Методы управления природопользованием
1. Административные методы – обеспечены возможностью гос. принуждения. Это управление включает следующие виды деятельности:
· определение экологической политики
· осуществление организационно-технических мероприятий в рамках экологической политики
· подготовку и расстановку кадров
· нормирование хоз. деятельности
· лицензирование, сертификация, аудирование и учёт в сфере природопользования
Основой административного управления природопользованием являются экологические стандарты:
· стандарты качества окр. среды (ОБУВ)
· эмиссионные стандарты (ПДС, ПДВ)
· технологические стандарты
· стандарты качества продукции
· международные стандарты систем управления природопользованием (ISO 14000, в РБ – СТБ ИСО 14000)
В РБ работают следующие разделы:
- ИСО 14001-14003 – описывают организацию систем управления природопользованием
- ИСО 14010-14012 – описывают процедуру экологического аудита
- ИСО 14020-14025 – описываю процедуру экологического маркирования
- ИСО 14031 – описывает показатели систем управления природопользованием
- ИСО 14040-14043 – описывают оценку жизненного цикла продукта
- ИСО 14050 – термины и определения
Кроме стандартов административное управление широко использует нормативно-правовую базу в целях регулирования рационального природопользования. Осн. принцип административного управления – запретительный. Он реализуется след. образом: органы министерства природы определяют объёмы допустимого воздействия на окр. среду и в этих рамках устанавливают лимиты и выдают разрешения на природопользование. Далее они осуществляют контроль за деятельностью природопользователей. В случае нарушения лимитов или условий природопользования природными ресурсами на виновных накладываются штрафы, приостанавливающие их деятельность, изменяются условия пользования ресурсами, вплоть до закрытия предприятия.
2. Экономические методы – объединяют стоимостные рычаги, побуждающие природопользователя к рациональному использованию природных ресурсов:
· рентные платежи
· экологический налог
· компенсационные выплаты за изъятие ресурсов из основного пользования или его порчу
· штрафные санкции
· система налоговых и кредитных льгот и субсидии
Регулирование природопользования может быть успешным только в случае гармоничного сочетания механизма административного управления с экономическим стимулированием
3. Социально-психологические методы – поощрение, наказание
27. Организационные структуры управления.
Управление природопользованием осуществляют законодательная, исполнительная и судебная системы, которые организованны по территориальному и отраслевому принципам. Территориальное управление природопользованием реализуется следующим образом:
· Президент РБ издаёт декреты, указы, директивы и постановления в сфере природопользования и контролир. их исполнение через подведомственные органы
· Парламент определяет основные направления гос. экологической политики, разрабатывает и принимает законы в экологической сфере, в случае необходимости объявляет территории зонами экологического бедствия
· Правительство реализует гос. экологическую программу, координирует деятельность министерств и ведомств в сфере природопользования, осуществляет международное экологическое сотрудничество
· Исполкомы несут ответственность за состояние окр. среды на подведомственный им территориях, реализуют экологические программы разного уровня, обеспечивают их материально-техническое и финансовое обеспечение
Отраслевой принцип управления природопользованием осуществляют гос. органы специальной компетенции, к которым относятся Мин-во природных ресурсов и охраны окружающей среды и подведомственные ему департаменты рыбоохраны и гидрометеорологии, научно-производственное объединение Белгеология, ряд научно-исследовательских институотв и лабораторий и иные специально уполномоченные органы (МТС, МВД, Мин-во Здравоохр., лесной комитет, таможенный комитет и др.)
Управление природопользованием на основе территориального и отраслевого принципов имеет ряд недостатков, основной состоит в том, что используют и контролируют природные ресурсы одни и те же структуры, при этом ответственность за состояние окружающей среды несут исполкомы.
На уровне субъектов хозяйствования управление природопользованием возложено на администрацию. К природоохранному сектору предприятий относятся службы охраны природы при главном инженере, энергетике или технологе, участки очистных сооружений и санитарно-гигиенические лаборатории. Кол-во работающих составляет 3-5% от общей численности работников предприятия, один из заместителей директора является ответственным за управление природопользованием на предприятии
Функции или виды деятельности, осуществляемые органами управления, соответствуют структуре хозяйственного механизма природопользования.
28. Правовое регулирование природопользования и природоохранной деятельности.
Формируется на базе нормативно-правовых актов к которым относятся закон РБ, указы, директивы и постановления Президента, нормативные документы министерств и ведомств, международно-правовые акты.
Основные законы РБ:
· Конституция
· концепция гос. политики в области охраны окр. среды
· закон об охране окр. среды
· экологический налог
· кодексы и т.д.
Нарушение природоохранного законодательства приводит к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности. Административная ответственность (штрафы, ограничения, запреты) применяется при нарушении прав собственности на природные ресурсы. Дисциплинарная ответственность применяется к должностным лицам за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей приведшее к нарушению природоохранного законодательства. Материальная ответственность предполагает компенсацию ущерба, нанесённого здоровью людей и окр. среде по специальным таксам или нормам гражданского кодекса. Уголовная ответственность наступает в случае, если нарушение природоохранного законодательства приводит к значительным материальным потерям или гибели людей.
Высший надзор за исполнением природоохранного законодательства осуществляет экологическая прокуратура, созданная в 1990 г.
29. Наблюдение и учёт природопользования и охраны окружающей среды.
Мониторинг окр. среды – наблюдение, оценка и прогноз её состояния. По масштабам ведения мониторинг разделяется на глобальный, межгосударственный, национальный и региональный.
По форме ведения мониторинг подразделяется на фоновый и импактный (локальный и мониторинг ЧС).
Составными частями экологического мониторинга являются мониторинг воздуха, мониторинг водных и земельных ресурсов и радиационный мониторинг.
Главная цель – обеспечение своевременной и достоверной информацией органов управления и конкретных экологических программ.
В РБ действует нац. система мониторинга окр. среды.
Информация о состоянии природной среды собирается по ведомственным, производственным и др. лабораториям. далее она поступает в информационно-аналитические центры прир. сред. и передаётся в главный информационно-аналитический центр мониторинга окр. среды.
Головная организация в системе мониторинга окр. среды – Белгидромет. В его рамках функционируют 4 обсерватории, стационарная сеть наблюдения за состоянием воздуха и поверхностных вод, земельных ресурсов и радиационного фона и передвижные лаборатории.
В РБ учёт природных ресурсов осуществляется в кадастровой форме.
Кадастр – систематизированный свод сведений качественных, количественных, территориально-административных показателей о естественно физических, экологических, экономических характеристиках и правовом статусе прир. рес.
В РБ ведутся кадастры земельных, водных, климатических, атмосферных, лесных ресурсов и кадастры торфяного фонда, животного и растительного мира и отходов производства и потребления
Воздействие на природные ресурсы и масштабы их использования учитываются в форме статистической отчётности. Природопользователи в обязательном порядке ведут статистическую ответственность по следующим разделам:
· охрана и использование атмосферного воздуха, водных, земельных и лесных ресурсов, животного мира, охраняемых территорий
· образование и утилизация отходов производства и потребления
· капитальные вложения в природоохранные мероприятия
30. Основы экологического нормирования.
Осуществляется с целью установления предельно допустимых нагрузок на окр. среду со стороны человека. Составными частями экологического нормирования являются технологическое, научно-техническое и санитарно-гигиеническое нормирование. Технологические нормативы определяются возможностью экономики достигать пределов допустимого воздействия на окр. среду. Научно-технические нормативы ограничиваются возможностью технических средств, контролирующих состояние окр. среды. Санитарно-гигиенические нормативы определяют пороговый уровень воздействия на здоровье населения и компоненты биосферы.
31. Экологический аудит и сертификация. Государственная экологическая экспертиза и паспортизация.
Экол. аудит – периодическая, систематизированная, документально подкреплённая деятельность по установлению степени экологичности производства или его составных частей. Объектами экол. аудита являются имущество, технологические процессы, производственные опреации и системы управления природопользованием.
Процедура экол. аудита является добровольной и осуществляется в основном в следующих случаях:
· при подготовке документации по обоснованию снижения экол. платежей
· при подготовке инвестиционных природоохранных проектов финансирования из бюджета или фондов охраны природы
· при осуществлении экол. сертификации
· при продлении или получении разрешений и лицензий в области природопользования
· для получения достоверной информации о воздействии предприятия на окр. среду
· при смене собственника
Экол. сертификация –деятельность по подтверждению соответствия сертифицированного объекта требованиям природоохранного законодательства. Предприятия прошедшие процедуру экол. сертификации получают экол. сертификат соответствия.
В сл. сертификации продукции она имеет право маркироваться национальным знаком экол. чистой продукции.
Осуществляется с целью защиты потребителя от экологически опасных продукций и услуг, внедрения природоохранных технологий, недопущения ввоза в страну экологически опасных технологий и продукции, интеграции в мировую экономику.
Гос. экспертиза – проверка соответствия требованиям природоохранного законодательства проектируемой хозяйственной деятельности.
Объектами экспертизы являются территориальные планы и схемы социально-экономического развития, программы охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, градостроительная документация, проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и техническое перевооружение производственных объектов.
Гос. экспертизу осуществляют соответствующие отделы органов министерства природы. По итогам экспертизы заказчик получает положительное или отрицательное заключение. Реализация проекта допустима только в случае получения положительного заключения
Эксплуатируемые производственные объекты контролируются на основании информации, изложенной в экопаспортах.
Экопаспорт –нормативно-технический документ, содержащий информацию об использовании предприятием природных ресурсов и его воздействии на окружающую среду.
32. Экономическое стимулирование рационального природопользования. Система платного природопользования в Беларуси и её эффективность.
Экономический механизм природопользования (ЭМП)
ЭМП объединяет все стоимостные рычаги регулирования экосферы методами позитивной и негативной мотивации, ценовым и налоговым регулированием, финансированием и инвестированием рационального природопользования и охраны окр. среды.
Методы позитивной мотивации стимулируют природопользователя рационально использовать прир. рес.:
· налоговые льготы
· льготное кредитование, субсидирование
· оставление в распоряжении предприятия части прибыли от осуществления природоохранных мероприятий
· премирование по итогам природоохранной деятельности
Методы негативной мотивации призваны противодействовать нарушениям природоохранного законодательства:
· платежи
· штрафные санкции
· компенсационные выплаты
Стоимостные рычаги используются в ценовом регулировании природопользования и охраны окр. среды:
· поощрительные (налоговые льготы, субсидии, дотации, премии)
· принудительные (рентные платежи и штрафы за превышение лимита)
· компенсационные (платежи за причинение ущерба и нанесение убытков, создание природоохранных фондов)
Основное звено ЭМП – платность. Она выполняет след. функции:
· стимулирует к рациональному природопользованию
· создаёт централизованные источники финансирования экологической сферы
· учитывает природоохранный фактор производственных результатов
· согласует деятельность природопользователей между собой и с национальной экономикой в целом
· способствует эффективности взаимодействия природопользователей с контролирующими органами
· покрывает ущербы нанесённые природопользователями при изъятии прир. ресурсов из традиционного использования, их загрязнении и истощении
33. Зарубежный опыт экономического стимулирования природоохранной деятельности и рационального использования природных ресурсов.
В ведущих странах Запада для экономического стимулирования природопользования используются ценовые и рыночные рычаги.
Ценовой механизм регулирования:
· ресурсные платежи
· платежи за пользование муниципальными очистными сооружениями
· налог на загрязнение окр. среды
· экономические надбавки к цене продукции
· дифференциация налога на прибыль
· экологическое страхование
· налоговые льготы
· мелкие ссуды, льготные кредиты и гранды
Рыночное регулирование экологической сферы осуществляется след. образом. На первом этапе компетентные органы охраны природы определяют лимиты пользования природными ресурсами и загрязнения окр. среды в соответствии с которыми разделяют права природопользователей на опред. территории. Далее природопользователи самостоятельно перераспределяют свои права. Контролирующие органы только отслеживают чистоту сделок.
Осн. механизмы рыночного механизма регулирования природопользования:
· принцип "облака"
· принцип компенсации выбросов
· биржа прав на загрязнение
· банк выбросов
34. Финансирование мероприятий по охране окружающей среды.
Осн. источники финансирования:
· республиканские и местные бюджеты
· средства юридических лиц
· кредиты банков
· средства целевых бюджетных фондов охраны природы, которые формируются за счёт:
- сумм экол. налога за загрязнение окр. среды
- платежей по нанесённому окр. среде ущербу, и компенсационных выплат
- средств, получаемых при реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и незаконно добытой с их помощью продукции
- дивидендов, процентов по банковским вкладам и средств от проведения денежно-вещевых лотерей
- добровольных взносов физических и юридических лиц
Распределение средств фонда:
20% - в республиканский фонд
30% - в областной фонд
50% - в городской или районный фонд
Основные направления использования средств фонда:
· создание природоохранных фондов
· реализация природоохранных программ
· содержание органов управления
· сведение кадастров и мониторинга окр. среды
· экол. образование и просвещение
Значение фондов охраны природы состоит в том, что они являются гарантированным финансовым минимумом в сфере природопользования.
35. Новые подходы к финансированию природоохранной деятельности.
Кредитно-финансовая система РБ в ближайшее время д.б. дополнена след. источниками финансирования экономической сферы: сис-ма экол. банков, сис-ма экол. займов, фонды экол. страхования.
Экол. банк может являться эффективным центром экономического регулирования сферы природопользования, т.к. обладает необходимой информацией и достаточными финансовыми средствами. На основе жёсткой ипотечной политики с учётом степени надёжности и безопасности природопользования, экол. банк будет осуществлять кредитование конкретных природоохранных мероприятий, оценивать имущество, производственные показатели и рез-ты природопользователей.
Для того, чтобы банк мог кредитовать природопользователей на льготных условиях ему необходимо снизить налогооблагаемую базу, уменьшить налоговые платежи или полностью освободить от налоговых платежей.
Экол. займы предст. собой привлечения средств юридич. и физич. лиц для решения насущных проблем природопользования, сверхфинанс. возможн. гос-ва и предприятий. Экол. облигации д.б. надёжно защищены от инфляции, исключаться из налогооблагаемой базы, предост. приоритетный доступ к пользованию природными ресурсами, предост. льготы при закупке экологознач. оборудования и технологий.
Фонды экол. страхования предназначены для покрытия ущерба наносимого окр. среде и здоровью населения в разл. чрезвычайных эколого-опасных ситуациях. За счёт взносов многих природопользователей возмещается ущерб возникающий по вине одной из них. Экологическое страхование осущ. на добровольной основе.
36. Экономические оценки ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду.
Загрязнение и истощение окр. среды наносит ущерб 3 сферам: состоянию природных экосистем, хозяйственным субъектам, состоянию здоровья населения.
Различают 3 вида ущерба: экологический, экономический, социальный
Экономический ущербскладывается из прямых потерь в ден. выражении и затрат на ликвидацию антропогенного воздействия.
К прямым потерям относятся затраты, возникающие при разрушении прир. ресурса и ухудшении его свойств (деградация с/х земель, пожары и незаконная вырубка лесов, уменьшение рыбопродуктивности в регионах, потеря сырья и материалов в промышленности).
К затратам, необходимым для ликвидации негативного антропогенного воздействия относятся расходы на создание и работу природоохр. фондов, ремонт и реконстр. зданий и сооружений, закупку сырья и материалов.
Социальный ущерб:
· невосполнимый (снижение творческой активности, уменьшение продолж. жизни, психологич. дискомфорт)
· восполнимый (кот. можно рассчитать, это доп. расходы здравоохр. и соц. обеспечением на стационарное и амбулаторное решение и выплаты по больничным листам, а также потери в производственном секторе от невыхода на работу и снижение произв. труда)
Экономический и восполнимый соц. ущерб складываются в совокупный (предотвращённый) экономический ущерб.
37. Совокупный предотвращенный экономический ущерб и возможности его определения.
Экономический и восполнимый соц. ущерб складываются в совокупный (предотвращённый) экономический ущерб. Он м.б. рассчитан, используя метод прямого счёта, аналитический и эмпирический (укрупнённый)
Метод прямого счёта сравнивает расчётную теорию с эталонной.
Аналитически используют предварительно полученные математические зависимости.
Укрупнённый переносит на частный случай общение закономерности воздействия ущербообразующих факторов.
У=Уа+Ув+Ун+Уп
Уа=γ*σ*Fm*А
γ=10 тыс. руб. / усл. т.
Расчёт экономического ущерба осуществляется для:
· определения структуры и объёма природоохранных инвестиций
· определения природоохранной стратегии
· планировочных решений
· измерение отрицательных последствий антропогенной деятельности
· определение штрафов и эколог. платежей за загрязнение
38. Природоохранные затраты и их экономическое обоснование.
Экономическое обоснование природоохранных затрат
Все природоохранные затраты по свое экономич. сущности подразделяются на издержки предотвращения (предзатраты) и экономич. ущерб, кот. складывается из затрат на ликвидацию отрицательного последствия антропогенной деятельности (постзатраты) и прямых потерь от разрушения природных ресурсов
К предзатратам относятся расходы на:
· мероприятия, снижающие количество загрязняющих веществ в окр. среде (очистные сооружения, комплексное использование сырья и материалов, утилизация уловленных отходов, малоотходные технологии)
· мероприятия, не снижающие количество загрязняющих веществ в окр. среде, но распределяющие их распространение или изолирующие от населения (высокие дымовые трубы, планировочные мероприятия, создание санитарно-защитных зон, создание санкционированных мест захоронения отходов)
· экол. образование и просвещение
· научно-исследовательские и конструкторско-опытные работы в экол. сфере
· совершенствование и работу системы управления сферы природопользования
· создание экологической инфраструктуры
Минимальные расходы в экол. сферу сопровождаются достаточными результатами по поводу чистоты и разнообразия окр. среды носят название экономического оптимума загрязнения окр. среды
Постзатраты:
· затраты на ликвидацию загрязнения окр. среды (сбор разлитой нефти с акватории водоёма, снятие загрязнённого или деградированного слоя почвы, ликвидация пожара)
· восстановление нарушенных природных комплексов
· затраты на санацию и мониторинг территории
· на восстановление здоровья пострадавшего населения
· на выплаты по исковым требованиям
По времени реализации различают две категории природоохранных затрат:
· капитальные вложения – предст. собой материальные затраты общества, которые в течение определённого промежутка времени, находясь в сфере производства не дают полезного эффекта. Этот временной промежуток определяется сроком освоения капитальных вложений, т.е. превращением их в действующие основные производственные природоохранные фонды (здания, сооружения и оборудования природоохранной направленности), используемые на конкретных мероприятиях или в гос. масштабах
· эксплуатационные расходы – при эксплуатации основных природоохранных фондов возникают текущие расходы (з/пл обслуживающего персонала, амортизационные отчисления, расходы на капитальные и текущие ремонты, расходы на реагенты, сырьё и материалы)
Средние годовые эксплуатационные расходы в 3 раза превышают капитальные
39. Экономическая и социальная эффективность экологических затрат.
Экономическая эффективностьприродоохранных мероприятий определяется путём установления показателей чистого экономического эффекта этих мероприятий и общей и сравнительной экономической эффективности средозащитных затрат на эти мероприятия.
В случае если сравниваются несколько природоохранных мероприятий, реализация которая даёт одинаковые социальные и экономические преимущества, экономически наилучший вариант можно определить по показателю сравнительной экономической эффективности природоохранных затрат
З=С+ЕН*К
К – капитальные вложения
ЕН=0,12=1/8,3
В случае, если сравниваются природоохранные мероприятия, не одинаковые по своим социальным и экономическим результатам, экономически наилучший вариант определяют на основании показателей чистого экон. эффекта природоохранных мероприятий, который рассчитывается по разности между результатом от осуществления природоохранных мероприятий и затратами на их осуществление.
Р=П+∆D+∆Н
П=Y1-Y2
∆D=q2*z2 – q1*z1
R=P-3 ≥ 0
Для обоснования структуры и объёмов капитальных вложений определяют показатели общей экономической эффективности природоохранных затрат или экономич. эффективности капитальных вложений
ЭК≥0,12 (ЕН) – предприятие эффективно
ЭЭ=P/3
Социальная эффективность природоохранных мероприятий определяется как экономическая эффективность от экономии платежей из фонда соц. страхования, сокращение расходов на лечение, сокращение затрат, возникающие от снижения производительности труда и недополучение чистой продукции
ЭС=ЭС.С.+ЭЗП+ЭПР.ТР.+ЭГ.ПР.
ЭС.С.= Б*В(Р1-Р2)
Б – количество больных
В – выплаты по больничным листам на 1-ого заболевшего
Р1, Р2 – количество чел./дней работы на 1-ого работника после и до проведения природоохранных мероприятий
Соц. показатели определяются в качестве для учёта социальной значимости природоохранных
40. Участие РБ в международном экологическом сотрудничестве.
Осн. формы междунар. экол. сотрудничества:
· парламентское сотрудничество
· взаимодёйствие исполнительных структур отдельных государств, ориентированная на разработку и реализацию экол. программ под эгидой …
· конвенционное регулирование природоохранной деятельности путём заключения международных отношений
· научно-техническое сотрудничество
· сотрудничество общественных организаций
Основные конвенции и протоколы к ним подписанные в РБ:
· конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (протокол о сокращении выбросов серы и их трансграничных потоков, протокол об ограничении выбросов оксидов азота и их трансграничных потоков)
· венская конвенция об охране озонового слоя (монреальский протокол по веществам разрушающим озоновый слой)
· конвенция об оценке воздействия на окр. среду в трансграничном контексте
· рамочная конвенция ООН об изменении климата (киотский протокол)
· конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения
· конвенция о сохранении биологического разнообразия