Глава II. Знакомство с местной фауной птиц.
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава I. Экологическое образование и условия его реализации в общеобразовательной школе на уроках биологии……………………………………………………………………..5
1.1 Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии……………………………………………………………………….5
1.2 Евроазиатский Рождественский учет птиц……………………………………………………………………………8
Глава II. Знакомство с местной фауной птиц…………………………………...........................................................10
Глава III. Методические рекомендации по использованию материала в школьном курсе биологии……………………………………………………………………..14
1.1 Разработка внеклассного мероприятия «Птицы наши друзья»………………………………………………………………………14
1.2 Разработка рабочей программы кружка «Школа юного орнитолога»………………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………….42
Приложения…………………………………………………………………45
Введение
Птицы – одни из самых интересных объектов живой природы. Разнообразие форм и красок, а также методик наблюдения и учета позволяет изучать представителей данного класса не только школьникам, но и людям, интересующимся орнитологией.
В школьном курсе биологии тема «Птицы» изучается только в 7 классе. Однако, как показывает практика, школьники интересуются не только теоретической стороной изучения данной темы, но и практической тоже. Для этого проводятся внеклассные мероприятия и экскурсии.
Целью моей работы стала организация исследований местной фауны птиц в курсе основной школы.
В ходе выполнения курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1) Изучить условия реализации экологического образования в курсе школьной биологии; дать характеристику экскурсии как формы оганизации учебно-воспитательного процесса; изучить методику проведения Евроазиатского Рожденственского учета птиц.
2) Составить перечень птиц, встречающихся на опытном участке (территория бывшего Арзамасского дендрария).
3) Разработать конспект внеклассного мероприятия «Птицы – наши друзья»
4) Разработать рабочую программу кружка «Школа юного орнитолога»
При написании курсовой работы мной были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; исторический; статистический; изучение нормативно-правовой и научно-методической базы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях организации исследований местной фауны птиц в курсе основной школы.
Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, 3х глав, включающих в себя несколько подпунктов, заключения, списка литературы и приложений.
Глава I. Экологическое образование и условия его реализации в общеобразовательной школе на уроках биологии.
1.1 Экскурсия как форма организации учебно-воспитательного процесса по биологии.
Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры, экологической ответственности каждого жителя нашей планеты. Ответственность - универсальная форма связи и взаимной зависимости личности и общества. В настоящее время существует тенденция снижения экологической ответственности у населения.
Деформация системы экологических отношений, дефицит ответственности перед будущим являются одним из истоков кризисной экологической ситуации. У школьников и у населения в целом преобладает потребительский подход к природе, низок уровень восприятия экологических проблем как лично значимых, не развита потребность практического участия в реальной работе по изучению и улучшению среды, окружающей человека. Поэтому главная задача экологического образования – формирование ответственного отношения к природе.
Экологическое образование школьников должно строиться как единый модуль, обеспечивающий становление биологически грамотной личности, обладающей экологическим мышлением и применяющей свои знания на практике.
Изучение биологических объектов невозможно представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия - экскурсии.В разные времена в понятие «экскурсия» (от лат. «excursio» - выбегаю) вкладывалось различное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию.
Известный методист В. А. Герд определял понятие «экскурсия» как форму «общественно-просветительной работы, при которой группы лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучают тело или явление в его естественной обстановке, отправляясь с этой целью к объекту своего изучения» [8].Один из первых методистов экскурсионного дела Б. Е. Райков трактовал экскурсию и сущность экскурсионного метода следующим образом: «…под экскурсией мы подразумеваем изучение объектов по месту их естественного нахождения (локальный принцип) и в связи с передвижением своего тела в пространстве (моторный принцип). Вот эти два принципа, тесно между собой связанные, и составляют сущность экскурсионного метода» [26].В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведова экскурсия определяется как коллективная поездка куда-либо, с образовательной, познавательной целью.В вопросе определения экскурсии для учащихся в начале ХХ в. выделились два основных направления: экскурсия - единственная ведущая база процесса обучения, экскурсия - существенная часть учебного плана школы [20].Наиболее полное определение понятия экскурсия, исходя из особенностей образовательного процесса представили Н. М Верзилин и В. М. Корсунская:«Школьная экскурсия - форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде или искусственно созданных условиях, по выбору учителя и по темам, связанным с программой» [6].П. И.Пидкасистый в своей книге «Педагогика» трактует понятие «экскурсия» как форму организации обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения, знакомство с предметами и явлениями в их естественном окружении [24].Ю. Л. Хотунцев трактует понятие экологическая экскурсия - как форму экологического образования, представляющая собой групповое посещение природных комплексов или учреждений культуры в образовательных целях [1].Проанализировав подходы ученых к определению «экскурсия» мы будем понимать под экскурсией любой выход в природу, если это совершается с учебной целью, причем не зависимо от того, на какое расстояние придется идти, насколько времени и когда. Экскурсией одинаково будет являться и выход в «большую природу», на пришкольный участок и в ближайший сквер. Соответственно и времени экскурсия будет занимать от нескольких часов до десятка минут. Она может проводиться и в специально отведенное по расписанию время, и за счет части обычного урока. Экскурсии в природу дают возможность изучать растения и животных в их естественной среде. При этом удается выяснять приспособления организмов к конкретным условиям.[11]. Именно на экскурсиях наиболее ярко наблюдается связь между организмом и окружающей средой. Экскурсии придают преподаванию биологии краеведческую направленность. Они помогают расширить знания о живой природе, содействовать развитию наблюдательности и самостоятельности, интереса к живой природе, воспитывать внимательно и бережное отношение к природе[5].Специфика экскурсий заключается в органическом сочетании в ней показа и рассказа. Учитель показывает учащимся объекты и сопровождает показ анализом, пояснениями. Если нет объектов, раскрывающих какую-либо тему, не может быть и экскурсии.[17] Показывая объект, учитель учит экскурсантов правильно воспринимать увиденное, давать оценку увиденным явлениям [9].Кроме познавательного значения экскурсия имеет большой воспитательный потенциал. У них формируется чувство прекрасного, ответственное отношение и любовь к природе, к родине. Экскурсии играют важную роль в осуществлении связи обучения с жизнью [14].
1.2 Евроазиатский Рождественский учет птиц.
В кампании «Parus» используется широко известная российским орнитологам методика маршрутного учета, разработанная Ю. С. Равкиным.
Суть метода заключается в следующем. Учетчик движется по маршруту и отмечает всех птиц, которых видит или слышит. Для каждой встречи при этом указывают: вид птицы, число встреченных особей и расстояние от учетчика до птицы в момент обнаружения. Кроме того, отмечают время начала и конца учета и пройденное расстояние.
Обычная процедура учета выглядит так. Дойдя до места начала учета, учетчик записывает в полевом дневнике дату, место проведения учета и особенности погоды. Затем «открывает учет» — пишет название биотопа и время начала. После этого движется по маршруту и регистрирует встречи птиц до тех пор, пока не кончится соответствующий биотоп и не начнется другой. Тогда учетчик записывает время окончания учета и пройденное расстояние в первом биотопе — «закрывает учет» и «открывает» его в следующем биотопе. И так для каждого отрезка маршрута.[12] При разделении птиц на сидящих и летящих надо помнить, что летящей считается та птица, которая проходит транзитом над местообитанием, где вы ведете учет, и для которой вы не отмечаете ни момента взлета, ни посадки. Если вы видели то или другое, считается, что птица сидела. Так, практически никогда не отмечаются летящими синицы, корольки, пищухи и т. п., чрезвычайно редко — дятлы.
Для того, чтобы вычислить плотность птиц (количество особей, приходящееся на единицу площади) необходимо знать не только длину маршрута, но и ширину полосы, в которой велся учет. Для пересчета данных учета на площадь используются данные о расстоянии, на котором обнаружены птицы.
При обработке данных учета по методу, предложенному Ю. С. Равкиным, птицы распределяются по зонам дальностей обнаружения: обнаруженные близко (1) — до 25 м, недалеко (2) — от 26 до 100, далеко (3) — от 101 до 300 и очень далеко (4) — более 300 м. По правилам работы кампаний зимних учетов, учеты проводятся раздельно в основных типах местообитаний. Обычно выделяются основные типы леса, открытые пространства и застроенные территории (поселки, города).
Расчет плотности населения вида проводится по формуле:
N1*40 + N2*10 + N3*3 + N4
L
где N1...N4 — число особей, зарегистрированных соответственно на расстояниях 1 — 0–25 м, 2 — 26–100 м, 3 — 101–300 м, 4 — 301–1000 м; 40, 10, 3 — коэффициенты, «расширяющие» полосу учета до 1 км; L — расстояние, пройденное с учетом в км. Для птиц, встреченных летящими, пройденное расстояние заменяется на суммарное время учета в часах, помноженное на 30 (средняя скорость полета птиц).
Цель мероприятия
- формирование познавательного кругозора у учащихся, углубление предметных знаний.
Задачи:
Познавательные:
- закрепить и углубить знания, полученные на уроках биологии о происхождении птиц, и особенностях некоторых представителей класса Птицы.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, быстроту мышления, навыки принятия
правильных решений, работая в команде.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в группе, навыки сотрудничества, адекватной
само – и взаимооценки, ответственного отношения к выполняемой работе.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
карточки с заданиями.
Ход мероприятия
1. Вступительная часть.
Учитель:Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о наших добрых и верных друзьях – птицах. Кстати, а вы знаете что у птиц тоже есть праздники? Уже почти век орнитологи всего мира традиционно отмечают 1 апреля Международный день птиц. Начало этому празднику положено в 1906 году, когда была подписана Международная конвенция об охране птиц. В России День птиц появился в 1926 году по инициативе юных натуралистов. А 12 ноября –Синичкин день.
Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустоте, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Многие птицы приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых и личинок. А другие просто украшают нашу чудесную и обширную Родину. Они радуют нас стремительным легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Возможно, поэтому множество поверий и поговорок так или иначе связано с пернатыми.
Ранее в школе вы изучали представителей данного класса. Мне хотелось бы более подробно обсудить с вами их происхождение. Скажите, кто считается предком сегодняшних птиц? (Археоптерикс) Правильно! На сегодняшнее время, это один из распространенных ответов. Однако, есть и другие гипотезы относительно того, кто же все таки является первым предком птиц.
2. Основная часть.
Просмотр видео.
3. Заключительная часть.
А сейчас я хочу предложить вам вспомнить некоторых представителей класса Птицы. Для этого вам нужно разделиться на 2 команды.
(Дети делятся на 2 команды, придумывают название)
1 задание на карточках «8 птиц»
В тексте затаилось 8 птиц, отыщите их название.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Ворона (2 слайд), сорока (3 слайд), щегол (4 слайд), сойка (5 слайд), сокол (6 слайд), чекан (7 слайд), клест (8 слайд), чечетка (9 слайд).
2 задание “Заморочки из бочки”
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
Вопросы:
1. Эти птицы могут часами стоять на одной ноге, не чувствуя усталости, так как в их колене есть специальный запирающийся сустав, который срабатывает как только птица встает на одну ногу. Он как бы фиксирует ногу в таком положении, позволяя расслабить отдельные мышцы. Причем стоит птица и на одной ноге очень устойчиво. (Аист)(10-11 слайд)
2. Первые упоминания об этих птицах относятся к летописям времен А. Македонского. Воины этого полководца, возвращаясь, домой привозили с собой ручных птиц, обученных произношению определенных слов и фраз. Такие птицы стоили баснословно и считались священными. (Попугаи)(12-13 слайд)
3. О том, что гуси Рим спасли, знают все школьники, изучавшие древнюю историю. Когда галлы пытались напасть на римскую крепость ночью, гуси подняли крик. Римляне проснулись и отразили нападение врагов. Как объяснить поведение гусей? (Громкими криками гусь предупреждает своих собратьев об опасности.)(14-15 слайд)
4. Название этой птицы означает "пламя". Взлет стаи этих птиц, когда они все разом раскрывают крылья, похож на закат солнца. Розовый цвет птицы обусловлен пигментом астаксантином. В неволе, где птицы не могут кормиться привычной им едой, они быстро теряют свой великолепный розовый цвет. (Фламинго)(16-17 слайд)
5.Пожалуй, ни об одной птице не сложено столько легенд, ни с одной не связано столько поверий, как с этой. Одни народы возвеличивали её, другие проклинали. Китайцы считали её символом благосостояния, полинезийцы – ночным, злым богом, а у древних греков она олицетворяла мудрость. В средние века церковь объявила эту птицу «нечистым животным», слугой дьявола. Что это за птица? (Сова)(18-19 слайд)
Это сова. Сова не случайно испокон веков привлекала внимание людей: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – всё тревожило людское воображение. Били сов, уничтожали нежадно, пока за них не заступилась наука. Сова – это единственная птица, у которой оба глаза расположены на лицевом диске и направлены вперёд, и в тоже время, не поворачивая корпус, она может смотреть и в бок и даже назад – голова совы поворачивается на 1800. Бесшумный полёт объясняется устройством её оперения.
6.Послушайте легенду. Именно эти птицы прилетели и выдернули клювами гвозди, которыми Иисус Христос был прибит к кресту. За это бог наградил их перекрёщивающимися клювами и причислил к лику святых. Действительно, погибшие птицы долго не разлагаются и, сохраняя красоту оперения, могут пролежать долгие годы без изменения. Что это за птица? (Клест)(20-21слайд)
Клюв у клестов крестообразный, приспособленный для вылущивания семян из шишек хвойных. Сосновые и еловые семена содержат много смолистого вещества. Оно накапливается в организме птицы и клесты как бы пропитываются смолой. Птицам это не вредит, а после смерти тело сохраняется в неизменном виде довольно надолго – иногда до 15 лет.
7.В одном из самых распространенных преданий говориться об этой птице, что одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено иметь своей семьи. Горько плачет с тех пор птица. Её слёзы превращаются в траву, а грустный голос слышен далеко вокруг. Сердобольные люди называют её бедной вдовушкой, а каково же настоящее её имя? (Кукушка)(22-23 слайд)
Это кукушка. В то время как птицы, выбиваясь из сил, выкармливают своих птенцов, кукушка живет припеваючи: она подкидывает свои яйца в чужие гнёзда и ни горя, ни забот не знает. Птицы не замечают, что в их гнездах появилось чужое яйцо. Но это ещё полбеды – главное кукушонок выкидывает из гнезда птенцов законных хозяев. И все-таки кукушка полезна своим аппетитом. Взрослая кукушка за час может съесть до 100 гусениц. Среди гусениц есть и ядовитые, которых другие птицы не едят, а кукушки поедает их.
8.Это самая красивая и крупная птица из куриных. Впервые Александр Великий увидел птиц во время своего похода в Индию. Тогда птица не сильно была распространена в Европе. Корабли царя Соломона вместе с другими драгоценностями и пряностями во время поездок в Офир привозили и этих птиц. На Самосе эту птицу держали в Храме Юноны и изображали на монетах, эта птица считалась украшением дворцов и парков богатых людей. Что это за птица? (Это павлин). Оперение этой птицы очень необычное и красивое. Голова, шея и часть груди пурпурно-фиолетового цвета, спина – зелёного цвета, крылья белые с поперечными полосами, хвост украшен великолепными пятнами в виде глазков. (24-25 слайд)
9.А вот ещё одна легендарная птица. Она ведет ночной образ жизни. У неё необычная внешность: большие выпуклые глаза, маленькие, не приспособленные для ходьбы ноги, а главное огромный рот. По вечерам эта птица часто вьётся над стадами прямо у самого вымени коз и коров. В Испании её зовут обманщиком пастухов. Как же зовут эту птицу?(Это козодой). Сейчас уже мало кто верит, что эта птица доит коз. Но имя, данное козодою когда-то, осталось. Козодой птица ночная, вьётся она возле коз, чтобы ловить насекомых. А огромный клюв им нужен для охоты на крупных ночных жуков и бабочек. Днём же козодой вообще не летает. Просто сидит на ветке в тени или на земле. (26-27 слайд)
10.Эта птица искусный певец. Поёт, сидя на веточке невысоко от земли, несколько сгорбившись и опустив крылья. Молодые певцы учатся искусству пения у старших, подражая им. Вот почему там, где птицеловы отлавливают хороших певцов, новое поколение птиц поёт хуже. Начинает петь по народной примете «когда напьётся из берёзового листка». Благодаря стихам, песням, легендам многие представляют себе эту птицу чем-то вроде жар-птицы. Однако эта птичка невзрачная. Птаха с большими темными умными глазками и длинными тонкими ногами. Что это за птица?(Это соловей).Петь соловей начинает, когда у берёзы будут такие листочки ,что в них уместятся капли росы. Поет соловей месяца полтора до тех пор, пока не появятся птенцы, певцу тогда не до пения. (28-29 слайд)
А теперь, давайте сыграем в «Свою игру». Для этого Вам нужно разделиться на две команды и придумать название для своей команды. (Приложение 2)
1.2 Разработка рабочей программы кружка «Школа юного орнитолога»
Введение
Птицы - одно из самых заметных и ярких проявлений жизни на Земле. Они являются замечательным объектом для изучения, для развития наблюдательности, выносливости, воспитания эстетических чувств и т. д.
Орнитология - самая "удобная" из зоологических наук для занятий юных любителей природы. Данная программа даёт возможность подготовить поколение любителей, которые, не будучи профессиональными орнитологами, найдут себе дело для души - смогут не только путешествовать, наблюдая и определяя птиц, но также научатся проводить учёты их численности, заниматься фотоохотой, научатся проводить массовые акции, пропагандирующие защиту родной природы. А птицы будут проводниками в мир знаний и увлечений.
Программа дополнительного образования "Школа юного орнитолога", содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевойраздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации программы дополнительного образования "Школа юного орнитолога". Целевой раздел включает:
· пояснительную записку;
· планируемые результаты;
· систему оценки достижения планируемых результатов.
Содержательныйраздел определяет общее содержание программы.
Организационныйраздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов программы. Организационный раздел включает:
· примерный тематический план;
· систему условий реализации программы.
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Целями реализации программы является создание условий для организации профильного экологического обучения, развития личности обучающихся в процессе исследовательской деятельности.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
Образовательные:
· дать знания учащимся о видовом многообразии и биологии птиц родного края и России в целом;
· научить определять птиц в природе по внешнему виду, голосу, полёту;
· дать знания о циклических явлениях в природе и жизни птиц в частности, познакомить с народным календарём природы;
· научить методам полевых зоологических исследований (составление фаунистических списков, учёты численности, кольцевание, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.), развить умения и навыки практической работы по изучению, привлечению, охране птиц и других животных;
· научить методам изучения отношения людей к различным группам и видам птиц;
· расширять и углублять знания учащихся по экологии, зоологии, краеведению и дисциплинам естественнонаучного цикла;
· знакомить с многообразием и сложностью локальных и общих экологических проблем, причинами их возникновения и путями решения;
· осуществлять сбор научных сведений о птицах родного края, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;
· обучать школьников основам жизнедеятельности в полевых условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами.
Воспитательные:
· создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
· воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;
· создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;
· развить мотивы и интерес к самостоятельному труду и учёбе;
· укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.
Развивающие:
· создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;
· создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;
· активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;
· развивать наблюдательность и внимание;
· развивать коммуникабельность детей;
· вовлечь их в деятельность по решению локальных экологических проблем.
Содержание программы предназначено для учащихся 6-11 классов, увлекающихся экологией, орнитологией и биологией.
Программа рассчитана на 12 занятий (по 3 ч., всего - 36 ч.), в которых предусмотрено сочетание теории и практики.
Построение программы базируется на знаниях и умениях школьников, полученных на уроках биологии, географии, экологии, математики. Программой предусмотрены теоретические и практические виды занятий. Школьники научатся самостоятельно исследовать, наблюдать, анализировать, сравнивать, делать соответствующие выводы, а также оформлять результаты исследований в виде схем, диаграмм, таблиц.
Основные направления деятельности и планируемые результаты
Планируемые результаты
В результате работы экологической школы предполагается овладение следующими умениями и знаниями.
Обучающиеся узнают:
· Правила техники безопасности. Правила поведения на экскурсиях в природе. Правила выполнения полевых исследований.
· Основные понятия. Орнитология, орнитолог и орнитофауна. Бедвочер. Многообразие и систематика птиц: отряды Воробьинообразные, Гусеобразные, Аистообразные, Голубеобразные, Дятлообразные, Журавлеобразные, Курообразные, Совообразные, Удодообразные, Ястребообразные, Стрижеобразные, Соколообразные. Экологические группы птиц: птицы леса, открытых пространств, водоплавающие птицы, птицы культурных ландшафтов.
· Основные методы исследования. Методы изучения распределения и численности певчих птиц в различных типах местообитаний, методы социологических исследований.
· Меры по охране и защите природных ресурсов.
Обучающиеся научатся:
· Правильно вести себя в природе.
· Правильно работать с лабораторным оборудованием.
· Вести наблюдения в природе.
· Описывать по плану живые объекты.
· Проводить полевые исследования.
· Оформлять результаты исследований в виде схем, таблиц, диаграмм.
· Сравнивать различные данные и делать выводы.
Результаты детских исследовательских работ могут быть представлены на конкурсах, фестивалях, научно-практических конференциях различных уровней.
Формами контроля теоретических знаний, практических навыков и умений учащихся являются олимпиады, игры, конкурсы, экскурсии, тестирования, а также проведение и оформление исследовательских работ.
На занятиях возможна не только индивидуальная форма работы, но и групповая и коллективная, где школьники развивают умение слушать других и отстаивать свою точку зрения. Большую часть дня ребята проводят на свежем воздухе, что позволяет укреплять их здоровье.
II. Содержательный раздел
Содержание программы
Занятие № 1.Введение
Цель:Знакомство обучающихся с содержанием и планом работы "Школы юного орнитолога".
Содержание
План работы школы. Режим работы. Правила работы с лабораторным оборудованием и техника безопасности при проведении полевых исследований и экскурсий в природе. Социологический опрос по изучению отношения людей к различным группам и видам птиц.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Режим занятий в школе
· Правила поведения в природе и правила выполнения полевых исследований
Обучающиеся научатся:
· Правильно работать с полевыми биноклями.
· Проводить социологический опрос.
Содержание
Снаряжение бердвотчера. Птицы как объекты наблюдения. Поведение птиц. Искусство бердвотчера. Золотое правило идеального бердвотчера.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Необходимое снаряжение бердвотчера: бинокль, определители птиц, полевой дневник, одежда.
· Особенности птиц как объектов наблюдения.
Обучающиеся научатся:
· Правильно проводить наблюдения за птицами.
Содержание
Многообразие птиц. Систематические группы птиц. Основные отряды птиц средней полосы России. Места обитания птиц. Приспособления птиц к местам обитания. Основные экологические группы птиц. План описания птицы.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Признаки основных отрядов птиц и их представителей.
· Признаки основных экологических групп птиц и их представителей.
Обучающиеся научатся:
· Составлять характеристику птиц по предложенному плану.
Содержание
Основные группы методик учёта птиц. Методика линейных трансектов (маршрутный учёт). Методика точечных учётов. Методика картирования территорий (площадочные учёты). Статистические методы обработки материала. Экскурсия в природу "Знакомимся с птицами".
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Методик количественного учёта птиц: маршрутного учёта, учёта на точках, учёта на постоянной площадке.
· Общую схему организации исследования, включая подготовку к учётам, технику проведения учётов.
Обучающиеся научатся:
· Закладывать маршруты и площадки для учётов птиц.
· Вести записи и обрабатывать материал.
Содержание
Признаки, необходимые для определения вида птицы: величина птицы, окраска оперения, манеры поведения, способ передвижения, особенности места обитания.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Характерные признаки внешнего облика птиц, необходимые для определения вида.
· Правила пользования атласом-определителем птиц
Обучающиеся научатся:
· Определять птиц по внешнему облику
· Пользоваться атласами-определителями птиц
Содержание
Голос как элемент определения птицы. Основная песня, позыв. Виды позывов: крики тревоги, ссоры, спаривания, призыва птенцов и других особей. Виды записи пения птиц.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся узнают:
· Особенности звуков, издаваемых птицами, их песни и позывы.
Обучающиеся научатся:
· Различать голоса птиц
· Пользоваться электронным приложением голосов птиц
· Определять виды птиц по издаваемым ими звукам
Содержание
Биотоп. Характеристика биотопа. Видовой и количественный состав орнитофауны. Доминирующий вид. Карта учёта видового и количественного состава орнитофауны.
Ожидаемые результаты
· Обучающиеся получат данные, характеризующие видовой состав и численность певчих птиц разных местообитаний
Содержание
Проведение итогового тестирования (Приложение 1).
Содержание
Обсуждение достигнутых результатов. Проведение социологического опроса среди участников школы и лагеря. Вручение сертификатов.
III. Организационный раздел
Примерное тематическое планирование(Приложение 2)
Календарно-тематическое планирование учебного материала (Приложение 3)
Социальные партнеры
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа №58. Нижегородское отделение Союза охраны птиц России.
Итоговый зачёт(Приложение 1)
Теоретическая часть
Выберите один правильный ответ
Задание 1
Как называется наука, изучающая птиц?
А. Зоология Б. Экология В. Орнитология Г. Биология
Задание 2
Бёрдвотчинг – это
А. Наблюдение за птицами В. Кольцевание птиц
Б. Охрана птиц Г. Учёт численности птиц
Задание 3
К птицам лугов и полей относится
А. Жаворонок Б. Дятел В. Лебедь Г. Синица
Задание 4
К ночным хищным птицам относится
А. Ястреб Б. Коршун В. Сова Г. Орёл
Задание 5
Какой метод используется для получения приблизительных данных о численности птиц в разных биотопах?
А. Метод линейных трансектовВ. Метод точечных учётов
Б. Метод картирования территорий Г. Метод площадочного учёта
Задание 6
В какое время суток нужно проводить учёт птиц?
А. В полдень Б. Вечером В. Ночью Г. Ранним утром
Задание 7
В какую погоду проводят учёт птиц?
А. В ветреную В. В дождливую
Б. В безветренную и без дождя Г. В любую погоду
Задание 8
Какой учёный разработал программы «полевой экологии» для детей
А.Формозов А.Н. Б. Боголюбов А.С. В. Вернадский В.И. Г. Вавилов Н.И.
Практическая часть
Определите птиц по внешнему виду
Задание
А. Ворона Б. Грач В. Сорока Г. Галка
Задание 10
А. Пеночка Б. Варакушка В.Воробей Г. Соловей
Задание 11
А. Ласточка Б. Зяблик В. Дрозд Г. Трясогузка
Задание 12
А. Иволга Б. Королёк В. Соловей Г. Щегол
Задание 13
А. Дятел Б. Кукушка В. Овсянка Г. Зарянка
Примерное тематическое планирование(Приложение 2)
№ | Наименование тем | Всего часов | В том числе | ||||
теория | практика | экскурсии | контроль | семинар | |||
Введение | |||||||
Как наблюдать за птицами или как стать хорошим бердвотчером. Птицы рядом с нами | |||||||
Знакомство с систематикой и экологическими группами птиц | |||||||
Методы изучения птиц | |||||||
Определение птиц по внешнему виду | |||||||
Определение птиц по голосам | |||||||
7-8 | Изучение видового состава местной орнитофауны | ||||||
9-10 | Количественный учёт птиц | ||||||
Контроль знаний и умений | |||||||
Подведение итогов. Дерево ожиданий | |||||||