Разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов

Это разграничение устанавливается, как известно, группой ста­тей. Данный вопрос - один из самых сложных как в конституцион­ной теории, так и в реальной жизни. Статья 71 Конституции РФ от­носит к предмету ведения РФ федеральную государственную собст­венность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического раз­вития РФ; федеральные налоги и сборы (в том числе экологиче­ские); федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт и пути сооб­щения, деятельность в космосе; производство ядовитых веществ и порядок их использования; определение статуса и защиту террито­риального моря, исключительной экономической зоны и континен­тального шельфа РФ; уголовное и гражданское законодательство; метеорологическую службу, стандарты, геодезию и картографию; федеральную государственную службу. Предмет совместного веде­ния по ст. 72 включает: обеспечение правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения зем­лей, недрами, водами и другими природными ресурсами, разграни­чение государственной собственности; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрану памятников исто­рии и культуры, осуществление мер по борьбе с катастрофами, сти­хийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, ад­министративное, земельное, водное и лесное законодательство, зако­нодательство о недрах, об охране окружающей среды, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочис­ленных этнических общностей.

Независимо от разграничения предметов ведения в соответствии со ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение единой госу­дарственной политики в области экологии, несомненно имея кон­ституционные основания так или иначе внедряться в предмет веде­ния субъектов Федерации.

Таким образом, структура предметов ведения РФ и ее субъектов сама по себе сложная, вдобавок на всех уровнях в компетенцию всех субъектов включается защита прав и свобод граждан (конечно, и экологических).

При анализе этих норм Конституции РФ следует учитывать и со­держание Федеративных договоров от 31 марта 1992 г. о разграниче­нии предметов ведения и полномочий между федеральными органа­ми государственной власти РФ и органами власти суверенных рес­публик в составе РФ; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, наконец, органами власти автономной области и автономных округов РФ, а также договоры с отдельными субъектами РФ.

Личностный уровень. Статья 42 Конституции РФ, как и ряд со­седних статей, начинается словом «каждый». В ней говорится о пра­ве на благоприятную окружающую среду, достоверную информа­цию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоро­вью или имуществу экологическим правонарушением. Эта норма не имеет аналогов в конституциях советского периода. Ее включение в текст Конституции РФ отражает современные тенденции расшире­ния круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наи­более высоким уровнем защиты (конституционным), повышает зна­чение экологических прав в системе прав и свобод человека. Право каждого на благоприятную окружавющую среду внешне носит дос­таточно абстрактный характер, но означает право требовать установ­ления законодательных, организационных и иных мер по охране ок­ружающей среды, улучшению ее качества, что, конечно, не может быть в настоящее время осуществлено полностью. Другие пра­ва — на информацию и возмещение ущерба — реализуются в несколь­ких направлениях на основе специального экологического законода­тельства, в котором содержатся предписания о праве граждан на получение информации о состоянии окружающей среды, ее загряз­нении, изменениях, факторах, влияющих на эти процессы, последст­виях и т. п., а также об обязанностях органов государственной вла­сти и управления, их должностных лиц предоставлять такую инфор­мацию, наконец, в нормах, предусматривающих ответственность за сокрытие и фальсификацию экологической информации (ст. 237 УК РФ). Право граждан на возмещение вреда, причиненного эколо­гическим правонарушением, также закрепляется в актах специаль­ного экологического законодательства, и судебная практика послед­них лет наглядно свидетельствует об определенных успехах в этом направлении. Статья 42 Конституции РФ, даже с учетом реальных процессов развития российского общества, юридически обеспечива­ет равенство экологических прав граждан Российской Федерации с

гражданами любых иных стран в условиях глобального воздействия на природу. Каждый в России имеет право на- такое благоприятное состояние окружающей среды, какое может быть достигнуто совре­менной цивилизацией.

4. Конституционное экологическое право за рубежом (краткая справка)

В последние годы за рубежом, например в ФРГ, активно разра­батываются вопросы конституционной охраны окружающей среды и конституционной защиты экологических прав граждан. Особый интерес представляет попытка построить модель конституционного экологического государства, т. е. дополнить классические его эле­менты (правовое, социальное, демократическое, гарант безопасно­сти) пятым элементом - экологическим, что не обязательно должно находить прямое выражение в тексте уже написанной и действую­щей конституции, но может быть результатом интерпретации кон­ституционных норм. Это особенно важно при закреплении обязан­ности государства защищать окружающую среду и нести ответствен­ность в этой сфере перед своими гражданами. Такой подход воспринят и реализован не только отдельными европейскими госу­дарствами, но и признается Европейским Союзом в целом. Различа­ются лишь формы защиты. В некоторых странах в конституциях за­креплена обязанность защищать окружающую среду, в других — пра­во граждан на здоровую окружающую среду, в третьих защита окружающей среды провозглашается государственной целью. Так, право граждан на благоприятную окружающую среду установлено Конституцией Португалии, Основным Законом Земли Бранденбург. Обязанность государства защищать окружающую среду закреплена в конституциях Австрии, Греции, Швейцарии, Голландии, Испании, Португалии, стран Балтии, Германии, Польши. Кроме того, в 1994 г. в Основной Закон ФРГ была введена новая ст. 20а «Государ­ственная цель — охрана окружающей среды», что свидетельствует о важном шаге на пути к построению конституционного экологиче­ского государства. Конечно, всегда возникает вопрос о гарантиях реализации конституционных норм. Достаточно вспомнить ст. 18 Конституции СССР 1977 г. (брежневской), к тексту которой трудно было бы иметь претензии и сегодня. Следует полагать, что объек­тивная необходимость охраны окружающей среды, снижения угроз экологической безопасности и уровня техногенных рисков вынудит отдельные государства, в том числе Россию, к дальнейшему разви­тию конституционных основ экологического права и созиданию

конституционного экологического, социального, правового и демо­кратического государства в гармонии всех его составляющих.

Рекомендуемая литература:Бриннук М. М. Экологическое право (Право окружаю­щей среды). М., 1998, с. 106-112; Дубовик О. Л., Написанова Я. В. Рецензия на книгу Р. Штайнберга «Экологическое конституционное государство».— Государство и пра­во. 2000, №1, с. 126—127; Экология. Юридический энциклопедический .словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1999, с. 168-169; Договоры между РФ и ее субъекта­ми.-Экологическое право России. Сборник нормативных актов (Сост. Волков Г. А., Голиченков А. К.). М., 1997; Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б. Н. Топор-нина. М., 1998; Проблемный комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. А. Чет-вернина. М. 1997.

Наши рекомендации