Разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов
Это разграничение устанавливается, как известно, группой статей. Данный вопрос - один из самых сложных как в конституционной теории, так и в реальной жизни. Статья 71 Конституции РФ относит к предмету ведения РФ федеральную государственную собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития РФ; федеральные налоги и сборы (в том числе экологические); федеральные энергетические системы, ядерную энергетику, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт и пути сообщения, деятельность в космосе; производство ядовитых веществ и порядок их использования; определение статуса и защиту территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; уголовное и гражданское законодательство; метеорологическую службу, стандарты, геодезию и картографию; федеральную государственную службу. Предмет совместного ведения по ст. 72 включает: обеспечение правопорядка, общественной безопасности; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и другими природными ресурсами, разграничение государственной собственности; природопользование, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрану памятников истории и культуры, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидации их последствий, административное, земельное, водное и лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.
Независимо от разграничения предметов ведения в соответствии со ст. 114 Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области экологии, несомненно имея конституционные основания так или иначе внедряться в предмет ведения субъектов Федерации.
Таким образом, структура предметов ведения РФ и ее субъектов сама по себе сложная, вдобавок на всех уровнях в компетенцию всех субъектов включается защита прав и свобод граждан (конечно, и экологических).
При анализе этих норм Конституции РФ следует учитывать и содержание Федеративных договоров от 31 марта 1992 г. о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти суверенных республик в составе РФ; органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, наконец, органами власти автономной области и автономных округов РФ, а также договоры с отдельными субъектами РФ.
Личностный уровень. Статья 42 Конституции РФ, как и ряд соседних статей, начинается словом «каждый». В ней говорится о праве на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Эта норма не имеет аналогов в конституциях советского периода. Ее включение в текст Конституции РФ отражает современные тенденции расширения круга основных прав и свобод человека и обеспечения их наиболее высоким уровнем защиты (конституционным), повышает значение экологических прав в системе прав и свобод человека. Право каждого на благоприятную окружавющую среду внешне носит достаточно абстрактный характер, но означает право требовать установления законодательных, организационных и иных мер по охране окружающей среды, улучшению ее качества, что, конечно, не может быть в настоящее время осуществлено полностью. Другие права — на информацию и возмещение ущерба — реализуются в нескольких направлениях на основе специального экологического законодательства, в котором содержатся предписания о праве граждан на получение информации о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, изменениях, факторах, влияющих на эти процессы, последствиях и т. п., а также об обязанностях органов государственной власти и управления, их должностных лиц предоставлять такую информацию, наконец, в нормах, предусматривающих ответственность за сокрытие и фальсификацию экологической информации (ст. 237 УК РФ). Право граждан на возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением, также закрепляется в актах специального экологического законодательства, и судебная практика последних лет наглядно свидетельствует об определенных успехах в этом направлении. Статья 42 Конституции РФ, даже с учетом реальных процессов развития российского общества, юридически обеспечивает равенство экологических прав граждан Российской Федерации с
гражданами любых иных стран в условиях глобального воздействия на природу. Каждый в России имеет право на- такое благоприятное состояние окружающей среды, какое может быть достигнуто современной цивилизацией.
4. Конституционное экологическое право за рубежом (краткая справка)
В последние годы за рубежом, например в ФРГ, активно разрабатываются вопросы конституционной охраны окружающей среды и конституционной защиты экологических прав граждан. Особый интерес представляет попытка построить модель конституционного экологического государства, т. е. дополнить классические его элементы (правовое, социальное, демократическое, гарант безопасности) пятым элементом - экологическим, что не обязательно должно находить прямое выражение в тексте уже написанной и действующей конституции, но может быть результатом интерпретации конституционных норм. Это особенно важно при закреплении обязанности государства защищать окружающую среду и нести ответственность в этой сфере перед своими гражданами. Такой подход воспринят и реализован не только отдельными европейскими государствами, но и признается Европейским Союзом в целом. Различаются лишь формы защиты. В некоторых странах в конституциях закреплена обязанность защищать окружающую среду, в других — право граждан на здоровую окружающую среду, в третьих защита окружающей среды провозглашается государственной целью. Так, право граждан на благоприятную окружающую среду установлено Конституцией Португалии, Основным Законом Земли Бранденбург. Обязанность государства защищать окружающую среду закреплена в конституциях Австрии, Греции, Швейцарии, Голландии, Испании, Португалии, стран Балтии, Германии, Польши. Кроме того, в 1994 г. в Основной Закон ФРГ была введена новая ст. 20а «Государственная цель — охрана окружающей среды», что свидетельствует о важном шаге на пути к построению конституционного экологического государства. Конечно, всегда возникает вопрос о гарантиях реализации конституционных норм. Достаточно вспомнить ст. 18 Конституции СССР 1977 г. (брежневской), к тексту которой трудно было бы иметь претензии и сегодня. Следует полагать, что объективная необходимость охраны окружающей среды, снижения угроз экологической безопасности и уровня техногенных рисков вынудит отдельные государства, в том числе Россию, к дальнейшему развитию конституционных основ экологического права и созиданию
конституционного экологического, социального, правового и демократического государства в гармонии всех его составляющих.
Рекомендуемая литература:Бриннук М. М. Экологическое право (Право окружающей среды). М., 1998, с. 106-112; Дубовик О. Л., Написанова Я. В. Рецензия на книгу Р. Штайнберга «Экологическое конституционное государство».— Государство и право. 2000, №1, с. 126—127; Экология. Юридический энциклопедический .словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 1999, с. 168-169; Договоры между РФ и ее субъектами.-Экологическое право России. Сборник нормативных актов (Сост. Волков Г. А., Голиченков А. К.). М., 1997; Комментарий к Конституции РФ / Под ред. Б. Н. Топор-нина. М., 1998; Проблемный комментарий к Конституции РФ / Под ред. В. А. Чет-вернина. М. 1997.