Система экологического законодательства
Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительного и природноресурсового. Предметом экологического законодательства являются экологические отношения, возникающие при взаимодействии общества и природы.
Предмет экологического законодательства
- земельные; - горные; - водные; - лесные; - по использованию животного мира; - по использованию атмосферного воздуха | - земельноохранительные; - водоохранительные; - лесоохранительные; - по охране недр; - по охране животного мира; - по охране атмосферного воздуха; - природозаповедные |
· В подсистему природоохранительного законодательства входит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды»; другие законодательные и нормативные акты.
Головным законом природоохранительного законодательства является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», который был принят в декабре 1991г. Задачи, преследуемые данным Законом, следующие:
1. сохранение природной среды;
2. предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;
3. оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.
Генеральная линия Закона состоит в обеспечении научно обоснованного сочетания экономических и экологических интересов под приоритетом охраны здоровья человека и естественных прав человека на здоровую, чистую окружающую среду.
Центральная тема Закона – человек, который рассматривается в двух аспектах: как субъект воздействия на окружающую среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности; как объект такого воздействия, наделенный правами и гарантиями на возмещение причиненного вреда.
Закон эффективен только совместно с комплексом определенных организационных, правовых, экономических и воспитательных мер.
· В подсистему природноресурсного законодательства входят:
- Земельный кодекс РФ (1991г.);
- Воздушный кодекс РФ (1997г.);
- Лесной кодекс РФ (1997г.);
- Водный кодекс РФ (1995г.);
- Закон РФ о недрах (1992г.);
- Закон РФ о животном мире (1995г.);
- другие законодательные и нормативные акты.
Природноресурсные законодательные акты регулируют конкретные виды природноресурсных отношений и содержат следующее:
· в них приводится перечень объектов природноресурсовых отношений;
· определяются субъекты этих отношений, их права и обязанности;
· указывается форма собственности на природные ресурсы;
· приводится порядок лицензирования конкретного вида природопользования;
· указываются виды пользования природными ресурсами;
· устанавливаются виды платежей за использование природных ресурсов;
· определяются задачи государственного управления в области использования и охраны природных ресурсов;
· указывается на обязательность осуществления контроля за использованием и охраной природных ресурсов, а также ведения кадастров конкретных природных ресурсов;
· приводятся виды ответственности за нарушение данных законов; устанавливается возможность разрешения споров по поводу использования и охраны природных ресурсов.
4.2. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАКОНА РФ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ»
Раздел 1. Общие положения.
В данном разделе определяется следующее: задачи природоохранительного законодательства РФ, система природоохранительного законодательства, основные принципы охраны окружающей природной среды, объекты охраны окружающей природной среды, компетенция государственных органов власти различных уровней в области охраны окружающей природной среды.
Система природоохранительного законодательства строится по тому же принципу, что и головной закон.
Раздел 2. Право граждан на здоровую благоприятную окружающую среду.
Закрепляется право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью; последствиями аварий, катастроф, стихийных бедствий, которое обеспечивается:
- планированием и нормированием качества окружающей природной среды;
- социальным страхованием граждан;
- предоставлением реальных возможностей для проживания в благоприятных для жизни и здоровья условиях;
- возмещением вреда, причиненного здоровью;
- государственным контролем за состоянием окружающей природной среды.
Далее перечисляются права и обязанности граждан и общественных экологических объединений в области охраны природы.
Раздел 3. Экономический механизм охраны окружающей природной среды.
В данном разделе раскрывается следующее:
- задачи экономического механизма;
- необходимость ведения кадастров природных ресурсов;
- источники финансирования экологических мероприятий;
- порядок выдачи лицензии на комплексное природопользование;
- лимиты на природопользование (изъятия природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещения отходов производства);
- виды платежей за природные ресурсы (за право пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов, за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, на воспроизводство и охрану природных ресурсов);
- механизм экономического стимулирования охраны окружающей среды (налоговые скидки, отсрочка платежа, льготные кредиты, поощрительные цены и надбавки на экологически чистую продукцию и т.д.).
Раздел 4. Нормирование качества окружающей природной среды.
В разделе приводятся основные требования к нормированию качества окружающей природной среды, дается перечень предельно-допустимых норм воздействия на окружающую природную среду.
Раздел 5. Государственная экологическая экспертиза.
В разделе определяется цель проведения государственной экологической экспертизы (проверка соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества), объекты экспертизы, возможность проведения общественной экологической экспертизы.
Раздел 6. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
В разделе внимание уделяется необходимости учета экологической безопасности при разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов.
Раздел 7. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности.
В разделе приводятся экологические требования отдельно:
- в сельском хозяйстве;
- при мелиоративных работах;
- к энергетическим объектам;
- при реконструкции и строительстве городов и других населенных пунктов;
- при использовании химических веществ;
- к военным и оборонным объектам.