Управления природопользованием

Механизмы включают систему стимулов, побуждающих к огра­ничению загрязнения и рациональному использованию ПР посредством экономического стимулирования. Они базируются на известном экологическом принципе: "Загрязнитель платит" (рис. 2, 3).

 
  управления природопользованием - student2.ru

Рис. 2. Разновидности платежей за использование ПР

К таким инструментам относится платность за пользование ПР, которая включает решение следующих задач:

• повышение заинтересованности природопользователя в эффек­тивном использовании, сохранении и воспроизводстве ПР;

• получение дополнительных средств от природопользователя на
восстановление, воспроизводство, изыскание (поиски и разведку) ПР и
охрану окружающей природной среды.

Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" преду­смотрено два вида платежа: за право пользования ПР и за загрязнение окружающей природной среды.

Плата за использование ПР включает:

• плату за право пользования ресурсами;

• выплаты за сверхлимитное и нерациональное использование ПР;

• выплаты за воспроизводство и охрану ПР.

управления природопользованием - student2.ru

Рис. 3. Экологические платежи

Плата за землю (рис. 4) устанавливается с целью её рационального использования, охраны, повышения плодородия, выравнивания социаль­но-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, обеспечения развития инфраструктуры в населённых пунктах и т.д.

Такая плата производится в трёх формах: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.

Земельный налог устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчёте на год. Его размер зависит от состава, качества и местоположения почвы.

К объектам обложения этим налогом и арендной платой относят­ся: земли сельскохозяйственного назначения, участки для жилищного, дачного, гаражного строительства, предпринимательской деятельности, земли промышленности, транспорта, связи, энергетики; земли городов и других населённых пунктов.

Арендная плата устанавливается договором, определяющим раз­мер, условия и сроки её внесения. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, органы исполни­тельной власти устанавливают базовые размеры данной платы по видам использования земель и категории арендаторов.

управления природопользованием - student2.ru

Рис. 4. Структура оплаты за право пользования ПР

Нормативная цена земли - показатель, характеризующий стои­мость участка определённого качества и местоположения, исходя из ры­ночных цен и потенциального дохода за расчётный срок окупаемости.

В городах с развитым социально-культурным потенциалом в рекреационных зонах применяют коэффициенты увеличения средней ставки налога.

Плата за размещение отходов классифицируется в зависимости от их токсичности (4 класса) и экологической ситуации в регионах (коэффициент от 1,1 в Дальневосточном, до 2,0 в Центрально­черноземном).

Плата за использование недр имеет 3 формы: за право на поиски и разведку месторождений полезных ископаемых; их добычу; за использо­вание недр для иных целей, не связанных с добычей полезных компонен­тов (например, захоронение отходов). Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законо­дательством, включая плату за землю или за акваторию и участок мор­ского дна (шельфа), а также плату за геологическую информацию о не­драх. Помимо налогов за добычу полезных ископаемых, с пользователей недр производятся отчисления на создание внебюджетного фонда для финансирования поисково-разведочных работ, расширение научных ис­следований.

Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в формах разового, а также регулярных последующих платежей после начала до­бычи. Их размеры включаются в себестоимость добычи полезных иско­паемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ис­копаемых и потерь при добыче, превышающих нормативы. При этом платежи за добычу полезных ископаемых с объёмом сверхнормативных потерь взимаются в двойном размере.

Окончательные размеры платежей устанавливаются при предос­тавлении лицензии на пользование недрами.

Плата за пользование водными объектами. Чтобы понять осо­бенности взимания данной платы, следует ознакомиться с некоторыми терминами. Водопользование - это использование водных объектов для удовлетворения различных потребностей населения и отраслей. Оно включает изъятие (забор) воды и использование водных источников для сброса сточных вод, молевого сплава древесины (сплава в связках брё­вен), рыбохозяйственных целей, водного транспорта и других нужд. Водопотребление - это использование вод (поверхностных, подземных, шахтных и других), полученных из водохозяйственных систем. Водоот­ведение - это сброс сточных вод (использованных на производственные или бытовые нужды и изменивших под воздействием загрязнения свой первоначальный состав или физические свойства) непосредственно в водоёмы и подземные горизонты, а также передача сточных вод дру­гим предприятиям или организациям.

Данная плата включает ряд платежей. Платежи за пользование недрами по подземным водам (здесь вода рассматривается в качестве одного из видов полезных ископаемых) рассчитываются исходя из ко­личества добытых подземных вод с учётом сверхнормативных потерь при добыче и цены реализации.

Плата за забор воды промышленными предприятиями из водохо­зяйственных систем при безвозвратном водопотреблении определяется с применением повышающего коэффициента 1,25.

Плата за пользование водными объектами с применением соору­жений технических средств или устройств производится организациями, осуществляющими пользование водными объектами.

Плата за пользование лесными ресурсами установлена в виде лесных податей, арендной платы, отчислений в фонды воспроизводства, охраны и защиты леса.

Лесные подати (лесной налог) взимаются за древесину, отпус­каемую на корню, заготовку живицы, лесных побочных материалов, за сенокошение, а также за пользование лесом для нужд охотничьего хо­зяйства, в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях, за нарушение сельскохозяйственных требований при эксплуата­ции и ущерб, связанный с нарушением лесного законодательства.

Арендная плата вносится за аренду лесного фонда. Она зависит от формы аренды (лесохозяйственная, сельскохозяйственная, промы­словая, рекреационная и лесопромышленная) и включает плату за поль­зование участком лесного фонда, плату за изымаемые лесные ресурсы и плату за землю.

Отчисления в фонды воспроизводства, охраны и защиты лесов создаются за счёт отчислений лесопользователей. Этот фонд является государственным внебюджетным, и его средства расходуются на вос­производство, охрану, защиту лесов, на содержание лесной охраны, лесоустройство, учёт, мониторинг лесов, организацию пользования лесным фондом.

Плата за пользование растительными ресурсами включает пла­ту за сбор лекарственных трав и сырья, проводимый заготовителем; сбор плодов, ягод; за заготовку технического сырья.

Плата за ресурсы животного мира предусматривается в форме разнообразной платы за пользование животным миром в виде охоты, отлова животных, использования продуктов их жизнедеятельности и т.д. Поступающие платежи перечисляются в местный бюджет и использу­ются на улучшение ведения охотничьего хозяйства, воспроизводство рыбных запасов. К этим платежам относят штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.

Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и ус­тойчивого использования объектов животного мира включает: установление налоговых льгот пользователям, предоставление им льготных кредитов, премирование лиц, осуществляющих охрану животного мира. Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании ПР. Её сущность имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое (табл. 1):

Таблица 1

Наши рекомендации