Понятие права экологопользования. Отличие права от права природопользования
Экологопользование существует со времени появления человечества и имеет принципиальные отличия от природопользования:
а) в природопользовании господствует экономический, хозяйственный интерес, в экологопользовании интерес максимальной сохранности окружающей среды, сохранения экологических связей в экосистеме, обеспечения ее целостности;
б) в природопользовании объективные экологические законы за частую игнорируются, в экологопользовании производственные отношения строятся в полной гармонии с этими законами.
Из этого следует, что право природопользования — это установленный законом порядок использования природных ресурсов для удовлетворения экономичёских потребностей народного хозяйства и граждан, а право экологопользования следует определить как институт экологического права, регулирующий правомочия экологопользователей через правоотношения собственности в зависимости от видов и состояния природных объектов с учетом их экологических взаимосвязей с экологической системой России, планетарной экологической системой и взаимодействие субъектов экологических правоотношений.
Термин право экологопользования многозначен.
1. Право экологопользования в объективном смысле представляет собой совокупность экологических норм, закрепленных в нормативно-правовых актах различного уровня: в Конституции РФ; федеральных законах ЛК РФ, ВдК РФ, ЭК РФ, Закон о недрах и др.); в постановлениях правительства (в положениях о государственном контроле земель, вод, лесов и т.п.); законах субъектов РФ; в решениях органов местного самоуправления (например, в решениях этих органов о запрете производить хозяйственную деятельность в определенных местностях и т.п.). Эти нормы порождены государственной волей и обязательны как для государства, так и для экологопользователей до тех пор, пока они не будут изменены или отменены в установленном порядке.
2. Право экологопользования в субъективном смысле является совокупностью прав и обязанностей экологопользователей, исполнение которых зависит от последних. Так, пользователи земли имеют право использовать полезные свойства предоставленных им земельных участков, но не обязаны это делать.
Таким образом, ёсли право экологопользования в объективном смысле представляет собой форму выражения совокупности прав и обязанностей экологопользователей, то право экологопользования в субъективном смысле есть содержание этих прав и обязанностей. Форма правового регулирования не всегда совпадает с его содержанием. Например, содержание того или иного правила может выражаться в молчании закона: если в законе не перечислены какие-либо случаи, то молчание закона определяется тот. Факт, что эти случаи правовыми не являются и право на них не распространяется.
З. Право экологопользования как правоотношение представляет собой механизм реализации субъективных правомочии экологопользователей, закрепленных в объективном праве экологопользования, процесс их практического применения.
Право экологопользования подразделяется на следующие виды:
а) в зависимости от объекта право экологопользования может быть общим или специальным, т.е реализуемым без каких-либо разрешений или по специальному разрешению. Применение общего или специального экологопользования зависит от вида природного объекта и сложившейся экологической ситуации;
б) в зависимости от субъектов экологопользования право экологопользования можно подразделить на право экологопользования организацией и право экологопользования граждан. Такое подразделение юридически обусловлено тем, что граждане имеют общую экологическую правоспособность, а организации — специальную. Например, если граждане вправе вести любую форму крестьянского или личного подсобного хозяйства на своем участке, то организации— только ту, которая предусмотрена их уставом. Состояние природного объекта, обусловливающее содержание права экологопользования, зависит от свойств не только данного объекта, но и соседних объектов, поэтому экологопользователь вынужден приспосабливаться к условиям экосистемы, в которую включен используемый им объект.
Лимиты на экологопользование представляют собой систему временных ограничений на использование отдельных видов природных ресурсов и воздействие на окружающую среду в процессе хозяйственной и иной деятельности в пределах административно-территориальной единицы с целью обеспечения административных и экономических мер принуждения к поэтапному достижению экологопользователями нормативов использования отдельных видов природных ресурсов и нормативов воздействия на окружающую среду. Лимиты на экологопользование устанавливаются МПР России на определенный срок в виде объемов предельного использования природных ресурсов; величин выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения в ней отходов производства и потребления; величин иных вредных воздействий.
2. Содержание права экологопользования.Для раскрытия содержания права экологопользования необходимо исследовать все его элементы.
Объектом права экологопользования является:
а) материализованная субстанция, которой возможно обладать как реальной вещью. Не может быть объектом права экологопользования атмосферный воздух, ибо он не материализован и им невозможно обладать как вещью;
б) природный объект, имеющий естественное происхождение. Так, нельзя считать объектом права экологопользования теплицы, представляющие собой искусственно созданныё сооружения, в которых произрастают сельскохозяйственные культуры на искусственно воссоздаваемых почвосмесях. Отношения по поводу хозяйственной эксплуатации теплиц являются имущественными;
в) объект, находящийся в экосвязях с окружающей средой. Так, Законом о животном мире не регулируются отношения в области использования диких животных, содержащихся в неволе: в зоопарках, научно -исследовательских лабораториях и т.п. (ст. 44). Выбыв из экологических связей, природный объект естественного происхождения перестает быть объектом экологических отношений.
Субъектами права экологопользования могут быть граждане РФ и иностранцы, а также организации, учреждения и предприятия, в том числе иностранные юридические лица. В частности, лесопользователями в Российской Федерации могут являться юридические лица в том числе иностранные, и физические лица, обладающие правом на осуществление пользования лесным фондом в соответствии с законодательством РФ; пользователями недр — субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе
юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами РФ. Что же касается аренды земли, то ее субъектами могут быть не только иностранные организации, но и иностранные государства, международные организации, международные объединения и т.п. для обретения статуса субъекта права экологопользования необходимо соблюдение двух условий:
1) наличие экологической правоспособности субъектов, установленной в нормативно-правовых актах. Так, для российских организаций определена полная экологическая дееспособность, а для иностранных организаций — частичная. Для того чтобы стать землепользователем на территории РФ, иностранная организация должна создать совместное с российской организацией предприятие;
2) реализацию данной экологической правоспособности в установленном порядке. Например, для получения земельного участка в пользование граждане и организации, обладающие экологической правоспособностью, должны обратиться в установленном порядке к государственному органу, уполн9моченному предоставлять земельные участки в пользованиё или собственность, за разрешением на отвод; специализированные землеустроительные органы должны оформить данный отвод и т.п.
Статус экологопользователя возникает после решения компетентного органа об отводе природного объекта в пользование и реализации этого решения на практике. Приступать к пользованию природными объектами можно только после совершения этих юридических действий. Даже в случае перехода права собственности (пользования) на земельный участок по наследству пользование им допускается лишь после оформления наследственного дела в установленном законом порядке. В противном случае гражданин (организация) не может стать субъектом права экологопользования.
3. Возникновение, изменение и прекращение права экологопользования. Право экологопользования, в отличие от права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные объекты, не является постоянным. Оно может возникать изменяться ли прекращаться в установленном законом порядке.
Право экологопользования возникает путем:
а) предоставления природного объекта, находящегося в собственности государства или других лиц, в собственность, пользование или аренду. В соответствии. с земельным законодательством граждане РФ могут получить земельные участки в индивидуальную или коллективную собственность (общую совместную или общую долевую), пользование или аренду Пользование землей может быть бессрочным (постоянным) или временным. Право предоставлять гражданам земельные участки имеют только органы местной администрации;
б) заключения договора аренды природного объекта. договор о ременном пользовании природным объектом может корректироваться :о соглашению сторон, в связи с чем могут изменяться и условия права экологопользования.
Экологическое законодательство предусматривает заключение договора на комплексное природопользование, который заключается между природопользователем и органом исполнительной власти субъекта или органом местного самоуправления на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную. или иную деятельность и лицензии (разрешения) на комплексное экологопользование.
Этот договор предусматривает:
а) условия и порядок использования природных ресурсов;
б) права и обязанности экологопользователя;
в) размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда;
г) порядок разрешения споров..
Лицензия (разрешение) на комплексное экологопользование выдается экологопользователю федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды с указанием:
а) видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; -
б) экологических требований, при которых Допускается использование природных ресурсов, и последствий несоблюдения этих требований;
в) включения земли как недвижимости в гражданский оборот, что влечет за собой ее участие в сделках купли-продажи, аренды, мены, [потеки, залога и т.п.;
г) перехода титула права собственности на недвижимость (строение или сооружение). Одновременно переходят и права на земельный участок, если иное предусмотрено законодательством.
Право экологопользования изменяется вследствие:
а) замены одного природного объекта другим при изъятии объекта, первоначально предоставленного для государственных или общественных нужд;
б) изменения правового статуса используемого объекта. Например,
с признанием земельного участка землей историко-культурного назначения на нем запрещается любая деятельность, противоречащая целевому назначению этой земли; -
в) изменения экологического состояния используемого природного объекта: появления эрозийных процессов, заболачивания, засоления
и других процессов, в результате которых изменяется режим экологопользования;
г) ограничений, вводимых законодательством, или возникновения потребности в этих ограничениях.
Основаниями прекращения права экологопользования являются:
а) добровольный отказ экологопользователя от пользования данным природным объектом или его частью;
б) прекращение экологопользования в случае прекращения деятельности организации (крестьянского хозяйства);
в) прекращение договора арендных или трудовых отношений;
г) нарушение правил экологопользования.
В законодательстве в качестве оснований прекращения права собственности, землепользования и аренды также предусмотрены: нецелевое использование земли; использование земли способами, приводящими к снижению плодородия почв, урожайности земли сельскохозяйственного назначения ниже нормативного уровня по кадастровой оценке; систематическая неуплата земельного налога в течение. двух лет и непогашение задолженности в течение последующего одного года, а также неуплата арендной платы в сроки, установленные договором аренды; неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев стихийных бедствий, периода мелиоративного строительства, и неиспользование в течение двух лет земель, предусмотренных для несельскохозяйственного производства; выделение из земель сельскохозяйственных предприятий земельных участков для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства гражданами, выходящими из состава этих предприятий; переход права собственности на Строение, сооружение, изъятие (выкуп) земель для государственных, Общественных и иных нужд, а также с целью предоставления их гражданам смерть пользователей земли. Право природопользования как институт экологического права представляет собой совокупность общих правовых норм, определяющих единые условия и правила использования природных ресурсов и объектов, а также специальных норм, регулирующих отношения в связи с осуществлением рационального, комплексного пользования землей, водами, другими природными ресурсами.
Указанные нормы содержатся соответственно в Земельном, Водном, Лесном кодексах и Кодексах о недрах, о земле, в законах о животном мире, иных природоресурсных нормативных правовых актах.
Право природопользования может быть специальным и общим.
Наиболее существенными признаками права специального природопользования являются его производность от права собственности, целевой характер, устойчивость, специализация, индивидуализация и возмездность. Так, данное право возникает только по воле собственника природных ресурсов и объектов путем предоставления их в обособленное пользование, собственность или владение конкретным юридическим и физическим лицам для определенных целей за плату, и осуществляется с применением специальных технических средств сооружений, устройств и технологий.
Пользование природными ресурсами и объектами, не обладающее указанными признаками, относится к праву общего природопользования.
По формам организации и осуществления право природопользования подразделяется на бездоговорное и договорное, обособленное и совместное, первичное и вторичное, постоянное и временное.
Бездоговорное природопользование возникает и производится на основании норм законодательства или решений государственных органов, а основаниями договорного природопользования выступают договоры. Обособленное природопользование связано с пользованием индивидуализированными объектами природы конкретными юридическими и физическими лицами, в то время как при совместном природопользовании пользователями могут быть несколько таких лиц.
Право природопользования, предоставленное природо-пользователям собственником природных ресурсов и объектов, является первичным; право пользования некоторыми видами природных ресурсов и объектов, полученное от первичных природопользователей, именуется вторичным.
Постоянным признается право природопользования без заранее установленного срока, а сроки временного пользования природными ресурсами и объектами определяются законодательством или договорами.
В зависимости от вида и характера регулируемых отношений по использованию природных ресурсов и объектов правовой институт природопользования подразделяется на право землепользования, право водопользования, право лесопользования, право недропользования, право пользования растительным миром, право пользования животным миром, право пользования атмосферным пространством.
Право землепользования представляет собой совокупность правовых норм Кодекса Республики Беларусь о земле и других актов земельного законодательства, определяющих основания, условия и порядок рационального использования соответствующих категорий земель. Данным Кодексом предусматриваются также владение землей, право частной собственности на землю и аренда земель. Пользованием является и аренда земель.
Право землепользования может быть бездоговорным или договорным, обособленным или совместным, первичным или вторичным, постоянным или временным.
С учетом основного целевого назначения земель право землепользования подразделяется на сельскохозяйственное и несельскохозяйственное.
Право водопользования включает совокупность правовых норм Водного кодекса и иных актов водного законодательства, закрепляющих основания, условия и порядок неистощимого использования вод рек, озер, прудов, родников, иных поверхностных водных объектов. Водным законодательством выделены общее и специальное, обособленное и совместное, первичное и вторичное, постоянное и временное, бездоговорное и договорное водопользование.
В зависимости от направлений и целей право водопользования классифицируется на пользование водными объектами:
для удовлетворения питьевых, бытовых и иных нужд населения; для нужд сельского хозяйства; для противопожарных нужд; для технического водоснабжения и других производственных нужд; для нужд гидроэнергетики; для нужд водного, воздушного транспорта и лесосплава; для ведения рыбного и охотничьего хозяйства; сброса сточных вод, а также в заповедных целях.
Право лесопользования - совокупность правовых норм актов Лесного кодекса и иных норм законодательства, устанавливающих основания, условия и порядок многоцелевого воспроизводственного использования ресурсов леса.
Данное природопользование может быть бездоговорным, договорным, обособленным, совместным, первичным, вторичным, постоянным или временным.
Видами права лесопользования являются лесные пользования в целях заготовки древесины, живицы, семян древесных пород, пней, луба, коры, иных второстепенных лесных материалов, а также в научно-исследовательских и культурно-оздоровительных целях, для нужд охотничьего хозяйства.
Сенокошение, выпас скота, сбор ягод, грибов, лесной подстилки, другие фактически нелесные пользования, длительное время признаваемые побочными лесопользованиями, новым законодательством о растительном мире отнесены к праву пользования нелесным растительным миром.
Право недропользования представляет собой совокупность норм Кодекса о недрах и иных актов горного законодательства, определяющих основания, условия и порядок комплексного использования недр. Законодательством о недрах предусмотрены бездоговорное, общее, специальное, обособленное, совместное, первичное, постоянное и временное недропользование.
Недра предоставляются в пользование для: геологического изучения; добычи полезных ископаемых, включая подземные воды, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
образования особо охраняемых природных территорий и объектов, которые имеют природоохранную, научную, историческую, культурно-эстетическую, санитарно-оздоровительную или иную ценность; сбора минералогических, палеонтологических и других уникальных геологических материалов.
Право пользования растительным миром образуют правовые нормы Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О растительном мире» ' и иных нормативных правовых актов, устанавливающие основания, условия и порядок использования растительного мира. Пользование растительным миром может быть бездоговорным, обособленным, совместным, первичным, вторичным, постоянным и временным.
В качестве видов права пользования растительным миром выступают: сенокошение, выпас скота, сбор ягод, грибов, мха, лесной подстилки, лекарственного и технического сырья, растений для ботанических коллекций, гербариев и т. д.
Право пользования животным миром включает совокупность правовых норм Закона Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира» и иных актов законодательства о животном мире, закрепляющих основания, условия и порядок использования животного мира. Существуют бездоговорное, договорное, постоянное и временное пользование животным миром.
По целям право пользования животным миром классифицируется на охоту, рыболовство, использование полезных свойств жизнедеятельности животных (почвообразователей, опылителей растений и др.), использование продуктов жизнедеятельности животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях.
Законодательством прямо не предусмотрено право пользования атмосферным пространством. Однако нормы Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь, Закона от 4 ноября 1992 г. в редакции от 6 января 1999 г.
НРПА. 2003. № 73. 2/954, 2004. № 174. 2/1068.
«О Государственной границе Республики Беларусь» ', Воздушного кодекса Республики Беларусь, других нормативных правовых актов определяют основания, условия и порядок многоцелевого использования свойств и компонентов атмосферного пространства.
Видами пользования атмосферным пространством являются: удовлетворение естественных биофизических потребностей соответственно человека и других организмов; проведение научных исследований; обеспечение всевозможных производственно-технологических процессов; извлечение кислорода, азота, иных воздушных компонентов; воздухоплавание, стрельба, запуск спутников, транзит радиоволн, выброс летучих технологических отходов и т.д.
Эти пользования могут быть бездоговорными, договорными, обособленными, совместными, первичными, постоянными и временными.
Право природопользования может возникать, изменяться, приостанавливаться и прекращаться только по основаниям, предусмотренным законами и именуемым юридическими фактами. Такими фактами являются решения государственных органов об изъятии и предоставлении в пользование земель, вод, лесов, недр, других природных ресурсов или специальное разрешение на осуществление отдельных видов природопользования.
К решениям относятся, например, решения исполнительных и распорядительных государственных органов об изъятии и предоставлении в пользование участков земель под строительство.
В качестве специальных разрешений выступают разрешения на специальное водопользование, лесорубочный билет (ордер) и лесной билет, лицензии на осуществление пользования недрами, другими природными ресурсами и объектами. Природопользование – использование полезных свойств природных объектов, важнейший базовый элемент взаимодействия общества и природы. Именно через него общество получает все необходимое для жизни (в основном через различные формы общественного производства). Именно в этой сфере возникают негативные явления, которые создали проблемы охраны природы. Поэтому необходимо такое регулирование данной отрасли, которое бы смягчало, устраняло, а лучше – предупреждало негативное воздействие на природу, выходящее за рамки требуемого для общества потребления природы. Право и будет являться тем основным инструментом такого регулирования.
Законодательство о природопользовании и охране природы должно основываться на учете социальной оценки природных объектов, их специфики, но также свойств и закономерностей существования и развития единой природы. Это обстоятельство не позволяет рассматривать отрасли законодательства о природопользовании и охране природы как самостоятельные и независимые друг от друга. Необходимо учитывать не только различия, но и общность, не только специфику, но и единство природных объектов, обращая внимание на тот факт, что природа едина, но ее единство – это система многообразных взаимосвязных и взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет свое особое социально-экономическое единство, и вместе с тем находится в общем естественно-природном взаимодействии. Но как показывает история, теория правового регулирования природопользования и охраны природы развивалась на отраслевой основе. Это означало, что в отраслевом законодательстве совершенно не нашло отражения взаимодействие правового регулирования использования и охраны отдельных видов природных объектов между собой. Реальность же показывает, что невозможно рассматривать как самостоятельные отрасли права природоресурсное и природоохранное законодательство. Природный ресурс – это лишь одна сторона понятия природного объекта, каждый природный ресурс не перестает быть вместе с тем и объектом природы, являясь тем самым одновременно предметом правовой охраны природы и предметом природоресурсных отраслей права. В данном случае речь идет об экологизации права природопользования: без закрепления экологических требований в праве природопользования правовая охрана природопользования становится беспредметной и потому бездейственной.
Экологопользование в самом общем смысле слова – это общение человека с природой, основа жизни и существования человеческого общества. Но природопользование является также средством воздействия общества на природу, деятельностью, в результатах которой скрыты и первично проявляются непредвиденные последствия ошибочного вмешательства в закономерности природы. Это означает, что именно здесь должно начаться предотвращение возможных экологических нарушений. Иначе говоря, в рациональном с экологической точки зрения природопользовании коренится то, что называется охраной природы. Впервые это было отмечено в конце 1960-х годов на Межправительственной конференции экспертов по научным основам рационального использования и охраны ресурсов биосферы.
Рациональное природопользование – такое использование природных ресурсов, при котором запрещается разрушение естественных экологических систем и природного равновесия. Важнейшей формой организации экологически правильного поведения людей по отношению к природе является правовое регулирование этого поведения. Оно выражается, прежде всего, в праве природопользования путем установления соответствующих прав и обязанностей граждан, предприятий, организаций, учреждений.
Исследования последних лет в области правового регулирования использования и охраны природы показывают, что наряду с отраслевым подходом, с учетом специфики отношений при каждом виде природопользования необходим также и более широкий подход.
Это означает, что право природопользования представляет собой совокупность норм, как особенных, связанных со спецификой отдельных природных объектов, так и общих, относящихся ко всем или соответствующим группам природных объектов, т.е. выходящих за рамки специфики только земельных, только водных и др. отношений при природопользовании. В связи с этим правильнее будет дать определение понятию права природопользования, как совокупности правовых норм, устанавливающих прядок и условия рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экологических, экономических, культурно-оздоровительных интересов граждан, охраны окружающей природной среды, прав и законных интересов природопользователей.
Роль экологической функции природы в жизни человека невозможно переоценить. Прежде всего потому, что человек сам является ее составной частью. Природа удовлетворяет самые насущные потребности человеческого общества. Однако непродуманное вмешательство в ход природных процессов способно нарушить экологический баланс и повлечь самые неблагоприятные непредсказуемые события. Ведь отличной чертой природных ресурсов является их ограниченность, которая объясняется невозможностью во многих случаях искусственным способом осуществить их возобновление. В таких условиях может произойти самый худший вариант – вымирание человека как биологического вида (а это уже происходит в зонах экологического неблагополучия).
Не менее значима, а может даже и превосходит экологическую функцию природы, ее экономическая роль. Развитие промышленности только усилило интерес человека к природным ресурсам. Самый важный принцип, оценивающий экономическую деятельность человека, до сих пор ориентирует его на получение «легких хлебов» по цепочке «производство - ресурсы» без какой – либо защиты последних.
Наконец, третья функция природы – эстетическая. В этом аспекте природа рассматривается как культурная, рекреационная ценность, служащая удовлетворению духовных потребностей человека.
Таким образом, экологопользование отличается от природопользования, прежде всего, преимущественным интересом максимальной сохранности окружающей среды, сохранения экологических связей в экосистеме и обеспечения ее.