Понятия как формы организации опыта.
Ценности, отношения, правила и опыт наполняли экологическое сознание людей даже в древнейшие времена. Ценности в архаическом экологическом сознании выделяются как такие, которые имеют важное значение для удовлетворения базовых потребностей жизнедеятельности. Это не только принципиальные, самые значимые, но и самые существенные для жизни категории.
Синтезируясь в представлениях людей, они отражают конкретный, определенный образ жизни. Чаще всего проецировались такие представления (понятия) на предмет верований, ожиданий, табу, поклонений либо угроз и опасений. Содержательно складывались они в те или иные представления человека о себе, своем окружении, родной природе и о том, что, откуда и как произошло.
Отношения учитывают взаимную или одностороннюю связь причинно-следственного характера. Центральное место в такого рода отношениях занимал сам человек, однако такое же активное начало приписывалось и природным явлениям. Отношения упорядочивались правилами, нормами, регулирующими поведение в соответствии с ценностями культуры. Отсюда христианские заповеди: "не убий" — норма сохранения жизни, "не прелюбодействуй" — норма сохранения супружеской верности, "чти отца своего и мать свою" — норма отношения к старшим, опытным, мудрым и т. п.
Понятия в древнем экологическом сознании выступают как обобщенные и синтезированные в языке конструкты опыта людей. Благодаря понятиям упорядочивался опыт, вырабатывалась определенная культура ценностно-нормативных отношений.
Как видим, ценности и нормы, правила и отношения в составе упорядоченного опыта входили в "понятие" древних (выражение "не иметь понятия" означало "не иметь опыта"). До сих пор такое выражение можно встретить у пожилых людей. Итак, благодаря понятию не требовалось каждый раз искать форму действия, ориентироваться на ожидания или санкции, а можно было поступать уверенно, достигая конкретного результата, поскольку он уже многократно был проверен предшествующим опытом и закреплен в понятии. Помимо существовавшей в древности перцептивно-ориентировочной функции понятия, современное представление о нем выделяет и другие стороны, связанные с обобщающей его сущностью.
Согласно современным представлениям в каждом понятии (научном или житейском) выделяют три звена, или три критерия, которые характеризуют определяемое явление по полноте, точности и обобщенности.
Критерий полноты определяемого понятия характеризуется тремя уровнями: предметной отнесенностью, значением и смыслом. Предметная отнесенность обозначает ту категорию или класс явлений, к которой определяемое явление по праву принадлежит. Значение понятия отражает сущностную, главную, а не второстепенную или видимую, внешнюю сторону явления, которое определяется понятием. Смысл — это контекстуальная включенность понятия, предмета или явления в какие-то обстоятельства, и через эту включенность определяется либо уточняется сущность определяемого.
Все три уровня одинаково важны при определении понятия, и только тогда оно представлено достаточно полно, когда характеризуется с позиций всех трех критериев.
Если в определяемом понятии используется только смысл, то очевидно, что понятие не раскрывается по существу, а лишь обозначается. Этот уровень мы называем уровнем ситуационной сигнификации (лишь обозначения, указания на предмет), а не определения его понятием.
Вторым критерием в определении понятий выступает критерий точности. Под этим критерием подразумевается качество исходных предпосылок, которые используются в основе представлений об определяемом предмете, событии или явлении. Здесь также выделяем три уровня: научное представление, эмпирическое представление и представление, основанное на догадке. Разумеется, последний случай — не из лучших для научного анализа и понятийного мышления, однако и он может иметь свою ценность, если не противоречит логике здравого смысла и способен стимулировать дальнейшее исследование описываемого феномена. По содержанию практически все понятия в экопсихологии объясняются нами исходя из научных представлений, основанных на объективных данных научного знания если не экопсихологии, то смежных научных дисциплин. Такие представления в понятиях доказательны и аргументированны. Не исключается (и мы также к нему прибегаем) толкование эмпирических представлений, основанных на житейском опыте, разрозненных наблюдениях обыденного сознания. Такие представления (подобно ответам иного студента) не отличаются глубиной анализа и не проникают в глубинную сущность явления, поскольку используют преимущественно внешнюю картину мира.
Третий критерий — критерий обобщенности определяемых понятий — указывает на степень аналитико-синтетической обработанности или осмысленности того, что определяется. Здесь также выделяем три уровня: ассоциативно-аналоговое умозаключение, систематизация и теоретическое обобщение. Уровень ассоциативно-аналоговых умозаключений, или простых ассоциаций, применяется тогда, когда объективная информация о явлении на момент его осмысления не позволяет проникнуть вглубь его по полноте и точности, а проявляется лишь эмпирико-ситуационной формой существования. Аналоговое умозаключение позволяет работать с понятием на уровне той самой (что и в первом критерии) смысловой сигнификации (обозначения, называния, представления, т. е. репрезентации по внешним, видимым признакам), а не на уровне глубинно-сущностной характеристики. В таком случае посредством простых аналогий выявляется частичное сходство без достаточного обсуждения и понимания других обстоятельств. При этом признаки определяемого явления если и называются, то часто лишь номинально, предположительно.
В отличие от ассоциативно-аналогового умозаключения, при систематизации определяемых понятий используется аналитико-синтетический план обобщений, когда в понятии наряду с категоризацией обозначается расположение предметов или явлений в определенном порядке (последовательности) или(и) представляется порядок зависимости одного понятия от другого в соответствии с объективно существующими между ними взаимосвязями. В таком определении понятий прослеживается оперирование главными, сущностными компонентами и признаками, свойствами. Объяснения в таких случаях упорядочены, логичны, последовательны.
Третий уровень — уровень теоретических обобщений — характеризуется тем, что в определениях суждения и умозаключения строятся от известных науке общих положений, закономерностей и правил к объяснению частных (описываемых) случаев. Это дедуктивный путь теоретических умозаключений. Он широко используется в науке и всегда весьма продуктивен, особенно в начальной стадии развития, отпочковавшихся дочерних направлений. Поэтому экологическая психология активно применяет дедуктивные обобщения от смежных научных дисциплин, как для обозначения проблем, так и для объяснения явлений, определения своих понятий. Второй путь теоретических умозаключений — индуктивный, когда идут от сбора и накопления фактов, частных случаев, исследования форм и разнообразия конкретных ситуаций. Для экологической психологии на данном этапе ее развития он может быть одним из основных, поскольку новая область научных знаний еще не изобилует богатой феноменологией. Нужны конкретные и многоплановые исследования, чтобы от частных случаев можно было идти к общим заключениям о сущности изучаемых явлений.
Названные принципы и критерии использованы нами в освещении основных понятий экологической психологии, они же применяются автором в развитии понятийного мышления студентов и служат основой для оценки их знаний.