Описание и работа составных частей комбайна

Отбойный орган

Отбойный орган, состоит из крестовины, лучей с ковшами, бура и забурника. Лучи с державками и закреплены на крестовине. Бур и крестовина смонтированы на расположенных концентрично соответственно внутреннем и наружном валах редуктора привода отбойного органа, которые вращаются в разные стороны: бyp по часовой стрелке (если смотреть со стороны забоя), а крестовина против часовой стрелки. Специальная торцовая прижимная шайба и забурник 4 фиксируют крестовину и бyp соответственно на концах наружного и внутреннего валов. Лучи отбойного органа установлены на крестовине в специальных клиновых направляющих и закреплены клиньями и упором.

Для установки лучей в транспортное положение служат винтовые устройства, которые позволяют сдвигать лучи к центру крестовины на 100 мм. Винтовое устройство состоит из винта и гайки. Резьбовой конец винта входит в гайку, расположенную в луче, а головка винта в паз на крестовине. Вращение гайки осуществляется ключом.

В качестве основного режущего инструмента применяются тангенциальные зубки 1 Д6.22.000, в качестве оконтуривающих – зубки
ШБМ2С- l -1-04. Основные зубки устанавливаются в конусные отверстия кулаков оконтуривающие – в конусные отверстия кулаков и лучей. Зубки Д6.22.000 имеют конический хвостовик с конусностью 1:10, а на конце хвостовика – две плоские грани, которыми зубок фиксируется от поворота в гнездах кулаков, упираясь гранью в плоскость паза кулака. Зубки типа ШБМ2С-1-1-04 имеют конический хвостовик с конусностью 1:20 и в верхней части хвостовика имеют прямоугольный выступ, который при установке зубка входит в соответствующий паз гнезда и фиксирует его от проворота.

Привод отбойного органа

Привод служит для передачи крутящего момента от электродвигателей к отбойному органу, бермовым фрезам и отрезным устройствам. Он состоит из планетарных редукторов, кронштейна, распределителя, электродвигателей, полумуфт, редуктора, бермовых фрез и, отрезных устройств и щитка. Один из электродвигателей выполнен с левым расположением вводного устройства, другой с правым. Валы электродвигателей соединяются с соответствующими валами редукторов yпpyгими полумуфтами. Фланец кронштейна имеет центрирующую заточку, которой соединяется с посадочным пояском фланца распределителя. Между собой фланцы скрепляются болтами. На выходных валах планетарных редукторов pacполагаются две шестерни, которые входят в зацепление одновременно с венцом внутреннего зацепления и с колесом распределителя, насаженным на вал. Привод осью соединяется с рамой ходовой части, а двумя осями – с гидроцилиндрами подъема, второй конец которых соединен с рамой ходовой части. Редуктор соединяется с распределителем при помощи клиньев и болтов.

Редуктор служит для преобразования и передачи крутящего момента от карданного вала к бермвым фрезам и к отрезным коронкам. Kopпyc редуктора воспринимает все усилия, возникающие при обработке забоя бермовыми фрезами и отрезными коронками. На боковые стенки корпуса приварены пальцы, к которым шарнирно прикреплен щиток для зачистки почвы. Передний лист щитка свободно опирается на планку, приваренную к передней нижней части корпуса. Редуктор бермовых фрез, имеет пять ступеней зубчатых передач и приводится во вращение карданным валом от промежуточного редуктора. На концы выходного вала крепятся бермовые фрезы.На боковые стенки редуктора болтами крепятся отрезные устройства. Валы отрезных устройств соединяются с валом редуктора бермовых фрез муфтами.

Бермовые фрезы (левая и правая) предназначены для разрушения породы в нижних углах сечения выработки и обработки дорожки для гусениц ходовой части комбайна. Обе фрезы вращаются в сторону забоя по направлению снизу вверх и отличаются друг от друга зеркальным исполнением. Бермовая фреза представляет собой разъемный корпус, состоящий из двух половин, соединенных болтами. В собранном виде обе половины корпуса образуют двухзаходный шнек. Соединение корпуса производится на валу редуктора бермовых фрез. Крутящий момент от вала передается двумя призматическими шпонками. Осевые усилия воспринимаются разъемным кольцом, устанавливаемым в проточках вала и корпуса фрезы. Перед отгоном комбайна из пройденной им выработки, при необходимости, фрезы демонтируют. На шнеках и державках приварены кулаки, в конические отверстия которых вставляются зубки Д6.22.000.

Отрезное устройство правое и левое, состоит из корпуса с проточкой и фланцами для стыковки с редуктором бермовых фрез и редуктором привода отбойного органа, муфты и полумуфты для передачи крутящего момента от выходного вала редуктора бермовых фрез валу, на шлицевом конце которого насажена коронка; yпopного подшипника, роликовых подшипников для восприятия соответственно осевых и радиальных нагрузок; хомута, который снимется, а коронка сдвигается к центру при отгоне комбайна из пройденной им выработки. На коронке приварены кулаки, в которые вставляются тангенциальные зубки Д6.22.000. Коронка на валу удерживается торцовой шайбой. Kopпyc сверху закрыт крышкой с горловиной для заливки масла, а снизу имеет отверстие для слива масла, закрытое пробкой.

Kopпyc имеет кронштейн, на который прикреплен кожух для изоляции коронки. Коронки вращаются в ту же сторону, что и бермовые фрезы.

Щиток предназначен для зачистки почвы выработки перед редуктором бермовых фрез и подгребания отбитой массы под ковши отбойного органа. Щиток состоит из двух боковин и переднего щитка. Сборка его производится при монтаже комбайна перед установкой бермовых фрез. Щиток поднимается при помощи гидроцилиндра, расположенного в корпусе отрезного устройства левого. Шток гидроцилиндра соединен через звено с боковиной щитка.

Ходовая часть

Ходовая часть комбайна предназначена для подачи комбайна на забой во время проходки выработки, отгона комбайна из выработки и для осуществления маневров машиной. Ходовая часть, в, состоит из рамы комбайна, гусеничных тележек правой и левой, привода, правого и левого скребков, скребка дополнительного.

Рама комбайна представляет собой герметичную сварную конструкцию. На опоры рамы устанавливается привод отбойного органа, а на оси гидроцилиндры подъема отбойного органа. С правой и левой сторон рамы на четырех цапфах устанавливаются правая и левая гусеничные тележки. На цапфы шарнирно устанавливаются кронштейны к которым прикрепляются скребки. Рама комбайна является емкостью для охлаждающей жидкости (воды). В раму помещают маслоохладители.

Правая и левая гусеничные тележки представляют собой самостоятельные механизмы с индивидуальными гидроприводами. Гусеничные тележки (правая и левая) состоят из следующих основных частей: рамы, редуктора правого и левого, гусеничной цепи, опорных катков, утюгов. В направляющих передней части рамы, установлен ленивец. К задней вертикальной плите рамы при помощи болтов крепится редуктор гусеничной тележки. От сдвига в поперечном направлении редуктор удерживается буртом втулки, вваренной в плиту. Для предотвращения сдвига катков с полотна гусеничной цепи и разгрузки зубьев звездочек ленивца от осевых усилий, при разворотах комбайна, между ленивцем и первым опорным катком сделаны реборды высотой 12 мм, охватывающие с торцов траки гусеничной цепи. Для этой же цели на раме и на корпусе редуктора установлены утюги. Рамы правой и левой тележек отличаются зеркальным исполнением. На задних торцевых поверхностях ходовых тележек прикреплены кронштейн и кронштейн для крепления гидробака-буфера, лестницы и площадки машиниста. На кронштейне крепится сиденье для машиниста. На внутренних сторонах ходовых тележек укреплены направляющие, на которых крепится привод.

Скребки левый и правый предназначены для зачистки почвы перед гусеницами. На них приварены кронштейны, к которым крепятся штоки гидроцилиндров. Kopпyc гидроцилиндра крепится посредством кронштейна к корпусу редуктора. При полностью втянутом штоке скребки, вращаясь вокруг цапф поднимаются и опускаются на 250 мм относительно бермовой дорожки. Оба скребка могут подниматься независимо друг от друга, что позволяет изменять толщину штыба под гусеницами и тем самым управлять боковым креном комбайна. Для облегчения маневров комбайна фартук скребка поворачивают назад на 90˚ вокруг оси, предварительно отсоединив звено от кронштейна. Повернутый фартук и звено снова фиксируют. Дополнительный скребок предназначен для подгребания штыба, оставшегося после щитка. С наружних сторон ходовых тележек установлены задние гидроцилиндры pacпopa, предназначенные для повышения устойчивости комбайна во время paбoты.

Ленивец предназначен для натяжения или ослабления гусеничной цепи и состоит из двух звезд, вала, ползуна, подшипников скольжения, винта и гайки. При помощи винта и гайки, ползун перемещается по направляющим рамы гусеничной тележки при натяжении или ослаблении цепи. Смазка к подшипникам подается масленкой по отверстию с торца вала.

Редуктор гусеничного служит для привода гусеничной цепи. Привод редуктора осуществляется узлом гидромоторным, включающим в себя гидродвигатель MSE-18. Применение гидропривода позволяет плавно изменять скорость подачи комбайна. Редуктор имеет шесть пар прямозубых цилиндрических передач. Крутящий момент от гидромотора через зубчатую муфту передается валу, на котором свободно вращаются шестерни, обеспечивая тем самым включение рабочей или маневровой скорости подачи. При включении рабочей скорости крутящий момент от гидромотора передается звездочкам через шесть ступеней зубчатых передач. Обойма при этом находится в зацеплении с полумуфтой шестерни. Далее вращение валу передается через зубчатые передачи. Передаточное отношение при включении рабочей скорости равно 204,5. При включении маневровой скорости крутящий момент от гидродвигателя передается валу через четыре ступени. Передаточное отношение равно 15,8. Все передачи редуктора смонтированы в корпусе, имеющем один горизонтальный разъем.

Привод состоит из электродвигателя, промежуточного редуктора бермовых фрез, редуктора маслонасосов, которые передают вращение соответственно бермовым фрезам и маслонасосам гидросистемы комбайна. Передача крутящего момента осуществляется карданным валом в соответствии с кинематической схемой привода маслонасосов и бермовых фрез, представленной. Привод маслонасосов и бермовых фрез в сборе крепится к раме комбайна и к корпусам редукторов левой и правой гусениц.

Редуктор крепится к фланцу электродвигателя и имеет две пары цилиндрических зубчатых передач. Входной вал редуктора соединен с валом электродвигателя посредством зубчатой муфты.

Подвижная обойма муфты соединена с рукояткой, при перемещении которой производится включение и отключение редуктора. При необходимости производят отключение редуктора, а, следовательно, и бермовых фрез и отрезных устройств при подготовке комбайна к отгону из пройденной им выработки.

Посредством муфты передается вращение на вал насоса строенного в результате чего происходит принудительная смазка планетарных редукторов и распределителя.

Щит

Щит предназначен для изоляции призабойного пространства от пройденной выработки. Щит выполнен разборным и состоит из отдельных сварных секций:

– верхней левой;

– верхней правой;

– нижней левой;

– нижней правой;

– среднейсекции;

– обечайки;

– щитка предохранительного.

На секциях болтами крепится шесть бортов .По контуру щита к бортам прикреплены резиновые шоры, изготовленные из конвейерной ленты. Шоры препятствуют проникновению штыба из призабойного пространства в выработку. На площадках щита укрепляются серьги, служащие опорами для лыж гидроцилиндров переднего. В верхней части отгораживающего щита имеется проем, в котором установлен щиток разгрузочный. Обечайка щита образует цилиндрическую поверхность, по которой руда, выгружаемая из забоя, ковшами транспортируется снизу вверх до проема в щите и ссыпается на конвейер по разгрузочному щитку.

Конвейер

Ленточный конвейер предназначен для транспортирования руды, выгружаемой ковшами отбойного органа из забоя. Конвейер установлен на корпусе редуктора привода отбойного органа и, состоит из приемной, приводной, промежуточной, разгрузочной секций, ленты и привода конвейера.

Секции конвейера представляют собой сварные металлоконструкции. Приемная, приводная и промежуточная секции стыкуются осью через проушины секций болтами, а разгрузочная шарнирно соединена с промежуточной и, с помощью гидроцилиндров, может опускаться. Для предотвращения самопроизвольного опускания предусмотрен фиксатор. При снятом фиксаторе и полностью сжатом гидроцилиндре разгрузочная секция занимает транспортное положение и упирается в гидробак-буфер. В приемного барабана, на холостой ветви ленты под углом к направлению ее движения установлен чистильщик, который прижимается к внутренней поверхности ленты, счищает с нее штыб, предохраняя барабан от заштыбовки. Штыб с ленты ссыпается наружу через окно на правой стенке секции. Для лучшей очистки ленты от штыба в разгрузочной секции конвейера установлены скребки, которые осуществляют очистку ленты холостой ветви как с внутренней, так и с наружной поверхности. На промежуточной секции установлен щиток защитный пepeд пультом управления и рабочим местом машиниста (в целях защиты машиниста от выбросов при проходке пластов, опасных по газодинамическим явлениям). Трудносгораемая конвейерная лента типа 2ШТС(ТГ) конвейера имеет ширину 1000 мм и состоит из одного куска, концы которого соединены. Концы ленты соединяются с помощью соединителя разъемного типа 27K-1000.

Лента конвейера, приводится в движение барабаном от электродвигателя через редуктор. Редуктор состоит из неразъемного корпуса с крышкой, внутри которого расположены три пары цилиндрических передач.

Система пылеподавления

Система пылеподавления предназначена для очистки воздуха от пыли. Отсос запыленного воздуха из призабойного пространства производится вентиляторами типа ВlMП и ВlMЛ, установленными на конвейере. Запыленный воздух поступает во всасывающие патрубки вентиляторов. Нагнетательные патрубки вентиляторов соединены с рукавом-фильтром, расположенным вдоль конвейера с правой стороны комбайна. Рукав-фильтр изготовлен из специальной ткани «Молескин» или ткани фильтровальной полиэфирной в виде цилиндрической трубы диаметром 400 мм и длиной 4,5 м. В нижней части фильтра имеются пылесборники диаметром 300 мм и длиной 1,2 м, в которых скапливается пыль. Воздух, очищенный через ткань фильтра, поступает в выработку. Пылесборники, по мере заполнения, развязывают и ссыпают на почву скопившуюся в них пыль (но не реже 1 раза в рабочую смену). Пылесос соединен патрубком со станком буровым, что позволяет производить отсос пыли при бурении дегазационных скважин.

В целях эффективного проветривания выработки, проводимой комбайном, отставание вентиляционного става от забоя не должно превышать 12-15 м.

Устройство смазочное

Устройство смазочное позволяет принудительно подавать дополнительное количество масла на зубчатые пары распределителя отбойного органа и на подшипники и зубчатые пары планетарных редукторов привода с целью охлаждения последних. Устройство смазочное имеет три разделенных контура смазки. Первый контур – осуществляет смазку распределителя отбойного органа, второй и третий – смазку и охлаждение левого и правого редукторов привода соответственно.

Подача масла осуществляется строенным насосом узла насосного, устаноленного на промежуточном редукторе бермовых фрез и приводится в движение от вала этого редуктора.

В первом контуре масло из распределителя отбойного органа через всасывающие рукава РВД, магнитную ловушку поступает в узел насосный. От узла насосного масло под давлением через напорные рукава РВД и фильтр поступает в отвод, где через канал направленно подается на подшипники распределителя отбойного органа.

Во втором контуре масло из левого редуктора через всасывающий рукав РВД, магнитную ловушку поступает в узел насосный. От узла насосного масло под давлением поступает в маслоохладитель, фильтр и далее – в точку подвода масла в левом редукторе.

В третьем контуре подача масла осуществляется аналогично второму, но для правого редуктора.

Контроль за наличием давления в каждом контуре осуществляется индикаторами давления, установленными в панели приборной. При каждом включении редукторов необходимо следить за наличием давления в контурах смазки. Очистка фильтров производится по показанию индикатора загрязнения, установленного на каждом фильтре.

Станок буровой

При проходке подготовительных и очистных выработок а также капитальных выработок по Третьему калийному пласту, должно применяться бурение шпуров в кровлю этих выработок. Бурение проводится с целью снижения давления свободных газов в породах кровли горных выработок. Бурение дегазационных шпуров должно производиться по паспортам крепления и управления кровлей, утвержденным главным инженером рудника. Бурение шпуров буровым станком должно осуществляться в режиме дистанционного управления включением и выключением бурового станка при нахождении людей не ближе 5 м от места бурения. Расстояние от забоя горной выработки до станка бурового должно быть минимальным и не превышать для комбайнов типа ПK-8 трех метров.

Станок буровой предназначен для бурения дегазационных скважин
Ø42 мм в кровле выработки. Бурение шпуров производится только при остановленном комбайне. Станок смонтирован на корпусе редуктора привода отбойного органа и состоит из следующих основных частей: рамы, каретки, гидроцилиндра, системы блочков и троса. Рама состоит из двух направляющих, соединенных между собой с помощью полок. Верхняя и нижняя части рамы соединены между собой шарниром, что позволяет осуществлять ее складывание при перегоне и маневрировании комбайна. По раме с помощью гидроцилиндра, системы роликов и троса передвигается каретка, на которой находится гидромотор MR-80, приводящий во вращение сверло. Станок оборудован защитным кожухом, ограждающим штангу, и кожухом, ограждающим трос. Процесс бурения складывается из следующих операций: подъем откидной консоли каретки бурильной установки; подача каретки вверх (с вращающимся сверлом); возврат каретки в исходное положение и остановка вращения сверла.

Замена штанг производится при отключенном и заблокированном комбайне.

Электрооборудование

Электрооборудование предназначено для подвода электроэнергии к электродвигателям, аппаратуре управления и сигнализации комбайна, дистанционного включения и отключения, обеспечения защит, блокировок и предупредительной сигнализации перед пуском, а также аварийной сигнализации при остановке комбайна от срабатывания технологических датчиков.

Электрооборудование комбайна в зависимости от вида взрывозащиты выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 24719-81, ГОСТ 24754-81, ГОСТ 30852.0-2002, ГОСТ 30852.1-2002, ГОСТ 30852.10-2002,
ТУ ВУ 600024102.050-2007. Исполнение аппаратуры по уровню взрывозащиты – рудничное взрывозащищенное. Цепи блокировок и включения штрекового пускателя имеют искробезопасные параметры.

Совместно с настоящим руководством при изучении и эксплуатации электрооборудования комбайна необходимо пользоваться руководствами комплектующего оборудования.

В состав электрооборудования входят:

– станция компактная типа МПКС-500 – 1 шт.,

– коробка распределительная КДД-М1– 1 шт.,

– электродвигатель привода отбойного органа dSg280M4-z-EP – 2 шт.;

– электродвигатель привода маслонасосов и бермовых фрез dSKKg225L4B – 1 шт.,

– электродвигатель вентилятора dSLg160M2A-EP – 2 шт.;

– электродвигатель конвейера dSg160L4-EP – l шт.;

– электродвигатель устройства заправочного АИУ9О LB4 – 1 шт.;

– светильник забойный взрывобезопасный СЗВ-1.2М – 3 шт.;

– пост управления взрывозащищенный КУ-91 – 2 шт.;

– пост управления взрывозащищенный КУ-92 – l шт.;

– выключатель путевой BПB4M — 1 шт.;

– электромагни искробезопасный гидрораспределителя
PONAR 4WIE6J12/0.G12.N.D – 1 шт.;

– фара рудничная электровозная ФРЭ- l. 1 М- l – 2 шт.

В таблице 2 приведены технические характеристики двигателей комбайна.

Таблица 2 – Техническая характеристика электродвигателей комбайна

Тип Количество, шт Мощность, кВт Номинальное напряжение, В Частота вращения, об/мин
dSg280M4-z-EP 1140/660
dSKKg225L4B 1140/660
dSLg160M2A-EP 1140/660
dSg160L4-EP 1140/660
АИУ9О LB4 1,5 380/660

Электрическая схема комбайна обеспечивает его нормальную работу в комплексе с бункером-перегружателем типа БП-14М в ручном и полуавтоматическом режимах.

Электромагнит искробезопасный гидрораспределителя предназначен для электрического управления гидрораспределителем в подземных выработках, опасных по рудничному газу. Исполнение по уровню взрывозащиты
IM1 ExiaI. Напряжение питания – 12B постоянного тока.

Коробка распределительная предназначена для соединения в месте разветвления электроприемников (электромагниты, светильники и фары) со станцией компактной в условиях шахт, опасных по рудничному газу. Исполнение по условию взрывозащиты – PB ExdI.

На комбайне установлены три кнопочных пульта. Два из них предназначены для отключения станции компактной, а один – для управления бункером-перегружателем.

Все электродвигатели соединены со станцией компактной кабелями, защищенными от механических повреждений.

В местах ввода кабели уплотняются резиновыми кольцами путем сжатия их муфтами.

Заземление электрооборудования комбайна осуществляется путем соединения станции компактной со штрековым пycкателем, который имеет заземление с общешахтной сетью посредством заземляющей жилы питающего кабеля.

Заземление двигателей осуществляется заземляющей жилой кабелей, присоединенной к заземляющим зажимам камеры выводов станции компактной к внутренним заземляющим зажимам двигателей.

Выключатель путевой типа BПB-4M предназначен для ограничения хода бурового станка, обеспечения возврата в исходное положение автоматически, а также для блокировки подачи комбайна на забой при выдвинутом сверле.

Электрическая схема станции компактной позволяет подключать в цепи блокировки нормально замкнутый контакт внешнего метан-реле, а также питание его от цепей напряжением ЗбВ с постоянным контролем сопротивления изоляции.

Наши рекомендации