Подходы к проблеме содержания экологического образования
Профессиональная готовность педагогов
Дошкольных учреждений к работе
По экологическому воспитанию детей
1. Международное сотрудничество в области экологического образования
2. Подходы к проблеме содержания экологического образования
3. Профессиографическая характеристика педагога ДОУ как предпосылка профессиональной подготовки студентов к экологическому воспитанию детей
4. Интегративный подход к профессиональной подготовке педагогов ДОУ к экологическому воспитанию детей
5. Роль эколога и других специалистов ДОУ в экологическом воспитании детей.
6. Экологическое просвещение родителей
7. Сотрудничество детского сада с другими учреждениями
Международное сотрудничество в области экологического образования
Разработка общих стратегий экологического образования и охраны природы, координация усилий различных стран в этой сфере осуществляется на уровне Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Существенным этапом в развитии экологического образования в мире стала первая Межправительственная конференция по образованию в области окружающей среды, созванная ЮНЕСКО совместно с ЮНЕП ("Программа ООН по окружающей среде"), в Тбилиси осенью 1977г., которая приняла всеобъемлющую стратегию развития образования в области окружающей среды, а также выработала более 40 конкретных рекомендаций по совершенствованию экологического просвещения применительно к разным стадиям образования и разным категориям населения.
ЮНЕСКО считает, что важнейшим фактором решения экологических проблем должно стать Глобальное Образование, которое предусматривает постановку экологических вопросов в центре всех учебных программ, начиная с ДОУ и кончая ВУЗами, подготовкой педагогов и управленческого аппарата. Стратегия прогресса опирается на интеграцию всеобщего и экологического образования. "Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим жизнь".
Подходы к проблеме содержания экологического образования
Экологическое образование - это психолого-педагогический процесс сознательного и планомерного развития знаний о среде человека на протяжении всей жизни, цель которого заключается в развитии сознания об основных характеристиках среды человека, отношениях в ней и к ней, на основе чего человек стремится к сохранению и улучшению среды таким образом, чтобы обеспечить существование человеческого рода сегодня и в будущем.
В настоящее время существуют три основных подхода к проблеме содержания экологического образования.
Первая ("представительская") тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, системы экологических представлений. В этом случае экологическое образование в целом, соответствует следующей схеме.
Дошкольникам дают основы экологических знаний о живой и неживой природе, формируют осознанно правильное отношение к природным явлениям и объектам, постоянно окружающим их, к человеку как живому существу, к своему здоровью и среде, в которой они живут.
В младшем школьном возрасте происходит углубление элементарных знаний, введение экологических аспектов, примеров рационального использования природных богатств. Главное отличие от предыдущего этапа - усвоение фактов уже как научных знаний.
В средних классах экологические проблемы рассматриваются в курсах биологии и зоологии и во внеклассной работе по этим предметам.
Для процесса экологического образования старшеклассников характерна направленность на мировоззренческие, философские аспекты взаимодействия общества и природы, а также углубление и расширение знаний эволюционного, комплексного обобщающего характера.
Для студентов высшей школы практически не существует концептуально и содержательно выстроенной системы экологического образования, за исключением отдельных предметов в учебных планах высшей школы.
Вторая ("отношенческая") тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, отношения к природе.
Третья ("технологическая") тенденция в экологическом образовании связана с акцентированием внимания на формировании, в первую очередь, стратегий и технологий взаимодействия с природой.