Доклад на тему «Исследование местной фауны птиц в курсе основной школы»
Интерес к птицам определяется не только их степенью полезности, но и разнообразием методов изучения их фауны. Различные методики позволяют выявить не только видовой состав орнитофауны определенной территории, но и цикличность в поведении птиц, особенности, характерные для птиц, проживающих в данном районе.
Метод финских линейных трансектов.
Во время учета все встречаемые птицы (за исключением тех, что находятся позади наблюдателя)регистрируются на схеме маршрута (рис. 1), на которой вертикальными линиями показан сам трансект (маршрут) и полосы по 25 м по обеим его сторонам (главная полоса учета).
Оставляется место и для отметки птиц, которые обнаружены дальше 25 м от трансекта - в дополнительной полосе учета. Две полосы вместе образуют общую полосу обследования.
На правом краю листа (при необходимости на обоих краях) наносится краткая характеристика биотопа, для удобства - символами. Горизонтальными линиями показываются границы между биотопами и/или участки маршрута длиной 100 метров.
На схеме, начиная с нижнего края, отмечаются все наблюдения с использованием условных символов и сокращенных названий птиц (см. ниже). Птицы отмечаются отдельно в главной (25 + 25 м) и дополнительной полосах учета, а также отдельно для каждого биотопа и/ или для каждых 100 метров маршрута.
Рис. 1. Образец записи регистрации при учете птиц методом ФЛТ. Заполнение листа (учетной карточки) начинается снизу. Для регистрации услышанных и увиденных птиц используются символы.
Для регистрации наблюдений можно использовать и более точную схему, например - при учетах на постоянном маршруте - контурную карту, как при использовании площадочного метода учета (картографирования).
Во время учета поющий или иначе наблюдаемый самец интерпретируется как одна пара. Если самец не обнаружен, то самка, группа молодых особей или занятое гнездо тоже принимаются за одну пару.
Некоторые виды птиц гнездятся так рано, что во время учетов уже наблюдаются в стайках. Средний выводок(2 взрослые птиц плюс среднее количество молодых в выводке) следует интерпретировать как пару.
В то же время, у некоторых видов в гнездовое время можно встретить и негнездящихся, одиночных особей. Поэтому, параллельно количеству пар необходимо использовать и общее количество отмеченных особей, что может оказаться более объективным показателем для определения ежегодного изменения численности разных видов птиц.
Желательно на маршруте отмечать границы между биотопами, чтобы при следующих учетах птицы отмечались отдельно, по биотопам. Если птицы отмечаются отдельно для каждых 100 метров (параллельно отмечаются типы биотопов), также представляется удобным маркировать эти участки на маршруте.
Расстояние до птиц (от трансекта, а не от наблюдателя) определяется от того места, где птица была обнаружена в первый раз.
Птицы, летящие над главной полосой учета, причисляются к дополнительной полосе, даже если они впервые отмечены над главной полосой.
Для неопытного учетчика наибольшую трудность представляет определение расстояния в 25 метров. Частая ошибка - недооценка расстояния, то есть слишком много птиц отмечаются в главной полосе учета. Расстояние до птиц необходимо проверять чаще и в различных биотопах; в таком случае обычно быстро вырабатывается способность правильного определения полосы, к которой следует отнести птицу.
Методика проведения точечного учета
Маршрут учета.
Точечный учет представляет собой маршрут с точками учета, распределенными равномерно по всей его длине (нитка с нанизанными точками-бусинками).
Точки учета могут быть распределеныпо разным биотопам,характерным для данного региона. Обычнов лесу необходимо располагатьбольше точек, чем в открытом ландшафте. Для удобства обработки данных рекомендуется каждый маршрут точечного учета планировать толькопо одному биотопу (например, по лесу, по болоту, по сельскохозяйственным землям и т.п.).
Следует избегать расположения точек учета на границе между двумя разными биотопами.
Маршрут учета целесообразно закладыватьв виде кольца и, по возможности, вдоль дорог, по которым интенсивность движения транспорта небольшая.
Для передвижения между точками учета удобно использоватьтранспорт, например велосипед.