I. Понятие и состав экологического правонарушения
Экологическое (эколого-правовое) правонарушение это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), посягающее на установленный в РФ экологический правопорядок и причиняющее вред природной среде либо создающее реальную угрозу такого причинения. В его состав входят: субъект (субъекты), субъективная сторона, объект, объективная сторона, последствия правонарушения и причинная связь между нарушением закона и наступившим результатом.
Субъектами экологического правонарушения являются: предприятия, учреждения, организации - государственные, кооперативные, общественные, совместные, частные, а также должностные лица и граждане. Развитие приватизации приводит к значительному сокращению доли государственных предприятий и увеличению числа кооперативных предприятий и организаций, арендных коллективов, совместных с иностранным капиталом предприятий. В правоотношении эколого-правовой ответственности им противостоят органы государственного экологического контроля, правоохранительные органы государства.
По отношению к природным объектам субъекты правонарушения могут выступать как собственники природных ресурсов или владельцами, пользователями, арендаторами. Они могут вообще не состоять в каких-либо конкретных правоотношениях. Таким образом, правовые режимы участников отношений здесь разнообразны. Но требования охраны природной среды едины вне зависимости от формы собственности или пользования природными объектами.
Объектами эколого-правового нарушения является природная среда, охраняемая законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье человека, материальные ценности, состояние которых зависит от качества; окружающей природной среды. Этим экологическое правонарушения отличается от нарушений права собственности на природные объекты и ресурсы, где непосредственным объектом посягательства выступают полномочия собственника, его право владения. пользования, распоряжения соответствующим объектом природы, находящимся, в собственности.
Субъективной стороной состава экологического правонарушения является вина причинителя вреда. Она олицетворяет субъективное отношение нарушителя к совершенному им деянию (в данном случае нарушению), его мотивы, цели, интересы, которые он преследовал, совершая свой противоправный поступок.
Природоохранительное законодательство воспринимает обе формы вины, известные уголовному и гражданскому законодательству: умысел и неосторожность, небрежность. При умышленном нарушении законов об охране природной среды, виновный сознает, что своими действиями нарушает закон и причиняет вред природной среде, желает этого (прямой умысел) или сознательно допускает это (косвенный умысел). Мотивы и цели здесь разнообразны: обогащение и иные формы корыстной заинтересованности.
Основная масса умышленных правонарушений в области природы совершается с косвенным умыслом, ибо, удовлетворяя свои экономические интересы, нарушители вовсе не ставили своей непосредственной задачей причинение вреда природе (в противном случае это было бы государственным преступлением типа диверсии, террористического акта, вредительства); они лишь его сознательно допускали, решая свои проблемы.
Неосторожная форма вины в нарушениях природоохранительного законодательства проявляется в виде халатного, небрежного, порой самонадеянного поведения, совершаемого чаще всего в форме бездействия. Виновный должен понимать, что нарушает правила охраны природы, причиняет вред природной среде, но относится к этому безразлично либо надеется, не имея к тому достаточных оснований, каким-то образом избежать вредных последствий: несоблюдение правил пожарной безопасности в лесах, невыполнение обязательных требований в эксплуатации очистных сооружений, нарушение требований об охране почв от эрозии, правил использования химических веществ в сельском и лесном хозяйстве.
Вина (в той или другой форме) является обязательным условием юридической ответственности за экологическое нарушение. Этим эколого-правовая ответственность принципиально отличается от экономической, где нет, и не может быть подобной субъективной категории, поскольку такая ответственность наступает при совершении правомерных действий по факту возникновения вреда. В то же время, данное правило знает два исключения, свойственные всей деликтной ответственности (влекущей лишь обязанность возмещения причиненного ущерба). Первое касается источника повышенной опасности и распространяется на гражданскую и материальную, т.е. на компенсационные виды юридической ответственности. Второе исключение относится ко всем видам ответственности. Это состояние «крайней необходимости», когда вред природной среде причиняется сознательно, чтобы избежать болеезначительный вред природе или человеку. Такое состояние может возникать при авариях, стихийных бедствиях, иных экстремальных ситуациях.
По-разному распределяется бремя доказывания вины. В уголовном правоотношении, где главенствует принцип презумпции невиновности, бремя доказывания вины лежит на органах следствия и суда. В деликтных отношениях, наоборот, господствует принцип презумпции виновности правонарушителя, согласно которому он должен доказать отсутствие своей вины в причинении вреда.
По мере развития рыночной экономики принятие вины в экологическом правоотношении переживает определенную трансформацию. Прежде всего, все большее число предприятий в практике народных и арбитражных судов стали относиться к источникам повышенной опасности, где не требуется вина причинителя вреда. Углубление рыночных отношений, приватизация государственных предприятий и введение порядка признания их несостоятельными, повышает роль экономических методов охраны окружающей природной среды, усиливая материальную. Заинтересованность предприятия в принятии мер по охране окружающей среды.
С объективной стороны, поведение субъекта экологического правонарушения должно носить противоправный характер. Противоправность проявляется в двухформах: активной - нарушение природоохранительного законодательства, и пассивной - несоблюдение, невыполнение его требований.
Вред - причина отрицательных процессов, которые происходят в природной среде и здоровье человека. Вместе с тем он сам есть следствие других негативных явлений, в данном случае - противоправного поведения.
Состав экологического правонарушения признает лишь причинно - необходимые связи. Они продиктованы действием естественных закономерностей. Разумеется, закон отвергает причинно-случайные связи, обусловленные либо совпадением во времени и пространстве с действиями сил, не связанных причинно с состоявшимся нарушением, либо экстремальными событиями типа стихийных бедствий, аварий, катастроф.
Под причинно-необходимыми связями понимают прежде всего экологические связи. Иногда они доказывают наличием самого факта причинения вреда, а в других обстоятельствах требуют привлечения специалистов.
Так, по распоряжению районных органов власти десятки косцов пришли на территорию заповедника, расположенного в Задонском районе и накосили травы для заготовки кормов скоту местных предприятий. Здесь причинно-необходимая связь между действиями органов власти и возникшим ущербом природе заповедника очевидна. Иная ситуация возникла при строительстве Нурекской ГЭС. За 200 км от плотины на территории заповедника «Тигровая балка» пересохли мелкие речки и родники. Исследования специалистов показали, что причиной нарушения водного баланса явилось строительство водохранилища.
Известная сложность есть в определении причинной связи при так называемом «групповом» причинении вреда в различных вариантах. В первом варианте вред наносится несколькими загрязнителями одновременно и причинная связь выявляется на основе методик исчисления ущерба. Во- втором варианте причинная связь выстраивается в цепочку, где причина порождает следствие, а следствие - новую причину: проектант, предприятие-изготовитель, строитель, предприятие-загрязнитель.
Классификация проводится по нескольким признакам: предмету правонарушения, объекту, санкциям, способам причинения вреда, общественной опасности. По предмету все правонарушения, связанные с охраной и использованием окружающей природной среды, подразделяются на три группы:
нарушающие право собственности, владения, пользования природными ресурсами; 1
противоречащие экологическим требованиям охраны природной среды;
препятствующие хозяйственной эксплуатации природных ресурсов (уничтожение межевых знаков, повреждение гидротехнических сооружений и т.д.).
По объектам охраны экологические правонарушения делятся сообразно отраслевым признакам. Различаются земельные, водные, лесные правонарушения, нарушения законодательства о недрах, об охране атмосферного воздуха (иногда их называют неблагозвучным термином «воздухоохранные»), об охране и использовании животного мира. Разумеется, не все из названных относятся к экологическим. Опять-таки здесь действует общий критерий экологических составом - причинение вреда природной среде. По данной причине к экологическим не относятся все, например, земельные правонарушения. Одно дело, когда вопрос ставится об охране земель от загрязнения, истощения, от бездейственного использования, другое, когда нарушаются права землепользователей на предоставление земельного участка во владение, в собственность, в аренду и т.п. В данном случае возникают земельно-хозяйственные отношения, связанные с использованием земель в сельском хозяйстве.
По санкциям среди экологических правонарушений выделяются уголовные, административные, гражданские, дисциплинарные. Санкция выражает те неблагоприятные последствия, которые должны наступить для нарушителя. В зависимости от вида санкции, ее размера, вида наказания определяется и степень общественной опасности совершенного деяния. В этом смысле все экологические правонарушения можно развить на две большие группы: экологические преступления и экологические проступки. Если к преступлениям относятся все общественно опасные деяния, предусмотренные уголовными кодексами, то к проступкам - вся остальная масса правонарушений, не подпадающих под признаки состава экологического преступления.
Наконец, по способу причинения вреда экологические правонарушения подразделяются на пять групп: загрязнение природной среды; нерациональное использование природных ресурсов; порча, повреждение, уничтожение природных объектов; истощение; разрушение природной среды, ее экологических свойств. Эти группы тесно связаны между собой, что не исключает их взаимопроникновения. Например, разрушение природной среды может быть следствием самостоятельных хозяйственных действий и в то же время результатом систематического загрязнения, порчи, уничтожения природной среды. Порча, повреждение, уничтожение природных объектов есть следствие нерационального использования со стороны природопользователя. Но оно способно выступать самостоятельно, когда ущерб природе причиняется браконьерами, которые, как известно, не рассматриваются законом в качестве природопользователей.
Существование правонарушений, в том числе экологических, является результатом проявления противоречий общественного развития.
Среди причин экологических правонарушений в первую очередь следует назвать недостатки действующего законодательства. Эту причину называют в первую очередь потому, что без совершенных норм. регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства.
Недостатки законодательства, как показывает практика его применения, проявляются в трех видах: наличие пробела, несовершенство правовой нормы, противоречивость эколого-правовой нормы.
Наличие пробела в правовом регулировании свидетельствует об отсутствии правовой нормы или группы норм, нормативно-правового акта. Процесс обновления российского законодательства, проведенный после суверенизации России, во многом способствовал устранению этого недостатка в экологическом законодательстве. Вместе с тем он далек от завершения. Наряду с принятием новых законов (например, об экологической экспертизе, об отходах, о государственном экологическом контроле и т.д.) в обновлении еще нуждаются отдельные, нормы.
Пресечению и устранению правонарушений препятствует противоречивость нового экологического законодательства. Подобными внутренними противоречиями страдает Земельный кодекс, принятый в апреле 1991 г. Не лишены противоречивости в определении компетенции представительных и исполнительных органов государства Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Закон РФ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления». Много противоречий встречается в нормативных актах субъектов Федерации, принимаемых по вопросам совместной деятельности в области охраны окружающей природной среды.