Экологическая экспертиза мероприятий по охране земель сельскохозяйственного назначения

Экологическая экспертиза – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации рассматриваемого объекта.

1. Составные элементы, цели и задачи экологической экспертизы

Составными элементами экологической экспертизы являются:

1. Оценка воздействия на окружающую среду – научное исследование всех влияний техногенных систем на природу.

2. Общественная экспертиза – привлечение широкой общественности, в том числе непрофессионалов, для ответа на вопрос о возможности осуществления конкретного проекта.

3. Государственная экологическая экспертиза (ГЭЭ) – обязательная процедура изучения материалов ОВОС специально назначенными экспертами, результатом которой становится компетентное решение о возможности осуществления проекта. Результат ГЭЭ может быть оспорен или отменен только повторной государственной экспертизой.

Цели экологической экспертизы заключаются в оценке и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду деятельности человека, а также в обеспечении конституционных прав граждан на информацию, благоприятную окружающую среду и экологическую безопасность.

Задачи экспертизы заключаются в следующем:

1. Исследование, анализ и прогнозирование возможных воздействий рассматриваемого объекта на природу и здоровье людей.

2. Оценка соответствия деятельности нормативным требованиям и подготовка выводов о возможности реализации проекта.

3. Информирование населения и заинтересованных лиц о возможных экологических последствиях.

2. Принципы экологической экспертизы

Принцип обязательности. Он гласит, что "государственная экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны окружающей природной среды, предшествующей принятию хозяйственного решения, а финансирование и осуществление работ по всем проектам и программам производится только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы..."

Принцип научной обоснованности означает, что экологическая экспертиза представляет собой научно-исследовательский процесс и должна проводиться на современном научно-техническом уровне, с использованием новейших форм и методов научных исследований квалифицированными учеными-экспертами. Результатом экспертизы должна быть не только констатация допущенных нарушений и оценка их последствий, но и разработка рекомендаций органам или лицам, принимающим решения, а также необходимые прогнозы их реализации в действующих объектах.

Принцип независимости (вневедомственности) в организации и проведении. Принцип относится, в основном, к государственной экологической экспертизе и означает, что непременным условием ее эффективности является функциональная и финансовая независимость организующих ЭЭ органов и проводящих ее экспертов (преимущественно внештатный статус последних, их надлежащее финансовое, организационное, материально-техническое и другое обеспечение). Эти условия призваны создавать условия для свободного волеизъявления эколого-экспертной комиссии, которая должна руководствоваться только фактами, научными методами их обоснования и действующими законами.

Принцип широкой гласности и участия общественности предполагает открытый доступ к информации в ходе проведения экспертизы, принятых решениях и их учете органом управления при реализации объекта экспертизы; возможность общественных организаций и граждан получать такую информацию и доводить свою позицию до сведения лиц, принимающих решения, обязательность для последних сообщать о принятых решениях и т.д.

Кроме указанных, выделяют принципы презумпции потенциальной экологической опасности и приоритета экологической безопасности, комплексности оценки, достоверности и полноты информации, ответственности.

По российскому законодательству экологическая экспертиза – комплексная деятельность, в некоторой мере опирающаяся на общественное мнение. Согласно представлениям об экологической экспертизе, в её состав могут входить рекомендации по устранению замеченных недостатков и нарушений; часто это способ получить основания для наказания нарушителя.

3. Геоэкологические принципы проектирования

На предпроектном уровнеосуществляется технико-экономическое обоснование строительства, реконструкции, технического перевоо­ружения, расширения, модернизации объектов хозяйственной дея­тельности. Следующий уровень— основной, проектный, на котором разрабатывается рабочая документация, состав которой жестко определен нормативными документами и законами РФ. Среди них — экологическая составляющая проектирования.

Общие положения геоэкологических принципов проектирования были намечены в 80-х годах XX века в Институте географии РАН В. С. Преображенским и Т. Д. Александровой, а охраны природы — В. А. Красиловым. Результаты этих исследований положены в основу настоящего раздела лекции.

Геоэкологические принципы проектирования— это указания, ориентирующие проектные институты, фирмы, проектировщика на действия, призванные обеспечить наиболее рациональное использование природных ресурсов, сохранение среды обитания человека.

Сохранять надо ландшафт как функционально целостное образование, а не только его отдельные компоненты (воды, воздух, почвы, растения и т.д.). Ландшафт, благодаря системной природе, обладает многими свойствами, способными удовлетворять различные потребности общества.

Лица, участвующие в проектировании (а также в экспертизе), дол­жны сознавать свою личную ответственность за последствия предлагаемых и принимаемых решений. Проектировщик обязан:

- обладать региональными геоэкологическими знаниями, знаниями о специфике структуры и функционировании конкретных ландшафтов, которые вовлекаются в проектирование;

- иметь представление о технологии конкретного производства, на которое направлено проектирование;

- знать основные положения строительных норм и правил, государственных стандартов и ведомственных документов;

- владеть правовыми основами охраны природы и знать Закон об экологической экспертизе 1995 г. и Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

- принятый Государственной Думой РФ 20 декабря 2001 г. и одобренный Советом

Одним из основных принципов охраны природы является принцип комплексности в геоэкологическом проектировании.

Геоэкологическое проектирование — это проектирование пространственно-временной природно-технической системы, включение объекта, технологии или инженерного сооружения, технической системы в природу. Это наиболее трудно понимаемый принцип проектирования, реализация которого встречает серьезные затруднения.

Необходимость его соблюдения обусловлена тем, что геосистемы — природно-территориальные комплексы — сложные пространственно-временные открытые системы, обладающие внутренней взаимной связанностью и взаимодействием компонентов и структурных частей (подсистем). Одновременно они связаны с соседними и с более крупными геосистемами.

Конкретным проявлением этого базисного принципа выступают следующие положения:

- целостность, системность, взаимосвязь элементов хозяйства предопределяют взаимосвязанное рассмотрение при проектировании конкретного объекта или предприятия его воздействия на природу и обратного влияния измененной природы на состояние хозяйства и здоровье людей;

- в проекте должны быть отражены отраслевой и территориальный подходы;

- при осуществлении проекта необходимо предусматривать комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих природоохранных мероприятий: технологических, территориально-планировочных, экономических, юридических. Системный характер социально-экономической деятельности предусматривает определение точного адреса, т. е. конкретных предприятий, объектов, групп лиц, органов управления, которые должны выпол­нять каждое проектное предложение;

- в процессе проектирования важно иметь в виду, что функциональная целостность, системность, взаимосвязь компонентов геосистем определяет невозможность сохранения ландшафта в целом, отдельных свойств каждого из природных компонентов.

Региональный подход (принцип) в проектировании подразумевает учет местных природных, социальных и экономических особенностей территории не только в границах конкретных объектов, но и окружающего их фона, например, в рамках физико-гео­графических провинций и административных районов и областей.

Местные условия учитываются при использовании ландшафтного подхода, который выступает частным случаем регионального.

|Ландшафтный подходучитывает территориальную физико-географическую дифференциацию при составлении ОВОС. Важно, что один тип воздействия (даже при одинаковой интенсивности) может дать неоднозначную ответную реакцию в различных ландшафтах и в их структурных частях.

Этим вызвана необходимость использования ландшафтного подхода в проектировании, что значительно повышает достоверность прогноза последствий создания инженерного сооружения, технического объекта и т.д. В этом заключен важнейший принцип ландшафтного подхода.

Другая его сторона проявляется в необходимости рассмотрения цепочки причинно-следственных связей в геокомплексах, от источника воздействия до самых отдаленных, но потенциально значимых, которые могут проявится в дальней перспективе. Третья сторона сущности ландшафтного подхода заключается не в простом вписывании инже­нерного объекта в природу, а конструирование природно-антропоген-ного (культурного) ландшафта, геотехнической системы с блоком уп­равления.

Очень важнымb являя.тся принципы управления. В проект должен быть введен блок управления, включающий подсистему контролирования (мониторинга) и регулирования. Сложность управления геотехническими системами (ГТС) обусловлена:

- необходимостью сочетания в них процессов саморегулирования, свойственных природной составляющей, и процессов управления технической их частью;

- использованием процессов самоорганизации в интересах управления;

- открытым характером геосистем, их тесной связью с другими геосистемами, приводящей к непрерывному обмену веществом, энергией и информацией;

- необходимостью учета процессов функционирования, динамики и развития природной составляющей геотехнической системы.

Опережающее управление при проектировании — это анализ соответствия изучаемой геосистемы социально-экономическим потребностям общества, возможности перевода ее в другое со­стояние и прогноз ближайших и отдаленных во времени и про­странстве последствий такого перевода.

Оно также включает выбор методов воздействия, анализ состояния геосистем и допустимых последствий.

Оперативное управление ГТС направлено не только на контроль ее технической части (подсистемы), но и на мониторинг изменений и последствий, которые могут возникнуть в природе, хозяйстве и населении в ответ на воздействия в ходе строительства и последующего функционирования ГТС.

4. Нормативная база экологического проектирования.

Нормативную основу экологического проектирования и экологического обоснования проектов составляет совокупность экологических и природоохранных требований к ним.

Требования экологические — комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды.

Природоохранные требования — требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.

Различают собственно методическую, инструктивную, нормативную базу самого процесса проектированияи систему правовых и нормативных документов, используемых в качестве экологических критериев и требований при проектировании.

Экологическое проектирование регламентируется правилами проектирования, строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомственными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).

Нормативно-методическая основа экологического проектирования в РФ определяется следующими документами:

«Инструкцией по экологическому обоснованию хозяйствен­ной и иной деятельности» (утверждена Приказом Минприро­ды России от 29 декабря 1995 г. № 539);

«Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» (утверждено приказом Госкомэкологии РФ 16 мая 2000 г. № 377, зарегистрировано в Минюсте 4 июня 2000 г. № 2307);

разделом 8 «Инженерно-экологические изыскания» в СНиП П-02-96, разработанными Министерством строительства Российской федерации (Минстрой России), 1997 г.;

разделом «Инженерно-экологические изыскания для строитель­ства» в Своде правил по инженерным изысканиям для строи­тельства (СП-11-102-97), разработанным государственным ко­митетом РФ по жилищной и строительной политике (Гос­строй России);

«Санитарными нормами и правилами проектирования промыш­ленных предприятий» (СН 245-71);

Санитарными нормами и правилами проектирования, строи­тельства и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов;

«Санитарными правилами содержания территорий населенных мест» (СанПиН 42-128-4960-88);

Санитарными правилами и нормами охраны поверхностных вод от загрязнения (СанПиН № 4630-88);

Санитарными правилами по охране атмосферного воздуха на­селенных мест (Минздрав СССР, 1989 г.).

Нормативная основа экологического обоснования проектовв РФ — это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности; Правила по экологическим изысканиям; СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы). Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.

Таким образом, экологическое обоснование проектов— совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определенного региона и человека.

5. Особенности экологической экспертизы проектов мелиоративных систем

Осушениеесть уничтожение гидроморфных комплексов, лесной и кустарниковой растительности, нивелировка местных локальных природных различий путем прокладки дренажа, проведения культуртехнических работ, известкования, внесенения минеральных и органических удобрений.

Это приводит к формированию антропогенного ландшафта с присущими ему процессами мелиоративной эрозии, дефляции, минерализации и сработки торфяной залежи, уплотнения почвы, перестройки орнитофауны и др. При этом появляются новые свойства ландшафта: увеличение пожарной опасности, уменьшение продолжительности безморозного периода и снижение температур воздуха и на поверхности почвы ночью, сокращение и даже исчезновение некоторых видов естественной фауны.

Влияние осушения происходит через поверхностные и грунтовые (дренажный сток).

Размер зоны гидрогеологического влиянияопределяется: глубиной дренажа, расстоянием между дренами регулирующей и проводящей сетей, типом регулирования, литологическим составом пород, мощностью водоносного горизонта, уклонами рельефа, сезонными по годными условиями и др. Ширина зоны влияния может составлять от нескольких десятков метров до 3—6 км.

Снижение уровня грунтовых вод определяет две цепочки причинно-следственных связей: одна проявляется в изменении ландшафтно-геохимических условий, почвенного и растительного покрова; другая связана со снижением затрат тепла на физическое испарение, изменениями в структуре радиационного и теплового балансов, что наряду с альбедо деятельной поверхности формирует новый микроклимат.

При осушении происходит перестройка геохимических ландшафтов на прилегающих территориях. В связи с этим задачи проектированиязаключаются в следующем

Первая — оценка плодородия осушенных земель с позиций геохимических факторов урожая и норм внесения минеральных удобрений. Сложность ее решения заключается в том, что процессы, протекающие на осушительной системе, противоречивы. С одной стороны, в результате осушения происходит перестройка гидроморфного ряда почв в автоморфный, усиление в них зональных процессов, что приводит к формированию более плодородных почв. С другой стороны, при трансформации осушенных почв, сработке торфа и выносе химических элементов с урожаем наблюдается отрицательный баланс органического вещества, несбалансированность круговорота зольных элементов.

Вторая — расчет потерь питательных элементов с однонаправленным дренажным стоком и оценка возможной «химической» эрозии Уничтожение или сокращение природных геохимических и биологических барьеров (низинных болот) способствует выносу химических элементов из ландшафта. Потенциально это является предпосылкой для снижения качества вод и загрязнения, что создает условия евтрофирования водоемов и снижения рыбопродуктивности.

Третья задача — расчет качества дренажных вод и качества поверхностных вод местных рек и озер.

Интегральным показателем последствий геохимической перестройки ландшафтов выступает сток дренажных канав. Эти воды в зоне чаще всего относятся к гидрокарбонатно-кальциевым, они минерализованы. Характерен вынос Са, С1, сульфат-иона и соединений азота. Потеря вещества с дренажным стоком относится к отрицательным последствиям функционирования осушительных систем. В районах с обилием озер, которые принимают дренажный сток, снижается рыбопродуктивность и возникают благоприятные условия для евтрофирования.

Очень важное практическое значение имеет влияние в основном негативное осушительной мелиорациина птиц.

При проектировании осушительных систем на уровне ОВОС необходимо определить размеры зон влияния и направленность процессов. Размеры поясов и подзон влияния определяются совокупностью физико-географических условий, важнейшими из которых выступают три:

глубина дренажа, огранительных (ловчих) каналов;

угол наклона рельефа местности;

гранулометрический состав почвообразующих пород.

По совокупности указанных свойств выделяются четыре вида зон влияния с подвидами.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экологическая экспертиза?

2. Перечислите составные элементы экологической экспертизы.

3. Назовите цели и задачи экологической экспертизы.

4. Принципы экологической экспертизы

5. Геоэкологические принципы проектирования

6. Принцип комплексности в геоэкологическом проектировании.

7. Нормативная база экологического проектирования

8. Особенности экологической экспертизы проектов мелиоративных систем

Наши рекомендации