Платность природных ресурсов

Введение платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразования природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой пла­ты стало возможным после отмены исключительной государ­ственной монополии на землю и другие природные ресурсы, пре­вращения земель и других ресурсов в объект купли—продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие зада­чи:

Повышение заинтересованности производителя в эффек­тивном использовании природных ресурсов и земель.

Повышение заинтересованности в сохранении и воспроиз­водстве материальных ресурсов.

Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) предусмотрено два вида платежей за ресурсы при­роды: за право пользования природными ресурсами и за загряз­нение окружающей природной среды.

Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за , сверхлимитное и нерациональное использование природных ре­сурсов; выплаты на воспроизводство и охрану природных ресур­сов.

1. Плата за землю производится в трех формах: зе­мельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Ставки налога на сельскохозяйственные земли (угодья) устанавливаются с учетом состава почвы, качества площади и месторасположения площадей.

Средние ставки налога дифференцируются субъектами Фе­дерации, а по городским землям — местными органами само­управления.

Налог за земли лесного фонда взимается в составе пла­ты за пользование лесами, где производится заготовка древе­сины. Такой налог взимается по другим ставкам — в разме­ре 5% от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на кор­ню. Арендодателем выступают местные органы исполнитель­ной власти, земельный налог и арендная плата за землю по­ступают в местный бюджет (сельский, поселковый: районный, городской) и используются исключительно на цели улучшения и восстановления земель. Нормативная цена земли ука­зывается в Законе РФ об оплате за землю. Этот показатель ха­рактеризует стоимость участка земли определенного качества и месторасположения с учетом потенциального дохода за рас­четный срок окупаемости. Нормативы цены земли применяют­ся при бесплатной передаче земли в собственность, при уста­новлении общей собственности на землю, при передаче земли по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка. Помимо нормативной существует (в ограниченном объеме) договорная цена земли (по договору купли—продажи), конкурсная (при продаже по конкурсу) и аукционная (при продаже на аукционе). Нормативная цена земли устанавливается субъектами федерации, остальные — по соглашению сторон, в результате конкурсного отбора, аукцио­на.

2. Плата за использование недр имеет три фор­мы: за право на поиск и разведку месторождений полезных ис­копаемых; их добычу; использование недр для иных целей, не
связанных с добычей полезного сырья.

Существует плата за захоронение отходов. Этот вид недроиспользования можно было бы отнести к использова­нию недр, не связанному с добычей полезных ископаемых. Но Закон "Об охране окружающей природной среды" умалчивает об этом. Поэтому все вопросы, обусловленные захоронением от­ходов, решаются на основе правительственных постановлений, действующих стандартов и существующих нормативов.

Порядок взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского шельфа регулируется Поло­жением, утвержденным Правительством РФ 28 октября 1992 г.

Распределение средств налогов и средств от использования производится следующим образом:

платежи за право добычи полезных ископаемых распреде­ляются в соответствующих процентах между Федерацией, субъ­ектами Федерации и местными органами;

плата за право выполнения поисково-разведывательных
работ и за право использования недр для целей, не связанных с
разработкой полезных ископаемых, а также платежи за право до­бычи общераспространенных полезных ископаемых поступают в
бюджеты городов и районов, на территории которых происходи­ло пользование недрами.

Плата за право добычи полезных ископаемых может произ­водиться деньгами, частью добытой продукции, выполнением работ или предоставлением услуг. Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчи­сления на создание внебюджетного фонда для финансирования поисково-разведывательных работ, расширения научных иссле­дований.

3. Плата за пользование водными объектами.
Существуют две формы оплаты: за право пользования водными
объектами и на восстановление и охрану вод.

Плата за право пользования вносится потребителями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов Федерации. Плата за право пользования подземными водами поступает в бюджет Федерации и субъектов Федерации

и распределяется органами государственной представительной власти субъектов Федерации. Порядок и размеры платы опреде­ляет Правительство РФ.

Плата на восстановление и охрану водных объектов уста­навливается правительством согласно Основам водного законо­дательства. Она взимается с водопользователей и поступает в государственный внебюджетный фонд восстановления и охра­ны водных объектов, а за пользование подземными водами -в государственный внебюджетный фонд воспроизводства мине­рально-сырьевой базы.

В этой части Основы водного законодательства противоре­чат Закону о недрах, ибо он не рассматривает подземные воды как составную часть недр, а пользование ими — как вид недропользования. Более того, Основы водного законодательства включают подземные воды в состав государственного водного фонда, а не фонда недр. Поэтому все отчисления за пользование подземными водами правильнее было бы направлять в фонды восстановления и охраны водных объектов.

4, Формы платы за пользование лесными ресурса-ми установлены Основами лесного законодательства РФ в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фонды воспро­изводства, охраны и защиты леса.

Лесные подати (точнее, лесной налог) взимаются за древе­сину (отпускаемую на корню), заготовку живицы, побочных лесных материалов, за сенокошение, а также за пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

Размеры лесных податей определяются по ставкам за еди­ницу продукции (при пользовании лесом) или по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъекта­ми Федерации, а конкретные размеры ставок налогов — мест­ными органами самоуправления.

Лесные подати могут вноситься (по договоренности) лесо­пользователей в форме денежных платежей, произведенной про­дукцией или предоставлением услуг. Лесные подати поступают в бюджеты городов и районов. Часть средств направляется на охрану и защиту лесов.

Арендная плата вносится _за аренду лесного фонда.

Принципы определения и взимания арендной платы устанавливаются представительными органами субъектов Федерации. Конкретный ее размер определяется городскими, районными ор­ганами самоуправления. Вся арендная плата поступает в бюд­жет города или района по месту аренды.

Фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов создается за счет отчислений лесопользователей. Размер отчислений опре­деляется в процентах от стоимости заготовленной лесной про­дукции — древесины как заготовленной, так и переработанной, реализованной, израсходованной на собственные нужды, исчи­сленной по ценам реализации.

Фонд воспроизводства является государственным внебюд­жетным фондом. Его средства расходуются на воспроизводство, охрану, защиту лесов; на содержание лесной охраны, лесоустрой­ство, учет, мониторинг лесов, организацию пользования лесным фондом. Размеры отчислений в этот фонд, порядок их взима­ния, распределения между субъектами Федерации и местными органами — весь этот комплекс вопросов устанавливается в По­ложении, которое, согласно Основам лесного законодательства, утверждается Правительством России.

Плата за пользование растительными ресурсами регламентируется Основами лесного законодательства, правительственными постановлениями, нормативными актами Минприроды РФ. Она определяется местными органами упра­вления и отчисляется в местный бюджет района или города.
Это — плата за сбор лекарственных трав и сырья, проводи­мый заготовителем; сбор плодов, ягод; за заготовку техниче­ского сырья.

Плата за ресурсы животного мира предусматри­вается в виде разнообразной платы за пользование животным
миром в виде охоты, отлова животных, использования продук­тов их жизнедеятельности и т. д. Другой формой платы служит
арендная плата за право пользования охотничьими угодьями.
Ставки платы за право пользования животным миром, включая
охоту и ловлю рыбы, определяются местными исполнительными
органами совместно с органами охоты и рыболовства. Поступа­ющие платежи перечисляются в местный бюджет и использу­ются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, воспроиз­водство рыбных запасов.

Плата за загрязнение окружающей природной
среды является одним из видов платности в использовании

природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: ком­пенсационное, стимулирующее и экологическое.

Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, мате­риальным ценностям. В отличие от юридической ответственно­сти, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разре­шенного компетентными органами государства причинения вре­да, независимо от вины хозяйствующего субъекта.

Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном по­рядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загряз­нителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ эколо­гизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически вы­годным делом.

В-третьих, платежи за загрязнения служат главным ис­точником образования и пополнения внебюджетных экологиче­ских фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.

Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечи­вается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) и постановлением Правительства РФ от 26.08.92 г., в ко­торых утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.

Законом предусматривается три вида платы за загрязне­ние: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установлен­ных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх устано­вленных норм либо без разрешения компетентных органов; пла­та за размещение отходов.

Порядок установления платы состоит из трех этапов: опреде­ление базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители.

Базовые нормативы определяются по каждому виду загряз­нителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей сре­ды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минпри­роды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.

Базовые нормативы представлены в двух видах — за вы­бросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.

Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К послед­ним относятся природно-климатлческие, экономические особен­ности территорий, значимость охраняемых природных объек­тов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных ре­гионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэф­фициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.

Конкретные размеры платежей за загрязнение для пред­приятий-загрязнителей определяются исполнительными органа­ми власти города, района с участием органов охраны окружаю­щей среды, санэпиднадзора и предприятия.

Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта дается в постановлении Правитель­ства от 28 августа 1992 г. (пп. 3, 4, 5). При отсутствии у приро-допользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязне­ние окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситу­ации местные исполнительные органы вправе повышать коэф­фициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том чи­сле заповедных территориях, эколого-курортных регионах — в два раза.

Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение ли­митных загрязнений — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности

территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90% — в экологические фонды согласно установленному проценту зачи­сления.

Очень важно отметить следующие два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, по­этому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановле­нием Правительства так разъясняется вытекающий из действу­ющего законодательства факт: если платежи предприятия рав­ны или превышают размер прибыли, которая остается в рас­поряжении предприятия, то местными органами охраны окру­жающей среды или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности дан­ного хозяйствующего субъекта.

Экологические фонды

Для обеспечения надежного финансирования различных ви­дов природоохранной деятельности в Российской Федерации со­здается система экологических фондов, включающая Федераль­ный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страхо­вые фонды окружающей среды, экологические фонды предпри­ятий.

Федеральный экологический фонд — внебюджет­ная государственная организация, осуществляющая свою дея­тельность под общим руководством Правления, сформирован­ного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефеде­ральное и межрегиональное значение. Средства фонда формиру­ются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10% собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной де­ятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.

Учредителями республиканских, краевых и област­ных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологиче­ские фонды являются юридическими лицами и действуют са­мостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самосто­ятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Сред­ства этих фондов не подменяют другие источники финансирова­ния по проектам социально-экономического развития террито­рии, плановые природоохранные мероприятия природопользова-телей. Они служат дополнительным источником финансирова­ния и кредитования для:

— строительства, технического перевооружения, рекон­струкции и капитального ремонта объектов природоохранного
назначения, включая городские очистные сооружения, канализа­цию, и других природоохранных мероприятий территориально­
го назначения;

создания и усовершенствования автоматизированных си­стем мониторинга и технических средств для них, разработки,
приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для
осуществления контроля;

— развития собственной материально-технической базы
местных комитетов по экологии и природопользованию (при­обретение машин, приборов, вычислительной техники и
т. д.);

создания местной информационной системы сбора, хране­ния, систематизации и обработки экологической информации по территории;

создания и развития заповедников, заказников, националь­ных парков и сохранения памятников природы;

научных и практических работ по созданию ресурсосбе­регающих и природоохранных видов техники и технологии;

исследовательских работ по изучению территории и раз­вития рынка экологических услуг;

проведения работ по экологической экспертизе объектов;

создания предприятий с целью решения экологических
проблем;

проведения мероприятий по обеспечению экологической
безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосис­тем;

организации экологического образования и воспитания,
пропаганды экологических знаний, издательской деятельности
по экологии и природопользованию.

Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых свя­заны с загрязнением окружающей среды.

Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью эконо­мического механизма регулирования природопользования, обра­зуются за счет средств, поступающих от предприятий, учрежде­ний и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются за счет следующих платежей:

за загрязнение окружающей среды;

за сверхнормативное использование природных ресурсов
(также потери);

платы по искам в возмещение ущерба;

штрафов за нарушение природоохранного законодатель­ства, экологических норм, правил и стандартов;

средств от реализации конфискованных орудий охоты и
рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью
продукции и природных ресурсов;

Добровольных взносов. Также в эти фонды поступают:

отчисления на природоохранные мероприятия из государ­ственного и местного бюджетов;

средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по
вкладам от долевого участия в деятельности совместных пред­приятий, иных юридических лиц и кредитов;

доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и
иной деятельности;

средства от проведения денежно-вещевых лотерей и раз­
личных благотворительно-экологических мероприятий;

прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в
банках;

средства из иных источников, не противоречащих суще­ствующему законодательству.

Экологические фонды предприятий. В перспекти­ве предполагается формировать за счет отчислений от прибы­ли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандар­тов.

Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидиро­вание проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Система налоговых льгот должна включать:

уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществле­нии природоохранных мероприятий;

налоговые льготы для предприятий, выпускающих при­родоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы
и оборудование для экологического мониторинга, а также ока­зывающих производственные услуги экологического характера
(эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, ути­лизация и захоронение бытовых отходов, строительство, рекон­струкция природоохранных объектов и т. п.).

Для льготного налогообложения также желательны:

уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;

прямое сокращение налогов (с использованием коэффици­ентов, дифференцированных по системе льготного налогообло­жения);

исключение отдельных видов расходов из валового дохода;

соответствующее использование подсистемы налогового
кредита.

При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей сре­ды.

В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, рав­ные разности между амортизационными отчислениями, приня­тыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.

Система стимулирования НИОКР в области охраны окружа­ющей среды и рационального использования природных ресур­сов может предусматривать скидки с дохода для налогообложе­ния (для предприятий хозрасчетных) в первый год в размере до 100%, включая текущие и капитальные затраты.

Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:

степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;

нормативные нагрузки на окружающую природную среду;

территориальные лимиты природопользования;

необходимые темпы перестройки народнохозяйственных
структур на экологической основе;

уровень основных капитальных вложений в природоохран­ные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической
эффективности этих мероприятий;

природоохранная ценность территории.
Экологические льготы предоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, ви­дов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязях с лимитом техногенной нагрузки на территорию.

Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответству­ющих органов управления.

Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по допол­нительному налогообложению продукции предприятий, выпус­кающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.

К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение.

Экологическое страхование

Российское законодательство определяет страхование как отношения по защите имущественных интересов физиче­ских и юридических лиц при наступлении предусмотренных со­бытий за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов. Применительно к За­кону РФ о страховании, экологическим страхованием следует считать также отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при на-

ступлении экологически неблагоприятных обстоятельств за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.

Необходимость подобного страхования в принципе предусмо­трена ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей природной сре­ды». Закон допускает обе формы страховых отношений — обяза­тельную и добровольную, но называет лишь один вид страховых отношений — страхование физических и юридических лиц, объ­ектов, их собственности и доходов на случай экологического или стихийного бедствия, аварий и катастроф.

Минприроды России и Российская государственная страхо­вая компания утвердили в 1992 г. Положение о порядке до­бровольного экологического страхования в Российской Федера­ции. Положение вводит новый вид экологического страхования, отличный от указанного в Законе. Страхователями вы­ступают причинители вреда (предприятия, потенциально опас­ные для аварий и катастроф), которые в силу непреднаме­ренных обстоятельств, приведших к авариям и катастрофам, вынуждены нести расходы для удовлетворения претензий гра­ждан и юридических лиц по возмещению нанесенного им ущер­ба.

Таким образом, цель экологического страхования — предо­ставление страховой защиты имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружа­ющей среды.

Страхователями здесь являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, имеющие производствен­ные мощности на территории России. Обычно это предприятия, которые представляют объективную потенциальную опасность для возникновения аварийных ситуаций или катастроф (химиче­ские заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы, транспорт). Страхование является добровольным. Поэтому страхователи за­ключают договор с государственной страховой компанией, где предусматривается страховая оценка договора, страховые пла­тежи, порядок и условия их выплаты. Страховая оценка в добровольном экологическом страховании — это размер годово­го оборота предприятия, т. е. выручка от реализации продукции и оказания услуг.

Страховые платежи уплачиваются по тарифным став­кам, которые устанавливаются в процентах от годового оборота предприятия.

Объектом экологического страхования в этом случае явля­ется риск имущественной ответственности, который выражает­ся в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в ре­зультате наступления страхового события.

Страховым событием в данном виде экологического стра­хования является внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожи­данному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загряз­нению почвы, сбросу сточных вод.

Непременным условием наступления страхового события (а, следовательно, и выдачи страхового вознаграждения) являются два фактора: внезапность, что лишает возможности принять за­щитные меры до наступления события, и непреднамеренность, т. е. отсутствие умысла со стороны предприятия-загрязните­ля. Отсутствие данных условий (например, предприятие неод­нократно предупреждалось о возможности аварии или, зная о потенциальной опасности аварии, проявило медлительность, са­монадеянность в ее предотвращении) лишает права на страховое возмещение.

Потерпевшие ущерб граждане и юридические лица в таком случае обращаются в суд в порядке искового производства. Иск о возмещении причиненного ущерба суд, арбитражный суд дол­жен рассматривать, опираясь на ст. 88 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», которая конкретизирует гра­жданско-правовую ответственность за причиненный вред источ­никами повышенной опасности.

Страховое возмещение выплачивается страхователю в разме­ре, который обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя несколько показателей:

компенсацию ущерба;

выплату убытка от ухудшения условий жизни и окружа­ющей среды;

компенсацию расходов по очистке территории, по спасе­нию жизни и имущества.

Страховщик может отказать в выплате страхового возмеще­ния в нескольких случаях. Например, при невыполнении страхо­вателем предупредительных мер по требованию страховщика; при небрежности страхователя в выполнении своих обязанно­стей после наступления страхового события.

Все споры, возникающие в связи с реализацией договора эко­логического страхования, решаются в суде.

Наши рекомендации