Платность природных ресурсов
Введение платежей за использование природных ресурсов — прямое следствие преобразования природоресурсных отношений, проводимых на базе рыночных реформ. Установление такой платы стало возможным после отмены исключительной государственной монополии на землю и другие природные ресурсы, превращения земель и других ресурсов в объект купли—продажи и гражданско-правовых сделок. При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи:
Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.
Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.
Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) предусмотрено два вида платежей за ресурсы природы: за право пользования природными ресурсами и за загрязнение окружающей природной среды.
Плата за использование природных ресурсов включает: плату за право пользования ресурсами; выплаты за , сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; выплаты на воспроизводство и охрану природных ресурсов.
1. Плата за землю производится в трех формах: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Ставки налога на сельскохозяйственные земли (угодья) устанавливаются с учетом состава почвы, качества площади и месторасположения площадей.
Средние ставки налога дифференцируются субъектами Федерации, а по городским землям — местными органами самоуправления.
Налог за земли лесного фонда взимается в составе платы за пользование лесами, где производится заготовка древесины. Такой налог взимается по другим ставкам — в размере 5% от таксовой стоимости древесины, отпускаемой на корню. Арендодателем выступают местные органы исполнительной власти, земельный налог и арендная плата за землю поступают в местный бюджет (сельский, поселковый: районный, городской) и используются исключительно на цели улучшения и восстановления земель. Нормативная цена земли указывается в Законе РФ об оплате за землю. Этот показатель характеризует стоимость участка земли определенного качества и месторасположения с учетом потенциального дохода за расчетный срок окупаемости. Нормативы цены земли применяются при бесплатной передаче земли в собственность, при установлении общей собственности на землю, при передаче земли по наследству, при дарении, получении банковского кредита под залог земельного участка. Помимо нормативной существует (в ограниченном объеме) договорная цена земли (по договору купли—продажи), конкурсная (при продаже по конкурсу) и аукционная (при продаже на аукционе). Нормативная цена земли устанавливается субъектами федерации, остальные — по соглашению сторон, в результате конкурсного отбора, аукциона.
2. Плата за использование недр имеет три формы: за право на поиск и разведку месторождений полезных ископаемых; их добычу; использование недр для иных целей, не
связанных с добычей полезного сырья.
Существует плата за захоронение отходов. Этот вид недроиспользования можно было бы отнести к использованию недр, не связанному с добычей полезных ископаемых. Но Закон "Об охране окружающей природной среды" умалчивает об этом. Поэтому все вопросы, обусловленные захоронением отходов, решаются на основе правительственных постановлений, действующих стандартов и существующих нормативов.
Порядок взимания платежей за право пользования недрами, акваторией и участками морского шельфа регулируется Положением, утвержденным Правительством РФ 28 октября 1992 г.
Распределение средств налогов и средств от использования производится следующим образом:
платежи за право добычи полезных ископаемых распределяются в соответствующих процентах между Федерацией, субъектами Федерации и местными органами;
плата за право выполнения поисково-разведывательных
работ и за право использования недр для целей, не связанных с
разработкой полезных ископаемых, а также платежи за право добычи общераспространенных полезных ископаемых поступают в
бюджеты городов и районов, на территории которых происходило пользование недрами.
Плата за право добычи полезных ископаемых может производиться деньгами, частью добытой продукции, выполнением работ или предоставлением услуг. Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчисления на создание внебюджетного фонда для финансирования поисково-разведывательных работ, расширения научных исследований.
3. Плата за пользование водными объектами.
Существуют две формы оплаты: за право пользования водными
объектами и на восстановление и охрану вод.
Плата за право пользования вносится потребителями в виде регулярных платежей в течение срока водопользования. Плата за пользование поверхностными водами поступает в бюджеты субъектов Федерации. Плата за право пользования подземными водами поступает в бюджет Федерации и субъектов Федерации
и распределяется органами государственной представительной власти субъектов Федерации. Порядок и размеры платы определяет Правительство РФ.
Плата на восстановление и охрану водных объектов устанавливается правительством согласно Основам водного законодательства. Она взимается с водопользователей и поступает в государственный внебюджетный фонд восстановления и охраны водных объектов, а за пользование подземными водами -в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.
В этой части Основы водного законодательства противоречат Закону о недрах, ибо он не рассматривает подземные воды как составную часть недр, а пользование ими — как вид недропользования. Более того, Основы водного законодательства включают подземные воды в состав государственного водного фонда, а не фонда недр. Поэтому все отчисления за пользование подземными водами правильнее было бы направлять в фонды восстановления и охраны водных объектов.
4, Формы платы за пользование лесными ресурса-ми установлены Основами лесного законодательства РФ в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса.
Лесные подати (точнее, лесной налог) взимаются за древесину (отпускаемую на корню), заготовку живицы, побочных лесных материалов, за сенокошение, а также за пользование лесом для нужд охотничьего хозяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.
Размеры лесных податей определяются по ставкам за единицу продукции (при пользовании лесом) или по гектарным ставкам эксплуатируемой площади лесного фонда. Принципы определения ставок лесных податей устанавливаются субъектами Федерации, а конкретные размеры ставок налогов — местными органами самоуправления.
Лесные подати могут вноситься (по договоренности) лесопользователей в форме денежных платежей, произведенной продукцией или предоставлением услуг. Лесные подати поступают в бюджеты городов и районов. Часть средств направляется на охрану и защиту лесов.
Арендная плата вносится _за аренду лесного фонда.
Принципы определения и взимания арендной платы устанавливаются представительными органами субъектов Федерации. Конкретный ее размер определяется городскими, районными органами самоуправления. Вся арендная плата поступает в бюджет города или района по месту аренды.
Фонд воспроизводства, охраны и защиты лесов создается за счет отчислений лесопользователей. Размер отчислений определяется в процентах от стоимости заготовленной лесной продукции — древесины как заготовленной, так и переработанной, реализованной, израсходованной на собственные нужды, исчисленной по ценам реализации.
Фонд воспроизводства является государственным внебюджетным фондом. Его средства расходуются на воспроизводство, охрану, защиту лесов; на содержание лесной охраны, лесоустройство, учет, мониторинг лесов, организацию пользования лесным фондом. Размеры отчислений в этот фонд, порядок их взимания, распределения между субъектами Федерации и местными органами — весь этот комплекс вопросов устанавливается в Положении, которое, согласно Основам лесного законодательства, утверждается Правительством России.
Плата за пользование растительными ресурсами регламентируется Основами лесного законодательства, правительственными постановлениями, нормативными актами Минприроды РФ. Она определяется местными органами управления и отчисляется в местный бюджет района или города.
Это — плата за сбор лекарственных трав и сырья, проводимый заготовителем; сбор плодов, ягод; за заготовку технического сырья.
Плата за ресурсы животного мира предусматривается в виде разнообразной платы за пользование животным
миром в виде охоты, отлова животных, использования продуктов их жизнедеятельности и т. д. Другой формой платы служит
арендная плата за право пользования охотничьими угодьями.
Ставки платы за право пользования животным миром, включая
охоту и ловлю рыбы, определяются местными исполнительными
органами совместно с органами охоты и рыболовства. Поступающие платежи перечисляются в местный бюджет и используются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, воспроизводство рыбных запасов.
Плата за загрязнение окружающей природной
среды является одним из видов платности в использовании
природных ресурсов. Ее сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.
Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям. В отличие от юридической ответственности, которая наступает по факту правонарушения, обязанность платы за загрязнение возникает по факту правомерного, разрешенного компетентными органами государства причинения вреда, независимо от вины хозяйствующего субъекта.
Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости предприятия-загрязнителя, и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, пользуясь которым можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.
В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.
Правовое регулирование платежей за загрязнение обеспечивается Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» (ст. 20) и постановлением Правительства РФ от 26.08.92 г., в которых утвержден порядок определения платы за загрязнение и ее предельные размеры. В ноябре 1992 г. Минприроды утвердило базовые нормативы платы за загрязнение.
Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм либо без разрешения компетентных органов; плата за размещение отходов.
Порядок установления платы состоит из трех этапов: определение базовых нормативов платы; дифференцированных ставок; конкретных размеров платы за загрязнители.
Базовые нормативы определяются по каждому виду загрязнителя или виду вредного воздействия (шум, электромагнитное излучение) с учетом степени их опасности для окружающей среды и здоровья населения. Нормативы разрабатываются Минприроды России с участием Госкомсанэпиднадзора, Министерства экономики и Министерства финансов, исполнительных органов субъектов Федерации.
Базовые нормативы представлены в двух видах — за выбросы, сбросы, размещение отходов в пределах установленных нормативов; сверх установленных нормативов, но в пределах утвержденных лимитов или временно согласованных выбросов.
Дифференцированные нормативы исчисляются Минприроды на основе базовых, но с поправкой на экологическую ситуацию и экологические факторы соответствующих регионов. К последним относятся природно-климатлческие, экономические особенности территорий, значимость охраняемых природных объектов. Дифференцированная ставка платежей для конкретных регионов, бассейнов рек и морей определяется умножением коэффициента, отражающего экологические особенности региона, на базовую ставку платежей.
Конкретные размеры платежей за загрязнение для предприятий-загрязнителей определяются исполнительными органами власти города, района с участием органов охраны окружающей среды, санэпиднадзора и предприятия.
Порядок определения размера такой платы для отдельного хозяйствующего субъекта дается в постановлении Правительства от 28 августа 1992 г. (пп. 3, 4, 5). При отсутствии у приро-допользователя разрешения на выброс вредных веществ плата за загрязнение устанавливается как за сверхлимитное загрязнение окружающей среды. Причем, с учетом экологической ситуации местные исполнительные органы вправе повышать коэффициенты экологической значимости. Так, в крупных городах и промышленных центрах такое повышение разрешается до 20%, в зонах экологического бедствия, районах Крайнего Севера, на территории национальных парков, особо охраняемых, в том числе заповедных территориях, эколого-курортных регионах — в два раза.
Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений — за счет прибыли, которая остается в распоряжении предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.
Из общей суммы 10% платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности
территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90% — в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления.
Очень важно отметить следующие два обстоятельства. Во-первых, платежи за загрязнение носят налоговый характер, поэтому их неуплата дает право органам Минприроды взыскивать с предприятий в безакцептном порядке. Во-вторых, постановлением Правительства так разъясняется вытекающий из действующего законодательства факт: если платежи предприятия равны или превышают размер прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, то местными органами охраны окружающей среды или органами санэпиднадзора рассматривается вопрос о приостановлении или прекращении деятельности данного хозяйствующего субъекта.
Экологические фонды
Для обеспечения надежного финансирования различных видов природоохранной деятельности в Российской Федерации создается система экологических фондов, включающая Федеральный экологический фонд, соответствующие республиканские (краевые, областные и местные) экологические фонды, страховые фонды окружающей среды, экологические фонды предприятий.
Федеральный экологический фонд — внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством Правления, сформированного Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10% собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.
Правление ежегодно отчитывается о расходовании средств перед собранием представителей республиканских, областных, краевых комитетов по экологии и природопользованию.
Учредителями республиканских, краевых и областных экологических фондов являются соответствующие комитеты по экологии и природопользованию. Эти экологические фонды являются юридическими лицами и действуют самостоятельно в пределах утвержденных смет, имеют самостоятельный баланс и могут иметь отделения и филиалы. Средства этих фондов не подменяют другие источники финансирования по проектам социально-экономического развития территории, плановые природоохранные мероприятия природопользова-телей. Они служат дополнительным источником финансирования и кредитования для:
— строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта объектов природоохранного
назначения, включая городские очистные сооружения, канализацию, и других природоохранных мероприятий территориально
го назначения;
создания и усовершенствования автоматизированных систем мониторинга и технических средств для них, разработки,
приобретения и аренды приборов, оборудования и техники для
осуществления контроля;
— развития собственной материально-технической базы
местных комитетов по экологии и природопользованию (приобретение машин, приборов, вычислительной техники и
т. д.);
создания местной информационной системы сбора, хранения, систематизации и обработки экологической информации по территории;
создания и развития заповедников, заказников, национальных парков и сохранения памятников природы;
научных и практических работ по созданию ресурсосберегающих и природоохранных видов техники и технологии;
исследовательских работ по изучению территории и развития рынка экологических услуг;
проведения работ по экологической экспертизе объектов;
создания предприятий с целью решения экологических
проблем;
проведения мероприятий по обеспечению экологической
безопасности населения, охраны и воспроизводства нарушенных хозяйственной деятельностью отдельных природных экосистем;
организации экологического образования и воспитания,
пропаганды экологических знаний, издательской деятельности
по экологии и природопользованию.
Часть средств (до 5%) экологических фондов может быть использована на строительство объектов здравоохранения, для восстановления здоровья трудящихся, заболевания которых связаны с загрязнением окружающей среды.
Экологические фонды, являясь неотъемлемой частью экономического механизма регулирования природопользования, образуются за счет средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, отдельных граждан, а также физических и юридических иностранных лиц. Данные фонды формируются за счет следующих платежей:
за загрязнение окружающей среды;
за сверхнормативное использование природных ресурсов
(также потери);
платы по искам в возмещение ущерба;
штрафов за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;
средств от реализации конфискованных орудий охоты и
рыболовства, а также продажи незаконно добытых с их помощью
продукции и природных ресурсов;
Добровольных взносов. Также в эти фонды поступают:
отчисления на природоохранные мероприятия из государственного и местного бюджетов;
средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по
вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;
доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и
иной деятельности;
средства от проведения денежно-вещевых лотерей и раз
личных благотворительно-экологических мероприятий;
прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в
банках;
средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству.
Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в эти фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.
Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.
Система налоговых льгот должна включать:
уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;
налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы
и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера
(эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.).
Для льготного налогообложения также желательны:
уменьшение суммы дохода, облагаемого налогом;
прямое сокращение налогов (с использованием коэффициентов, дифференцированных по системе льготного налогообложения);
исключение отдельных видов расходов из валового дохода;
соответствующее использование подсистемы налогового
кредита.
При расчете облагаемой налогом суммы дохода может быть предусмотрена ускоренная амортизация основных фондов при условии выполнения всех требований охраны окружающей среды.
В этом случае от налогов освобождаются суммы дохода, равные разности между амортизационными отчислениями, принятыми в системе бухгалтерского учета, и нормативами вводимой налоговой амортизации.
Система стимулирования НИОКР в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов может предусматривать скидки с дохода для налогообложения (для предприятий хозрасчетных) в первый год в размере до 100%, включая текущие и капитальные затраты.
Экологические критерии, по которым регулируется система налогообложения, следующие:
степень соответствия фактического уровня ресурсоиспользования и ресурсосбережения региональным предельным нормативам;
нормативные нагрузки на окружающую природную среду;
территориальные лимиты природопользования;
необходимые темпы перестройки народнохозяйственных
структур на экологической основе;
уровень основных капитальных вложений в природоохранные мероприятия, оцениваемый с учетом эколого-экономической
эффективности этих мероприятий;
природоохранная ценность территории.
Экологические льготы предоставляются в зависимости от типа предприятий, размеров и направления их развития, видов потребляемых (охраняемых) ресурсов, характера конечной продукции во взаимосвязях с лимитом техногенной нагрузки на территорию.
Регулирование системы налогообложения по экологическим критериям осуществляется на республиканском, краевом и областном уровнях в соответствии с компетенцией соответствующих органов управления.
Потери бюджетных доходов за счет внедрения налоговых льгот могут компенсироваться за счет поступлений по дополнительному налогообложению продукции предприятий, выпускающих экологически опасную продукцию или применяющих экологически опасные технологии или оборудование.
К территориям с высокой экологической напряженностью должно также применяться льготное налоговое обложение.
Экологическое страхование
Российское законодательство определяет страхование как отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении предусмотренных событий за счет денежных средств (фондов), которые создаются из уплачиваемых ими страховых взносов. Применительно к Закону РФ о страховании, экологическим страхованием следует считать также отношения, направленные на защиту имущественных интересов граждан и юридических лиц при на-
ступлении экологически неблагоприятных обстоятельств за счет денежных фондов, создаваемых страхователями.
Необходимость подобного страхования в принципе предусмотрена ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды». Закон допускает обе формы страховых отношений — обязательную и добровольную, но называет лишь один вид страховых отношений — страхование физических и юридических лиц, объектов, их собственности и доходов на случай экологического или стихийного бедствия, аварий и катастроф.
Минприроды России и Российская государственная страховая компания утвердили в 1992 г. Положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации. Положение вводит новый вид экологического страхования, отличный от указанного в Законе. Страхователями выступают причинители вреда (предприятия, потенциально опасные для аварий и катастроф), которые в силу непреднамеренных обстоятельств, приведших к авариям и катастрофам, вынуждены нести расходы для удовлетворения претензий граждан и юридических лиц по возмещению нанесенного им ущерба.
Таким образом, цель экологического страхования — предоставление страховой защиты имущественных интересов третьих лиц от непреднамеренного и неожиданного загрязнения окружающей среды.
Страхователями здесь являются предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, имеющие производственные мощности на территории России. Обычно это предприятия, которые представляют объективную потенциальную опасность для возникновения аварийных ситуаций или катастроф (химические заводы, атомные реакторы, нефтегазопроводы, транспорт). Страхование является добровольным. Поэтому страхователи заключают договор с государственной страховой компанией, где предусматривается страховая оценка договора, страховые платежи, порядок и условия их выплаты. Страховая оценка в добровольном экологическом страховании — это размер годового оборота предприятия, т. е. выручка от реализации продукции и оказания услуг.
Страховые платежи уплачиваются по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от годового оборота предприятия.
Объектом экологического страхования в этом случае является риск имущественной ответственности, который выражается в предъявлении страхователю имущественных претензий о возмещении ущерба за загрязнение земель, вод, воздуха в результате наступления страхового события.
Страховым событием в данном виде экологического страхования является внезапное, непредвиденное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению почвы, сбросу сточных вод.
Непременным условием наступления страхового события (а, следовательно, и выдачи страхового вознаграждения) являются два фактора: внезапность, что лишает возможности принять защитные меры до наступления события, и непреднамеренность, т. е. отсутствие умысла со стороны предприятия-загрязнителя. Отсутствие данных условий (например, предприятие неоднократно предупреждалось о возможности аварии или, зная о потенциальной опасности аварии, проявило медлительность, самонадеянность в ее предотвращении) лишает права на страховое возмещение.
Потерпевшие ущерб граждане и юридические лица в таком случае обращаются в суд в порядке искового производства. Иск о возмещении причиненного ущерба суд, арбитражный суд должен рассматривать, опираясь на ст. 88 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды», которая конкретизирует гражданско-правовую ответственность за причиненный вред источниками повышенной опасности.
Страховое возмещение выплачивается страхователю в размере, который обусловлен заключенным договором. Оно включает в себя несколько показателей:
компенсацию ущерба;
выплату убытка от ухудшения условий жизни и окружающей среды;
компенсацию расходов по очистке территории, по спасению жизни и имущества.
Страховщик может отказать в выплате страхового возмещения в нескольких случаях. Например, при невыполнении страхователем предупредительных мер по требованию страховщика; при небрежности страхователя в выполнении своих обязанностей после наступления страхового события.
Все споры, возникающие в связи с реализацией договора экологического страхования, решаются в суде.