Статья 380. Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти
Воинские должностные преступления представляют значительную общественную опасность. Они наносят серьезный ущерб правопорядку в армии и на флоте, ведут к ослаблению дисциплины, снижению боеготовности и боеспособности войск, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, причиняют материальный вред государству.
Совершение преступлений должностными лицами, которые в силу своего служебного долга обязаны обеспечивать законность в войсках, служить для подчиненных примером безупречного выполнения требований военной присяги, воинских уставов и приказов, подрывает уважение к закону, создает предпосылки для правонарушений со стороны подчиненных. Статья 380 УК РК предусматривает уголовную ответственность за воинские должностные преступления в силу особенностей, главным образом, объекта посягательства, а также субъекта, которые являются специальными видами по отношению к общеуголовным должностным преступлениям. Поэтому при их юридическом анализе необходимо исходить из тех положений, которые содержатся в статьях УК РК, раскрывающих общие объективные и субъективные признаки злоупотребления должностными полномочиями (ст. 307 УК РК), превышения власти или должностных полномочий (ст. 308 УК РК), бездействия власти (ст. 315 УК РК), халатности (ст. 316УКРК).
Непосредственным объектомданного преступления является нормальная деятельность органов военного управления, установленный в Вооруженных Силах РК порядок осуществления должностных функций военными начальниками, всеми воинскими должностными лицами, отвечающие интересам воинской службы и обеспечения постоянной высокой боевой готовности войск. Дополнительным объектом могут быть личность военнослужащего, охраняемые законом права и свободы, интересы воинов либо военное имущество, общественные или государственные интересы.
«Органы военного управления, — согласно ст. 1 Закона РК «Об обороне и Вооруженных Силах РК» от 7 января 2005 г., — это стратегические, оперативно-стратегические, оперативно-территориальные, оперативно-тактические, тактические и местные органы военного управления».
Объективная сторонаданного преступления выражается в злоупотреблении начальника или должностного лица властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, а равно бездействии власти, совершенные из
корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие существенный вред либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций.
Злоупотребление властью или служебным положением заключается в умышленном использовании начальником или иным должностным лицом своего служебного положения в ущерб интересам воинской службы. Использование должностным лицом своего служебного положения означает совершение им таких действий, которые не выходят за пределы его компетенции, связаны с его служебными полномочиями, обусловленными занимаемой должностью, но совершены в данном случае незаконно. Использование служебного положения имеет место и тогда, когда должностное лицо умышленно не совершает тех действий, которые обязано было совершить.
В соответствии с п. 24 нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. под злоупотреблением властью или служебным положением, указанным в ст. 380 УК РК, следует понимать противоправное деяние, которое совершается начальником или воинским должностным лицом с использованием им своего служебного положения и вопреки интересам воинской службы. Так, военнослужащий внутренних войск рядовой А. вместе с товарищами нес службу по охране одной из павлодарских колоний. Из-за холода он, кроме своих рукавиц, прихватил на службу еще и чужие, которые принадлежали сержанту Е. Обнаружив свои рукавицы у подчиненного, сержант Е. завел его в спальную комнату и дважды ударил кулаком в горло, в результате чего потерпевший попал в больницу с диагнозом: травма шеи, перелом хрящей гортани. Через двое суток рядовой А. скончался. Военная полиция совершенно справедливо возбудила уголовное дело по статье «Злоупотребление властью, превышение или бездействие власти, повлекшие тяжкие последствия»'.
Превышение власти, в отличие от злоупотребления властью, имеет место тогда, когда начальник или иное должностное лицо умышленно совершает действия, явно выходящие за пределы его прав и полномочий. Как превышение власти следует рассматривать, например, действия начальника караула или патрульного наряда и других должностных лиц, несущих специальную службу, которые, используя свое служебное положение, в нарушение уставных требований сами неправомерно применяют оружие либо отдают приказание применить оружие подчиненным. Составом превышения власти охватываются и такие умышленные действия начальника, которые не вправе совершать ни одно должностное лицо или орган ни при каких обстоятельствах. Эти действия в любом случае признаются неправомерными (учинение насилия и применение других неуставных методов воздействия в отношении подчиненных, незаконная передача предметов военной техники и имущества в пользование посторонним лицам и тому подобное). Решая вопрос о виновности лица в превышении власти, необходимо установить его компетенцию. Права и полномочия воинских должностных лиц четко определены законами, уставами, положениями, приказами командования. При этом необходимо иметь в виду, что применение оружия и физического насилия со стороны должностного лица может квалифицироваться как превышение власти, если эти действия связаны с исполнением им своих служебных обязанностей и выражаются в превышении полномочий, которыми оно наделено по службе, в отношении потерпевшего.
К примеру, Надзорная коллегия Военного суда войск РК 12 февраля 2004 г. частным постановлением установила, что при рассмотрении уголовного дела выявлены нарушения норм уголовного и уголовно-процессуального закона, повлекшие за собой как неправильное прекращение уголовного дела в отношении К., так и незаконное привлечение к уголовной ответственности М.
Так, постановлением начальника следственного отдела ВСУ МВД РК по Костанайскому гарнизону от 28 декабря 2002 г. уголовное дело в отношении К. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 380 УК РК. Органы уголовного преследования пришли к выводу, что, отдавая приказ о задержании С. и Ю., К. действовал в интересах службы.
Постановлением военного суда Костанайского гарнизона от 14 апреля 2003 г. уголовное дело направлено на дополнительное расследование в связи с необходимостью привлечения к уголовной ответственности К., отдавшего во вред интересам службы незаконный приказ о задержании инспекторов полиции.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 УК РК, исполнение приказа или распоряжения не является преступлением причинение вреда охраняемым настоящим Кодексом интересам лицом, действовавшим по исполнение обязательного для него приказа или распоряжения. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.
Как следует из материалов дела, на замечания С. о том, что пограничники оставили беспорядок в помещении акимата, К. недовольный его высказываниями, отдал приказ подчиненным задержать С. и Ю. Выполняя приказ К. М., под воздействием обязательного для исполнения приказа начальника, не осознав его незаконность, не оценив сложившуюся конфликтную ситуацию, нанес С. несколько ударов прикладом автомата по телу.
При таких обстоятельствах, К., умышленно отдавший незаконный приказ вопреки интересам службы, правильно привлечен к уголовной ответственности за превышение власти и служебных полномочий, которые выразились в использовании подчиненного для достижения своих противоправных целей.
Однако до этого, вопрос о его привлечении к уголовной ответственности не ставился, и, несмотря на очевидность отсутствия в действиях М. состава преступления, органы уголовного преследования неоднократно привлекали М. к уголовной ответственности.
Постановлением Надзорной коллегии Военного суда войск Республики Казахстан уголовное дело в отношении М. прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления1.
Под превышением власти или служебных полномочий, согласно п. 25 нормативного постановления Верховного Суда РК от 28 октября 2005 года, понимается совершение начальником или должностным лицом действий, явно превышающих права или служебные полномочия, предоставленные ему законами, уставами и приказами.
Например, командир части майор Р., нарушая требований ст. 91 Устава внутренней службы ВС РК и Приказа МО РК № 197 от 18 июля 2000 года «Инструкция о ведении финансовой и хозяйственной деятельности в Вооруженных Силах РК», предписывающих командиру части руководить финансовой и хозяйственной деятельностью части, распоряжаться в соответствии с законодательством денежными и материальными средствами, обеспечивать их экономное использование, нести полную ответственность за финансовое обеспечение боевой готовности части, превышая власть и служебные полномочия, выразившиеся в хищении государственных денежных средств совместно с подчиненными, а также с другими служащими и рабочими войсковой части, присвоил денежные средства на общую сумму 527 500 тенге, что повлекло за собой причинение существенного вреда, выразившегося в материальном ущербе на указанную сумму, а также причинен вред интересам воинской службы, правильной и нормальной деятельности командира по руководству финансовой деятельностью части1.
Бездействием начальника или воинского должностного лица является умышленное неисполнение им своих обязанностей по службе.
Мы считаем, что бездействие власти представляет собой умышленное невыполнение начальником действий, которые он по обязанностям воинской службы должен был совершить. Воинские уставы требуют, чтобы каждый начальник использовал в полной мере предоставленную ему власть в интересах воинской службы, в целях повышения боеспособности вверенной части (подразделения), строгого соблюдения дисциплины и порядка. Преступное бездействие начальника, непринятие им мер, которые он обязан был принять в данной обстановке для предотвращения общественно опасных последствий, может нанести большой вред воинской службе. Так, например, если сержант видит, что его подчиненный во время перевозки имущества подразделения похищает боевые патроны и продает их постороннему лицу, и не пресекает эти действия, в результате чего боеприпасы утрачиваются, то сержант должен нести уголовную ответственность за преступное бездействие.
Нормативное постановление Верховного Суда РК от 28 октября 2005 года «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» определяет, что «для установления факта нарушения должностным лицом своих полномочий суду необходимо исследовать нормативные акты, регулирующие права и обязанности этих должностных лиц в условиях прохождении воинской службы (уставы, наставления, инструкции, приказы и иные нормативные правовые документы ».
Следует отметить, что уголовная ответственность по ст. 380 УК РК наступает лишь в тех случаях, когда деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
Под корыстной заинтересованностью следует понимать стремление воинского должностного лица извлечь материальную выгоду, без признаков хищения, а под иной личной заинтересованностью — карьеризм, стремление прикрыть свою бездеятельность, избежать взыскания, оказать услугу родственнику, месть, расправа за критику, зависть и иные низменные побуждения.
Так, Надзорная коллегия Военного суда войск РК 13 мая 2004 г. частным постановлением установила, что по протесту прокурора апелляционной инстанцией Военного суда войск РК от 9 декабря 2003 года приговор военного суда Семипалатинского гарнизона в отношении К. был изменен: прекращено уголовное дело в части осуждения К. по ч. 3 ст. 325 УК РК за отсутствием состава преступления и она же была признана виновной по ч. 1 ст. 380 УК РК с назначением наказания в виде ограничения по службе сроком на один год с удержанием 10%из денежного довольствия.
В соответствии с ч. 2 ст. 58 УК РК путем поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательно назначено 3 года лишения свободы. В остальной части приговор оставлен без изменения.
Надзорная коллегия, изучив материалы дела и доводы, указанные в надзорной жалобе, постановление Коллегии по уголовным делам Военного Суда войск РК в части осуждения К. по ч. 1 ст. 380 УК РК отменила, как противоречащее закону.
Из материалов дела следует, что на основании приказа командира воинской части военнослужащим войсковой части выделена материальная помощь на сумму 1 353 656 тенге.
Указанный эпизод был вменен К. как хищение чужого имущества и злоупотребление служебным положением, так как К., являясь начальником финансовой службы, должна была сообщить командиру воинской части о незаконности издания приказа о выплате материальной помощи.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что по этому эпизоду в действиях К. отсутствуют составы преступлений, поэтому обоснованно принял решение об оправдании К. в этой части.
К., начисляя материальные выплаты военнослужащим воинской части, выполняла письменный приказ командира воинской части, который носил для нее обязательный характер, поэтому в ее действиях отсутствуют какие-либо признаки превышения или злоупотребления служебным положением или властью.
Кроме того, из материалов дела следует, что в тот период времени финансовая часть воинской части располагала сэкономленными денежными средствами по заработной плате, образовавшиеся за счет вакантных мест.
Довод апелляционной инстанции о том, что приговор военного суда Семипалатинского гарнизона от 6 декабря 2002 года в отношении бывшего командира воинской части Р., осужденного по ч. 1 ст. 380 УК РК за издание незаконных приказов о выплате материальной помощи и вступивший в законную силу имеет преюдициальное значение для уголовного дела в отношении К., является ошибочным, так как действия осужденных Р. и К. по своему характеру и обстоятельствами дела различны.
Таким образом, апелляционная инстанция без отмены оправдательного приговора по ст. 380 УК РК признала К. виновной в злоупотреблении властью и служебным положением и назначила наказание, что не предусмотрено никаким Законом и явно противоречит основному принципу уголовного судопроизводства — презумпции невиновности.
Закон не допускает принятия нового решения (признание виновным) судом апелляционной инстанции, поэтому данное решение следует считать вынесенным с превышением полномочий1.
Согласно п. 27 нормативного постановления Верховного Суда РК от 28 октября 2005 года «определение вреда существенным, предусмотренным ст. ст. 380,381 УК РК, зависит от конкретных обстоятельств дела и решается на основе анализа всех имеющихся в деле материалов, в частности, оценки обстановки, времени, места и способа совершения преступления, важ ности нарушенных интересов государства или прав и законных интересов граждан или организаций, серьезности и длительности нарушения, размера материального ущерба, значения утраченного или поврежденного имущества и т.п.
Под существенным следует понимать вред, нанесенный интересам государства, конкретной воинской части, юридическим и физическим лицам, являющийся значительным по своему характеру и размерам.
Существенный вред может выражаться в срывах важных воинских мероприятий, проводимых частью, подразделением в соответствии с Уставом, предписанием вышестоящего командования, а также в причинении вреда охраняемым законом правам и интересам военнослужащих, граждан, в систематическом отвлечении личного состава от несения обязанностей по воинской службе на выполнение различного вида работ в свою пользу или в пользу третьих лиц, в нанесении побоев, причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего и т.п.
При причинении легкого или средней тяжести вреда здоровью дополнительная квалификация по статьям о преступлениях против личности не требуется.
Существенное нарушение прав и законных интересов военнослужащих (граждан) или организаций может выражаться в причинении вреда здоровью, ущемлении конституционных прав и свобод военнослужащих и граждан.
В пункте 25 данного нормативного постановления Верховного Суда РК говорится, что «общественно опасное действие (бездействие), совершенное должностным лицом вне связи с его служебным положением и исполнением возложенных обязанностей, не может признаваться воинским должностным преступлением.
Если ответственность за отдельные виды должностных преступлений предусмотрена специальными нормами (например, получение взятки, хищение с использованием служебного положения и т.п.), то совершение военнослужащим — должностным лицом таких действий квалифицируется по соответствующей статье уголовного закона без совокупности ст. 380 УК РК».
В каждом конкретном случае необходимо устанавливать, входило ли в компетенцию данного должностного лица совершение действий, которые оказались невыполненными, и имелась ли у него для этого фактическая возможность.
Преступление будет считаться оконченным с момента причинения существенного вреда. Существенность вреда определяется в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств содеянного. Состав преступления — материальный, поэтому кроме указанных противоправных деяний необходимо наступление общественно опасного последствия в виде причиненного существенного вреда и наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями.
С субъективной сторонырассматриваемое преступление совершается с прямым и косвенным умыслом. Лицо сознает общественную опасность своего поведения, предвидит, что в результате этого охраняемым законом интересам может быть причинен существенный вред, и желает его причинить (при прямом умысле) либо сознательно допускает его причинение (при косвенном умысле). Обязательным признаком субъективной стороны является корыстный мотив или иная личная заинтересованность.
Субъектомвоинского должностного преступления, предусмотренного ст. 380 УК РК, являются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.
К должностным лицам, являющимся субъектами воинских преступлений, согласно п.п. 21 и 22 нормативного постановления Верховного Суда РК от 28 октября 2005 года, относятся все воинские начальники, а также иные военнослужащие, которые, не являясь начальниками, занимают постоянно, временно или по специальному поручению командования, отданному устно, письменно либо по техническим каналам связи, должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.
Перечни воинских должностных лиц содержатся в уставах внутренней службы, гарнизонной и караульной служб, в Дисциплинарном уставе и в других нормативных правовых актах.
Субъектом рассматриваемого преступления может быть воинский начальник или иное должностное лицо. Согласно Уставу внутренней службы, начальники могут быть по служебному положению (должности) и по воинскому званию. Они наделены правом отдавать подчиненным приказания. Начальниками по служебному положению могут быть военнослужащие любого воинского звания, в том числе и рядовые, если они назначаются на соответствующую должность либо для выполнения определенного задания и имеют в подчинении других военнослужащих. При этом не имеет значения, постоянно или временно, письменным или устным распоряжением военнослужащий назначен исполнять обязанности начальника.
В соответствии с примечанием к ст. 41 УК РК преступление, предусмотренное ст. 380 УК РК, относится к коррупционным преступлениям.
Нормативное постановление Верховного Суда РК «О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях, связанных с коррупцией» от 13 декабря 2001 г. в п.п. 9 и 10 определяет, что «преступления, связанные с коррупцией, следует отличать от иных преступлений, субъектами которых являются должностные лица. При этом следует учитывать, что при преступлении, связанном с коррупцией, целью является совершение должностным лицом умышленных незаконных действий с использованием своего служебного положения в интересах других лиц, сопряженное с незаконным получением от них имущественных благ и преимуществ, как для себя, так и для других лиц.
В связи с этим, при отсутствии вышеназванных обстоятельств, такие преступления как злоупотребление должностными полномочиями, превышение власти или должностных полномочий, бездействие по службе и другие преступления против интересов государственной службы не могут относиться к преступлениям, связанным с коррупцией.
Совершение должностным лицом иных преступлений, квалифицируемых по признаку «с использованием своего служебного положения» также не является преступлением, связанным с коррупцией, так как имущественные блага и выгоды указанные лица получают не от других лиц, а в результате своих же действий, направленных изначально на незаконное получение материальной выгоды».
Согласно п. 1 примечания к ст. 41 УК РК и п. 32 нормативного постановления Верховного Суда РК «О судебной практике по делам о воинских преступлениях» от 28 октября 2005 г. деяния, предусмотренные ст. 380 УК РК, признаются коррупционными преступлениями, если они выразились в использовании воинским должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы в целях извлечения имущественных благ и преимуществ для себя или других лиц или организаций.
В пункте 29 данного нормативного постановления указывается, что «начальник караула может нести ответственность по ст. 380 УК РК в тех случаях, когда совершенное им деяние, хотя и выходит за пределы обязанностей по несению специальной службы или непосредственно не относится к ней, явилось нарушением его общих должностных обязанностей командира-начальника (например, насильственные действия начальника караула по отношению к лицу, входящему в состав караула, не повлекшие каких-либо последствий для охраняемого объекта или иных вредных последствий)».
Часть 2 ст. 380 УК РК предусматривает в качестве квалифицирующего признака совершение рассматриваемого преступления, повлекшего наступление тяжких последствий.
«К тяжким последствиям, предусмотренным ч. 2 ст. 381 УК РК, могут быть отнесены: срыв выполнения важных задач, создание угрозы безопасности государства, катастрофы и аварии, человеческие жертвы, гибель или повреждение боевой техники, крупный материальный ущерб, причинение вреда здоровью людей и т.п.»1.
Под тяжкими последствиями следует понимать ущерб, значительный по своему характеру и размерам. Тяжкие последствия могут иметь как материальное, так и нематериальное проявление. Вопрос о том, какой ущерб следует считать тяжким последствием, решается судом на основе анализа всех материалов дела, важности нарушенных интересов, размера материального ущерба, и так далее. Например, тяжкими последствиями следует считать срыв выполнения боевого задания, уничтожение боевой техники, и тому подобное.
Часть 3 ст. 380 УК РК рассматривает в качестве особо квалифицирующих обстоятельств совершение деяния, предусмотренного ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи, в военное время или в боевой обстановке, определение которых рассмотрены нами выше.