Государственный учет водных объектов. Государственный водный кадастр
Под государственным регулированием эколого-правового режима водопользования понимается деятельность органов Российской Федерации, направленная на наиболее рациональное, эффективное и комплексное использование водных объектов, восстановление, изучение и их охрану, а также предотвращение вредного воздействия вод на другие объекты природы.
Водным законодательством РФ предусмотрены следующие основные принципы государственного управления в области использования и охраны водных объектов:
* устойчивое развитие (сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей среды);* сочетание рационального использования и охраны всего бассейна водного объекта и его части в границах территорий отдельных субъектов РФ (сочетание бассейнового и административно-территориального принципов);* разграничение функций управления в области использования и охраны водных объектов и функций их хозяйственного использования.
В состав полномочий органов государственной власти РФ в области использования и охраны водных объектов входят;* определение государственной политики в области использования и охраны водных объектов;* владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом;
* разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, контроль за их соблюдением;* установление порядка ведения и ведение государственного мониторинга водных объектов, государственного водного кадастра, порядка осуществления и осуществление государственного учета поверхностных и подземных вод;* установление порядка выдачи и выдача лицензий на водопользование;* определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов в режиме использования их территории;
* разработка принципов экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов, порядка установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами;* установление порядка организации и проведения государственного контроля за использованием и охраной водных объектов;* определение режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в том числе источников питьевого водоснабжения и их зон и округов санитарной охраны;* заключение и выполнение международных договоров РФ в области использования и охраны водных объектов;* резервирование источников питьевого водоснабжения и др.
Государственный водный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о водных ресурсах страны, включающий количественные и качественные показатели, данные регистрации водопользователей и учета использования вод. Ведение ГВК предусмотрено "Водным законодательством РФ". Основная задача ГВК - обеспечение народного хозяйства необходимыми данными о водных ресурсах, водных объектах, режиме, качестве и использовании природных вод, а также водопользователях.
Государственному учету и включению в государственный водный кадастр подлежат все воды единого государственного фонда. К ним относятся: воды рек, озер, водохранилищ и других поверхностных водоемов и водных источников, включая воды каналов и прудов; ледники и подземные воды; внутренние моря и другие внутренние морские воды; территориальные воды (территориальное море).
Учет поверхностных вод суши по качественным показателям осуществляется в рамках ОГСНК. Основными требованиями к гидрохимической сети применительно к государственному учету вод являются следующие: строгая увязка сети пунктов (створов) гидрохимических наблюдений с размещением на них водопользователей, особенно водопользователей с водоемкими производствами; достаточная полнота пространственного охвата водных объектов сетью наблюдений, обеспечивающих получение соответствующей информации о качестве забираемых водопользователями поверхностных вод, а также данных об изменении качества воды в результате водопользования; достаточная частота наблюдений во времени; строгая увязка перечня определяемых загрязняющих веществ и показателей загрязнения в воде водоема или водотока со спецификой состава сточных вод, сбрасываемых в водный объект основными водопользователями.
Публикуемая часть ГВК имеет следующую структуру:
поверхностные воды (реки и каналы; озера и водохранилища; качество вод суши; селевые потоки; ледники, моря и устья рек); подземные воды; использование вод.
Каждый из трех перечисленных разделов подразделяется на три серии: каталожные данные (разовое издание); ежегодные данные (ежегодное издание); многолетние данные (издаются один раз в 5 лет).
Помимо ОГСНК Росгидромета (Комитета России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды) экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств, таких как Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России), Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ, Департамент государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор) при Министерстве здравоохранения РФ, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ), Федеральная служба лесного хозяйства.
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о созданииЕдиной государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ),которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в РФ.
ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга должна обеспечивать: координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды; регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных; хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами; деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие; доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.