стало формирование современных понятий биогеоценоза и биогеоценотических отношений.

В начале ХХ века появились первые экологи, которые трудились в заповедниках, занимались в основном наблюдениями за животным и растительным миром, анализом изменения их численности (популяцией).

Следует отметить особую роль трудов В.Вернадского (1863-1945), который первый применил количественный анализ в экологии, раскрыл понятие о биосфере .Второй этап завершился. Когда человек осознал, какой вред может принести неконтролируемое развитие крупной промышленности окружающей среде, природе.

Третий этап развития экологии характеризуется тем, что:

создан Научный комитет по действию атомной радиации - международная организация ООН, занимающаяся вопросами изучения действия ионизирующих излучений на человека и окружающую среду, особенно связанных с выпадением радиоактивных осадков;

- появляется первый отечественный учебник "Экология животных" Н. П. Наумова, переизданный в 1963 г.;

- состоялась первая "зеленая революция" резкое повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности сельскохозяйственных животных, сопровождавшееся значительным повышением вклада антропогенной энергии в агроэкосистемы и загрязнением почвы и воды пестицидами, уменьшением биологического разнообразия экосистем;

в 1971 г. - создается Гринпис (Зеленый Мир) - международная неправительственная организация, созданная с целью сохранения природной среды Земли от разрушения;

в 1972 г.- конференция ЮНЕСКО приняла Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия;

в 1973 г. - комиссия по редким и исчезающим видам МСОП публикует "Черный список" видов и подвидов животных, исчезнувших с лица Земли с 1600 года;

в 1978 г. - издана Красная книга СССР;

в 1985 г. - выходит в свет Красная книга РСФСР (Животные);

в 1986 г. - Чернобыльская катастрофа, крупнейшая радиационная катастрофа, заставила человечество впервые серьезно задумать;

в 1998 г. - выходит в свет Красная книга РСФСР (Растения);

в 1992 г. - принят Закон Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды";

-Методы экологии подразделяются на полевые (изучение жизни организмов и их сообществ в естественных условиях, т. е. длительное наблюдение в природе с помощью различной аппаратуры) и экспериментальные(эксперименты в стационарных лабораториях, где имеется возможность не только варьировать, но и строго контролировать влияние на живые организмы любых факторов по заданной программе). При этом экологи оперируют не только биологическими, но и современными физическими и химическими методами, используют моделирование биологических явлений, т. е. воспроизведение в искусственных экосистемах различных процессов, происходящих в живой природе. Посредством моделирования можно изучить поведение любой системы с целью оценки возможных последствий применения различных стратегий и методов управления ресурсами, т. е. для экологического прогнозирования.

Для изучения и прогнозирования природных процессов широко используется также метод математического моделирования. Такие модели экосистем строятся на основе многочисленных сведений, накопленных в полевых и лабораторных условиях. При этом правильно построенные математические модели помогают увидеть то, что трудно или невозможно проверить в эксперименте. Однако сама по себе математическая модель не может служить абсолютным доказательством правильности той или иной гипотезы, но она служит одним из путей анализа реальности.

Сочетание полевых и экспериментальных методов исследования позволяет экологу выяснить все аспекты взаимоотношений между живыми организмами и многочисленными факторами окружающей среды, что позволит не только восстановить динамическое равновесие природы, но и управлять экосистемами.

Разделы экологии

Их содержание

факториальная экология

Учение о факторах среды и закономерностях их действия на организмы

Экология организмов, или аутэкология

Взаимодействия между отдельными организмами и факторами среды или средами жизни

Популяционная экология, или демэкология

Взаимоотношения между организмами одного вида (в пределах популяций) и средой обитания. Экологические закономерности существования популяций

Учение об экосистемах (биогеоценозах), или синэкология

Взаимоотношения организмов разных видов (в пределах биоценозов) и среды их обитания как единого целого. Экологические закономерности функционирования экосистем

Учение о биосфере (глобальная экосистема)

Роль живых организмов (живого вещества) и продуктов их жизнедеятельности в создании земной оболочки (атмосферы, гидросферы, литосферы), ее функционировании

Антропный принцип представление, согласно которому вселенная, солнечная система и наша планета организованы таким образом и обладают такими свойствами, что (и чтобы) на Земле могла возникнуть жизнь и появиться человек.

112. Антропобиоэкосистема, ее структура, свойства и функции, появле­ние в истории жизни на Земле, основные этапы исторического развития, классификация. Географическое распространение антропобиоэкосистеми их взаимоотношение с другими природными экосистемами. Характери­стика экологических пирамид в антропобиоэкосистемах. Факторы среды, действующие на них, и их ответные реакции. Антропобиоэкосистема как пример синэкологической системы. Взаимоотношение и взаимосвязи ме­жду ее элементами и между отдельными антропобиоэкосистемами. Сук­цессии этих экосистем. Роль человека в строении и деятельности антропобиоэкосистем.

Антропоэкосистема — это про­стран­ст­вен­ное под­раз­де­ле­ние сре­ды оби­та­ния че­ло­ве­ка, во всех сво­их час­тях об­ла­даю­щее сход­ст­вом при­род­ных, со­ци­аль­но-эко­но­ми­че­ских, про­из­вод­ст­вен­ных, эко­ло­го-ги­гие­ни­че­ских, куль­тур­но-бы­то­вых ус­ло­вий жиз­не­дея­тель­но­сти на­се­ле­ния, ко­то­рые фор­ми­ру­ют ми­ро­вос­прия­тие и эко­ло­ги­че­ское соз­на­ние, уро­вень здо­ро­вья, де­мо­гра­фи­че­ское по­ве­де­ние, фи­зи­че­ский об­лик, тру­до­вые на­вы­ки, об­раз жиз­ни, об­ря­ды и обы­чаи, вы­бор ре­ли­гии, про­фес­сио­наль­ные пред­поч­те­ния и пр. Антропоэкосистема − это эко­си­сте­ма, в ко­то­рой про­те­ка­ет жиз­не­дея­тель­ность че­ло­ве­ка.

Цуканов Е.А., ориентируясь на работы Прохорова Б.Б., предлагает графическую модель антропоэкосистемы. В центре модели находится общность людей. Она взаимодействует с природой, хозяйством, населением, частью которого является (население города – часть населения региона, население региона – часть населения страны, трудящиеся – часть всего населения и т.д.), с социально-экономическими условиями. Очень сильное влияние на человека оказывает загрязнение окружающей среды. При этом все элементы внешнего для человеческой общности окружения, в свою очередь взаимодействуют между собой, составляя большую систему. Свойство отдельных элементов и всей совокупности факторов внешней среды приводят к тому, что меняются основные характеристики общности людей – демографическое поведение, экологическое сознание, уровень здоровья, профессиональные предпочтения, уровень культуры и уровень образования. Изменения эти могут быть как положительными, так и отрицательными.

113. Ноосфера, взгляды на нее Тейяр де Шардена и В.И. Вернадского. Современные представления о ноосфере. Экология человека и этнология. Ноосфера и этногенез. Экосистемы (антропобиоэкосистемы) и адаптация. Адаптация и акклиматизация. Представление об адаптивных типах чело­века. Предмет, содержание и задачи медицинской географии, ее возник­новение и развитие. Роль медицинской географии в становлении меди­цинской экологии.

· Учение В. И. Вернадского о ноосфере

Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия его деятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин «ноосфера» переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел в научный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром де Шарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование, внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю.

Учение о ноосфере было сформулировано и в трудах одного из его основателей В. И. Вернадского. Вернадский начал развивать данную концепцию с начала 30-х гг. после детальной разработки учения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизни и преобразовании планеты, В. И. Вернадский употребляет понятие «ноосфера» в разных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активного проявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменения биосферы. Очень важным в учении В. И. Вернадского о ноосфере было то, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении проблем глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

· Экология человека изучает закономерности возникновения и существования антропологических систем, которые представляют собой сообщество людей, находящихся в динамической взаимосвязи со средой и удовлетворяя, благодаря этому, свои потребности.

· Этнология — наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностей.

· Ноосфера- сфера взаимодействия общества и природы, в границах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором развития.

· Этногенез — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Различные стороны и направления индивидуальной и групповой адаптации человека, вся совокупность условий жизни и экологических связей людей являются предметом изучения экологии человека. Индивидуальные и групповые адаптации обеспечивают наряду с выживанием и воспроизведением потомства выполнение социальных функций, важнейшей из которых является труд. Адаптация- процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

114. Медицинская экология. Предмет, содержание, задачи и методы. Появление нового типа заболеваний человека - экологически зависимых болезней. Неспецифические и специфические черты их течения. Факториальная и дисциплинарная структура медицинской экологии. Биогеохимические провинции и экологические заболевания человека. Понятие о экологической безопасности человека. Современный глобальный эко-логический кризис. Пути и способы преодоления кризисной экологической ситуации. Экомониторинг и аутэкологическое нормирование в экологии человека. Деятельность Римского клуба и ООН по охране окру­жающей среды. Принцип устойчивого развития, трудности его реализа­ции. Этические нормы в экологии человека (экологическая этика). Роль экологического воспитания и образования человека в осуществление этих норм и его экологической безопасности.

3. Паразитизм и паразитарные болезни человека.

115. Формы биотических связей в природе. Паразитизм как экологиче­ский феномен, его особенности как формы межвидовых взаимодействий. Классификация паразитизма и паразитов. Распространение паразитов вприроде. Пути происхождения экто- и эндопаразитизма.

Наши рекомендации