Право общего и специального природопользования
Общее природопользование присуще физическим лицам в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих и существующих как результат рождения и существования человека. Признаки общего природопользования как процесса воздействия на окружающую среду и как общественного отношения определены в ч. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды»: а) субъектами признаются только физические лица; б) осуществляется для удовлетворения собственных потребностей. В силу названных признаков общее природопользование не причиняет существенного ущерба окружающей среде, поэтому оно наделено следующими юридическими признаками, которые в свою очередь характеризуют право общего природопользования, т. е. совокупность норм, его устанавливающих, а также объем прав и обязанностей, возникающих для пользователя. Оно осуществляется:
• без получения соответствующих разрешений;
• без закрепления природных ресурсов за пользователями;
• безвозмездно.
Право общего природопользования в определенной степени имеет имущественный характер, на который указывает ст. 222 ГК, определяющая сбор общедоступных вещей (ягод, рыбы, других вещей и животных) в лесах, водоемах и т. д. как способ приобретения права собственности. Так, ст. 42 ЛК устанавливает право граждан бесплатно собирать для удовлетворения собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, грибы и др.
В КоН понятие общего природопользования отсутствует, в то же время установлено право землевладельцев, землепользователей и собственников земель на осуществление добычи для своих хозяйственных нужд общераспространенных полезных ископаемых, а также строительство и (или) эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Пользование недрами в этом случае осуществляется без предоставления горного отвода. Очевидно, что землепользователи, землевладельцы и собственники земельных участков не определены как участники специальных горных отношений. Они осуществляют пользование недрами без предоставления им горного отвода, т. е. без разрешения. В пользу того, что этот вид пользования является общим, а не специальным, говорит и то, что в соответствии со ст. 37 КоН все виды пользования недрами подлежат государственной регистрации и государственному учету. Объектом регистрации признается горный отвод как участок недр, предоставляемый пользователю недр для добычи полезных ископаемых, строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. В данном случае, так же как и в случае общего водопользования, в круг субъектов включены юридические лица, поскольку право, предоставленное землевладельцам, землепользователям и собственникам земельных участков распространяется как на граждан, так и на юридических лиц.
Проблема правового закрепления общего пользования присуща и земельным отношениям. В действующем земельном законодательстве понятие права общего землепользования отсутствует. Наличие в категории земель населенных пунктов группы земель общего пользования не говорит в пользу установления общего землепользования в КоЗ, поскольку земли общего пользования, хотя и включают земельные участки, используемые для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения города, однако на них разрешается возведение строений и сооружений в соответствии с целевым назначением этих земель без ущерба для целевого назначения земель общего пользования. Отсутствие нормы об общем землепользовании в КоЗ не означает, что право общего пользования землями (существующее в силу объективной потребности) не закреплено в белорусском законодательстве. Статья 263 ГК содержит понятие «земельные участки общего пользования», представляющие собой не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в собственности Республики Беларусь, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законодательством. Более того, если земельный участок не огорожен либо его собственник (владелец, пользователь) иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через этот участок, если это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику (владельцу, пользователю). Приведенная норма гражданского законодательства характеризует именно общее землепользование как осуществляемое физическими лицами свободно, т. е. без специального разрешения и без закрепления за ними земельного участка. Подобной нормы, на наш взгляд, недостает земельному законодательству.
Определенные выше признаки общего природопользования формируют общий подход к этому виду природопользования. Разграничение общего и специального пользования принципиально возможно на основе признака разрешительного характера специального пользования.
Специальное природопользование представляет собой использование природных ресурсов в процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности и характеризуется рядом признаков.
Специальное природопользование разрешается юридическим и индивидуальным предпринимателям на основании решений специально уполномоченных государственных органов, специального разрешения (лицензии), договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Такой подход обусловлен в первую очередь тем, что по законодательству Республики Беларусь природные ресурсы: недра, воды, леса, животный и растительный мир, а также большая часть земель являются объектом государственной собственности и могут быть предоставлены лишь в пользование. В силу государственного характера собственности на природные ресурсы для возникновения права природопользования необходимо волеизъявление собственника – государства. Таким волеизъявлением является решение компетентного государственного органа соответствующего исполнительного и распорядительного комитета, местного Совета, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь или их территориальных органов. Таким образом, одним из признаков, отличающих право специального природопользования, является его разрешительный характер.
Одним из существенных признаков права специального природопользования является целевой характер использования природных ресурсов. Предоставляя природный ресурс в пользование, государственный орган указывает цель, для осуществления которой он предоставлен. Так, согласно нормам КоЗ отнесение земель к той или иной категории, перевод их из одной категории в другую производятся органами, принимающими решения о предоставлении земельных участков, в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Аналогично урегулирован целевой характер пользования иными природными ресурсами (например, ст. 20 ВК, ст. 25 КоН, ст. 46 ЛК). Использование природного ресурса не в соответствии с указанной в документе целью является основанием для прекращения права специального природопользования, что урегулировано специальным законодательством (п. 4 ст. 35 КоЗ; п. 6 ст. 25 КоН; ч. 7 ст. 34 ВК; п. 3 ст. 88 ЛК).
С целевым характером использования природных ресурсов тесно связано понятие рационального природопользования. Рациональным в соответствии с экологическим законодательством признается природопользование, которое характеризуется устойчивостью, т. е. длительным характером использования природного ресурса без снижения его первоначальной кадастровой оценки. По существу в этой части содержание понятия «рациональное природопользование» совпадает с содержанием понятия «устойчивое развитие», под которым подразумевается «развитие, позволяющее удовлетворять основные потребности современности, не подвергая риску возможность удовлетворения потребностей будущих поколений».
Рациональному характеру природопользования способствует и его платность. Платный характер специального природопользования вызван не только экономическими, но и экологическими соображениями в силу того, что в соответствии со ст. 84 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» платежи за природопользование выступают в качестве источников формирования государственных целевых бюджетных фондов охраны природы, средства которых расходуются на цели охраны окружающей среды.
25. Правовые формы природопользования: общая характеристика.
Согласно ст. 16 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» осуществление специального природопользования разрешается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании решений государственных органов, договора аренды, концессионного договора и на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь. Из чего следует, что право специального природопользования может возникать как на основании только административного акта (например, решения исполнительного и распорядительного органа или местного Совета), так и на основании договора гражданско-правового характера, заключаемого после принятия решения государственного органа о предоставлении природного ресурса в пользование.
Выделяют следующие правовые формы использования природных ресурсов:
возникающие на основании административного акта: право постоянного или временного природопользования, право пожизненного наследуемого землевладения;
возникающие на основании договора: право частной собственности на землю, право пожизненного наследуемого землевладения, аренда природных ресурсов, концессия природных ресурсов, сервитут.
Закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» особенно обращает внимание на такие, основанные на договоре, формы использования природных ресурсов, как аренда и концессия.
Аренда природных ресурсов. Общие положения об аренде как договоре имущественного найма определены в главе 34 ГК. По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законодательством или собственником сдавать имущество в аренду. Так, в соответствии с КоЗ арендодателями земельных участков являются сельские (поселковые), городские (городов областного подчинения и города Минска), районные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции, которые осуществляют названное правомочие от имени собственника – Республики Беларусь. Арендаторами природных ресурсов могут быть юридические и физические лица Республики Беларусь, лица без гражданства, иностранные юридические и физические лица, иностранные государства, международные организации (ст. 28 ВК, ст. 45 ЛК).
Особенности аренды отдельных природных ресурсов определены в природоресурсном законодательстве. Так, согласно ст. 28 ВК водные объекты (их части) могут быть переданы в аренду для ведения промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и ведения охотничьего хозяйства. Водные объекты передаются в аренду соответствующими местными Советами депутатов по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами. Передача водных объектов в аренду должна осуществляться с учетом интересов населения, проживающего на прилегающей к передаваемому водному объекту (его части) территории. Не подлежат передаче в аренду водные объекты, используемые для питьевых, бытовых и иных нужд населения, а также расположенные на территории населенных пунктов и (или) на особо охраняемых природных территориях.
Арендаторы водных объектов и участков лесного фонда не вправе сдавать переданные им по договору аренды объекты в субаренду.
Граждане Республики Беларусь, в частной собственности которых находятся земельные участки, приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства и дачного строительства, могут передавать их в аренду гражданам Республики Беларусь при условии сохранения целевого назначения этих земельных участков, а также с учетом того, что жилые дома, дачи и садовые домики могут передаваться в аренду только вместе с земельным участком.
Таким образом, можно выделить следующие особенности аренды природных ресурсов: запрет на передачу в субаренду (за исключением земельных участков) и в собственность арендатора по истечении срока аренды.
Концессия природных ресурсов. Под концессией понимается договор, заключаемый Республикой Беларусь с национальным инвестором (юридическим лицом частной формы собственности либо (и) юридическим лицом, в имуществе которого доля Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, а также государственных организаций составляет не более 25 процентов), или иностранным инвестором о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории Республики Беларусь отдельного вида деятельности, на которую распространяется исключительное право государства, либо права пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает использование на условиях концессии земель, недр, вод, лесов (ст. 51). Использование природных ресурсов на условиях концессии осуществляется в соответствии с нормами природоресурсного законодательства. По одному концессионному договору концессионеру может быть передано одновременно несколько разных объектов.
В соответствии со ст. 5-1 КоН, ст. 7-1 ВК решения о необходимости концессии в отношении участков недр и водных объектов принимает Президент Республики Беларусь. В лесном законодательстве право специального природопользования на основе концессионного договора установлено в ст. 45-1 ЛК. Перечень лесов (участков лесного фонда), предоставляемых в пользование на основе концессии, порядок их предоставления, условия и сроки концессии определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь об инвестиционной деятельности.