К экологическим сукцессиям, обусловленным внутренними факторами, относится;
1) зарастание скал;
2) зарастание озера вследствие попадания избытка питательных (органических) элементов;
3) изменение луга под влиянием выпаса скота;
4) изменение в лесах, вызванное рекреационными факторами.
56. Быстрее всего происходят такие сукцессионные изменения, как:
1) зарастание мелкого водоема;
2) превращение болота в торфяник;
3) зарастание торфяника лесом;
4) смена березового леса дубовым.
57. Под влиянием внутренних факторов продуктивность сообщества:
1) нарастает;
2) уменьшается;
3) не изменяется;
4) слегка уменьшается.
58. К неустойчивым экосистемам из нижеперечисленных относят:
1) дубраву;
2) крупное глубоководное озеро;
3) тайгу;
4) отвалы пустой породы.
59. Кто или что образует первый уровень во всех экосистемах:
1) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - растения;
2) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - млекопитающие;
3) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - простейшие;
4) первый уровень во всех экосистемах, образуют продуценты - аэробы;
5) первый уровень во всех экосистемах образуют продуценты - сапрофиты.
60. Кто или что образует второй уровень во всех экосистемах:
1) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - фитофаги;
2) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - зоофаги;
3) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - растения;
4) второй уровень во всех экосистемах образуют первичные консументы - сапрофаги,
5) второй уровень во всехэкосистемах образуют первичные консументы - аэробионты.
61. Кто или что образует третий уровень во всех экосистемах:
1) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - зоофаги;
2) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - простейшие;
третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - растения;
3) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - аквабионты;
4) третий уровень во всех экосистемах образуют вторичные консументы - гидрофиты.
62. «Сгущения» жизни (по В.И.Вернадскому) есть концентрация организмов, приуроченная:
1) к центральным областям экосистем;
2) только к поверхности земли (почве);
3) к подземным (подпочвенным) областям;
4) к местам контактов различных сред.
63. В. И. Вернадский видел дальнейшее развитие биосферы в переходе ее в состояние:
1) техносферы;
2) антропосферы;
3) ноосферы;
4) урбосферы.
64. Осадочные породы на Земле образовались в основном благодаря:
1) деятельности живых организмов;
2) вулканической деятельности;
3) физическим процессам выветривания;
4) окислительной деятельности кислорода.
65. В биосфере Земли скопилось много углерода, причем его значительно больше содержится в:
1) растворенном виде в морях и океанах (в виде С02, Н2, С03 и ионов СО32-НСО3-);
2) атмосфере в виде СО, СО2;
3) почвах;
4) животных и растениях.
66. Практически весь кислород атмосферы Земли накоплен за счет:
1) космических процессов, происходивших за пределами планеты;
2) процессов, происходивших в древних горных породах Земли;
3) фотосинтеза зеленых растений в прошлые геологические эпохи;
4) вулканических выбросов из недр Земли.
67. Круговороты важнейших биогенных элементов в биосфере, созданные живыми организмами, подразделяются на:
1) круговороты газов и осадочные круговороты;
2) круговороты газов и металлов;
3) круговороты растворов и горных пород;
4) круговороты органических и неорганических веществ.
68. Пионерами освоения сухопутных пространств, принадлежащими к многоклеточным организмам, в давние геологические эпохи были:
1) мхи и водоросли;
2) колонии кишечнополостных и тараканы;
3) лишайники;
4) грибы, губки и кораллы.
69. Основным природоохранным принципом является:
1) охрана растительных и животных богатств страны;
2) непосредственная охрана природы в процессе использования природных ресурсов;
3) правовая сторона охраны природы;
4) организация экологического просвещения населения.
70. К неисчерпаемым ресурсам относят:
1) нефть, каменный уголь, различные руды;
2) почву, растительность, минеральные соли;
3) водные и климатические ресурсы;
4) животный и растительный мир.
71. Поступление в окружающую среду различных загрязнителей строго регламентируется законодательством, устанавливающим:
1) ПДП, ПРК, ППП;
2) ПДК, ПДС, ПДВ;
3) ПРИ, ИКС, ПКК;
4) ПРИ, ПДУ, ПДО.
72. Жесткое ультрафиолетовое излучение не достигает поверхности Земли благодаря присутствию в атмосфере:
1) молекул воды;
2) озона;
3) хлорфторметана;
4) азота.
73. Физические методы очистки газообразных выбросов в атмосферу основаны на:
1) дожигании ядовитых примесей;
2) каталитическом превращении примесей;
3) осаждении пылеобразных веществ;
4) адсорбции твердыми веществами.
74. Недостаток пресной воды в последние годы вызван увеличившимся расходом воды, в основном, на:
1) энергетическую промышленность;
2) сельскохозяйственные цели и разбавление отходов;
3) добывающую промышленность;
4) перерабатывающую промышленность.
75. Поля орошения (поля фильтрации) относят к одной из форм очистки сточных вод, а именно к:
1) механической;
2) химической;
3) биологической;
4) физико-химической.
76. Природными водоемами, способными к самоочищению и регулирующими водность рек, являются:
1) крупные озера;
2) болота;
3) пруды и водохранилища;
4) внутренние моря.
77. Выберите из предложенных терминов ту пару, которая характеризует такое свойство почвы, как рН почвенного раствора:
1) рыхлая- плотная;
2) темная- светлая;
3) нормальная- кислая;
4) аэрированная- бескислородная.
78. Вещество, которое образуется в результате процесса разложения органических веществ растительных и животных остатков, называют:
1) сапропелем;
2) сланцами;
3) мицелием;
4) гумусом.
79. Органическое вещество, временно исключенное из круговорота веществ в экосистеме, называют:
1) золой;
2) почвой;
3) детритом;
4) подзолом.
80. Наиболее чувствительными к различным загрязнителям воздуха, в первую очередь, к диоксиду серы, являются:
1) широколиственные породы;
2) многолетние травы;
3) газонные травы;
4) хвойные породы.
81. Искусственным расселением животных в районы их былого распространения называют:
1) акклиматизацией;
2) реакклиматизацией;
3) реинтродукцией;
4) реэмиграцией.
82. Впервые международная Красная книга была издана в:
1) 1955 г.;
2) 1966 г.;
3) 1977 г.;
4) 1866 г.
83. Озоновый экран разрушается, по мнению многих ученых, вследствие:
1) поступления в атмосферу диоксида углерода;
2) повышения концентрации сернистого ангидрида;
3) утечки хлорфторуглеводородов (фреонов);
4) жесткого ультрафиолетового излучения.
84. Причиной раковых заболеваний могут стать:
1) химическое загрязнение среды;
2) канцерогены;
3) курение;
4) стрессы;
5) малокалорийное питание.
85. Выберите правильное утверждение. Ученый - биолог, автор названия науки «экология»:
а) Ч. Дарвин; в) Э. Геккель;
б) А. Тенсли; г) К. Линней.
86. Определите, к каким факторам среды (абиотическим, биотическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, паразитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, конкуренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость воды.
87. В какой среде обитают самые крупные и тяжелые животные?
а) в наземно-воздушной;
б) в подземной (почва);
в) в водной;
г) в живых организмах.
88. Назовите тип биотических отношений, который чаще всего проявляется в природе при взаимодействии следующих пар организмов:
волк — заяц, корова — жук-навозник, лесная мышь — дуб (желудь), дятел — личинка короеда, рыжая лесная полевка — лесная мышь, рыжий муравей — гусеница пяденицы, ондатра (водяная крыса) — полевка, сойка — рыжий муравей, взрослая ель — проросток березы, белый гриб — ель, гриб трутовик — береза, гриб пеницилл — бактерии, кукуруза — бодяк полевой, человек — аскарида, волк — дождевой червь, стрекоза — муравей, стрекоза — муха, карась — карп, шакал — лев, пчела — липа.
89. Установите, какие утверждения правильны:
а) в нашем районе плохая экология;
б) экология в наших местах испорчена;
в) экологию необходимо охранять;
г) экология -основа природопользования;
д) экология - здоровье людей;
е) экология у нас стала хуже;
ж) экология - это наука.
90. Ребята решили озеленить территорию школы, и посадилиаллею из елей. В лесхозе им разрешили выкопать ели в лесу, но посоветовали брать молодые растения с просеки. Ребята не послушались и выкопали ели в глубине леса. Посадили их правильно, но через некоторое время заметили, что хвоя елей побурела и начала осыпаться. Дайте объяснение описанного явления.
91. Ответьте, чем вызваны частые ныряния водоплавающих птиц в проруби пруда зоопарка в самые сильные морозы.
92. Выберите правильное определение. Экология — это:
а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;
б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей
средой;
в) природа;
г) охрана и рациональное природопользование