Управление природопользованием и охраной природы

Управление в сфере взаимодействия общества и природы представляет собой совокупность предпринимаемых соответствующими субъектами действий, направленных на обеспечение исполнения требований законодательства об окружающей среде. Речь идет о распоряжении природными ресурсами, об обеспечении рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении или восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, соблюдении, а также о защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды призвано обеспечить реализацию экологического законодательства. Общественная ценность права в целом и права граждан на благоприятную окружающую среду проявляется, прежде всего, в процессе реализации соответствующих правовых предписаний. Управление выступает здесь как средство формирования реальных общественных эколого-правовых отношений, образующих само право окружающей среды.

Экологическое и социальное значение управления в рассматриваемой сфере в целом и государственного особенно определяется тем, что путем последовательной реализации требований законодательства относительно распоряжения природными ресурсами, их рационального использования и охраны окружающей среды от вредных воздействий обеспечивается соблюдение экологических прав и законных интересов человека и гражданина.

Управление природопользованием и охраной окружающей среды осуществляется

общественными формированиями, юридическими лицами, государственными и муниципальными органами. Соответственно, можно выделить общественное, производственное, отраслевое (ведомственное) и государственное управление.

Функция управления представляет собой постоянное направление деятельности по обеспечению охраны окружающей среды и рационального природопользования. К таким функциям относятся:

· создание системы органов управления в сфере взаимодействия общества и природы;

· подзаконное нормотворчество;

· координация деятельности по управлению природопользованием и охраной окружающей среды;

· распоряжение (управление) природными ресурсами;

· планирование использования и охраны природных ресурсов и улучшения состояния

окружающей среды;

· экологическое нормирование;

· экологическая экспертиза;

· экологическое лицензирование;

· экологическая сертификация;

· экологический аудит;

· наблюдение за состоянием окружающей среды;

· учет состояния и использования отдельных природных объектов и окружающей среды в целом, а также вредных воздействий;

· экологическое воспитание и образование;

· контроль за использованием и охраной объектов природы;

· разрешение в административном порядке споров о праве природопользования и охраны окружающей среды.

В масштабах государства наибольшая ответственность за последовательное исполнение экологического законодательства лежит на органах, осуществляющих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды. Конституционной основой их деятельности является ст. 10 Конституции РФ, закрепившая принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды - составная часть государственного управления в целом.

Роль государственного управления в этой сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Государственные органы обладают особыми правовыми и административными средствами для обеспечения реализации экологических требований законодательства, имея возможность прибегнуть при необходимости к государственному принуждению. Прежде всего, на них возложена ответственность за обеспечение охраны окружающей среды в рамках экологической функции государства.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды

осуществляется на основе ряда методов. Под методами управления понимаются способы

государственного воздействия на поведение и деятельность управляемых. Методы делятся на административные (прямой приказ, обеспечиваемый возможностью государственного принуждения), экономические (создание условий экономической заинтересованности организаций и трудовых коллективов в выполнении требований законодательства и управленческих решений) и моральные (награждение государственными наградами и т.п.).

Государственный доклад о состоянии окружающей среды в России имеет большое юридическое значение, хотя и не является источником экологического права. Доклад о состоянии окружающей среды показывает происходящие изменения в окружающей среде; меры, которые должны быть предприняты для улучшения окружающей среды.

Экологическая экспертиза

Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. В РФ работы по эколог. экспертизе основываются на федеральном законе «об эколог. экспертизе» 1995г.

Наши рекомендации