Приведите доказательства против использования гербицидов

Перечислите особенности строения, позволяющие верблюду жить в жаркой пустыне.

122. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):

а) на свежевспаханном поле;

б) на спелом пшеничном поле

в) на невыпасном лугу;

г) на выпасном лугу. Объясните почему.

123. Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут конкурировать между собой (назва­ния организмов можно использовать только один раз).

Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкно­венная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, воро­на серая, лисица обыкновенная, грач, хомяк обыкновен­ный, горностай, лось, береза повислая.

Закончите утверждение.

Все живые существа на Землесуществуют благодаря органическому веществу, созданному в основном:

а) грибами; б) животными;

в) бактериями;

г) растениями.

125. Бионика – наука, использующая в технике формы и решения, которые уже «создали» в ходе эволюции организ­мы. Назовите организмы, у которых инженеры «подсмотре­ли» технические решения при конструировании:

A. Останкинской телебашни

Б. Подводной лодки.

B. Парашюта

Г. Шагающих машин.

Д. Гусеничных тракторов.

126. Один и тот же организм может быть по отношению к разновозрастным особям другого вида то хищником, то жерт­вой. Приведите примеры.

127. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и вла­ги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?

128. Способы защиты организмов от хищников условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защи­ты напротив каждой из этих групп.

Способы защиты организмов хищников Номера предлагаемых вариантов защиты
A. Избегание жертвой встречи с хищником  
Б. Избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения  
B. Способы, действенные при непосредственном контакте  

Варианты защиты.

1. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий

2. Несъедобность, ядовитость «при опробовании».

3. Покровительственная форма и окраска.

4. Жертва обладает крупными размерами тела.

5. Миграции из мест, обильных хищниками.

6. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.

7. Выбрасывание защитных веществ.

8. Оповещение других особей о приближении хищника.

9. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.

10. Затаивание.

11. Самокалечение (автотомия).

12. Бегство.

13. Активная защита, когда жертва борется с хищником.

Назовите организмы, которые защищаются от хищников эти­ми способами.

129. Назовите как минимум три причины, по которым чело­вечеству следует быть благодарным зеленому растению.

130. Кто из перечисленных ученых создал учение о биосфере?

а) Жан Батист Ламарк;

б) Луи Пастер;

в) Василий Васильевич Докучаев;

г) Алексей Николаевич Северцов;

д) Владимир Николаевич Сукачев;

е) Владимир Иванович Вернадский;

ж) Николай Иванович Вавилов.

Назовите, в каких частях растений, употребляемых в пищу, на- капливается больше нитратов и нитритов.

132. Объясните, почему чрезмерное увеличение численнос­ти слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

Перечислите экологические проблемы, которые можно считать глобальными для человечества.

134. Выберите из предложенного списка исчерпаемые невозобновимые ресурсы:

Рыбы, растения, энергия морских приливов, энергия вет­ра, уголь, атмосферный воздух, птицы, нефть, воды океа­нов, пресные воды, железосодержащие руды, почва, сол­нечная энергия, медный колчедан, полиметаллические ру­ды, природный газ, поваренная соль, леса, солнечный свет, млекопитающие, торф, жемчуг.

Из перечисленных факторов выберите те, которые ныне уже не оказывают существенного влияния на демографию, и те, которые подавлены, но способны понижать численность населения. Заполните таблицу.

Факторы среды и демография человеческого общества

Факторы среды, не влияющие на демографию людей в современную эпоху Факторы среды, значительно подавленные, но продолжающие влиять на демографию современных людей
   

Температура воздуха, ветер, высота снежного покрова, влажность воздуха, характер окружающей растительнос­ти, осадки, солнечная радиация, хищники, внутриполостные паразиты, болезни, конкуренты, пищевые ресурсы, убежища.

Предложите дополнительные факторы и запишите их в табли­це другим цветом.

136. Расположите перечисленные источники получения энергии в порядке убывания их экологической безопасности:

1. гидроэлектростанции (ГЭС) на равнинных реках,

2. ГЭС на горных реках,

3. атомные электростанции,

4. солнечные стан­ции,

5. теплоэлектростанции (ТЭЦ),работающие на угле,

6. ТЭЦ на природном газе, ТЭЦ на торфе,

7. ТЭЦ на мазуте,

8. приливно-отливные электростанции,

9. ветряные электростан­ции.

137. Докажите на конкретных примерах связь продоволь­ственной проблемы с проблемой деградации почв.

138. В каких отраслях промышленности используются бакте­рии и их способность быстро размножаться? Пофантазируйте и предложите свои варианты использования высокой скорос­ти раз множения бактерий (в том числе и сине-зеленых) для пользы человека.

139. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнитель­ные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, по­зволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.

40. Во флоре Кавказа насчитывается около 6000 видов цветковых растений, а на такой же площади равнинной Европы — около 2000. Объясните эти различия.

141. Выберите правильное определение. Экология — это:

а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой;

б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;

в) природа;

г) охрана и рациональное природопользование.

142. Установите, какие утверждения правильны:

а) в нашем районе плохая экология;

б) экология в наших местах испорчена;
в) экологию необходимо охранять;

г) экология -основа природопользования;

д) экология - здоровье людей;

е) экология у нас стала хуже;

ж) экология - это наука.

143. Определите, к каким факторам среды (абиотическим, би­отическим или антропогенным) можно отнести: хищничество, вырубку лесов, влажность воздуха, температуру воздуха, па­разитизм, свет, строительство зданий, давление воздуха, кон­куренцию, выброс углекислого газа заводами, соленость во­ды.

144. Объясните, почему глубоководные рыбы имеют либо реду­цированные, либо гипертрофированные (увеличенные) глаза.

145. В каждом из предложенных примеров выберите тот фак­тор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позво­ляющим организмам существовать в предлагаемых условиях:

А. Для растений в океане на глубине 6000 м: вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.

Б. Для растений в пустыне летом: температура; свет; вода.

В. Для скворца зимой в подмосковном лесу: температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.

Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море: температура; свет; пища; соленость воды; кислород.

Д. Для кабана зимой в северной тайге: температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота снежного по крова.

146. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов?Поясните свой ответ.

147. Объясните, почему чрезмерное увеличение численнос­ти слонов нарушает исходные экосистемы Африки, приводя в конечном итоге к сменам сообществ.

Наши рекомендации